Колониальная экспансия Франции в страны Индокитая в конце 18 – начале 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:02, дипломная работа

Описание работы

В начале XIX в. и особенно во второй половине развернулась интенсивная колониальная экспансия Англии и Франции против народов Индокитайского полуострова. Самым сильным и развитым государством региона в этот период был Вьетнам, к которому на западе примыкали Камбоджа и Лаос. Далее на запад простиралась территория Сиама (Таи), в вассальной зависимости от которого находился ряд мелких феодальных княжеств Малаккского полуострова. До середины 80-х годов сохраняла независимость часть Бирмы, ставшей объектом британской колониальной экспансии еще в 20-е годы.

Содержание работы

2. Источники и историография
3. Начало французского проникновения в Индокитай. Версальский договор 1787 года и его судьба.
4. Захват французами Южного Вьетнама 1858 – 1862 гг. Сайгонский договор 1863 г.
5. Превращение Камбоджи во французский протекторат.
6. Захват Францией лаосских земель
7. Завершение захвата Францией Вьетнама и создание Индокитайкого союза.
8. Заключение
9. Список литературы

Файлы: 1 файл

diplom_pro_indokitayskikh_frantsuzov.docx

— 149.86 Кб (Скачать файл)

Тонкин (Северный Вьетнам) рассматривался французами в качестве важного района на пути дальнейшего продвижения  в Китай. Завоевывая Центральный  и Северный Вьетнам, Франция хотела искусственно отделить Тонкин от Аннама. До, образования Индокитайского союза  Аннам и Тонкин находились под  управлением генерального резидента, которому были подчинены верховные  резиденты Аннама и Тонкина.[44;80]

 Во главе администрации в  Тонкине стоял чиновник, именуемый  верховным резидентом, функции которого  были аналогичны функциям губернатора  Кохинхины. Он являлся главой  всего административного аппарата  Тонкина. В качестве совещательного  органа при нем в 1898 г. был  образован Совет протектората. В  1894 г. был учрежден аналогичный  совместный совет для Аннама  и Тонкина. В него входили  высшие чиновники, командующие войсками, размещенными на его территории, генеральный прокурор и др..[45;109-115]

 При верховном резиденте  имелись две торговые палаты  — в Ханое и Хайфоне и  сельскохозяйственная — в Ханое.  Торговые и сельскохозяйственные  палаты Тонкина имели те же  функции при верховном резиденте,  что и палаты Кохинхины.

 Тонкин вначале был разделен  на 13, а затем на 23 провинции . Во  главе каждой из них находился  французский резидент-администратор, который контролировал всю деятельность местных вьетнамских чиновников. Вьетнамская администрация Тонкина, в отличие от Кохинхины, сохранялась. Вьетнамские чиновники осуществляли там непосредственное управление в соответствии с вьетнамским традиционным правом. В то же время таможенная служба, финансы, общественные работы находились под контролем французских чиновников.[46;92]

 Протекторатами, где хотя бы  формально, но сохранялись собственные  государственные органы, являлись  Аннам, Камбоджа и Лаос.

 Глава государства-протектората  рассматривался во Франции в  качестве главы иностранного  государства, деятельность которого  ограничивалась метрополией через  резидента. Французское законодательство  отношения протектората и метрополии  определяло как неравноправный  союз двух суверенных государств.

 Протекторат имел юридически  двойственный характер. Он не  являлся французской территорией,  подобно колонии, но и не  был территорией иностранного  государства.[46;93-95]

 Жители страны-протектората  не имели французского гражданства,  оставаясь подданными своего  монарха. Тем не менее они  имели статус лиц, находящихся  под покровительством Французской  Республики, и за ними признавались  некоторые права, имевшиеся у  ее граждан (быть допущенным  на административную работу во  французские учреждения, служить  во французской армии и др.).

 Во французском законодательстве  определялась и такая форма  колониального владения как концессия.  Таковыми на территории Индокитая  являлись города Ханой, Хайфон  и Туран (Дананг), которые вначале  входили в состав протекторатов,  но затем, в 1888 г., были переданы  Франции на правах собственности.[46;97]

 Во главе Аннама (Центральный  Вьетнам) стоял император, который  получал ежегодное содержание  от французского правительства,  а бюджет его двора утверждался  верховным резидентом. При нем  имелся совет Короны, а также  тайный совет. В сентябре 1897 г.  совет Короны был заменен советом  министров под председательством французского верховного резидента. Тайный совет при императоре состоял из шести министров и нескольких высших чиновников. Кроме того, при императоре имелся секретариат из четырех человек и специальная служба по составлению хроник.

 Для поддержания порядка  при дворе состояло около 300 солдат личной гвардии императора. Местное управление находилось в руках вьетнамских чиновников.[46;100]

 Аннам был разделен вначале  на 12 провинций, а позднее —  на 16. Фактическим главой Аннама  был находившийся в Хюэ верховный  резидент, подчинявшийся непосредственно  генерал-губернатору Индокитайского  союза. Он осуществлял внешние  связи с зарубежными представительствами,  находившимися на территории  Аннама, имел право на личную  аудиенцию у императора, контролировал  деятельность местных администраций,  определял бюджет протектората.

 Управление провинциями также  было поставлено под контроль  французского резидента. Кроме  того, финансы, общественные работы, таможенная служба находились  под его прямым контролем.[46;100]

 Камбоджа была организована  в протекторат в 1884 г., что подтвердили  указы 1889-1898 гг. Во главе страны  находился король. Он имел право  издавать законы, которые вступали  в законную силу после утверждения  французским резидентом.

 Финансы, налоги, таможни, государственные  монополии находились полностью  в руках Франции, которая за  счет средств камбоджийского  населения оплачивала административные  расходы и расходы на содержание  короля и его двора. Король  стал фактическим чиновником, получавшим  свое жалованье от французских  властей.

 При короле создавался совет  министров, председателем которого  являлся верховный резидент. При  нем функционировал с 1899 г.  в качестве совещательного органа  совет, состоявший из высших  чиновников протектората.[47;58]

 Государственный аппарат находился  в непосредственном подчинении  верховного резидента, который,  в свою очередь, подчинялся  генерал-губернатору Индокитая.  В его обязанности входило  исполнение постановлений, принятых  генерал-губернатором, он также отвечал  за кадровые изменения во французском  и местном административном аппарате.

 Камбоджа была разделена  вначале на шесть, а впоследствии  — на четырнадцать провинций.  Во главе каждой стоял резидент  и глава местной администрации.  Первый из них следил за  соблюдением законов на территории подведомственной провинции, контролировал действия местных властей, занимался вопросами налогообложения, разбирал судебные дела французских граждан и т.д.[47;60]

 В провинциях и других  более мелких административных  образованиях управление было  сосредоточено в руках местной  администрации, действия которой  контролировались французскими  чиновниками. Кроме того, в руках  французов находилось непосредственное  управление финансами, таможнями  и общественными работами.

 Последней территорией Индокитая,  вошедшей в состав Индокитайского  союза, стал Лаос, образованный  в результате объединения под  французским протекторатом нескольких  разрозненных территорий, когда  обе части — Верхний и Нижний  Лаос — были объединены в  1899 г. под руководством французского  генерального резидента, которому  были предоставлены равные права  с резидентом Аннама, Камбоджи  и Тонкина. Местом пребывания  генерального резидента стал  Саваннакет, а позднее Вьентьян. Французские чиновники в Луанг  Прабанге были подчинены генеральному  резиденту. После этого, в 1900 г., Лаос был включен в состав  Индокитайского союза и разделен  на десять провинций (в том  числе одну военную территорию).[47;65-66]

 В конце мая 1898 г. французский  министр иностранных дел напраил  в китайский МИД документ относительно  Гун-чжоуваня, в котором Франция  предлагала Китаю уступить ей  эту территорию в аренду сроком  на 99 лет. Несмотря на все попытки  Франции быстро решить этот  вопрос, он затягивался из-за сопротивления  Китая. Лишь в феврале 1900 г.  соответствующий документ был  утвержден, и данная территория  перешла под непосредственное  управление французского генерал-губернатора  Индокитая.

 В парламенте и правительстве  метрополии французские владения  в Индокитае были представлены  от Кохинхины одним депутатом  парламента; от Камбоджи Аннама  и Тонкина — по одному делегату  в высший совет колоний.

 После создания Индокитайского  союза эта территория постепенно  расширяла свою самостоятельность  в решении местных проблем.  Одновременно усиливалась роль  центральных органов данного  союза в сравнении с местными  на уровне входивших в него  территорий.[47;67]

 В 90-е гг. XIX в. парламент  Франции своими декретами предоставил  большую самостоятельность Индокитайскому союзу. В 1897 г. генерал-губернатором Индокитая был назначен П. Думер, находившийся на этом посту вплоть до 1902 г. Под его руководством был проведен ряд реформ колониального управления Индокитаем с целью превращения последнего в экономическом отношении в более эффективное колониальное объединение и совершенствования там работы административного аппарата.

 С 1897 г. французами в Индокитае  была введена государственная  монополия на производство и  продажу алкоголя, соли, опиума, а  также на спички, табак и порох.  Тогда же была проведена налоговая  реформа, которая привела к  их повышению и дифференциации, что, в конечном итоге, существенно  увеличило поступление финансовых  средств в бюджет Индокитайского  союза.[48;105-107]

 Основная масса полученных  средств направлялась на развитие  инфраструктуры Индокитайского  союза, строительство железных  и шоссейных дорог. Средства  также вкладывались в развитие  транспорта, ирригационное строительство,  реконструкцию морских и речных  портов, строительство судоходных  каналов и т.д.

 К концу XIX в. в Тонкине  и Лаосе появились французские  акционерные общества по разработке  полезных ископаемых, и к этому  периоду в Индокитае уже добывали 260 тыс. тонн каменного угля. Франция  постепенно выкупила у вьетнамцев  и китайцев все угольные шахты.

 К началу XX в. во Вьетнаме  образовалось несколько крупных  текстильных компаний по производству  шелка и хлопчатобумажных тканей. В конкуренции с ними были  разорены вьетнамские ремесленники, занимавшиеся текстильным производством.[48;108]

 В области сельского хозяйства  французский капитал занимался  освоением рисоводства (прежде  всего в Кохинхине) с целью  его экспорта, а также разведением  гевеи. К концу XIX в. здесь  возникли первые французские  каучуковые плантации, а также  плантации чая и кофе.

Таким образом, к началу XX в. были созданы  все условия для интеграции государств Индокитая в мировой рынок  на зависимой основе, а также окончательно оформились границы и система  колониального управления Францией подчиненных ей территорий в Индокитае, просуществовавшие, с небольшими изменениями, вплоть до Второй мировой войны.[48;108]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

 

В начале XIX в. и особенно во второй половине развернулась интенсивная колониальная экспансия Англии и Франции против народов Индокитайского полуострова. Самым сильным и развитым государством региона в этот период был Вьетнам, к которому на западе примыкали Камбоджа и Лаос. Далее на запад простиралась территория Сиама (Таи), в вассальной зависимости от которого находился ряд мелких феодальных княжеств Малаккского полуострова. До середины 80-х годов сохраняла независимость часть Бирмы, ставшей объектом британской колониальной экспансии еще в 20-е годы.

Все эти страны Индокитайского полуострова  представляли собой неограниченные монархии, опиравшиеся на помещиков  и служилую знать.

Основная  масса населения — крестьянство — жила сельскими общинами. Однако сравнительно быстро шел процесс их разложения. Высшие чиновники, помещики, верхушка общины скупали и захватывали крестьянские наделы. Росло число безземельных крестьян, которые вынуждены были на кабальных условиях обрабатывать землю помещиков, подвергаясь различным формам феодальной и полуфеодальной эксплуатации.

Многие потребности деревенского населения удовлетворялись сельскими ремесленниками, зачастую сочетавшими ремесло с земледелием. Однако в городах, особенно прибрежных, издавна развивалось ремесло, отделившееся от сельского хозяйства.

При господстве феодальных отношений, системе внутренних пошлин и налогов  внутренняя торговля между отдельными районами была развита слабо. Не сложилась  еще и крупная торговая   буржуазия,   связанная  с   внешней   торговлей.

Политика  самоизоляции, проводившаяся феодальными  правителями индокитайских государств, была средством предотвращения проникновения иностранного капитала. Однако, навязав ряд договоров, иностранные державы добились возможности торговать, а затем и обосноваться в Бирме, Сиаме и Вьетнаме.

Социально-экономическое и политическое развитие Вьетнама в начале XIX в. во многом определялось результатами крестьянской войны 1771—1802 гг., вошедшей в историю как восстание тэйшонов: она началась в районе Тэйшон (Западные горы).

В ходе восстания уже к середине 80-х годов Вьетнам был фактически объединен под властью тэйшонов. Но в 1787 г. в страну вторглась с  севера 200-тысячная армия Цинов. Отступив в глубь страны, тэйшоны призвали народ к отпору захватчикам. В начале 1789 г. армия маньчжуро-китайских оккупантов была разгромлена.

Информация о работе Колониальная экспансия Франции в страны Индокитая в конце 18 – начале 20 века