Колониальная экспансия Франции в страны Индокитая в конце 18 – начале 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:02, дипломная работа

Описание работы

В начале XIX в. и особенно во второй половине развернулась интенсивная колониальная экспансия Англии и Франции против народов Индокитайского полуострова. Самым сильным и развитым государством региона в этот период был Вьетнам, к которому на западе примыкали Камбоджа и Лаос. Далее на запад простиралась территория Сиама (Таи), в вассальной зависимости от которого находился ряд мелких феодальных княжеств Малаккского полуострова. До середины 80-х годов сохраняла независимость часть Бирмы, ставшей объектом британской колониальной экспансии еще в 20-е годы.

Содержание работы

2. Источники и историография
3. Начало французского проникновения в Индокитай. Версальский договор 1787 года и его судьба.
4. Захват французами Южного Вьетнама 1858 – 1862 гг. Сайгонский договор 1863 г.
5. Превращение Камбоджи во французский протекторат.
6. Захват Францией лаосских земель
7. Завершение захвата Францией Вьетнама и создание Индокитайкого союза.
8. Заключение
9. Список литературы

Файлы: 1 файл

diplom_pro_indokitayskikh_frantsuzov.docx

— 149.86 Кб (Скачать файл)

Французы  к этому времени располагали  в Тонкине 15 тыс. боеспособных войск. Большим преимуществом французского корпуса, которым командовал сменивший  генерала Мийо Луи Бриер де Лиль, было наличие у нее речной флотилии. Это позволяло быстро перебрасывать  военные силы против одной или  другой китайской армией, совершать  обходные маневры по речным системам. В то же время французские войска были недостаточно хорошо организованы, они состояли из целого ряда отдельных  частей — обычных войск, морской  пехоты, алжирских, аннамских (южновьетнамских), тонкинских (северовьетнамских) колониальных войск. Наибольшие потери во Вьетнаме французы несли от тропических болезней.

После нападения  французского флота на Фучжоу китайские  войска еще до полного сосредоточения всех сил начали в сентябре 1884 г. медленное продвижение от своих  границ в глубь Вьетнама. Передовые  части Гуансийской армия двигались  от Лангшона вдоль Мандариновой дороги, а Юньнаньская армия — от Лаокая вниз по долине Красной реки. В октябре  французы остановили наступление Гуансийской  армии, разбив по отдельности несколько  передовых китайских отрядов  и захватив стратегически важные пункты. Китайцы понесли при этом большие потери, причем со стороны  французов были отмечены массовые расправы над пленными, что обсуждалось  в европейской печати.[36;99]

В ноябре части Юньнаньской армии Тан  Цзинсуна осадили небольшую, но хорошо укреплённую крепость Туенкуанг. Крепость, которую защищал гарнизон под  командованием майора Марка Эдмонта  Домине (650 солдат иностранного легиона  и аннамских стрелков) осаждало 6 тыс. китайцев. Еще 15 тыс. китайских  войск было собрано южнее, чтобы  отражать попытки французов деблокировать крепость. Таким образом, осада Туенкуанга на несколько месяцев сковала основные силы Юньнаньской армии, что имело важное значение на ход военных действий.

Пока  половина китайских войск была занята у Туенкуанга, французское командование приняло решение нанести удар по Гуансийской армии. Командующий  французским корпусом Бриер де Лиль сосредоточил против Пань Динсиня 7,5 тыс. своих войск (остальные французские  войска составляли гарнизоны крепостей) с большим количеством полевой  артиллерии, для наступательной кампании были собраны большие запасы продовольствия и военного снаряжения, организован  транспорт.[39:11]

С начале феврале 1885 г. французы провели 10-дневное наступление на Лангшон, закончившееся его взятием. Китайская Гуансийская армия не смогла противодействовать стремительным обходным маршам французов и отступала, ведя лишь аръергардные бои, иногда упорные. 13 февраля Лангшон был взят. Бриер де Лиль, считая, что с Гуансийской армией покончено, повернул с 5 тыс. солдат против Юньнаньской армии. Французские войска вернулись по Мандариновой дороге в Ханой, после чего на судах речной флотилии стали подниматься по Красной реке. В январе-феврале 1885 г. гарнизон Туенкуанга отбил семь китайских штурмов, но силы его подходили к концу. В начале марта Бриер де Лилль ударом с юга прорвал фронт Юньнаньской армии и освободил Туенкуанг от осады.

2,5 тыс.  французских войск во главе  с генералом Франсуа де Негрие, оставленные у Лангшона, в это  время продолжали преследовать  части Гуансийской армии до  границы Китая и даже демонстративно  на короткое время перешли  ее, взорвав т. н. «Китайские  ворота» — здание таможни.  Однако Гуансийская армия не  была разгромлена. После отступления  из Тонкина на свою территорию, китайские войска были реорганизованы  и усилены. Их численность выросла  до 30 тыс. чел. В противостоявшей  им бригаде Негрие было менее  3 тыс. солдат. При столь малых  силах Негрие получил приказ  нанести на границе новый удар, чтобы склонить китайцев принять  условия мира.[39;15-16]

23 марта  1885 г. у местечка Банбо Негрие  атаковал укреплённые китайские  позиции, но был отброшен с  большими потерями. Потеряв 300 чел.  убитыми, Негрие дал приказ  об отступлении к Лангшону, чтобы  дожидаться там подкреплений. 28 марта  наступавшие следом китайские  войска атаковали французов у  Лангшона. В завязавшемся сражении  Негрие опрокинул левый фланг  китайцев, но в разгар боя был  тяжело ранен. Лишившись командующего, французские войска потеряли  стойкость и обратились в беспорядочное  отступление, бросая артиллерию  и обоз (вина в этом во многом  лежала на принявшим временно  командование бригадой полковнике  Эрбинье).

Неудачи во Вьетнаме привели во Франции к  правительственному кризису. Французское  правительство обвиняли в том, что  оно скрывает истинное положение  вещей — ведет войну с Китаем, не имея на то полномочий от парламента. Ферри в свою защиту утверждал, что  против Китая ведется не война, а  репрессивная акция, не требующая парламентской  санкции. После известий о поражениях у Банбо и у Лангшона кабинет Ферри пал. Новое правительство Бриссона было, тем не менее настроено закончить войну с Китаем победой, «чтобы сохранить честь Франции». Было принято решение о направлении в Тонкин новых войск, но в апреле Китай согласился на мирные переговоры.

Причинами этого неожиданного решения назывались последствия установленной адмиралом  Курбе рисовой блокады или  возникшей в это время угрозой  войны Китая с Японией из-за волнений в Корее. Большое значение имела позиция Великобритании, при посредничестве которой с кон. 1884 г. в Лондоне шли неофициальные переговоры китайских и французских представителей. [39;17]Первоначально Англия, от которой во многом зависела вненшняя политика Пекина, поддерживала требования китайцев, претендовавших на раздел территории Северного Вьетнама, так чтобы к Китаю переходили северные провинции Лаокай и Лангшон. Великобритания была заинтересована в том, чтобы китайцы связывали в Индо-Китае французов, с которыми англичане соперничали там из-за Верхней Бирмы и Таиланда. Однако, когда в 1885 г. возникла угроза англо-русского конфликта в Центральной Азии, Великобритания решила, что необходимо переориентировать внимание Китая с южных на северные границы, чтобы создать давление на Россию. Поэтому китайцам было рекомендовано полностью уступить Вьетнам французам.[38;10]

4 апреля 1885 г. Франция и Китай подписали  предварительное соглашение о  перемирии. Французский флот снимал  блокаду торговых портов Китая,  но продолжал блокировать китайскую  военную эскадру в Чжэньхае. Французские  десантные войска продолжали  находиться на Тайване и Пескадорских  островах, в то время как китайские  войска начали уходить из Северного  Вьетнама. 9 июня 1885 г. в Тяньцзине  был подписан окончательный франко-китайский  мирный договор. По этому договору  Китай признавал, что весь Вьетнам  контролируется Францией, с вьетнамской  территории выводились все китайские  войска. Со своей стороны Франция  выводила свои войска и флот  с Тайваня и Пескадорских островов  и отказывалась от требований  контрибуции. Франции предоставлялся  ряд торговых привилегий в  пограничных с Вьетнамом провинциях.[33;134]

 

7.2 Образование и первый  период существования Индокитайского  союза (1887-1899 гг.)

Создание Индокитайского союза  завершило собой длительный процесс  юридического оформления колониального  господства Франции над территориями Индокитая. Формы и доктрины французской  колониальной политики в Индокитае  определялись, в первую очередь, особенностями  социально-экономического развития метрополии, а также учитывались и цивилизационные  факторы, присущие Вьетнаму, Лаосу и  Камбодже.

 При осуществлении на практике  колониальной политики французское  правительство стремилось выдвинуть  на первый план такие цели, как гуманность, защита свободы  исповедания религии и т.д.  Учитывались при этом соображения  национального престижа, такие как  традиции французской монархии, величие нации и т.д.[42;58]

 В октябре 1887 г. в состав  Индокитайского союза вошли Кохинхина,  Аннам, Тонкин и Камбоджа. Позднее  туда были включены Лаос (1899) и  китайская территория Гуанчжоувань (1900). Общее управление этим своеобразным  объединением осуществлялось министерством  колоний, а непосредственно в  самом Индокитае высшим должностным  лицом метрополии являлся французский  генерал-губернатор.[42;58] Генерал-губернатор становился единственным официальным представителем президента Французской Республики на территории Индокитая, обладал правом издавать декреты, имевшие обязательную юридическую силу. Генерал-губернатору подчинялась гражданская администрация, и он являлся официальным полномочным представителем Французской Республики в странах Дальнего Востока и верховным главнокомандующим вооруженными силами Индокитайского союза. В ведении генерал-губернатора находился и бюджет Союза. Только он имел право официальной переписки с правительством метрополии.[42;59]

 Генеральный секретарь являлся  по должности заместителем генерал-губернатора  и лицом, непосредственно возглавлявшим  административный аппарат Союза,  в его прямом подчинении находились  правоохранительные органы.

 В 1894 г. было создано управление  финансового контроля, отвечавшее  перед метрополией за положение  дел в области финансов и  контролировавшее деятельность  Индокитайского банка.

 Колониальная администрация  вначале ввела судопроизводство  по французским законам для  европейцев, французов и ассимилированных  лиц из числа местного населения,  но затем были введены уголовное  и гражданское законодательство  для коренного населения с  учетом традиций местного судопроизводства.

 Важную роль в деятельности  центрального аппарата играло  управление таможен и государственных  монополий. Это управление являлось  главным источником ресурсов, питав-.ших  генеральный бюджет, и было наиболее  разветвленной службой Индокитайского  союза.[42;60-65]

 В 1898 г. были образованы  Управление общественных работ  и Управление сельского хозяйства,  в задачи которых входила организация  железнодорожного строительства,  управление работами в шахтах, мелиорацией, оказание помощи французским переселенцам в освоении земель в Индокитае, изучение особенностей индокитайской экономики и т.д.

 Кроме того, в подчинении  генерал-губернатора находилось  управление почт и телеграфа.  Все перечисленные управления  имели отделения на местах

 С 1898 г. французская администрация  стала привлекать местное население  для несения административной  службы, в частности, в управлении  таможен и монополий, при сборе  налогов и т.д., где особенно  необходимо было знание местных  условий.

 Армия выполняла частично  правоохранительные функции, а  также функции таможенной и  пограничной службы. Главные силы  сухопутных войск сосредотачивались  на севере Вьетнама. И в них  входили не только французские  войска, но и местные вооруженные  формирования численностью до 20 тыс. человек.[43;59-61]

 Названные выше органы имели  непосредственное подчинение генерал-губернатору.  Кроме того, при нем имелся  и ряд совещательных органов.  Главным из них был  Высший  совет Индокитая, созданный в  1887 г. Спустя десять лет в  него были введены и представители  от местного населения. Он собирался  один раз в год, и в его  состав входили главнокомандующие  родами войск, высшие государственные  чиновники Индокитайского союза,  лица, представлявшие экономические  интересы Франции, а также французских  колонистов — делегатов торговых  палат Сайгона, Ханоя и Хайфона,  сельскохозяйственных палат Кохинхины  и Тонки-на, смешанных палат по  делам торговли и сельского  хозяйства Аннама и Камбоджи, а также из пяти представителей  элиты —по одному от каждой  страны Союза— Камбоджи, Кохинхины,  Аннама, Тонкина и Лаоса. Они  назначались генерал-губернатором  по представлению глав местной  французской администрации.[43;62]

 Во главе местной администрации  в Кохинхине находился губернатор, в Аннаме, Тонкине, Камбодже —  верховный резидент, формально руководивший  всеми делами совместно с местными  правителями этих протекторатов.

 Губернатору  Кохинхины (Южный  Вьетнам) подчинялись все чиновники,  находившиеся на ее территории, он также имел право решать  вопросы, связанные с предоставлением  земельных участков, строительством  инфраструктуры и т.д.

 В качестве совещательного  органа при губернаторе существовал  Совет, в котором под его  председательством заседали высшие  чиновники колонии и Колониальный  совет, формально представлявший  интересы местного населения.[43;63]

 Французское население после  достижения 21 года избирало своих  представителей в Колониальный  Совет на основе всеобщих и  прямых выборов. Коренное же население могло принимать участие в выборах лишь с 25 лет на основе ограниченного избирательного права в зависимости от размеров вносимых налогов и рода деятельности.

 В Кохинхине существовала  торговая палата и палата сельского  хозяйства, куда избирались представителями  французских и вьетнамских предпринимателей  с правом высказываться по  вопросам промышленности, торговли  и сельского хозяйства.

 Во главе каждой из 21 провинции  Кохинхины стоял французский  чиновник, одновременно являвшийся  председателем совета провинции,  избиравшегося местной элитой.

 Упразднив центральную вьетнамскую  администрацию на территории  Кохинхины, французские власти  ввели там право наследования  земельных угодий и для невьетнамского  населения, что было выгодно,  прежде всего, для китайских  переселенцев, до этого не имевших  такой возможности. Местная вьетнамская  администрация сохранилась лишь  на уровне уездов и волостей.[43;63]

 Введение в колонии прогрессивного  для того времени французского  законодательства с учетом местных  традиций ста? вило население  Кохинхины в более благоприятное  положение в сравнении с населением  в других частях Индокитая.

 Для укрепления своей власти  французы создали систему эндижената, своеобразных правил поведения  местных жителей, согласно которым  вьетнамцам запрещалось без официального  разрешения перемещаться из одной  части страны в другую.[44;79]

 Главные органы Индокитайского  союза были сосредоточенных в  Сайгоне, одновременно являвшимся  административным центром Кохинхины.

Информация о работе Колониальная экспансия Франции в страны Индокитая в конце 18 – начале 20 века