Лекция по "Истории костюма древнего и античного мира"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:26, лекция

Описание работы

Работа содежрит лекцию по дисциплине "История костюма древнего и античного мира"

Файлы: 1 файл

История костюма.docx

— 4.86 Мб (Скачать файл)

Строгий покрой одежды компенсировался красотой самой ткани - гладкокрашеной или покрытой сплошным орнаментом, нередко дополненный вышивкой золотом. Шелк входил в моду, решительно оттесняя  не только античную шерсть, но также льняные ткани. В среде аристократов особой любовью пользовался ткани расшитые крупными изображениями геральдических и реальных животных, птиц и растений, фигурами людей, составляющими порой целые картины на сюжеты Священного Писания. Подобные одеяния уподоблялись великолепным мозаикам того времени. Мода на крупный орнамент сменялась модой на пестрый мелкий рисунок и снова возвращалась.

Еще в  эпоху Римской империи фунт шелка  стоил фунт золота. На протяжении многих веков умением разводить шелкопряда и превращать его  нить в изумительную шелковую ткань владели только китайцы. Благодаря своим качествам китайские  шелка вызывали восторг во всем мире. Поэтому правители разных государств стремились завладеть секретом и наладить у себя производство шелка. Китайцы тщательно скрывали заветное знание, прилагали все усилия, чтобы яйца шелкопряда и семена тутового дерева не были вывезены из страны. И все же хитроумные византийцы смогли похитить и то и другое. По преданию некий монах принес из Китая в Константинополь  в бамбуковом посохе семена тутового дерева, а когда появились деревца, тем же способом он доставил и коконы шелкопряда. Свой шелк в Византии начали ткать в 4 столетии, и к 8-12 вв. шелкоткачество достигло здесь совершенства. Константинополь сделался крупнейшим мировым центром производства и торговли шелком.

Такие ткани  шли не только на нашивки, бордюры, наплечники и другие украшения, но и на пошив  роскошных костюмов верхушки византийского  общества. Очень грубые тяжёлые и  жёсткие, они часто обвисали за счет нашитых на них дорогих камней. Они в значительной мере обусловили замену драпируемой одежды на бесформенную и свисающую одежду футлярного типа.

Тонкие  и полупрозрачные ткани, которые  также изготовлялись в Византии, шли только для женской вуали  и покрывал для головы.

Византийский костюм знати отличался необычной роскошью и пышностью в убранстве, присущей Востоку. Цвета тканей очень разнообразные, яркие тона и оттенки. Высоко ценился пурпур разных оттенков, который считался императорским цветом. Император Константин 7 Богрянородный в своем придворном уставе описал костюмы василевса  (греч. басилиус – титул императора) и придворных 13 степеней. В парадных костюмах ярко проявлялись представления византийцев об устройстве мира, пронизанного символами и подчиненного строгой иерархии. Особое значение имел цвет. Окрашенный в пурпурные оттенки шелк считался привилегией царской семьи и высших сановников. Такие шелка ткались в государственных мастерских – гинекеях – и все производство от изготовления до окраски было строго засекречено. Пурпурную ткань получали путем сложной двойной окраски в жидкости, выделяемой редкими морскими малюсками. Подлинный пурпур – это не ровный цвет, а такая окраска ткани, когда она приобретает блеск, а главное, тени в складках красного пурпура отливают синим, а тени в складках синего и фиолетового пурпура имеют багровые отсветы. Пурпурные ткани были самых разнообразных оттенков – от розового до фиолетового (аметистового). Именно трагический аметистовый пурпур стал излюбленным цветом в христианском Константинополе, в отличие от радостно- триумфально красного, предпочитаемого в античном Риме. У византийцев соединение синего и красного в пурпуре получило символическое религиозное толкование. Синий цвет, как самый не материальный и мистический, олицетворял непостижимые тайны, божественную силу, небесную высоту. Право ставить подпись синими чернилами имели лишь высшие титулованные особы. Красный – это цвет крови Христа, Его страданий во имя любви к людям. Василевс восседал на троне, обитым пурпуром, на пурпурной же подушке, носил пурпурные сапоги. Он один мог подписываться пурпурными чернилами.

Для узоров использовали соединения таких цветов как жёлтый, коричневый, белый, черный. Ткани с большими узорами имели большой спрос. Использовались также серые и кремовые цвета. В орнаментации тканей использовали изображения животных (львов, слонов, быков), птиц (орлов, уток, павлинов) и фантастичных существ (грифонов, пегасов, фениксов), вписанных в углы многоугольников и ромбов. Эти изображения соединялись в цельный узор промежуточными розетками или завитками. Часто фигуры животных располагали парами лицом к лицу. Размер рисунка на ткани не редко достигала 30-40 см в диаметре. Позже появляются узоры религиозного содержания: кресты, монограмма Христа, изображение ангелов, святых, Богоматери, сцены из святого писания, а также условные фигуры бубновых, червовых и трефовых карт. Одежда священнослужителей кроилась в форме креста и украшалась крестообразным орнаментом, например, саккос митрополита, сшитый из сатина, дамаска, тафты, шелка, и украшенного серебряным и золотым шитьем.

       

Для бордюров на одежде широко использовались геометрический и стилизованный орнамент с мотивами пальмет, акантового дерева и других растений. Распространение узорных тканей также вызвало необходимость перехода к свисающей гладкой одежде, которая не создавала бы глубоких складок и загибов.

Кроме общего узора, через всё поле ткани наносили орнаментальные полосы, расположенные  горизонтально (на рукавах около  запястья и выше локтя) и вертикально (вдоль разрезов одежды), а также  орнаментальные пятна в виде различных  нашивок на плечах и груди.

Среди нашивок  особое место занимал таблион – нашивка прямоугольной формы, богато украшенная и расположенная почти в центре передней и задней полки одежды. Таблион закреплялся на плечах. Таблион был знаком отличия императора и высших придворных членов.

С роскошью, красочностью, пышностью византийского  костюма сочетается простота кроя одежды и очень ограниченная разнообразие его видов и форм. Почти вся  одежда заимствована от позднего римского периода. Причем женский костюм мало чем отличался от мужского, за исключением  позаимствованных у “варваров” штанов, которые стали обязательным элементом  мужского костюма. Женщины носили почти  одинаковый с мужчинами костюм: туники, далматики, плащи. У мужчин, так же как и у женщин, преобладала длинная одежда.

Византийские  феодалы в отличие от европейских, не имели обычая носить оружие.

Классовая принадлежность костюма определялась четко, но не разницею типов и форм одежды, а стоимостью, богатством или наличием знаков различия общественного положения – нашивок  и разных элементов одежды и украшений (наплечники, перевязки, шарфы). Для  эксплуатируемых народных масс такой  костюм был недоступен. Они удовлетворялись  простой одеждой из дешевых тканей, как правило, значительно более  короткой, чем у знати.

Превращение церкви в могучую централизованную организацию и наибольшего феодала  и выделение духовенства, как  привилегированного класса, обусловили выделение церковного костюма. С разделением церкви в Византии до  9 в. сложилось четко регламентированное богослужебное облачение православного духовенства, которое потом перешло к русской церкви и сохранилось почти неизменным до нашего времени.

Византийский  костюм по крою мало, чем отличался  от позднеримского. Византия, которая до 13 в. была почти монопольным поставщиком дорогих узоров и золотых тканей и одновременно развитым в экономичном и культурном отношении государством в Европе, оказала значительное влияние на развитие костюма других западноевропейских стран. Особенно это проявилось в костюме западноевропейских монархов раннего Средневековья и в одежде знати (князей, бояр, духовенства) Древней Руси.

Заключение

На Византии заканчивается эпоха  античности в искусстве. Византия поздневизантийского  периода (1025 – 1453 г.) открывает период раннего средневековья – периода внутренних феодальных распрей, периода наступления на Византию турок–сельджуков и норманнов, период крестовых походов.

Византия как  связующее звено  между античностью и новым  временем оказала огромное влияние  на формирование художественной культуры как русского и балканских народов, принявших христианство, так и  стран Западной Европы. Государственная  символика, придворные церемониалы  и парадные одеяния Византийской империи, претерпев некоторые изменения, еще очень долго бытовали в  Европе и на Руси. Костюм византийской знати из сияющих шелковых и парчовых тканей послужил прообразом официального костюма европейских аристократов  Средних веков; торжественные одежды византийского священства стали каноном для облачения служителей Православной церкви.

 

 

 

 

 


Информация о работе Лекция по "Истории костюма древнего и античного мира"