Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:26, лекция
Работа содежрит лекцию по дисциплине "История костюма древнего и античного мира"
В более узком смысле модой называют смену форм, пропорций и фасонов одежды, головных уборов, аксессуаров, которые происходят в течение сравнительно коротких промежутков времени.
Исторически развитие одежды человека неразрывно связано с модой и между ними обычно ставят знак равенства.
Существенной чертой моды является её частая сменяемость. В изменении и изменчивости моды каждый раз снова и снова возникает обещание окончательного идеала красоты, которого вообще не существует. Каждый раз мы с готовностью верим этому обещанию, и каждый раз вынуждены, покорится новому влиянию моды.
Многие ученые, философы и известные кутерье давали характеристику понятия «мода». Вот, например, что говорит о моде В. Даль:
«Мода – это способ выражения. Другими словами, мода – это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в специальном или моральном аспекте».
Мода снова и снова обещает нам идеал красоты и мы, с готовностью поверив ей, доверчиво поклоняемся влиянию новой моды своего времени.
Словосочетание «быть одетым по моде » восходит к 17 в., когда французская придворная мода стала образцом для всех европейских стран. Сама же мода родилась в 12-13 вв. когда в костюме появляются элементы, появление которых нельзя обьяснить необходимостью или развитием эстетического вкуса. Например, шляпы высотой в метр, шлейфы длиной в сажень, сверхузкие мужские панталоны, в которых невозможно было сесть, или загнутые носки туфель, которые приходилось подвязывать к голени шнурами. Мода – это мы.
Социальные аспекты моды. Многовековая история костюма изобилует всевозможными запрещениями и ограничениями. Неравенство социального положения определяло неравные права на различную одежду. Строго оговаривались не только покрой, но и обувь, украшения, прически. Запреты существовал в Древнем Риме и во Франции времен Наполеона, в империи инков и в Японии 20 века. Сейчас нам покажутся, мало сказать странными, подчас чудовищными средства, заставляющие соблюдать ограничения моды, оговорённые законом.
Например, в Италии в городе Модене в 1337 году на городской площади был установлен камень, по которому жители определяли законную длину дамского шлейфа. В Венеции в 1514 году создали специальную службу надзора за одеждой, и на все проверенные «правильные» костюмы ставилась печать. Нарушители законов в лучшем случае отделывались конфискацией крамольного платья, но бывало, что лишались и жизни. В 1625 году в Англии, например были повешены мужчина, украсивший ботинки золотым и серебряным галуном, и женщина, чьи туфли завязывались золотыми шнурками.
В средние века, во времена феодальной раздробленности Европы, каждый сеньор хотел превзойти соседа не только могуществом, но и роскошью своего костюма. В соперничестве доходили до абсурда. Некоторые щеголи носили обувь, острый носок которой имел длину до 24 дюймов, т.е. более 1,5 метра. Его приходилось поддерживать специальной арматурой из китового уса и привязывать к ноге цепочкой. Подобным образом украшались и рыцарские одежды. Понятно, что на поле боя такой рыцарь не отличался поворотливостью, поэтому Карл V и папа Урбан V были вынуждены издать законы, запрещающие столь неудобное щегольство. Другой закон ограничивал количество ткани на брюки 12-14 локтями. Этот закон был вызван тем, что кичливые немецкие феодалы носили штаны, на которые уходило 130 локтей ткани. Про владельцев таких штанов говорили, что такой-то носит на себе семь деревень или столько-то виноградников.
Даже коронованные особы не были застрахованы от посягательств соперников, желающих затмить их великолепием одежд. Супруга Людовика XIV настояла на издании закона, ограничивающую длину шлейфов. Ей разрешалось носить платье со шлейфом длиной 10 метров 70 сантиметров, принцессам, дочерям короля – 7 метров, прочим принцессам – 5 метров, герцогиням – 3 метра.
Чиновники, составляющие законы и указы, регламентирующие моду, отличались редкой дотошностью, вникая во все мелочи. Указ Таллиннского магистрата от 1524 года, например, устанавливал точный вес женских украшений из драгоценных металлов: для жен купцов первой гильдии – два фунта, для других – полтора фунта. Даже штраф за нарушения был неодинаковым для представителей различных сословий.
В России в 17 в. царь Алексей Михайлович издал указ, запрещающий перенимать чужие обычаи и носить платья с «иноземного образца». Но деловые контакты со странами Западной Европой перечеркнули запрет: старорусская одежда, не менявшаяся веками, стала казаться не красивой и не удобной. Пётр I открыл дорогу западноевропейской моде. В указе, изданном в 1701 г., перечислялись все виды одежды – от нарядных костюмов до исподнего, от шапок до башмаков, которые должны были носить мужчины и женщины. Непросто шло принудительное утверждение новой моды. И всё же европейская мода утвердилась в России. Она была принята богатой молодёжью очень рьяно.
Влияние моды на политику. С 17 в. дважды в год все взоры обращались к Парижу, к модным коллекциям фирм «от кутюр». Традиции современной парижской моды зародились тогда. Ещё в эпоху Возрождения, когда влияние итальянской моды распространялось на всю Европу, на площади Святого Марка выставлялись французские куклы – Пандоры – восковые куклы – манекены одетые в придворные туалеты, и богатые венецианки копировали их наряды. Дважды в год от берегов Франции отплывал корабль, загруженный куклами, одетыми по парижской моде. Когда этот корабль приходил к Британии, английский флот получал приказ о прекращении военных действий, настолько важным было это событие.
Различие между бытовой и профессиональной одеждой,
Сценический костюм, особенности балетного костюма.
ЛЕКЦИЯ №2
Костюм Древнего и античного миров. Исторический костюм Древнего Египта»
Кратка характеристика эпохи. Информация о Египетской цивилизации очень древняя и она носит архаичный характер. На начало 3000 г. до н.э. Древний Египет был рабовладельческим государством с высокоразвитой культурой. История Древнего Египетского государства насчитывает более чем 2,5 тысячелетия её становления и развития. Первоначально это Древнее Царство, затем – Среднее Царство (расцвет и зрелость государства); Новое Царство и в итоге Позднее Царство, в исторический период которого происходит падение и закат экономической и культурной жизни государства. В результате иноземных войн с персами (525 г. до н.э.), А. Македонским (332 г. до н.э.), Римской Империей (30 г. до н.э.) древне–египетское государство, в конце–концов, окончательно теряет свою самостоятельность.
Весь
этот долгий путь исторического развития
общества египетский костюм оставался
неизменным. Это связано с неизменными
основами социального уклада Древнего
Египта. На протяжении тысячелетий
государство оставался централи
Рабовладельческая знать, могучая каста жрецов, жестоко эксплуатировали крестьян и рабов. Лишь во времена Нового Царствования, в период максимального расширения внешних связей вследствие беспрерывных воин и развития внешней торговли в египетский костюм начали частично проникать элементы одежды других стран и в первую очередь Передней Азии.
Классовая
дифференциация общества способствовала
появлению некоторых новых форм
одежды. Но все равно древняя традиционная
одежда существовала долгое время наряду
с «современной» одеждой
Практически традиционная египетская одежда сохранилась до эллинистического периода в истории Египта. Лишь после завоевания Египта А. Македонским, и особенно после превращения Египта в римскую провинцию, древнеегипетский костюм, вытесненный античным, полностью исчез с мировой арены как исторический костюм.
Общая характеристика костюма. Основным признаком одежды в период древних культур является низменность, постоянство и однообразие. Общий вид одежды и каждая деталь египетской одежды подробнейшим образом продумана. И хотя весь костюм построен на контрастах, это не снижает его выразительности, гармоничной целостности. Фигура человека всегда точно геометрически стилизована и вместе с ней всегда стилизована одежда. Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной. В четвертом тысячелетии до нашей эры она остается такая же, как во втором. В принципе речь идет только о двух видах одежды: мужской и женской. Разницу между отдельными общественными классами создает только отделка одежды. Но и здесь действуют точные социальные разграничения. Например, цвет кожи для мужчин – коричневый, для женщин и рабынь – желтый.
Женский костюм периода Древнего царствования чисто функционален. Платье сшито по мерке из очень тонкого полотна. Оно представляет собой как бы облегающий «футляр», точно обрисовывающий фигуру.
Идеалом женской фигуры является высокая, стройная, плоская брюнетка с тонкой талией и широкими плечами. Юбка плотно облегала икры, не позволяя делать большие шаги, а это означает, что и походка была строго предписана. Грудь обнажена, но эта натуралистическая подробность не выставляется явно на показ. Сохраняется естественность и гармоничность костюма.
Строгая стилизация фигуры и наряду с этим обнаженная грудь - такое сочетание в историческом женском костюме встречается нередко. Чем белее стилизована одежда, тем больше должна быть выражена натуралистическая деталь одежды. Мужская и женская одежда основаны на контрасте, как цвета, так и материала. На мягкой гладкой ткани женской одежды или на обнаженном теле выделяются рельефные цветные бусы из фаянса, которые образуют как бы воротник и дополняют как мужскую, так и женскую одежду. Красные украшения контрастируют чаще всего с белым цветом.
Одежда жителей Древнего Египта относится к числу древнейших видов одежд. Это напоясный (мужская одежда) или оберточный (женская одежда) тип одежды.
Рельефные изображения и фрески, скульптура древней цивилизации дают представление об эстетическом идеале человеческой красоты, основных типах и формах одежды этого времени. Идеальный образ древнего египтянина – высокий рост, широкие плечи, узкие бедра и талия, крупные черты лица.
Для женского облика характерны стройные пропорции тела, тонкие черты лица.
Одежда
в Древнем Египте была очень функциональна.
Климат в долине Нила вообще не требовал
одежды как таковой. Достаточно было,
как говорится «прикрыть срам».
Уже в ранний период существования
Египта, вплоть до Нового Царства мужчины
пользовались примитивной драпировкой,
прикрепленной спереди
Женская одежда калазирис – прямая рубашка на лямках – состояла из прямоугольного куска ткани обернутого вокруг фигуры и закрывавшего тело от груди до щиколоток (грудь открыта).
Форма платья была одинаковой и для царицы и для рабыни. Сословные различия в одежде выразились в качестве тканей и наличии украшений. В период Нового Царства (около 1580-1090 гг. до н.э.) достижения в изготовлении тончайших тканей привели к распространению плиссированной одежды. Классовые различия в одежде стали более заметны. Аристократический костюм того времени характеризовался тонкими тканями, обилием золотых и эмалевых украшений.
Как женщины, так и мужчины носили воротник-ожерелье - ускх, из разноцветных бус, к которому питали особое пристрастие. Мужчины и женщины также носили браслеты выше локтя, на заплечьях и на лодыжках.
Знаком царского достоинства фараона были золотая борода, корона и посох. Двойная корона являлась символом объединения Верхнего и Нижнего Нила. Посох – символ власти народов, которые занимались скотоводством. Символом власти так же являлся головной убор клафт, состоящий из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с уреем. Головной убор царицы Нифертити назывался атеф.
Калазирис, который носили женщины, стали носить и мужчины. Видоизменённый мужской калазирис – это узкая и длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам и по линии проймы. Сверху надевали одну или несколько плиссированных юбок, а на плечи покрывало.
Одежда Нового Царства стала служить украшением человека, она видоизменяла его облик, позволяла скрывать и скрашивать недостатки фигуры, в то время как примитивный схенти Древнего Царства оставлял тело обнаженным и служил лишь некоторой защитой от жары. Под влиянием Востока появляются в одежде Египта элементы кроя.
Информация о работе Лекция по "Истории костюма древнего и античного мира"