Лекция по "Истории костюма древнего и античного мира"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:26, лекция

Описание работы

Работа содежрит лекцию по дисциплине "История костюма древнего и античного мира"

Файлы: 1 файл

История костюма.docx

— 4.86 Мб (Скачать файл)

Своеобразие византийской культуры заключалась в том, что она соединяла традиции поздней античной культуры с очень сильным восточным влияниям и христианским мировоззрением. Это и явилось основой византийского стиля. В Византийской империи зародилась новое своеобразная культура, впитавшая в себя эллинистическую, восточную и христианскую культуры. С принятием и распространением христианства в Византии формируется более сложная система отношения человека и Вселенной, чем во времена язычества. С распространением Христианства Вселенная воспринималась византийцами как единая система мироздания, в которой земля, всегда обращенная к небу, занимала особое место. Возникает сложная система символов объединяющих видимый мир с невидимым духовным божественным миром. И архитектура, и строительство храмов, и прикладное искусство – всё основано на сложной системе символов. Любая деталь костюма, всякий камень, украшавший его, имели символический смысл. Этот смысл, прежде всего, относился к цвету. Например, голубой – цвет неба, зеленый – символ надежды цветения земли, золотой – символ божественной энергии Святого Духа, чистоты.

Положение людей в системе христианского  мироздания было обусловлено учением  о греховности человеческой природы. В эпоху византийского искусства  создается новый идеал красоты: прекрасным может быть только лицо, ибо человеческая душа, духовное начало смотрит на мир глазами, которые познают добро и зло. Однако новое учение не изменило природу людей, их естественных потребностей и желаний. Стремление к красоте не только не пропало, а расцвело с какой-то особенной силой. Люди, отрицавшие ценности видимого мира, были создателями тонкой красоты, ослепительной роскоши, с которыми немногое можно сравнить в мировом искусстве. Идеал красоты для византийцев – это человек в прекрасных одеждах, скрывающих тело. Чем наряднее, параднее, официознее костюм, тем больше он использует предметов одежды, скрывающей своей многослойностью естественные формы и пропорции тела. Костюм оставлял открытыми только кончики башмаков кисти рук и лицо. Длинные одежды из негнущихся тканей, исключающие даже опоясанье, почти стерли разницу между мужской и женской одеждами, говоря об устремлении византийцев к неким ангельским внеполым одеяниям.

Византия чтила  античность, гордилась ролью её преемницы, но её собственные идеалы и творческие устремления были иными.

Главные формы византийской  живописи –  монументальная храмовая живопись (мозаика  и фреска), иконы, книжные миниатюры. Украшение храмов осуществлялось целыми мозаичными циклами, выполненными хорошо продуманной канонической системе, которая впоследствии стала общепринятой во всех христианских церквях, и характеризуют  византийский стиль. Здесь царила строго установленная иерархическая система  расположения сюжетов, призванная иллюстрировать основные догмы христианства. Например, по этой системе в купол всегда помещалось большое поясное изображение  Христа Пантократора (Вседержителя) – предводителя святого воинства.

Но все-таки постепенно начинается политический и  экономический спад империи. В 1204 г. 12 в. крестоносцы захватили Константинополь и Византия фактически распалась на несколько небольших феодальных государств. С 14 в. на Византию началось наступление турков-османов, а в 1453 г. после завоевания Константинополя тюркскими войсками Византия прекратило свое существование.

В 15 столетии Византия пала под натиском турок. Её история бесславно прекратилась, собор Святой Софии был превращен  в мусульманскую мечеть, византийское искусство умерло.

 

 Но  остался «византийский стиль». Он уже был распространен далеко за пределы Византийского государства. Византийское искусство повлияло на культуру Болгарии, Сербии, Италии, Венеции, Армении, Грузии. Очень большую роль искусство Византии сыграло в художественном развитии Древней Киевской Руси. Первоклассные византийские мастера, такие как, например, Феофан Грек работали в Киеве, Новгороде, Владимире. Когда Византия дряхлела, русское средневековое искусство находилось в расцвете сил.

 

 

Общая характеристика византийского  костюма. Византийский костюм сформировался на основе позднеримского исторического костюма. От античного костюма он отличался принципиально другим отношением людей этой эпохи к одежде. Тесно связанный с господством христианской идеологии византийский костюм должен был прятать природные формы «грешного» тела. Драпированная одежда, которая охватывала тело мягкими, скульптурными складками сменилась свисающей, не приталенной, глухой одеждой, под которой фигуры совсем не чувствовалось. Появился новый, так называемый, футлярный тип одежды. Эта одежда придавала осанке статичность и монументальность, черты присущие в целом византийскому искусству. В византийской одежде не допускалось никакого обнажения тела. Вся фигура прикрывалась тканью с головы до ног, и даже руки прикрывались до самой кисти. В костюмах феодальной знати одежда всё более удлинялась, спускаясь до ступней.

Таким образом, тенденции формирования бедующего  средневекового костюма, которые обнаруживаются уже в позднем римском костюме, в византийском костюме  полностью  и окончательно определяются. Отличия византийского костюма от позднеримского костюма связаны только лишь со сменой техники производства тканей и с использованием для одежды новых текстильных материалов.

Когда мы говорим о “византийском” стиле, то подразумеваем под ним подобострастно льстивую покорность подданных перед  вышестоящими, готовность выполнять любое их пожелание. Первоначально – это слово означало неограниченную власть императора в Восточной Римской империи. После того как римский император Константин Великий в 313 г. принял христианство, а в 330 г. перенес свою резиденцию в Византию, которая с этого времени стал называться Константинополем, здесь на границе Западной и Восточной римских империй возник новый центр могучего Восточно-римского государства. Здесь христианство и римско-эллинистическая культура образовали новое единство для жесткой централизации власти и еще в течение ряда столетий оказывали решающее влияния на судьбы мира.

В Византийском государстве вся культурная жизнь  находилась под влиянием огромного  штата придворных и оставалась в  узких и неподвижных рамках раз  и навсегда очерченного церемониала. Этой цели должны были служить и  одежды. Традиция связывала её с  одеждой эпохи Римской империи, но к этому добавилась многообразное  влияние Востока – персидская (сасанидская) культура, несколькими столетиями позже – арабская.

Что касается формы  и покроя одежды, то оба пола хранили  верность антично–римской одежде.

Основные компоненты византийского костюма: длинная  рубаха-юбка с рукавами (туника или  хитон); плащ (римский сагун или лацерна – верхнее дорожное платье с капюшоном).

Плащ  византийцев обычно более богатый, чем у римлян, часто с 4-х угольной вставки на груди, являющейся знаком высокого положения. Такие плащи  носили знатные византийцы, император  Юстиниан, его придворные, а также  императоры более позднего времени. Наряду с плащом – повседневной одеждой придворных, - встречаются  изображения другого плаща, который  по приданию носил только Христос, апостолы и некоторые святые. Он имел форму  гиматия древних греков, или точнее, ту идеальную форму, которая сохраняет христианские образы в современном искусстве. Античные формы одежды дополняются сугубо восточными мотивами: богатая отделка, разнообразие окраски, блеск ткани.

Византия  с жадностью принимала восточные  шелковые ткани, которые вдобавок расшивались  узором и орнаментом. Богатая отделка (чрезмерно богатая!) из золотых полосок, украшенных драгоценными камнями и  жемчугом покрывала всю поверхность  одежды и усиливала влияние прямолинейности  и жесткости.

Такой же была одежда знатных дам. Нижней одеждой  служила туника доходившая до ступней, плотно прилегающая к шее, с длинными рукавами узкими в запястье. Поверх нее одевалась вторая туника с короткими открытыми рукавами. Обе туники были богато украшены вышивкой, отделкой по краям и почти полностью утратили свой античный характер. Только плащ еще был близок к античному типу. В качестве верхней одежды встречается также пенула с вырезом для головы (как у императрицы Феодоры).

Общее впечатление  от византийской одежды – полная непроницаемость, наглухо закрытые руки, грудь и  плечи. Нагота стала греховной. В  византийской одежде, все скрывающей, все представляющей плоским и  прямолинейным, полностью пренебрегающей телом,  греко-римский идеал одежды перешел в свою противоположность.

 

 

Византийский мужской костюм. Роскошный костюм византийской знати является переходной ступенью от мягких драпированных одежд античного Рима к византийскому костюму цилиндрической формы. Блеск шёлка, цветовая гамма, сияние золотых нитей, свободно падающие складки широких одежд – все это создает большую художественную ценность костюма, нивелируя формы тела, и невольно заставляют сосредоточить внимание на символическое значение этого костюма.

Основой для византийской одежды послужила римская туника-долматика: длинная прямая рубаха с рукавами, имеющими прямую пройму и сужающимися к запястью. Было несколько вариантов и названий подобной одежды как в мужском, так и в женском костюме.

      

Дивитисий – далматика из самых великолепных тканей. Позже она вошла в одежду русских патриархов под названием саккос.

Коловий – туника-долматика с короткими не доходящими до локтей рукавами либо без них.

Иматий – совсем простая одежда в виде легкой туники простого покроя, без талии, с рукавами. Иматий являлся повседневным домашним платьем, однако мог быть и парадным. В этом случае его подобающим образом декорировали.

Скарамагий – ведет свою историю от азиатских всадников кочевников. Скарамагий настолько понравился византийцам, что постепенно превратился в основной парадный костюм императорского двора.

Скараник – вид ездового кафтана.

Кавадий – кафтан с длинными, застегивающимися полами, плотно прилегающий к фигуре.

Калиптра – головной убор императора – высокая шапка , покрытая дорогой парчевой тканью, украшенная жемчугами и самоцветами.

Фиал – один из самых пышных императорских венцов, напоминавший фонтан из перьев и драгоценных камней.

Стемма – корона в виде широкого золотого обруча, увенчанного крестом из драгоценных камней в очелье. Стемма главный предмет в парадном костюме императора.

Характерная часть восточного мужского костюма штаны – вошли в византийский костюм. Штаны – представляют собой длинные чулки, которые привязывались к поясу. Сверху носили тунику с суживающимися к запястьям рукавами. Качество ткани и длина определяют социальное положение владельца костюма. Основная часть византийского населения носила туники выше колен. Туника знати доходила до середины икры. Поверх дополнительно одевали плащ из шерстяных или полушерстяных тканей. Кроме плаща византийцы носили и римскую пенулу, которая имела несколько вариантов покроя.

Костюм императора состоял из пурпурного полудаментума, фибулы с подвесками из драгоценных камней, золотого венца. Все это должно было производить неизгладимое впечатление на поданных.

На приближенных императора одежды иные. Полу длинные  туники с пурпурными таблионами являются знаком высокого общественного положения владельца костюма. Плечи и грудь обычно были украшены вышивкой.

Знаком царского достоинства становится не только пурпурный  плащ, но и лорум – узкий шарф из плотной парчовой ткани, украшенный золотом и драгоценными камнями. Свое происхождение он берет от древнеримского шарфа консулов, который они получали, когда назначались на консульство. Лорум как часть торжественного облачения византийского императора позднее переходит в виде оплечья-бармы в орнат – парадное одеяние русских царей.

Активные торговые отношения с Малой Азией, и  особенно с Персией, приводит к тому, что в византийский быт проникает  восточная культура. Появляется совершенно новый вариант костюма, возникшего больше под персидским влиянием, древнеримским. Появляется одежда с застежкой или  запахивающаяся с полы на полу одежда, выполненная по типу персидского  кафтана, прямая не широкая с узкими длинными рукавами и поясом.

Сословный характер государства требовал ясного разграничения и во внешнем облике поданных. Например, в Византии запрещалось низшему сословию носить одежду из шелковых пурпурных тканей с золотом. Только узкой группе привилегированных лиц разрешалось носить одежду из подобных тканей.

 

Византийский женский  костюм. Женская одежда – длинная, прямого покроя из плотных тканей, тщательно скрывала тело. Первые 2 века н.э. в Византии ещё сохраняется римско-эллинистическое влияние на культуру и костюм. Но, начиная с 4-5 в., появляются все больше одежды прямых форм, и легкая римская пала заменяется покрывалом, окутывающим всю фигуру. В этот период распространенной одеждой является одежда, выполненная по типу римской долматики. Византийская долматика отличается от римской тем, что она выполнена с диагонально обрезанным подолом и вышита драгоценными камнями. В сочетании с атласной туникой и тонкой вуалью византийская долматика была произведением высокого художественного вкуса.

Но с  течением времени изменяется и византийская долматика. В 10 в. она становится довольно узкой, длинной, с длинными сильно расширенными к низу рукавами. Носить такую одежду имели право только императоры. Полностью скрывая фигуру, она превращает женщину в роскошно убранный цилиндр, буквально выполняя требования церковных традиций в одежде. Такому костюму соответствовала и прическа из искусственных волос, подобная сложному головному убору.

Костюм  женщин низшего сословия представлял  тунику с вышитым оплечьем и каймой снизу. Бытовала одежда с короткими  рукавами с вырезом на груди. Девушкам разрешалось носить короткую верхнюю  тунику.

Замужние  женщины и вдовы должны были ходить с покрытой головой.

Традиционный  костюм византийских женщин – это  туника с поясом и покрывалом –  мофорием, – подобным римской пенуле. Покрывало спускалось с головы на плечи и окутывало всю фигуру. В византийском и русском искусстве в таком костюме всегда изображали святых.

Женская обувь – это мягкие башмаки  из кожи белого, красного, желтого цветов. Обувь аристократок была из шелка  и парчи, украшенная вышивкой драгоценным  камнями и жемчугом.

 

Ткачество в Византии. Ткани и  их дизайн. Уже в 6 в. Византия становится центром развитого ткацкого ремесла, где производятся дорогие шелковые, шерстяные и льняные ткани, а с 10 в. – хлопчатобумажные ткани. Особенно характерным было производство известных во всем мире суровых шелковых и шерстяных тканей, покрытых тканным или вышитым узором. Среди них: золотая узорчатая парча; полностью затканный золотым утком алтабас – ткань, которая напоминала тонкий металлический лист; плотная шелковая ткань с орнаментом или фоном из золотой волоченной нити.

Информация о работе Лекция по "Истории костюма древнего и античного мира"