Лекция по "Истории костюма древнего и античного мира"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:26, лекция

Описание работы

Работа содежрит лекцию по дисциплине "История костюма древнего и античного мира"

Файлы: 1 файл

История костюма.docx

— 4.86 Мб (Скачать файл)

 

Мужской костюм. Распространенной одеждой для мужчин являлась одежда, называемая канди, – рубашка с короткими цельнокроеными рукавами из холста или шерсти. У царя ткань для нее была более дорогой, чем у простых людей. Царский  канди имел длину до ступней. У пастуха для канди применялась грубая ткань, и его длина была до колен.

Царь  имел право носить несколько одежд. Поверх белого длинного канди, из тонкой шерсти непорочных белых ягнят особой породы, надевался узкий конас.  Конас – это плащ, не сшитый с боков. Спереди конас закруглён, сзади – прямой, по краям обшит пурпуровой бахромой. Вся поверхность конаса вышита золотом. Сверху конаса одевался ещё плащ, слегка драпированный на груди. Поверх этого плаща надевалась через плечо перевязь с бахромой.

Ранговыми знаками царя являлись пурпурного цвета  бахрома, проходящая по полу канди. Знаком царского отличия также был головной убор – кидарис (тиара). Он изготавливался из белого тонкого войлока, украшенного золотыми пластинами–розетками, символизирующими солнце. Верх кидариса заканчивался золотым шишаком, низ был повязан белой лентой, которая называется фонас, широкой спереди и более узкой сзади. На каждой руке царь носил по два браслета: на запястье с изображением символа солнца, выше локтя не замкнутый обруч.

Знаком  царского отличия также был богато орнаментированный зонтик. Им осеняли  царя во время торжественных выездов  и выходов.

Вся одежда царя была ушита бляшками в виде солярных символов и звезд. Золото и  серебро приходили в Ассирию  преимущественно с Алтая через  многочисленных посредников, драгоценные  камни и жемчуг – из Индии.

Роскошные одеяния носили также жрецы. В  тщательно убранные волосы вплеталась богато украшенная лента. В левой  руке во время исполнения обрядов  жрецы держали растение с тремя  ветвями и стремя цветками.

Перевязь, обшитая бахромой, - непременная  деталь царского и жреческого облачения. Она служила знаком отличия в  костюме знатных ассирийцев: широкая  и длинная – у высших чиновников, узкая и короткая – у царских  слуг.

 

Женский костюм. Изобразительное искусство служило прославлению воинской мощи царя. Изображение женщины не входило в круг основных тем, что можно объяснить правовым положением женщины в Ассиро–Вавилонии. Сохранился лишь один барельеф с изображением женщины. Историки утверждают, что это жена царя Ашшурбанипала. Она одета в длинное прямое платье с длинными узкими рукавами и накидку подобную конасу царя. Накидка обшита бахромой. Вся одежда богато орнаментирована вышивкой. Голова покрыта шапочкой с фигурным бортиком в виде венца.

Женский костюм, как правило, включал платье из тонкого сукна, подобное мужскому канди, и плащ, украшенный густо рассеянным по всей ткани орнаментом. Полагают, что самые дорогие роскошные женские канди изготовляли из прозрачных тканей. Выходя на улицу, их обладательницы накидывали на себя большое покрывало, прикрепляя его к голове лентой. Оно обволакивало всю фигуру, закрывая плечи, спину.

Одежда  ассировавилонянок низших социальных групп была проста,  по крою такая же как у знатных особ, но мало декорирована.

 

 

 

 

Костюмы народов Древнего Ирана  и Персии. Период существования Древнего Ирана – рабовладельческого государства (государство ахеменидов) очень краткий. Он насчитывает менее 250 лет. Однако костюм народов Ирана и Персии имеет для исторического костюма большой интерес. В нём впервые встречается запахивающая одежда, неизвестная ни Древнему Египту, ни цивилизациям Месопотамии, и мужские штаны – анаксариды - новая неизвестная этим культурам форма поясной одежды.

Превращение иранской державы ахеменидов в могучую империю, владения которой простирались от северо-западной Индии до Египта и границ Греции, объясняет быстрое распространение этого типа одежды  среди других народов. В самом Иране после завоевания его Александром Македонским (4 в. до н.э.) с последующим влиянием эллинской культуры древнеиранский костюм не исчезал, а лишь несколько видоизменялся. Он также существовал в персидском государстве сассанидов (3-8 в.н.э). Отсюда он начал проникать в другие страны. Запахивающая одежда представляет собой разновидность кафтана, который является верхней одеждой в костюме персидского народа.

Древняя Персия вступила на историческую арену  в середине 6 в. до н.э. К этому времени  она сумела завоевать и подчинить  себе почти все земли и народы от Армении до Вавилона, а позже  – до берегов Черного и Каспийских морей. Жители нового государства, претендовавшего  на мировое господство, были очень  разноплеменные. Персы составляли всего лишь незначительную часть этого государства, но при этом пользовались всеми привилегиями завоевателей.

Персы охотно заимствовали у покорённых народов  всё лучше, что было создано ими. Так, например, Геродот писал о  персах следующее: «Обычаи чужеземцев персы принимают охотнее всякого  другого народа. Они носят даже мидийское платье, находя его красивее туземного, а для войны одеваются  в египетские панцири».

Персидский кафтан длиной до колен, иногда до ступней, имел длинный средней ширины рукав и окладной  воротник. Под кафтан надевали рубашку длиной до колен с длинными неширокими рукавами. Некоторые кафтаны захлёстывали направо и подпоясывали поясом. Часто носили кафтан, просто накинув на плечи. Древнеиранские штаны – обязательная деталь костюма для мужчин всех сословий и возрастов. Их заправляли в обувь. На ногах носили кожаные невысокие ботинки. На голову надевали шапку–колпак.

Древнеперсидский  костюм имел следующие характерные  отличия от известной  в это  время драпировочной одежды египтян  и древних греков. Прежде всего, для  ее изготовления использовались шерстяные  ткани, войлок, кожа, мех; одежда тесно  прилегала к телу, была узкой, закрывая всю фигуру от шеи до ступней и  запястьев рук, что совершенно не характерно для драпировочного типа одежды; оголённость тела совсем исключалась, даже голова была всегда покрыта головным убором.

Эти особенности  одежды отвечали больше континентальным  особенностям климата Ирана и  Персии и  основному занятию иранских племён – скотоводству.

Декорировка костюма была очень скромной. Одежда имела сине–зелёные и жёлто–коричневые цветовые оттенки.

Особое  место в персидском историческом костюме занимал кандис, по форме и крою похожий на мидиский канди.

Персидский кандис – это верхняя одежда из мягких шерстяных тканей, часто из шелковых тканей. Ткани украшали узорами, часто использовали кайму. Шёлк красили в пурпурный цвет. Кандис – это глухая без рукавов одежда, которая в готовом виде напоминала квадрат с низкими проймами для рук. Кандис одевали через голову и на талии подвязывали узким поясом, так чтобы верхняя боковая часть спадала как рукава. Кандис носили лишь «царь царей», знать и вышее духовенство.

Кидар – головной убор персидского царя, также как и ассирийский кидарис, представлял собой расширенную к верху митру, сшитую из воилока.

Капюшон – он не только прикрывал лицо, но и часто закрывал подбородок, спадая на плечи, верх груди и спину.

          

Женский персидский костюм мало известен. Изображение женской персидской одежды до современников почти не дошли. Только  на древнегреческих вазах встречается изображение персидской женщины в пёстрой нижней одежде с длинными рукавами, покрытой греческим гиматием или ионийским хитоном. Можно предположить, что женский костюм мало отличается от мужского. Женщины носили две рубашки - одна нижняя до ступней ног, а другая верхняя – до колен. Верхняя рубашка имела короткий рукав до локтей, нижняя  - длинный до запястий.  Штаны, как и кафтан, были принадлежностью не только мужского, но и женского костюма. Распространенной верхней одеждой женщины были покрывала такой длины и ширины, что они, спадая с головы на плечи, охватывали почти всю фигуру.

Первоначально материалом для персидской одежды служила  овечья кожа. Позднее, в результате военных походов царя Кира, в Персии появились чужеземные ткани из хлопка и шелка. Началась обработка шерсти. Мидийскоперсидская мужская одежда представляла собой подпоясанную на вавилонский манер рубаху-юбку (канди), только более просторную и с расширяющимися к низу рукавами. У царя и придворных она была богато отделана. Под нею находилась вторая рубаха–юбка, длиной до колен и более узкая, подпоясанная в талии, из цветной ткани с пёстрой отделкой. Эта рубаха – народная одежда древних персов. К ней добавляется совершенно новый элемент одежды – длинные штаны. Штаны – это отличительный признак одежды целой группы индоевропейских народов, к которым принадлежат персы, скифы, медийцы, фригийцы и другие древние народы, заселявшие территорию Передней Азии.

По этому  признаку – штанам – (гальское «bracca») римляне дали всем «варварским» народам прозвище «braccati», т.е., носящие штаны.

Простой перс кроме короткой рубахи – юбки и штанов носили средний высоты или  высокую острую обувь со шнуровкой. На ноги одевали сразу 2-3 пары башмаков из красного или желтого сафьяна. На голове носили шарообразную войлочную  шапку или только повязку. Бороду и волосы отпускали.  У персов высоко ценилась косметика и благовонья. Знатный перс не отправлялся в поход без ящика косметики.

Уход  за волосами, бородой и усами входило  в число мужских добродетелей как у ассировавилонян, так и у персов. Даже простолюдины и солдаты холили и подкрашивали, расчесывали и завивали волосы самыми причудливыми, но строго геометрическими фигурами. Волнообразные локоны перемежались крупными колечками, трубочками. Царь с набеленным лицом, с подведенными длинными как у хищной кошки глазами, с насурьмленными  бровями, усами и почти архитектурной формы бородой, с тяжелой гривой волос, которую венчала белая пирамидальная тиара, украшенная кованым золотом, обликом походил на грозное божество. Мужской идеал красоты – несокрушимая мощь тела и непроницаемая холодность лица, абсолютная мужественность и воля, подчеркнутые  приземистой и мощной фигурой, - создавал весь облик древнего знатного перса или ассирововилонянина.

Заключение

Одежда народов Древней  Месопотамии на все время служит примером рационального покроя, лаконичности отделки и общего впечатления  силы и величия образа.

Возникшая в Персии кроёная  одежда оказалась настолько жизнеспособной, что без неё не могло существовать большинство восточных и западных народов последующих эпох.

Для исторического костюма  этот вид одежды важен в двух аспектах. С одной стороны этот костюм являлся  противоположностью египетскому схенти, а с другой – противоположный вид одежды греков и римлян, которая имела многочисленные складки и живописные драпировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 4

Костюм античной эпохи. Древнегреческий исторический костюм

    1. Краткая характеристика эпохи античности.
    2. Общая характеристика древнегреческого костюма.
    3. Особенности мужского и женского древнегреческого костюма.
    4. Реликтовые ткани и их дизайн: орнаментация, цветовая гамма, сырьевой состав.
    5. Аксессуары исторического древнегреческого костюма.

История древнегреческого античного общества начинается с 11 в. до н. э. со времени  переселения в Грецию дорийского племени. С 11 по 8 в.в. до н. э. произошел распад первобытнообщинного строя греческих племен, возникла частная собственность, родовая аристократия. Постепенно сложились рабовладельческие отношения. Этот период называют гомеровским (архаическим), поскольку он воспет в бессмертных поэтичных творениях Гомера «Эллада» и «Одиссей», в которых изображены условия жизни дорийских греков.

7-6 вв. до  н. э. считаются в истории  искусств Древней Греции периодом ранней и зрелой  классики, «золотым веком», периодом  расцвета рабовладельческой демократии.

5-4 вв. до  н.э.  –  это период расцвета  античного искусства, который  часто называют эпохой Перикла.

От времени  расцвета древнегреческого искусства  нас отделяют две с половиной  тысячи лет. Все в мире с тех  пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства  оказалась вечной.

Древние народы, жившие на островах в бассейне Эгейского моря  и на территории Среднеземноморского побережья, где в последствии возникло государство Древняя Греция, создали интереснейшую и самобытнейшую культуру, мало изученную современниками и во многом еще не понятную – это крито-микенская культура. Эта культура возникла среди островов Эгейского моря. Центром древнейшей культуры был остров Крит, обладавший великолепными природными условиями. На Балканском полуострове наиболее крупным и значительным было государство Микены. Обе эти культуры тесно связаны между собой и имели много общего. Крито-микенская культура явилась фундаментом древнегреческой культуры. Но напрасно мы будем искать признаки крито-микенской культуры в формах греческой одежды. Условия, в которых рождалось, развивалось и совершенствовалась древнегреческая культура были иными, поэтому иными были одежды древних греков. Только лишь набедренные повязки мужчин, сохранившиеся в одежде раннего архаического периода развития греческой культуры, напоминают об истоках греческой культуры костюма.

Владычество Персии, казавшееся безграничным в 7-5 в.в. до н. э., было подорвано небольшой бедной страной, сыгравшей огромную роль в развитии европейской культуры. Этой страной была Древняя Греция, состоящая из ряда городов-государств, которые назывались полисами.

Информация о работе Лекция по "Истории костюма древнего и античного мира"