Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:26, лекция
Работа содежрит лекцию по дисциплине "История костюма древнего и античного мира"
Мужской костюм. Распространенной одеждой для мужчин являлась одежда, называемая канди, – рубашка с короткими цельнокроеными рукавами из холста или шерсти. У царя ткань для нее была более дорогой, чем у простых людей. Царский канди имел длину до ступней. У пастуха для канди применялась грубая ткань, и его длина была до колен.
Царь имел право носить несколько одежд. Поверх белого длинного канди, из тонкой шерсти непорочных белых ягнят особой породы, надевался узкий конас. Конас – это плащ, не сшитый с боков. Спереди конас закруглён, сзади – прямой, по краям обшит пурпуровой бахромой. Вся поверхность конаса вышита золотом. Сверху конаса одевался ещё плащ, слегка драпированный на груди. Поверх этого плаща надевалась через плечо перевязь с бахромой.
Ранговыми знаками царя являлись пурпурного цвета бахрома, проходящая по полу канди. Знаком царского отличия также был головной убор – кидарис (тиара). Он изготавливался из белого тонкого войлока, украшенного золотыми пластинами–розетками, символизирующими солнце. Верх кидариса заканчивался золотым шишаком, низ был повязан белой лентой, которая называется фонас, широкой спереди и более узкой сзади. На каждой руке царь носил по два браслета: на запястье с изображением символа солнца, выше локтя не замкнутый обруч.
Знаком царского отличия также был богато орнаментированный зонтик. Им осеняли царя во время торжественных выездов и выходов.
Вся одежда царя была ушита бляшками в виде солярных символов и звезд. Золото и серебро приходили в Ассирию преимущественно с Алтая через многочисленных посредников, драгоценные камни и жемчуг – из Индии.
Роскошные одеяния носили также жрецы. В тщательно убранные волосы вплеталась богато украшенная лента. В левой руке во время исполнения обрядов жрецы держали растение с тремя ветвями и стремя цветками.
Перевязь, обшитая бахромой, - непременная деталь царского и жреческого облачения. Она служила знаком отличия в костюме знатных ассирийцев: широкая и длинная – у высших чиновников, узкая и короткая – у царских слуг.
Женский костюм. Изобразительное искусство служило прославлению воинской мощи царя. Изображение женщины не входило в круг основных тем, что можно объяснить правовым положением женщины в Ассиро–Вавилонии. Сохранился лишь один барельеф с изображением женщины. Историки утверждают, что это жена царя Ашшурбанипала. Она одета в длинное прямое платье с длинными узкими рукавами и накидку подобную конасу царя. Накидка обшита бахромой. Вся одежда богато орнаментирована вышивкой. Голова покрыта шапочкой с фигурным бортиком в виде венца.
Женский костюм, как правило, включал платье из тонкого сукна, подобное мужскому канди, и плащ, украшенный густо рассеянным по всей ткани орнаментом. Полагают, что самые дорогие роскошные женские канди изготовляли из прозрачных тканей. Выходя на улицу, их обладательницы накидывали на себя большое покрывало, прикрепляя его к голове лентой. Оно обволакивало всю фигуру, закрывая плечи, спину.
Одежда ассировавилонянок низших социальных групп была проста, по крою такая же как у знатных особ, но мало декорирована.
Костюмы народов Древнего Ирана и Персии. Период существования Древнего Ирана – рабовладельческого государства (государство ахеменидов) очень краткий. Он насчитывает менее 250 лет. Однако костюм народов Ирана и Персии имеет для исторического костюма большой интерес. В нём впервые встречается запахивающая одежда, неизвестная ни Древнему Египту, ни цивилизациям Месопотамии, и мужские штаны – анаксариды - новая неизвестная этим культурам форма поясной одежды.
Превращение иранской державы ахеменидов в могучую империю, владения которой простирались от северо-западной Индии до Египта и границ Греции, объясняет быстрое распространение этого типа одежды среди других народов. В самом Иране после завоевания его Александром Македонским (4 в. до н.э.) с последующим влиянием эллинской культуры древнеиранский костюм не исчезал, а лишь несколько видоизменялся. Он также существовал в персидском государстве сассанидов (3-8 в.н.э). Отсюда он начал проникать в другие страны. Запахивающая одежда представляет собой разновидность кафтана, который является верхней одеждой в костюме персидского народа.
Древняя Персия вступила на историческую арену в середине 6 в. до н.э. К этому времени она сумела завоевать и подчинить себе почти все земли и народы от Армении до Вавилона, а позже – до берегов Черного и Каспийских морей. Жители нового государства, претендовавшего на мировое господство, были очень разноплеменные. Персы составляли всего лишь незначительную часть этого государства, но при этом пользовались всеми привилегиями завоевателей.
Персы охотно
заимствовали у покорённых народов
всё лучше, что было создано ими.
Так, например, Геродот писал о
персах следующее: «Обычаи чужеземцев
персы принимают охотнее
Персидский кафтан длиной до колен, иногда до ступней, имел длинный средней ширины рукав и окладной воротник. Под кафтан надевали рубашку длиной до колен с длинными неширокими рукавами. Некоторые кафтаны захлёстывали направо и подпоясывали поясом. Часто носили кафтан, просто накинув на плечи. Древнеиранские штаны – обязательная деталь костюма для мужчин всех сословий и возрастов. Их заправляли в обувь. На ногах носили кожаные невысокие ботинки. На голову надевали шапку–колпак.
Древнеперсидский костюм имел следующие характерные отличия от известной в это время драпировочной одежды египтян и древних греков. Прежде всего, для ее изготовления использовались шерстяные ткани, войлок, кожа, мех; одежда тесно прилегала к телу, была узкой, закрывая всю фигуру от шеи до ступней и запястьев рук, что совершенно не характерно для драпировочного типа одежды; оголённость тела совсем исключалась, даже голова была всегда покрыта головным убором.
Эти особенности одежды отвечали больше континентальным особенностям климата Ирана и Персии и основному занятию иранских племён – скотоводству.
Декорировка костюма была очень скромной. Одежда имела сине–зелёные и жёлто–коричневые цветовые оттенки.
Особое место в персидском историческом костюме занимал кандис, по форме и крою похожий на мидиский канди.
Персидский кандис – это верхняя одежда из мягких шерстяных тканей, часто из шелковых тканей. Ткани украшали узорами, часто использовали кайму. Шёлк красили в пурпурный цвет. Кандис – это глухая без рукавов одежда, которая в готовом виде напоминала квадрат с низкими проймами для рук. Кандис одевали через голову и на талии подвязывали узким поясом, так чтобы верхняя боковая часть спадала как рукава. Кандис носили лишь «царь царей», знать и вышее духовенство.
Кидар – головной убор персидского царя, также как и ассирийский кидарис, представлял собой расширенную к верху митру, сшитую из воилока.
Капюшон – он не только прикрывал лицо, но и часто закрывал подбородок, спадая на плечи, верх груди и спину.
Женский персидский костюм мало известен. Изображение женской персидской одежды до современников почти не дошли. Только на древнегреческих вазах встречается изображение персидской женщины в пёстрой нижней одежде с длинными рукавами, покрытой греческим гиматием или ионийским хитоном. Можно предположить, что женский костюм мало отличается от мужского. Женщины носили две рубашки - одна нижняя до ступней ног, а другая верхняя – до колен. Верхняя рубашка имела короткий рукав до локтей, нижняя - длинный до запястий. Штаны, как и кафтан, были принадлежностью не только мужского, но и женского костюма. Распространенной верхней одеждой женщины были покрывала такой длины и ширины, что они, спадая с головы на плечи, охватывали почти всю фигуру.
Первоначально материалом для персидской одежды служила овечья кожа. Позднее, в результате военных походов царя Кира, в Персии появились чужеземные ткани из хлопка и шелка. Началась обработка шерсти. Мидийскоперсидская мужская одежда представляла собой подпоясанную на вавилонский манер рубаху-юбку (канди), только более просторную и с расширяющимися к низу рукавами. У царя и придворных она была богато отделана. Под нею находилась вторая рубаха–юбка, длиной до колен и более узкая, подпоясанная в талии, из цветной ткани с пёстрой отделкой. Эта рубаха – народная одежда древних персов. К ней добавляется совершенно новый элемент одежды – длинные штаны. Штаны – это отличительный признак одежды целой группы индоевропейских народов, к которым принадлежат персы, скифы, медийцы, фригийцы и другие древние народы, заселявшие территорию Передней Азии.
По этому признаку – штанам – (гальское «bracca») римляне дали всем «варварским» народам прозвище «braccati», т.е., носящие штаны.
Простой перс кроме короткой рубахи – юбки и штанов носили средний высоты или высокую острую обувь со шнуровкой. На ноги одевали сразу 2-3 пары башмаков из красного или желтого сафьяна. На голове носили шарообразную войлочную шапку или только повязку. Бороду и волосы отпускали. У персов высоко ценилась косметика и благовонья. Знатный перс не отправлялся в поход без ящика косметики.
Уход за волосами, бородой и усами входило в число мужских добродетелей как у ассировавилонян, так и у персов. Даже простолюдины и солдаты холили и подкрашивали, расчесывали и завивали волосы самыми причудливыми, но строго геометрическими фигурами. Волнообразные локоны перемежались крупными колечками, трубочками. Царь с набеленным лицом, с подведенными длинными как у хищной кошки глазами, с насурьмленными бровями, усами и почти архитектурной формы бородой, с тяжелой гривой волос, которую венчала белая пирамидальная тиара, украшенная кованым золотом, обликом походил на грозное божество. Мужской идеал красоты – несокрушимая мощь тела и непроницаемая холодность лица, абсолютная мужественность и воля, подчеркнутые приземистой и мощной фигурой, - создавал весь облик древнего знатного перса или ассирововилонянина.
Заключение
Одежда народов Древней Месопотамии на все время служит примером рационального покроя, лаконичности отделки и общего впечатления силы и величия образа.
Возникшая в Персии кроёная
одежда оказалась настолько
Для исторического костюма этот вид одежды важен в двух аспектах. С одной стороны этот костюм являлся противоположностью египетскому схенти, а с другой – противоположный вид одежды греков и римлян, которая имела многочисленные складки и живописные драпировки.
ЛЕКЦИЯ № 4
Костюм античной эпохи. Древнегреческий исторический костюм
История древнегреческого античного общества начинается с 11 в. до н. э. со времени переселения в Грецию дорийского племени. С 11 по 8 в.в. до н. э. произошел распад первобытнообщинного строя греческих племен, возникла частная собственность, родовая аристократия. Постепенно сложились рабовладельческие отношения. Этот период называют гомеровским (архаическим), поскольку он воспет в бессмертных поэтичных творениях Гомера «Эллада» и «Одиссей», в которых изображены условия жизни дорийских греков.
7-6 вв. до н. э. считаются в истории искусств Древней Греции периодом ранней и зрелой классики, «золотым веком», периодом расцвета рабовладельческой демократии.
5-4 вв. до н.э. – это период расцвета античного искусства, который часто называют эпохой Перикла.
От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной.
Древние народы, жившие на островах в бассейне Эгейского моря и на территории Среднеземноморского побережья, где в последствии возникло государство Древняя Греция, создали интереснейшую и самобытнейшую культуру, мало изученную современниками и во многом еще не понятную – это крито-микенская культура. Эта культура возникла среди островов Эгейского моря. Центром древнейшей культуры был остров Крит, обладавший великолепными природными условиями. На Балканском полуострове наиболее крупным и значительным было государство Микены. Обе эти культуры тесно связаны между собой и имели много общего. Крито-микенская культура явилась фундаментом древнегреческой культуры. Но напрасно мы будем искать признаки крито-микенской культуры в формах греческой одежды. Условия, в которых рождалось, развивалось и совершенствовалась древнегреческая культура были иными, поэтому иными были одежды древних греков. Только лишь набедренные повязки мужчин, сохранившиеся в одежде раннего архаического периода развития греческой культуры, напоминают об истоках греческой культуры костюма.
Владычество Персии, казавшееся безграничным в 7-5 в.в. до н. э., было подорвано небольшой бедной страной, сыгравшей огромную роль в развитии европейской культуры. Этой страной была Древняя Греция, состоящая из ряда городов-государств, которые назывались полисами.
Информация о работе Лекция по "Истории костюма древнего и античного мира"