Лекция по "Истории костюма древнего и античного мира"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:26, лекция

Описание работы

Работа содежрит лекцию по дисциплине "История костюма древнего и античного мира"

Файлы: 1 файл

История костюма.docx

— 4.86 Мб (Скачать файл)

 

Заключение

В 7-4 вв. до н.э. в античной Греции сложился древнегреческий стиль  одежды, основанный на гармоническом  слиянии ткани с формами человеческого  тела, подчеркивающий естественную пропорциональность фигуры. Характерной чертой античной древнегреческой одежды является искусно  выполненная драпировка: тонкие линии  ткани драпировались, образуя на одежде многочисленные складки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 5

Древнеримский исторический костюм»

    1. Краткая характеристика античной эпохи Древнего Рима.
    2. Общая характеристика древнеримского костюма.
    3. Особенности мужского и женского костюма.
    4. Реликтовые ткани и их дизайн: орнаментация, цветовая гамма, сырьевой состав.
    5. Аксессуары исторического древнеримского костюма.

 

Параллельно с процветанием эллинистических  центров на Западе возникла военная  мощь Рима. Сначала это небольшая олигархическая республика на берегах Тибра, потом хозяйка всей Италии и, наконец, огромной державы, поглотившей все Средиземноморье, весь античный мир. Падение Карфагена в 146 г. до н.э. было переломным событием для Греции. Начиная с этого времени, Рим завладел Грецией. Но «пленённая Греция победила своего некультурного победителя» (Гораций). Гордый Рим непреклонный и суровый в борьбе за мировое господство послушно склонил голову перед великой греческой культурой.

Собственные художественные традиции римлян были довольно скудны, их первоначальная мифология  в отличие от греческой, очень прозаична. Рим воспринял весь пантенион греческих богов, дав им только свои имена. Например, Зевс в греческой мифологии получил имя Юпитера, Афродита стала называться Венерой, бог войны Арес – Марсом. Многое из греческой культуры было позаимствовано римлянами.

Однако  было бы не справедливым не отметить приоритеты и в римской культуре. Выросши  в могущественное государство Рим, создал свою литературу, правда, восходящую к греческим истокам, но сильную и самобытную. В пластических искусствах самобытность Рима проявлялась меньше: римские художники не столько даже продолжали греческие традиции, сколько усердно копировали греческие образы.

Римская культура с самого начала таила в  себе зерна упадка, потому что она  создавалась уже при развитом рабовладельческом строе. Причем, Рим  выступил на мировую сцену, когда  рабовладельческое общество было в апогеи своего развития, когда его противоречия достигли угрожающей остроты. Величие Рима искусственно поддерживалось штыками легионеров. Государство непрерывно сотрясали грозные восстания рабов, начиная со знаменитого восстания Спартака. Они смыкались с восстаниями в провинциях, все больше усиливался напор варварских племен, развращенность верхушки римской знати, преступность императоров, ужасы террористического режима при императорах Юлиях–Клавдиях, дворцовые заговоры и интриги достигали таких форм, что недаром термин «упадок Рима»  считается символом разложения и гнилости любого общества.

Но все же, древнеримское искусство еще  относится к античному искусству  начала христианской эпохи и имеет  для истории искусств свою историческую ценность, свое своеобразие и историческую значимость.

Римское искусство внесло значительный вклад  в мировую культуру своим зодчеством. Совершенно самобытный итальянский скульптурный портрет. Римская архитектура не может сравниться в художественном обаянии с греческой, но она грандиозна, весьма эффектна, и своей инженерно-строительной техникой уходит от простой барочной конструкции греческого храма. Например, базилики со сводчатыми перекрытиями, которые в последствии легли в основу христианских церквей;

 

 

 

акведуки – многоярусные каменные мосты, несущие водопроводные трубы;

 

                         

 

триумфальные  арки, воздвигаемые в честь военных побед; Колизей – амфитеатр, вмещающий десятки тысяч зрителей; пантеон – купольная ротонда – «храм всех богов».

 

 

Древнеримское искусство вслед за обществом  нуждалось в коренных переменах  и притоке новых сил для  его возрождения и обновления. В этот период Рим захлестывает война всевозможных философских школ, мистических культов и религиозных течений. Но самой сильной была религиозная тенденция к установлению единобожия, в частности христианства, взамен пантеона множества языческих богов. На тот момент это было средством сохранения Империи и предотвращения её распада.

Родиной христианства была эллинистическая Иудея. Римская знать поначалу преследовала христианские иудейские секты, которые изначально проповедовали религию рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. Но в дальнейшем обстановка меняется. Иудейское восстание было подавлено, а христианские произведения        2 века – «Апостольские Послания», «Евангелие» - уже наполняются духом лояльности к Риму, к рабовладению. Причины преследования христиан отпадают, и все более выявляются преимущества христианства для Рима. Это учение, проповедовавшее равенство людей перед духовной силой, давало удовлетворение низшим классам, и в тоже время не покушалось на земное неравенство слуг и господ. Кроме того, христианство удовлетворяло потребность в установлении единобожия. Все это определило легализацию христианства еще 4 в. и принятие его в качестве государственной религии.

Что же касается искусства, то в нем произошло  изменение изжившего себя античного идеала, - гармонии физического и духовного. В противовес духовному идеалу противопоставление материальные ценности, как неизмеримо высшее благо.

В конце 4 и в начале 5-го столетий распад Римской империи продолжается. В  этот исторический период в Европе происходит «великое переселение народов». Пройдя через Дунай, на территории Империи поселяются многочисленные племена готов. Готы продвигаются по территории Римского государства, повсюду встречая поддержку рабов и порабощенных Римом народов. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гунов. Вестготы и вандалы захватывают и громят сам Рим. В 476 г. (5 в н.э.) Риму был нанесен заключительный удар, и неограниченная власть римских императоров перешла к варварским дружинам.

Эта дата знаменует конец Западной Римской  империи. Но продолжала существовать Восточная  Римская империя, а история ее искусства уже принадлежит новой  эпохе, новой эре в истории  человечества – эпохе Возрождения или эпохе Ренесанса.

 

Общая характеристика костюма. История греческого костюма началась с азиатской пестроты, чопорного великолепия с мелочной  искусственностью, а закончилась благородной простотой. Костюм римлян изменялся в прямо противоположном направлении: от простой непритязательной формы к претензионной избыточности и помпезному великолепию.

Культура  Древнего Рима складывалась под влияние  древнегреческой культуры. Тип древнеримского костюма такой же, как и у древних греков – драпировочный. Национальное своеобразие складывалось не столько в покрое отдельных видов одежды, сколько в деталях и украшениях. Простота образа жизни и суровость нравов римского общества еще на заре его существования, формировали эстетический вкус, сказавшийся на формах одежды этого времени.  У римлян долгое время не было стремления к красоте, как у греков.   Римляне 8-го – 5-го в. до н.э.  были умеренными во всем: еде, одежде, роскошь вообще считали не допустимой. Прядение и ткачество считалось обязательным занятием женщин и служило одной из характеристик их добродетели. На протяжении всего республиканского периода развития Древнего Рима (5-1 вв. до н.э.) одежду изготавливают дома. Император Август (1 в. до н.э.) гордился тем, что носил тунику и тогу, сотканные руками жены и матери.

Древнеримский костюм на протяжении многовековой истории  своего развития познал много значительных изменений, связанных с глубокими  изменениями в общественном строе  Римского государства  и культуры. Включительно по 2 в.н.э. римский костюм оставался в своей основе античным. В нем преобладала оберточная драпируемая одежда, сохранялись простота кроя и декора, господствовала идея самостоятельного значения природной красоты людской фигуры, по отношению к которой одежда играла лишь добавочную второстепенную роль.  Но военный характер Римского государства и его мировое господство обусловили появление в костюме статичности, величия и относительной сложности по сравнению с греческим костюмом. Начиная с 3 в.н. э. Костюм Древнего Рима резко меняется. Все специфические особенности античного костюма начинают исчезать.  Оберточная одежда вырождается и заменяется глухой одеждой, которую нужно одевать.  Одежда удлиняется и покрывает всю фигуру от шеи до ног. На образование позднего римского костюма – предвестника средневекового византийского костюма – оказывает влияние азиатский стиль, который сказывается не только в длинных туникообразных формах одежды, но и в типах и способах ее орнаментации. Пристрастия к украшениям и пышности одежды полностью заменило бывшую простоту раннего римского античного костюма. Появились также заимствованные у варваров элементы одежы, например, штаны.

Мужской и женский костюм начали различаться уже в ранний период истории Древнего Рима, когда римлянки носили древнегреческую одежду, а римляне – продолжали одевать римские тоги и плащи-гиматии. Эта разница в мужской и женской одежде существовала вплоть до поздней империи, когда у обоих полов используются одежды одинакового глухого типа. Особенностью древнеримского костюма, в отличие от древнегреческого, стала ярко выраженная его классовая дифференциация. Аристократический характер республики, когда правила римская знать, привилегированное положение римских граждан по отношению к другим жителям Римской Империи, бюрократический государственный аппарат во главе с императором,  - все это способствовало различным уровням социальной принадлежности граждан среди вольного населения, не говоря уже про рабов и других малоимущих слоев населения. Все они подчеркивали свою принадлежность к тому или иному слою общества, выражая их в одежде и знаках общественного различия. Тога, например, была одеждой лишь вольных римских граждан. Рабы не имели права носить тогу. Даже в женском костюме господствовали классовые различия. Столу, например, запрещалось носить рабыням и куртизанкам. Классовая дифференциация костюма проявлялась также в господствующих слоях верхушки римского общества.

 

Мужской костюм. Основной одеждой римских граждан и символом гражданского достоинства была тога. Roma togata – Рим носящий тогу, так называли население Рима. Римлянин, совершивший преступление, прежде всего, лишался права носить тогу. Тога считалась исконно римской одеждой, подчеркивавшей знак римского гражданства.

В ранний республиканский  период (5-1 вв. до н.э.) тога была выполнена  в виде плаща в форме полукруга, небольших размеров, покрывавшем  фигуру подобно греческому гиматию.

По мере роста  могущества Римской Империи увеличивается  размер тоги, которая начинает выполнять  определенный социальный заказ –  подчеркивать торжественный и величественный вид хозяина.

      

Классическая римская тога из шерстяной ткани имела форму овала или эллипса, размер которого составлял 5,6х2 м. Тога не имела швов, ее ткали целиком. Драпировка тоги была очень сложной. Предварительно тогу складывали в долевом направлении, так чтобы ее верхняя часть была меньше нижней на 1/3. Около линии загиба в верхней части тоги закладывали несколько складок, накидывали тогу на левое плечо, спуская впереди один конец ткани, равный 1/3 всей длины. Этот конец ткани покрывал левую руку и падал почти до земли. Вторым концом ткани покрывали по диагонали спину, на бедре драпировали группу складок, называвшуюся проценктура, и довольно плотно прижимали их к телу. Ткань, свободнопадающую у правого берда, закалывали в виде полукруга, а оставшийся свободным конец ткани перекидывали через левое плечо. Получившаяся полукруглая драпировка тоги носила название синус. Она была самой подвижной частью тоги. Правильному расположению ткани на ней римляне придавали большое значение. Но это еще не все в искусстве драпировки тоги. Последний момент заключался в том, что из ткани, первоначально расположенной на левом плече, вытягивали небольшой кусок, закладывали из него пучок складок и эта драпировка, носившая название умбо, своим направлением должна была перекликаться с синусом, создавая определенный ритм в движении всей ткани. Часть тоги, из которой создавался синус, можно было закинуть на голову. В таком виде римляне совершали жертвоприношение. Обычно же они ходили с непокрытой головой. Драпировкой тоги занимались жены или рабы. Рабыни, владевшие в совершенстве искусством красиво драпировать тогу, ценились очень дорого.

Тога обычных римских граждан была традиционно белой. Высшие должностные лица носили тогу–претексту, затканную по прямому сгибу алой или пурпурной полосой (у сенаторов – широкой, у всадников - узкой). В эпоху поздней республики полководец –победитель в день своего триумфа появлялся в венке из золоченных листьев лавра и в пурпурной тоге, прошитой золотыми нитями – тога-пикта. Триумфытор надевал ее поверх затканной золотыми пальмовыми ветвями ткники (туника-пальмата).

Домашней одеждой римлян была туника, близкая по покрою к греческому хитону.

Туника – это разрезная одежда, которая одевалась через голову. Хитон – оберточный тип одежды, который был сделан из целого куска ткани. Ткань для туники была шерстяной или льняной различных цветов. Туника имела короткие, или длинные рукава.

 

 

Сверху туники од евали чаще всего небольшой плащ типа греческого гиматия. В непогоду носили пенулу – плащ в виде вытянутого овала с круглым вырезом для головы, к которому пристегивали капюшон. Пенулу делали из плотных шерстяных тканей типа валяного сукна.

 

 

Презираемая в ранние века роскошь, уже в конце  существования Римской республики, стала быстро воцарятся в Риме. Завоеванные Римом восточные страны поставляли в Римскую империю роскошные ткани. Богатые, пересыщенные всем римляне, подражая костюму полководцев-триумфаторов, увлекаются вышитыми туниками и легкими плащами, тщательно подбирая сочетание цветов туники и плаща - лацерны, скрепляемого на плечах богатыми фибулами.

В эпоху  поздней республики при триумфальном восшествии в Рим полководец появляется в тунике, вышитой пальмовыми ветвями  – туника-пальмета, в пурпуровой тоге-пикте и в пурпуровых башмаках.

В эпоху  империи громоздкая тога-пикта была заменена пурпуровым плащом. Этот плащ, который назывался полудаментум, сохранился в Византии, и от него произошли все мантии европейских королей.

Со временем от обычая носить белую тогу постепенно отступали. Сначала простые граждане стали ходит в разноцветных тогах, а потом отдали предпочтение более  практическому сочетанию туники и плаща. Император Август вынужден был приказать соотечественникам  появляться в тоге хотя бы на Форуме. Позднее даже знать надевала эту  одежду лишь в самых торжественных  случаях.

Штаны первоначально  не были известны римлянам. Но легионеры, которые несли службу в «варварских» землях, принесли от туда гальский плащ сагум (sagum) с капюшоном (cucullus), а также штаны (braccas) – эту самую неримскую одежду, которая появилась в Европе в древнейший период существования индоевропейцев, но только спустя много столетий смогла перешагнуть через Альпы.

Информация о работе Лекция по "Истории костюма древнего и античного мира"