Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:26, лекция
Работа содежрит лекцию по дисциплине "История костюма древнего и античного мира"
В период Нового Царства появляется новый вид одежды – сусх, которая состоит из рубашки – калазириса и куска прямоугольной ткани, названного греками синдон.
Синдон – плиссированная ткань. Ее обертывали вокруг бедер, спереди завязывали полу узлом и один конец спускали до низа калазириса. Эту часть синдона иногда скрепляли пластинами ювелирной работы.
Жрецы, по-прежнему, носили одежды древних форм – треугольный передник схенти и леопардовую шкуру, наброшенную на одно плечо.
Для воинов был предписан передник и кожаный нагрудник.
Обувь у египтян была очень простой – сандалии, состоящие из кожаной подошвы и нескольких охватывающих ногу ремней. Женская обувь не отличалась от мужской.
И мужчины и женщины носили парики из овечьей шерсти или из растительных волокон предохраняющих голову от жары. Знать надевала длинные парики с многочисленными косичками, крестьяне – маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Женщины высших сословий украшали головы прическами. Мужчины брили бороды. Но надевали иногда искусственные, обычно из шерсти, покрывая их лаком. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме треугольника или куба, её крепили на ушах, подобно дужкам современных очков.
Тканью для одежды служили бело-льняное полотно и хлопковая ткань.
Аксессуары древнеегипетского костюма. Эпоха Нового Царства – расцвет египетской культуры. Во всех предметах быта египтяне стремятся к изысканным пропорциям и плавным линиям, будь то мебель, или туалетная ложечка для косметики с изображением плывущей девушки с цветком лотоса в руках. Эти же черты утонченности и изысканности появляются в настенных в предметах прикладного искусства, фресках и по-своему звучат и в новом решении и дизайне египетского костюма. Например, в эпоху Нового Царствования к традиционному цветному женскому калазирису (шафрановому, голубому или красному) делают бретели контрастных цветов или украшают ткань калазириса чешуйчатым узором, имитирующим крылья кобчика (хищная птица из семейства рябчиков), являющегося символом царицы Изиды. Ткань калазириса, как правило, лён, хлопок, белый или натурального цвета.
После эпохи Нового Царства Египет становится добычей иноземных завоевателей. Остатки египетской культуры в одежде тщательно сохраняются, но она попадает под влияние Нового мира. Это влияние прежде всего сказывается в крое. Одежда получает мягкие формы. Любимые египтянами плиссировки заменяются драпировкой. Синдон превращается в плащ и его драпируют подобно греческому гиматию.
Официальный торжественный костюм фараона все еще остается традиционным, но все чаще царица Клеопатра появлялась в легких драпированных одеждах и головном уборе богини. Покрывало, задрапированное вокруг стана, перекинутое со спины на правое плечо, скреплялось под обнаженной грудью узлом. Оно вошло в обиход египетских женщин в эпоху Римской Империи.
Египтяне гримировались как мужчины, так и женщины, и согласно установленной традиции красили глаза, брови, губы.
Изящную египетскую одежду дополняли драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней. Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и по художественной выразительности, никто и никогда не превзошел. Оно положило начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству.
Орнаментация тканей. С дошедших до наших времен памятников материальной культуры можно систематизировать виды орнамента, которые наиболее часто использовали египтяне для украшения своих тканей.
Например, ковер гробницы фараона Тутмоса (4 в до н. э.) имел орнаментацию в виде цветов лотоса, полукругов, крестообразного амулета; подушки с изображением дочерей фараона Эхнатона были украшены параллельно расположенными ромбами голубого цвета на розовом фоне.; узор ткани из гробницы Пареннефера выполнен в виде дорог из ромбов разных размеров.
В основном египтяне использовали геометрический и растительный золотой орнамент, с темно-синими полосами по краям
Дизайн тканей. Египтяне владели мастерством гофрирования льняных тканей. В гробницах найдены образцы ткани с двойной плиссировкой под прямым углом.
Ткани различных структур использовались египтянами для изготовления одежды и как украшения на различных празднествах. Из них делали драпировку, шили знамена. Основа была крученой в 2,3 и даже 4 сложения, уток – одиночный.
Новых высот достигает ткацкое искусство Египта в грекоримский и особенно коптский периоды развития Древнего Египетского Царства. Среди дошедших до нашего времени тканей - гладкие ткани полотняного и саржевого переплетения; мелкоузорчатые ткани; крупноузорчатые, махровые ткани и даже ткани, выполненные в гобеленовой технике.
Наиболее распространенной одеждой египтян Позднего Царства были туники. Они ткались на станке целиком в виде прямоугольных полотен. Интересной была технология изготовления туник. Работу начинали с рукава, пробрасывая челнок в средней части основы по ширине рукава, и оставляли свободными крайние участки основы. Дойдя до плеч, ткач начинал прокидывать челнок по всей ширине основы. Для выработки ворота использовались два челнока пробрасываемых попеременно в левой и правой частях основы. После снятия ткани со станка, висящие нити основы обрезались или связывались. Обрабатывали тунику по линии ворота и сшивали по боковым сторонам. Если станок был недостаточно широк, по линии пояса пришивали еще два лоскута необходимой длины.
В зависимости от размера и количества узорных частей схема ткачества усложнялась. Узорные части делали в основном накладными, в виде аппликаций. Большинство узорных тканей были уточнонастилочными (с длинными прокидками утка).
Вырабатывали также махровее ткани. Техника ткачества очень похожа на современную. Ее суть заключается в следующем. Через определенное число грунтовых уточных нитей прокидывали уточную нить, которая обвивала специальные стержни. После вытаскивания стержней на поверхности оставались петли.
Среди многих видов ткачества существовало ткачество ремизных и двухслойных тканей.
Для ткачества египтяне использовали вертикальные гобеленовые станки, горизонтальные льноткацкие станки, в том числе станок с педалями.
Ткачество было царской монополией.
Ткани, орнамент, цветовая гамма. Основным сырьем, из которого изготавливали ткани для одежды, был лён. Высокая техника обработки льна и техника ткачества обеспечивала производства разных по качеству тканей – от грубых до прозрачных (виссон). Шерсть для изготовления тканей использовали в более поздний период Египетского Царства и только для верхней одежды. Хлопчатобумажная ткань и шелк в Древнем Египте не были известны до позднего Царства.
Распространенным цветом древнеегипетской одежды был белый. Наитончайшие полупрозрачные льняные ткани были всегда белые. Широко использовались неотбеленные ткани серовато-желтого и кремовых оттенков. Издавна развитое в Древнем Египте крашение тканей обеспечивало довольно широкую гамму и других цветов, среди которых характерными были синий, голубой, коричнево-красный, вохристожелтый, зеленый. Эти цвета редко использовали для однотонного окраса одежды, чаще их соединяли в разнообразных узорах. Наиболее любимым соединением цветов были голубой и желтый; синий и зеленый; зеленый и красный. Черный цвет вообще не использовался для одежды. Его использовали лишь в узорах, для подчеркивания тона. Почти не использовались пурпурный и фиолетово-лиловый.
Многие ткани особенно женские в период Нового Царства покрыли узорами или вышивкой. Чаще на ткань наносили полосы, зигзаги, узор в виде перьев птицы, чешуйчатые узоры. Узор покрывал всю поверхность ткани. Каймовый узор наносили реже. Использовался также узор в виде стилизованного орнамента растений и цветов, которые произрастали в данной местности: бутоны и листья лотоса, тростника, папируса, рогозы, камыша, пальм.
Одежду фараонов и знати украшали изображениями животных. Среди них типовыми были змея урей – эмблема царской власти, жук скарабей, ястреб или кобчик с распростертыми крыльями, рога, перья, стрелы – символ солнечных лучей. Часто эти изображения комбинировали с изображениями солнечного или лунного диска.
Декор древнеегипетского костюма оформляется лишь цветом, шириной или площадью орнамента.
Древнеегипетский стиль. Суть древнеегипетского стиля в одежде -монументальность, простота, строгость форм, любовь к спокойным линиям, гладким поверхностям тканей.
Древнеегипетская одежда принадлежит к типу оберточной одежды, которая драпируется. Так же типична для Древнего Египта накладная одежда (женская юбка-сарафан и туники). Одежда не прикрывала всего тела. Оголенность тела, торса, рук, ног – характерная черта как мужского, так и женского костюма.
Знать, а также танцовщицы, рабыни имели полупрозрачное одеяние. Частичная или полная оголенность допускалась у рабынь, которые прислуживали на банкетах. Их одежда ограничивалась узкой повязкой с украшениями.
Древнеегипетский костюм простой по форме и крою. Он, как правило, был узким и очень туго обтягивал тело, особенно сзади. Даже простая верхняя одежда египтянина драпировалась так, что её складки группировались спереди, а спина и бедра оставались обтянутыми. Одежд, которые волочилась по полу, и шлейфов в египетских костюмах не было совсем.
Краткая историческая справка
На Ниле тоже встречали по одежке. Древние египтяне изготавливали свою одежду как из шкур животных, так и из растительных материалов. Из последних использовали, как правило, хлопок и лен, которые перерабатывались в ткани, от самых грубых до тончайших. Некоторые второстепенные принадлежности одежды изготавливались из твердых волокон различных волокон, но чаще всего из кожи. Насколько можно судить, в древнейшие времена для одежды использовались преимущественно хлопчатобумажные ткани. Такого рода одежда считалась «ненастоящей» и называлась «шенти» (сплетённое). Ей противопоставлялась «настоящая» одежда, которая называлась «пек» и шилась, вероятно, из полотна. Первое упоминание о ней найдено в надписях 19-й династии (2000 г до н.э.), где так назван египетский передник.
Ткачеством на Ниле занимались с незапамятных времен. Однако высшей степени развития оно достигло не ранее начала Нового царства, когда египтяне научились выделывать ткани, не уступающие по своему качеству тюлям и тончайшему батисту. В древнейшие времена ткани красили в красный, голубой или зеленый цвета. Позднее стали использовать и другие оттенки. Это положило начало украшению одежды разноцветными узорами и металлическими вышивками. Несмотря на это, во все времена египетского царства натуральная блестящая белизна полотна оставалась любимым цветом жителей.
Передник – древнейшая и первоначально единственная одежда – стал традиционной деталью туалета египтян. Ткань и размеры передника были разными, в зависимости от сословия и звания носящего. Низшие классы или рабы прикрывали свою наготу куском кожи или бумажной материи, одежда же знатных людей состояла из большого продолговатого куска ткани, который плотно оборачивали вокруг поясницы и верхней части ног и придерживали поясом. В период процветания Древнего царства вошла в употребление одежда, похожая на рубашку, которая почти полностью прикрывала верхнюю часть тела. Однако долгое время она была большой редкостью, и только после войны с Азией, когда царство было восстановлено, эта одежда стала широко распространяться, преимущественно среди высоких сословий. Рубашки же из тонких тканей носила только знать.
Обувь египтяне носили двух разновидностей: сандалии и полубашмаки. И те, и другие либо делались из кожи, либо плелись из разрезанных на узкие полоски листьев папируса. Судя по изображениям на древних памятниках, представители знатных сословий носили только сандалии с золотыми или позолоченными украшениями.
Одежда женщин значительно отличалась от мужской одежды, особенно в древнейшие эпохи. Требовалось, чтобы женщины закрывали свое тело полнее, чем мужчины. Однако со временем, стремясь к большей роскоши, одежду начали украшать разноцветными узорами, а знатные женщины начали носить тонкие и прозрачные ткани. Любовь к пышности и тщеславие доходили до того, что в богатых домах женскую прислугу наряжали в такие же прозрачные одежды. Правда, чаще всего, особенно на пиршествах прислужницы являлись без всякого платья, но зато с множеством украшений.
Судя по некоторым изображениям на древнейших памятниках, мужчины тогда брили головы наголо. Со временем восстановления царства этот обычай обусловленный спецификой климата, стал правилом предписываемым чистоплотностью. Геродот рассказывает, что детям тоже обривали голову. Волосы отпускали по религиозным причинам только во время путешествий.
Однако не следует думать, что из гигиенических соображений древние египтяне так легко отказались от своего природного украшения. Они заменили его искусственным, и парик стал обычным головным убором представителей господствующих сословий. Появились высокие парики со свернутыми в трубку локонами, большие накладки с буклями и с длинными спускающимися вдоль спины косами, парики, гладкие по середине и завитые по сторонам и т.п. Мода на парики прижилась, и даже мужчины носили их по два сразу – один на другом.
Любовь к парикам доходила до того, что мужчины брили бороды, а вместо них прикрепляли искусственные. Форма бороды была знаком отличия различных сословий. Знатные люди, а также некоторые жрецы носили маленькие бородки, остриженные в форме куба, фараоны предоставляли право украшать подбородок либо сплетенным в косу и затянутым пучком волос, либо более или менее широкой бородой особой формы. Дети вместо париков носили накладные косы.
Женщины стали брить голову и носить парики гораздо позже мужчин, причем представительницы высших слоев решались последовать новой моде; женщины же среднего и рабочего сословия до самых времен царства обходились собственными волосами.
Информация о работе Лекция по "Истории костюма древнего и античного мира"