Молодые строители высокопрестижной стройки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в основательном и всестороннем изучении проблемы формирования трудовых коллективов на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, повышения их трудовой активности. А так же в рассмотрении строительства БАМ с точки зрения патриотического воспитания молодежи.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
-рассмотреть БАМ в 30–е. годы XX в.;
-изучить особенности принудительного труда заключенных на строительстве БАМа;
-проанализировать цель создание комсомольско-молодежных отрядов на стройке века;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Начало строительства Байкало-Амурской магистрали
1.1. БАМ в 30–е. годы XX в. Секретные постановления о строительстве
1.2.Принудительный труд заключенных на строительстве БАМа
Выводы по главе 1
Глава 2. Строительство БАМа: от работы заключенных до добровольных строителей
2.1. Второе пришествие на БАМ
2.2. Создание комсомольско-молодежных отрядов на стройке века
Выводы по главе 2
Глава 3. Молодые строители высокопрестижной стройки
3.1. Комсомольские отряды в Читинской области
3.2. Условия жизни строителей БАМа
3.3. Результаты строительства Байкало-Амурской магистрали
3.4. Курс по выбору
Выводы по главе 3
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

магистерская_3.docx

— 127.18 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

Глава 1. Начало строительства Байкало-Амурской магистрали

1.1. БАМ в 30–е. годы XX в. Секретные постановления о строительстве

1.2.Принудительный труд  заключенных на строительстве  БАМа

Выводы по главе 1

Глава 2. Строительство БАМа: от работы заключенных до добровольных строителей

2.1. Второе пришествие  на БАМ

2.2. Создание комсомольско-молодежных  отрядов на стройке века

Выводы по главе 2

Глава 3. Молодые строители высокопрестижной стройки

3.1. Комсомольские отряды  в Читинской области

3.2. Условия  жизни строителей  БАМа

3.3. Результаты строительства  Байкало-Амурской магистрали 

3.4. Курс по выбору

Выводы по главе 3

Заключение

Библиографический список

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Байкало-Амурская магистраль-одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире, ее протяженность более 4,3 тысячи километров. Она строилась как альтернатива Транссибу и пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Как и Транссиб, БАМ-это короткий, сквозной путь к Тихому океану. Перспективы БАМа связаны со строительством новых участков дороги к месторождениям в Якутии и развитием портов Ванино и Совгавань.

Актуальность исследования данной работы несомненна. Летом 2014 года будет отмечаться юбилей по случаю 40-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали и в октябре этого же года будет праздноваться юбилей 30-летию укладке «золотого звена» БАМ.  В XXI веке вновь возрастает интерес к региону БАМ, богатому природными ресурсами, начинают проявлять интерес коммерческие структуры, которые заинтересованы в загрузке дороги на проектную мощность – соединение о. Сахалин с материком. Именно БАМ может стать кратчайшим путем, по которому должен пойти весь поток транзитных грузов из Японии в Европу.

БАМ нельзя назвать дорогой без будущего, и не случайно работы по строительству Северо-Муйского тоннеля не были свернуты даже в самые тяжелые для экономики России времена. В конце 2001 года проходка тоннеля была завершена, и по нему было открыто рабочее движение.

Изучение исторического опыта освоения восточных территорий СССР, в частности, Сибири и Дальнего Востока, размеры которых превышают более 1/2 части всей площади Советского Союза, является одним из важнейших направлений научных исследований отечественной истории. Это опыт созидательной деятельности людей многих поколений. Он имеет исключительную ценность для культуры и для практической деятельности народов России, всей нашей страны.

Событием большой исторической важности XX века стало строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Идея строительства железной дороги севернее Байкала зародилась в прошлом столетии, поэтому Байкало-Амурскую магистраль можно без преувеличения назвать «проблемой века». Она действительно является такой и по времени изучения, и по сложности сооружения, и по своему значению. В осуществлении ее участвовал 130-тысячный коллектив строителей, имевший в своем составе представителей всех национальных республик, краев и областей Советского Союза. Для советских людей стройка стала действительно всенародной.

Строительство БАМа и дальнейшее развитие прилегающих к ней территорий-сложная задача, требующая больших материальных затрат и напряжения сил трудящихся. В Сибири и на Дальнем Востоке давно одной из наиболее острых проблем выступает недостаток рабочих рук. С начала 70-х годов в эти районы усилился приток населения.

Еще в постановлении ЦК КПСС «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» от 8 июля 1974 года выражалась надежда на то, что «эта грандиозная стройка войдет, яркой страницей в историческую летопись героических свершений советского народа». Историки сразу же «по горячим следам» строителей развернули исследования по изучению истории строительства Байкале Амурской железнодорожной магистрали, собрали очень ценный фактический материал и положили его в основу изучения проблемы.

Историографический анализ специальной литературы по БАМу доказывает, что проблемы формирования кадров строителей Байкало-Амурской магистрали освещались в целом ряде опубликованных работ. Учитывая актуальность темы, иначе и быть не могло, потому что это стержневая тема, без которой невозможно говорить или писать об осуществлении такой большой стройки как Байкало-Амурская железнодорожная магистраль протяженностью более чем 3 тыс. километров, чрезвычайно сложная в техническом отношении. Кадры-это все, именно они практически решают все основные вопросы строительства. Отметим, однако, что кадровая проблема во всех имеющихся работах по БАМу рассматривалась наряду с другими проблемами. Специальных работ, посвященных именно этой проблеме, нет. В то же время, есть очень важные вопросы данной темы, которые не освещены совсем, а другие, которые и затрагивались, требуют более углубленного изучения и освещения.

Степень изученности. Изучением строительства БАМ занимались многие ученые, и среди них можно выделить работы по десятилетиям 70-е  г. XX в.,  80-е г. XX в. и современные работы. Особенность такого разделения характеризуется тем, что работы каждого периода имеют свою специфику. Так, когда строительство  Байкало-Амурской магистрали развивалось быстрыми темпами, интерес к нему соответственно был высок. Разрабатывались новые проекты строительства, создавались планы по освоению Забайкалья. Изучением Байкало-Амурской  магистрали в середине 70-х гг. занимался  А.И. Алексеев, доктор исторических наук, автор книг о Восточной Сибири и Дальнем Востоке. Его работа «Хождение от Байкала до Амура» является историческим очерком, который рассказывает нам об открытии и освоении мест, где пролегает трасса БАМа, о первых проектах магистрали и об изыскательских работах, которые велись на «стройке века» - именно так называли строительство Байкало-Амурской магистрали. Такой же точки зрения придерживаются и такие исследователи, как А. Б. Дихтярь, В.Н. Казимиров1. Расширяется практика еще более глубокого и детального изучения строительства данной магистрали и уже к концу 70-х гг. А.А. Недешев, Ф.Ф. Быбин, А.М. Котельников  выпускают работу «БАМ и освоение Забайкалья». В данном исследовании раскрывается содержание народно-хозяйственной программы БАМа, стратегия освоения севера Забайкалья, проблемы развития производства Удоканского промышленного узла, возникающие в связи со строительством БАМа. В ходе работы над выпускной квалификационной работой был изучен сборник статей «Географические проблемы зоны БАМ»2, ответственными редакторами которого являются В.В. Воробьев и А.В. Белов. В этом сборнике приводятся материалы региональных географических исследований зоны строящейся Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Рассматриваются вопросы сельскохозяйственно-промыслового освоения горнотаежных территорий и системы природопользования в межгорных котловинах; исследуются флористический состав и закономерности распределения растительного покрова и т.д.

Работы, изданные после завершения строительства золотого звена, а именно середины и конца 80-х гг., в большей степени представлены как анализ итогов строительства БАМ с учетом проблем и перспектив на тот момент времени. Но нужно отметить, что перспективы в большей степени представлялись в монографических изданиях, тогда как выявление проблем больше раскрывалось в периодических изданиях3. Так, Н.А. Зензинова в своей монографии «От Петербург – Московской до Байкало-Амурской магистрали»4 поднимает вопросы об основных этапах развития железнодорожного строительства в нашей стране - от первых железных дорог и крупнейших магистралей дореволюционной России - Петербург -Московской, Закаспийской, Транссибирской до важнейших послеоктябрьских строек: Турксиба, дорог, восстановленных построенных в 20-40-е годы, линии Тюмень - Сургут и Байкало - Амурской магистрали.

Если рассматривать современный период, то можно говорить о том, что взгляды на Байкало-Амурскую магистраль меняются. Во многих работах уже не прослеживается критики в таком большом количестве, которая имела место быть в конце 80-х гг. В периодических изданиях можно выделить работы Н. Носкова, С. Селиванова, А. Снегур, А. Карпенко5 и др. В своих статьях авторы дают положительную оценку рентабельности БАМ. Общее в этих работах  выявляется во мнении, что на данный период времени Северо-Муйский тоннель уже достроен и Байкало-Амурская магистраль работает на полную мощность, следовательно, приносит большую прибыль, чем это было на десятилетие ранее.

К современному периоду так же можно отнести работу М.Р. Сигалова и  В.А. Ламина «Железнодорожное строительство в практике хозяйственного освоения Сибири»6. В монографии дается ретроспективный анализ процесса формирования концепций транспортного и хозяйственного освоения Сибири. Научно-аналитическая, предплановая, проектная и инженерно-изыскательская разработка проблем рассматривается на фоне исторической реконструкции хозяйственного освоения края. Выявленные закономерности могут использоваться при решении современных и перспективных задач развития производительных сил региона.

Объектом исследования служит строительство Байкало-Амурской магистрали.

Предметом исследования являются строители БАМа.

Цель исследования состоит в основательном и всестороннем изучении проблемы формирования трудовых коллективов на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, повышения их трудовой активности. А так же в рассмотрении строительства БАМ с точки зрения патриотического воспитания молодежи.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

  -рассмотреть БАМ в 30–е. годы XX в.;

  -изучить особенности принудительного труда заключенных на строительстве БАМа;

  -проанализировать цель создание комсомольско-молодежных отрядов на       стройке века;

   -изучить историю комсомольских отрядов в Читинской области;

  -просмотреть условия  жизни строителей БАМа;

  -определить роль социалистических соревнований в укладке «золотого звена» на Читинском участке;

  -разработать курс по выбору на тему: «Вклад комсомольско – молодежных коллективов Читинского участка БАМ в строительство «золотого звена»».

Методологическая основа исследования. Методологически автор исследования руководствовался принципом историзма, прогрессивными достижениями исторической науки, стремился к всестороннему анализу и объективному освещению изучаемых проблем.

Источниковую базу магистерской диссертации составляют в первую очередь материалы Государственного архива Забайкальского края.

Использованы были следующие фонды архива:

1. Фонд П – 3. Читинский областной  комитет КП РСФСР (Обком). 1937 – 1991 гг.

2. Фонд П – 37. Читинский областной  комитет ВЛКСМ.

3. Фонд П – 1752. Каларский районный  комитет ВЛКСМ.

4. Фонд П – 7071. КПСС СМП № 576 УС «БАМстройпуть» Каларского  района.

Архивные документы, используемые в данном исследовании, представлены протоколами, докладными записками, отчетами, постановлениями. Часть архивных материалов впервые вводятся в научный оборот.

Второй группой источников  являются воспоминания строителей БАМа, которые представлены в таких сборниках как «Золотое звено» под редакцией Л.П. Фадеева и «БАМ – стройка века» под редакцией В.А. Шленского.

Научная новизна работы состоит в том, что это первая специальная работа, в которой комплексно рассмотрен процесс формирования трудовых коллективов строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, роста их общественной, трудовой и производственной активности, профессионально-технического совершенства кадров строителей БАМа.

 Практическая значимость нашей магистерской диссертации заключается  в применении данных о Читинском участке БАМ в процессе изучения темы: «Индустриализации в СССР» в рамках школьного и вузовского курса истории и применении материалов данной работы на факультативных занятиях в школах Забайкальского края,  включив некоторые факты в учебник по истории России. В данной работе материалы исследования представлены в виде разработки курса по выбору для студентов университетов Забайкальского края.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались в докладах на различных конференциях проводимых внутри вуза, такие как: Студенческая весна, памяти Я.И. Дразнинаса, неоднократное выступления в краеведческом музее г. Читы, на молодежной научной конференции в Новосибирске. Автор диссертации принимал участие в поиске материала для разработки книги по Байкало-Амурской магистрали, в связи с юбилейной датой данного строительства.

 
 

 

 

Глава 1. Начало строительства Байкало-Амурской магистрали

1.1. БАМ в 30–е. годы XX в. Секретные постановления о строительстве

 

В 1930 году дальневосточными краевыми организациями было разработано и направлено в ЦК ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР предложение о проектировании и строительстве в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке второй железнодорожной магистрали с выходом к Тихому океану. «Трассу предлагалось проложить, от одной из станций, западнее Байкала, через северную оконечность озера по направлению к Советской Гавани»7. В этом документе, учитывающем предварительные разработки как Иркутских, так и Хабаровских проектировщиков, будущая железная дорога была впервые названа Байкало-Амурской магистралью (БАМ). 

Дальневосточная комплексная экспедиция Академии наук СССР развернула в 1931 г. систематическое обследование территорий от реки Вилюй до Тихоокеанского побережья. Этот обширный регион изучался всесторонне на предмет выявления геологических и гидрологических условий. В то же время экспедиции Дальжелдорстроя продолжали изыскания трассы в направлении Хабаровск - Советская Гавань.

  Итак, в 1931 году по направлению Хабаровск–Советская Гавань были проведены предварительные изыскания, выполненные Дальжелдорстроем. Однако собранные в результате изысканий материалы не были обработаны, так как постановлением СНК СССР в качестве конечного пункта трассы к тихоокеанскому побережью было установлено село Пермское на реке Амур. Однако, вскоре было начато строительство города  Комсомольска и сооружение железнодорожной линии от станции Волочаевка. В соответствии с этим Комсомольск стал рассматриваться проектировщиками как один из промежуточных пунктов восточного участка Байкало–Амурской  железнодорожной магистрали, направленной к Советской Гавани либо другой удобной бухте в Татарском проливе. Также проводились подготовительные работы по организации строительства БАМа.

 С этой целью  в 1932 году было создано Управление  строительства Байкало-Амурской  железнодорожной  магистрали, а уже  в 1933 году на базе Восточносибирской  экспедиции НКСП (Национальный Координационный  Совет Прессы) был организован  Отдел технических изысканий.

Информация о работе Молодые строители высокопрестижной стройки