Молодые строители высокопрестижной стройки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в основательном и всестороннем изучении проблемы формирования трудовых коллективов на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, повышения их трудовой активности. А так же в рассмотрении строительства БАМ с точки зрения патриотического воспитания молодежи.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
-рассмотреть БАМ в 30–е. годы XX в.;
-изучить особенности принудительного труда заключенных на строительстве БАМа;
-проанализировать цель создание комсомольско-молодежных отрядов на стройке века;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Начало строительства Байкало-Амурской магистрали
1.1. БАМ в 30–е. годы XX в. Секретные постановления о строительстве
1.2.Принудительный труд заключенных на строительстве БАМа
Выводы по главе 1
Глава 2. Строительство БАМа: от работы заключенных до добровольных строителей
2.1. Второе пришествие на БАМ
2.2. Создание комсомольско-молодежных отрядов на стройке века
Выводы по главе 2
Глава 3. Молодые строители высокопрестижной стройки
3.1. Комсомольские отряды в Читинской области
3.2. Условия жизни строителей БАМа
3.3. Результаты строительства Байкало-Амурской магистрали
3.4. Курс по выбору
Выводы по главе 3
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

магистерская_3.docx

— 127.18 Кб (Скачать файл)

В связи с этим,  всегда находилось то, что провоцировало низкую дисциплину. Для борьбы с этим проводились открытые собрания партгруппы, которые призывали вести  непримиримую борьбу с прогульщиками и с пьющими людьми. Судя по архивным данным, уже ближе к 1984 году стало меньше нарушений, повысилась производительность труда, качественнее стал производиться ремонт техники, меньше стало поступать нареканий от строительных бригад. Единственное, чего желали строители, так это то, чтобы партийная организация и руководство поезда ускорило окончание строительства бокса для ремонта техники, улучшило обеспечение запчастями.

С такими успехами строители подошли к 1984 году. Что касается планов, то они не заставляли себя ждать. Для начала определили главную задачу: безусловное выполнение указаний и рекомендаций генерального секретаря ЦК КПСС тов. Ю.В. Андропова, плана и социалистических обязательств четвертого года XI пятилетки. А затем перешли к обязательным планам для выполнения строителям:

 – дальнейшее развитие  и закрепление достигнутых трудовых  успехов в работе трех лет  пятилетки;

- погашение задолжности  плана СМР по генпорядку и  по снижению себестоимости строительного  производства;

- всемерное повышение  трудовой дисциплины, качества работ, производительности труда, экономного  расходования электроэнергии  и  строительных материалов;

- воспитание коллектива  в духе преданности боевым  и трудовым традициям советского  народа, патриотизма и интернациализма.

Профсоюзному комитету были свои указания. Для них было главное развернуть социалистическое соревнование под девизом «Золотому звену – год ударного труда!»

Партийному бюро указывалось продолжить работу по совершенствованию стиля и методов руководства, тщательный подбор кадров по деловым и политическим качеством, воспитание подлинных организаторов производства, инициативных способных работников.

Идеологическому активу, всем коммунистам указывалось считать первоочередной задачей–глубокое разъяснение в трудовых коллективах содержания материалов принятых декабрьским (1983 г.) пленумом ЦК КПСС и девятой сессией Верховного  Совета СССР.

Главное, говорили тогда, что «успех сегодняшний – это успех уже вчерашнего дня. 1984 год, год особенный! Год свершения той целевой задачи, ради которой каждый из нас так много делал. Это год тяжелый, напряженной, но почетной и не всегда почетной работы. Вот почему вся работа СМП – в 1984 году будет проходить под девизом «Золотому звену – ударный труд года»»56.

В 1984 году планировалось досрочно открыть сквозное движения поездов по всему БАМу к 67–й годовщине Великого октября. Заслушав и обсудив доклад начальника поезда тов. Нагибина А. А. «Итоги работы СМП – 576 в 1 – м квартале 1984 года партийное собрание отметило:

«- коллективом поезда проведена большая работа по выполнению плана I – го квартала. Так, план выполнен: по генпорядку на 103, 6%. Собственными силами на 152,1%, выработка составила 100, 3%.

- улучшилась организация  труда, сократились случаи простоя  бригад, повысилась ответственность  линейного ИТР, улучшилось обеспечение  бригад стройматериалами и механизаторами.

- сократилось по сравнению  с I – м  кварталом прошлого года случаи нарушения трудовой дисциплины и общественного порядка, на более высокий уровень поднялась политико – массовая и воспитательная работа»57.

Вместе с тем были отмечен и ряд существенных недостатков. Так, не был  выполнен план СМР методом бригадного порядка, в работе профсоюзной и комсомольской организации имелись недоработки, имели место случаи нарушений трудовой дисциплины, допускались случаи малоэффективного использования механизмов и автотранспорта.

С чем можно связать участившиеся нарушения и возникшие с этим проблемы. Можно посмотреть на ситуацию с идеологической точки зрения. Далеко немаловажным звеном работы идеологического направления была и есть наглядная агитация. Она вошла в нашу жизнь глубоко, но в 80 – х годах она действовала ограничено. Считалось, что вопросы наглядной агитации целесообразно систематически рассматривать при утверждении текущих и перспективных планов работы партбюро. Партийное бюро осознавало важность и глубину воспитательной роли культпросветучреждений, чего нельзя сказать о профсоюзном комитете. Основание для такого вывода более чем основательное. Партийное бюро немало уделяло внимания работе клуба. На заседаниях заслушивалась его работа, заслушивали директора клуба, председателя профкома.

 На собрании от 25 августа 1984 года выступил Никушин А.С. – плотник, партгрупорг. Он отметил: «в отчетном докладе были отражены все стороны работы нашей партийной организации. Хочу доложить собранию, что наша бригада подписала бригадный подряд на подземную часть 60 – ти квартального жилого дома, так что бригадный подряд в действии. Хотел бы отметить  недостаток в работе партийного бюро: запущена работа комсомольской организации, уже 3 – й год нет у нас методиста по спорту, плохо работает общественный отдел кадров, много нянчатся у нас с алкоголиками, прогульщиками, плохо проводится работа по гласности достижений нашего поезда».58

Итак, как мы можем отметить по данным документам, на строительстве Байкало – Амурской магистрали были такие трудности, которые не зависели от строителей, связанные с неритмичной поставкой материалов и конструкций с заводов, неправильным планированием капитальных вложений и такие, которые были прямо связаны с так называемым человеческим фактором.

Но, несмотря на то, что во многих документах было отмечено, что ближе к 1984 году стало меньше нарушений, повысилась производительность труда, качественнее стал производиться ремонт техники, меньше стало поступать нареканий от строительных бригад, все равно возникали трудности и с нарушением дисциплин и с не везде качественной работой идеологического сектора.

Со строительством последних километров магистрали появляются новые проблемы, которые возникли в связи с  потерей интереса к затянувшемуся строительству. Эти недостатки весьма существенны-это проблемы идеологические, финансовые, а с ними и текучесть кадров, невыполнение планов строительства, срыв проектов.  Ниже мы приведем по этой проблемы архивные документы и попытаемся их проанализировать.

Изучая эти материалы, мы узнаем, что пятилетним планом 1971-1975 гг. предусматривалось выделение капитальных вложений в объеме  334, 996 млн. руб. строительно – монтажных работ, фактическое планирование составило 280,625 млн. руб., т.е. разрыв в намечаемом и фактическом планировании составил 54,37 млн. руб. – существенный разрыв.

За 4 года девятой пятилетки Управлением строительства выполнен объем строительно – монтажных работ на 205 млн. руб. введено 359 тыс. м2 полезной площади, детских садов на 1260 мест, школ на 4144 места.

Таким образом, управление строительства в целом работало рентабельно. Производительность труда в строительстве возросла к уровню 1970 г.

Однако, несмотря на это, нельзя признать работу читинского управления удовлетворительной.

Из этих данных мы видим значительное отклонение от планируемых объемов пятилетнего плана и фактических планов.

«Так, первоначальным планом предусматривалось освоить Читинскому управлению строительства 334, 9 млн. руб., фактический план составил лишь 280,6 млн.руб. или разрыв в планировании и фактическом выделении средств составил 54,3 млн. руб.»59.

Надо отметить и такой факт, что даже сниженный план строительно – монтажных работ Читинским управлением был не выполнен. Опираясь на архивные документы, мы видим, что  план 4-х лет составил 223,4 млн. руб., фактическое выполнение составило 204,6 млн. руб или 91% недоосвоено к плану 18,8 млн. руб.

По пятилетнему плану также виден большой недостаток работы администрации:  намечалось довести объем работ на 1975 г. до 80 млн. руб., а план 1975г. по Читинскому управлению составил 57,5 млн. руб. даже на 2 млн. меньше, чем план 1974г.

 Основной причиной хронического невыполнения плана последних лет в Читинском управлении строительства является очень медленное создание собственной базы. «Только последние 2 года стали вводить мощности (орловский ЖБИ (Железобетонные изделия), ЖБИ-I в Чите, объединенная производственная база), но использование имеющихся мощностей и освоение новых, введенных в эксплуатацию в 1973 – 1974 гг. осуществлялось плохо. Коэффициент использования мощностей остается низким по факту 1974 г. –0,72,  по плану 1975 - 0,62 …»60.

Также оставались наиболее острыми вопросы кадров в управлении строительства.  Так,  например, в 4 кварталах 1974 г. на план не хватало 1,5 тыс. человек, наблюдалась текучесть кадров. «Управлением проводится определенная работа по закреплению кадров, но одно из наиболее важных мер является наличие жилья и предприятий соцкультбыта.

По строительству собственного жилья имеются значительные отклонения от первоначальных наметок в пятилетке…»61.

В управлении строительства слабым звеном оставалось отделочное производство. Ежегодно имелся значительный разрыв между основным и отделочным циклом. Так, если «в 1973 г. необходимо было выполнить 5,129 млн.руб.,  а планировали выделить отделочникам 3,936 млн. руб.  (разрыв 1193), фактическое же выполнение составило 3,152 млн. руб.»62.

Причиной неудовлетворительной работы отделочников, прежде всего является слабая техническая оснащенность отделочных работ (не было ручных электрифицированных инструментов и приспособлений, позволяющих повысить и качество работ и производительность труда). Участок малой механизации, созданный в управлении пока не отвечал требованиям и цели создания. Таким образом, организация производства отделочных работ  была  неудовлетворительной, как правило, отделочники не обеспечивались своевременно фронтом работ. Известно, что  отделочники испытывали также и острый недостаток рабочих.

В строительстве автодорог мы также можем заметить недостатки. Бюро обкома КПСС отмечало, что строительство велось темпами, которые не обеспечивали задач начального периода строительства магистрали в дальнейшем. Задержка намеченной передислокации строительно – монтажных    поездов и специализированных подразделений, срыв сроков строительства притрассовой автомобильной дороги и мостов на ней, не позволили обеспечить выполнение ряда целевых задач, предусмотренных организационно –техническими мероприятиями на 1980 год.

«В течении 1979 года на участке вырублено 139 километров просек, выполнены земляные работы по отсыпке притрассовой автодороги в объеме 1827 тыс. куб. м., для подготовки к приему строительных организаций, построено около 300 квадратных метров жилья, школа, магазины, столовые, котлопункты, бани, котельные и другие объекты»63.

«Низкими остаются темпы строительства и к 1981 году. За два месяца выполнено работ всего на 3770 тыс. руб., что составляет 79 процентов к плану и 8,4 процента к заданной программе года. После выхода этого постановления районным комитетом партии была проделана определенная работа»64. А что это за работа мы узнаем из «Информации о ходе выполнения постановления бюро КПСС от 13 марта 1981 г».  «Допущенное отставание в первом квартале 1981 года в выполнении государственного плана на 2,7 млн. руб. строительное подразделение сокращено до 864 тыс. руб. выполнен план строительно-монтажных работ во втором и третьем кварталах соответственно на 101 и 107 процентов»65.

Интересен тот факт, что 3 апреля 1984 года  Центральный комитет КПСС одобрил инициативу строителей  по досрочному завершению к 67 годовщине Великого Октября укладки главного железнодорожного пути и открытию на год раньше установленного срока движение поездов по всей магистрали.

 Между тем, патриотическая  инициатива коллективов уложить  «золотое» звено магистрали к 67 – й годовщине Великого Октября, воплощенное в социалистических обязательствах на 1984 год, не была своевременно подкреплена необходимыми организационно – техническими мероприятиями, в результате чего темпы строительства замедлились.

29 сентября 1984 г. «Золотая» стыковка на разъезде Балбухта (Каларский район Читинской области)  встретились восточное и западное направления строителей БАМ, продвигающиеся навстречу друг другу 10 лет. 1 октября состоялась Укладка «золотых» звеньев БАМ на станции Куанда  (Каларский район Читинской области).                

В октябре 1984 г. в районе станции Куанда было уложено звено, завершающее прокладку главного железнодорожного пути, и на первый план были выдвинуты задачи, связанные с возведением эксплуатационных объектов, созданием социальной инфраструктуры для ввода магистрали в постоянную эксплуатацию.

 Вместе с тем, в деятельности  районного комитета партии по  руководству строительством, в организаторской  и массово – политической работе по выполнению задач, вытекающих из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, имеет место серьезные недостатки и упущения. Райком КПСС, первичные парторганизации и хозяйственное руководство стройки после завершения укладки главного пути не смогли своевременно переориентироваться на новый, важный этап строительства, обеспечить сохранение кадров, трудового и политического настроя, сложившегося в период прокладки главного железнодорожного пути. «В 1985 г. из управления «БАМ стройпуть» выбыло 1681 человек, в том числе 303 человека инженерно –технических работников, в 1986 г., соответственно, 1472 и 260 человек, за этот период почти полностью обновился состав руководителей управления и строительно – монтажных поездов, с учета снялось 380 коммунистов»66.

Информация о работе Молодые строители высокопрестижной стройки