Молодые строители высокопрестижной стройки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в основательном и всестороннем изучении проблемы формирования трудовых коллективов на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, повышения их трудовой активности. А так же в рассмотрении строительства БАМ с точки зрения патриотического воспитания молодежи.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
-рассмотреть БАМ в 30–е. годы XX в.;
-изучить особенности принудительного труда заключенных на строительстве БАМа;
-проанализировать цель создание комсомольско-молодежных отрядов на стройке века;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Начало строительства Байкало-Амурской магистрали
1.1. БАМ в 30–е. годы XX в. Секретные постановления о строительстве
1.2.Принудительный труд заключенных на строительстве БАМа
Выводы по главе 1
Глава 2. Строительство БАМа: от работы заключенных до добровольных строителей
2.1. Второе пришествие на БАМ
2.2. Создание комсомольско-молодежных отрядов на стройке века
Выводы по главе 2
Глава 3. Молодые строители высокопрестижной стройки
3.1. Комсомольские отряды в Читинской области
3.2. Условия жизни строителей БАМа
3.3. Результаты строительства Байкало-Амурской магистрали
3.4. Курс по выбору
Выводы по главе 3
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

магистерская_3.docx

— 127.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Создание комсомольско-молодежных отрядов на стройке века

 

    Выступая в Алма-Ате  15 марта 1974 г. по случаю 20-летия начала освоения целины, Л.И. Брежнев заявил о том, что страна приступает к грандиозным планам строительства Байкало-Амурской магистрали. В речи говорилось и о том кому предстоит строить новую магистраль: «… Эта стройка станет всенародной. В ней примут участие посланцы всех республик, и в первую очередь наша молодежь»37 .

Прямой призыв к молодежи строить БАМ прозвучал  в апреле 1974 г. на XVIII съезде Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ). Более того ЦК ВЛКСМ объявил БАМ Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Прямо со съезда на восток 27 апреля отправились 600 бойцов Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XVIII съезда ВЛКСМ. В отряде были комсомольцы Москвы, Ленинграда и всех союзных республик. Его командиром стал депутат Верховного Совета РСФСР, Герой Социалистического Труда, опытный транспортный строитель В.И. Лакомов, а комиссаром – В.В. Мучицын. 3 мая  отряд прибыл на БАМ38. Вслед за ним стали формироваться и другие отряды.

Призыв Генерального секретаря ЦК КПСС нашел горячий отклик в сердцах советской молодежи, был воспринят как новое ответственное и почетное поручение партии Ленинскому комсомолу. В комсомольские организации сразу же поступили десятки тысяч заявлений от юношей и девушек с просьбой направить их на БАМ.

К этому времени в стране был накоплен громадный опыт руководства молодежным коммунистическим движением. Да и собственно комсомол обладал не малым опытом и ресурсами. Главное комсомол должен был вновь увлечь и повести за собой молодежь в заданном идеологическом векторе.  К комсомольцам и молодежи обратились как к наследникам подвигов комсомольцев на стройках первых пятилеток, в годы Великой Отечественной войны и т.д. Теперь молодежи предстояло вновь реализовать свои возможности и совершить новый подвиг на строительстве БАМа, который был объявлен стройкой века. Сформировалась и соответствующая терминология - «новая», «впервые», «первопроходцы», «дорога века», «дорога в будущее», «подвиг», «штаб», «бойцы» и т.д.  Нужно признать, что момент был выбран удачно. Страна начинала терять темпы развития, несколько притупились и идеологические  постулаты. И сейчас партия,  напоминая о грандиозных целях,   требовала от молодежи новых свершений.

Ленинский комсомол, вся советская молодежь горячо и единодушно одобряют решения декабрьского (1975 г.) Пленума ЦК КПСС, проект ЦК КПСС к XXV съезду «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976 – 1980 годы». Миллионы юношей и девушек приняли активное участие во всенародном обсуждении новых планов партии. В период подготовки к партийному съезду с новой силой проявился трудовой энтузиазм советской молодежи. Юноши и девушки стремились ознаменовать каждый предсъездовский день ударным трудом, высоким качеством работы, отличной учебой. Социалистическое соревнование под девизом «Пятилетке – победный финиш! XXV съезду КПСС – достойную встречу!», за право подписать Рапорт Ленинского комсомола съезду партии охватило всех комсомольцев.

Центральный Комитет партии разработал грандиозную программу нового этапа освоения Сибири и Дальнего Востока, указал главный адрес ударного комсомольского строительства – Байкало-Амурскую магистраль.

В итоге стройка действительно стала комсомольско-молодежной. Среди строителей магистрали 70 процентов составляли люди в возрасте до 30 лет, приехавшие со всей страны. Руководство страны предпочло забыть о «бамлаговском прошлом» магистрали – труд заключенных во время нового строительства не использовался, да и вспоминать о том времени и делах было не принято.  Решением ЦК ВЛКСМ в Тынде был создан штаб ЦК ВЛКСМ, который организовывал и направлял всю комсомольскую работу. Во всех областях и автономных республиках, по территории которых проходила магистраль, так же были созданы штабы ЦК ВЛКСМ.

Прибывающие на БАМ комсомольские отряды включали в себя от 100 до 150 человек. Во главе отряда стоял командир и комиссар, отвечавший за воспитательную работу. По приезду к месту работ члены отряда формировались в бригады по 10-15 человек. Стоящие во главе них бригадиры подчинялись прорабам строительно-монтажных поездов (СМП) или мехколонн, а те в свою очередь  Главбамстрою, который располагался в Тынде. Влияние руководства отряда на работу отдельных бригад строителей зависело от организаторских способностей командира и комиссара отрядов и общей сплоченности строителей39 .

В бригаду объединялись не столько по принципу наличия у строителей тех или иных производственных специальностей, а в зависимости от психологической совместимости и дружеских связей у членов команды. Последнее условие было особенно важным, если учесть, что члены бригад не просто работали вместе, но и часто жили в одном доме, вагончике или палатке.

Большим уважением и авторитетом пользовался у строителей Байкало-Амурской магистрали Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета РСФСР, командир отряда имени XVII съезда ВЛКСМ Виктор Лакомов. Он трудился на строительстве трасс Абакан – Тайшет, Хребтовая – Усть-Илимская. На строительстве Байкало-Амурской магистрали Виктор Лакомов работал на самых трудных участках, увлекал молодежь своим примером, передавал ей свой богатый опыт. Многие коммунисты возглавляли комсомольско-молодежные коллективы, выступали инициаторами ценных трудовых починов, учали молодежь преодолевать трудности.

Во многом изменились те, кто по призыву партии с первыми отрядами отправился прокладывать в тайге невиданный еще стальной путь. Пришли опыт работы, зрелость мастерства, крепче стали руки, к юношеской восторженности добавилась деловитость строителей.

Коллектив строителей, опираясь на всенародную помощь и поддержку, досрочно выполнил план 1975 года. В глухой, непроходимой тайге проложено свыше тысячи километров автомобильных дорог, сооружено 85 мостов. Досрочно завершено строительство уникальных мостов через Лену и Амур. Стройка начиналась традиционно. С проекта. С колышков. С поселка, базы, конторы, столовой. Успехи не заставили себя ждать. 8 мая 1975 г. в канун Дня Победы, строители досрочно сдали линию БАМ-Тында, открыв тем самым путь строительным грузам на главную магистраль. Было возведено 28 поселков. За 2 года в поселке Тында население увеличилось почти в 10 раз. В ноябре 1977 г. линия БАМ-Тында была построена и сдана в постоянную эксплуатацию. Одновременно было открыто рабочее движение поездов от Тынды на север до Беркакита.

В 1975 комсомольско-молодежная бригада Виктора Лакомова начала прорубать просеку в тайге для будущей дороги на участке от Усть-Кута до Звездного. Вслед за ней шли дорожники. На 64-километровой трассе только грунтовые работы составили свыше 8 миллионов кубометров. И вот уложены последние звенья пути. Это почетное право получили бригады Виктора Лакомова и Ивана Тищенко. В канун 1976 года по новому пути прошел первый поезд. Сооружен первый участок большого БАМа. Очень символично, что открыл движение на этом участке агитпоезд «Комсомольская правда», что героев-строителей в Звездном приветствовал один из первожителей Звездного городка, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Алексей Леонов40.

Средства массовой информации умело поддерживали энтузиазм молодежи. Ежедневно сообщалось о протяженности уложенного полотна, строительстве различных объектов, назывались успешно работающие коллективы и бригады. И вся страна завидовала бамовцам, искренне радовалась их успехам.

Таким образом, еще до июльского постановления ЦК, на XVII съезде ВЛКСМ в апреле БАМ был объявлен всесоюзной комсомольской стройкой. Прямо на съезде был сформирован первый комсомольский отряд, отправившийся на магистраль. К лету 1974 года на БАМе работало уже 2 тысячи комсомольцев. На стройку были направлены тысячи выпускников вузов, техникумов, училищ, по распределению. Кроме того, для строителей БАМа, были введены невиданные до того в СССР льготы. На БАМе было организованно особое продуктовое и товарное обеспечение. Для работающих на БАМе строителей, была внедрена продажа легковых автомобилей в рассрочку (в то время их вообще не было в продаже). Все эти меры обеспечили дополнительный приток рабочей силы на эту стройку. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

 

Итак,  к масштабному (сквозному) строительству БАМа государство решилось только в конце шестидесятых годов. Первые военные строительные подразделения прибыли на БАМ в августе 1974 года. Перед советским правительством в семидесятые годы, встали те же проблемы, что стояли при строительстве БАМа в тридцатые годы. Прежде всего, необходимо было обеспечить стройку рабочей силой, причем относительно дешевой.    В 30 годы, для того чтобы получить дармовую рабочую силу, прибегали к «тройкам» и «двойкам», которые без суда и следствия назначали сроки и по целевой разнарядке отправляли осужденных эшелонами на БАМ. В семидесятые, эта процедура выглядела более цивилизованно.

Еще до июльского постановления ЦК, на XVII съезде ВЛКСМ в апреле БАМ был объявлен всесоюзной комсомольской стройкой. Прямо на съезде был сформирован первый комсомольский отряд, отправившийся на магистраль. К лету 1974 года на БАМе работало уже 2 тысячи комсомольцев. На стройку были направлены тысячи выпускников вузов, техникумов, училищ, по распределению. Кроме того, для строителей БАМа, были введены невиданные до того в СССР льготы. На БАМе было организованно особое продуктовое и товарное обеспечение. Для работающих на БАМе строителей, была внедрена продажа легковых автомобилей в рассрочку (в то время их вообще не было в продаже). Все эти меры обеспечили дополнительный приток рабочей силы на эту стройку. 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Молодые строители высокопрестижной стройки

3.1. Комсомольские отряды в Читинской области

 

Читинский участок БАМа являлся завершающим этапом строительства железнодорожного пути, по которому было уложено последнее «золотое» звено магистрали.

В 1980 году на трехсоттридцатикилометровом Читинском участке появились первые десанты строителей и началась летопись нашего БАМа: первая просека, первый дом, первый кубометр грунта, первая свадьба.

Большая работа была проведена для ускоренного вовлечения в строительство шефствующих организаций союзных республик: Казахстана, Грузии и Узбекистана. На Читинский участок были передислоцированы восемь подразделений управления БАМстойпуть из Амурской области и Якутии, созданы три новых строительно–монтажных поезда, основу которых заложили посланцы  XXVI съезда  партии и XIX съезда комсомола из пяти союзных республик – Латвии, Эстонии, Белоруссии, Грузии и Армении.

«В феврале 1978 года на Читинском участке прибыл первый десант строителей. В январе 1980 года началась передислокация крупных прорабских участков и строительно–монтажных поездов (СМП). Сегодня на строительстве Читинского участка БАМа работает 8 строительно– монтажных поездов УС «БАМстройпуть», три специализированных шефских поезда («УзБАМстрой», «КазахБАМстрой» и «ГрузБАМстрой»), 5 механизированных колонн, 15 бригад «Мостостой–10», в которых трудится около 7000 человек. 75% их численного состава–это молодежь в возрасте до 30 лет. В строительных подразделениях создано 39 первичных, 28 цеховых комсомольских организаций, 567 комсомольских группы, в которых объединено 2275 членов ВЛКСМ»41.

 По архивным материалам  можно узнать, что на БАМе трудился  так называемый отряд «Читинский  комсомолец», который был направлен  туда еще в 1978 году численностью 50 человек, который возглавил Сергей Пермяков. За пять лет работы на БАМе Сергей прошел путь от плотника до председателя исполкома Новочарского поселкового совета народных депутатов. На 19 съезде ВЛКСМ Сергей Пермяков был избран кандидатом в члены областного комитета ВЛКСМ, членом бюро райкома комсомола. «Сколько сил и энергии пришлось ему отдать, чтобы сохранить отряд, сделать жизнь его членов интересной, вселить в бойцов уверенность в свои силы и мобилизовать их на ударный труд. Каждый из бойцов отряда овладел двумя–тремя смежными профессиями. Сейчас трудно перечислить все объекты в поселке Нагорном, Якутской АССР, на линии Тында–Беркакит, поселка Новая Чара, было их более сотни»42.

В целом, за период с начала строительства на Читинском участке БАМа до 1983 годы было уложено около 200 километров железнодорожного пути по участку Хани–Чара, открыто рабочее движение поездов, построено 216 мостов и искусственных сооружений, 311 километров автобусных дорог. На трассе создано 7 временных поселков, в которых введено в эксплуатацию около 55 тысяч квадратных метров жилого фонда, построено 17 магазинов, 6 школ на 2168 мест, 4 столовых, хлебо–пекарни, овощехранилище. Работают 10 клубов, 9 библиотек, 4 детских музыкальных школы. Вопросы шефства неоднократно рассматривались на заседаниях бюро обкома, горкомов, райкомов ВЛКСМ, семинарах, совещаниях секретарей комсомольских организаций в каждом временном поселке.

Такие большие темпы строительства связаны с организацией практических действий комсомольских организаций на Читинском участке, а так же с созданием  штабов, которые содействовали ударному строительству.

Так, в течении 1981 – 1982 на Читинский участок прибыло два Всесоюзных ударных комсомольских отряда им. XXYI съезда КПСС и XIX съезда ВЛКСМ численностью 650 человек, в составе которых посланцы Украины, Белоруссии, Литвы, Грузии, Армении, Эстонии и Читинской области. В этом многообразии и силе проявилось интернациональное единство молодежи. Чтобы более глубже разобраться в обстановке, которая была на стройке, лучше всего обращаться к отдельным личностям. «Пример образцового труда, инициативы и настойчивости показал лауреат премии Ленинского комсомола, бригадир СМП – 697 Юрий Бочаров. Посланец отряда им. 18 съезда ВЛКСМ Юрий строил домостроительный комбинат в п. Шимановске, п. Золотинку, возводил Икабью.

За короткое время его бригада построила 12  водопропускных труб, 4 моста, объекты соцкультбыта в поселке Сюльбан, прорубила боле 20 километров просек»43.

Особое место в практической деятельности комсомольских организаций занимали социалистическое соревнование, которое проводились под девизом «Укладке «золотого звена» - год ударного труда!». В обязательствах комсомольцев и молодежи было выполнение годовых заданий на 9 – 10 месяцев, что необходимо было для укладки «золотого звена» 29 октября 1984 года.

Таким примером может быть комсомольско – молодежный коллектив коммунистического труда имени 68 героев – ольжанцев СМП – 596 управления строительства «БАМстройпуть». На подходе к станции Икабья этот коллектив добился рекордной выработки на всей трассе БАМа, уложил за сутки 4 тысячи 600 метров стальной колеи. И как сообщают современники: «успех бригады путеукладчика стал возможен в результате действенного соревнования в голове укладки по принципу «рабочей эстафеты», в котором задействованы коллективы мехколонн, мостотрядов, монтажников искусственных сооружений»44.

Информация о работе Молодые строители высокопрестижной стройки