Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:50, контрольная работа
Ученые, расчленяя этноним «кыргыз» на составные части и используя лингвистические методики исследования, выстраивают самые разные варианты происхождения и трактовки слова.Широкая распространенность названия "кыргыз" у средневековых кочевников (от Енисея до Урала) позволяет думать, что оно, как и название "тюрки", в древние времена означало понятие "храбрые и отважные люди". В связи с этим вполне реальным могло быть предположение, что большинство кочевых племен старались называть себя "кыргызами".
Трудности формирования киргизского театра сказались в постановке в 1932 спектаклей под общим названием «Академические вечера», в к-рых было дано искажённое освещение истории киргизского народа. Среди лучших работ этого периода — «Мятеж» Д. Фурманова, «Среди могил» («Бейит арасьшда») Р. Шукур-бекова, «Враги колхоза» А. Куттубаева. В 1934 осуществлена постановка первой национальной музыкальной драмы «Не смерть, а жизнь» («Аджал ордуна») Дж. Турусбекова, в к-рой использовалась народная музыка. Спектакль отображал трагич. события из жизни киргизского народа.
Переломным в развитии республиканского театра стал, 1935. На 4 Всекиргизском съезде Советов были рассмотрены предложения Наркомпроса по укреплению и расширению театрального дела в Киргизии, на основе к-рых правительство республики приняло постановление о дальнейшем развитии и укреплении национального театра, о повышении профессионального уровня актёрских и режиссёрских кадров. Одновременно во Фрунзе был создан постоянный русский театр (до этого работали труппы, набиравшиеся каждый сезон заново) из выпускников актёрского факультета ГИТИСа им. А. В. Луначарского. Театру было присвоено имя Н. К. Крупской. Осенью 1935 в ГИТИСе организована киргизская студия под руководством В. А. Орлова. На режиссёрский факультет поступили актёры О. Джетикашкаев и А. Куттубаев.
Летом 1936 драматич. театр был реорганизован в музыкальный в соответствии с постановлением обкома ВКП(б) Киргизии от 7 октября 1936 «О дальнейших путях развития Киргостеатра». В труппу солистов вошли А. Боталиев, К. Эшимбеков, А. Куттубаева, А. Малдыбаев
Первая Декада киргизского искусства в Москве (1939) стала смотром культурных достижений республики за годы Советской власти. Кроме оперы «Айчюрёк», музыкальных драм «Не смерть, а жизнь» и «Золотая девушка» была показана большая концертная программа Киргосфилармонии (основана в 1936).
В 30-е гг. возникают областные и колхозно-совхозные театры. В 1934 открыт киргизский театр в Уз-гене, в 1937 — в Кетмен-Тёбё, Караколе, Джумгале, в 1938 — в Нарыне. Во 2-й половине 30-х гг. в республике работало 4 областных — Караколский (Иссык-кульский), Джалалабадский, Тяныпанский (Нарын-ский), Ошский и 11 колхозно-совхозных театров: Узген-ский, Джумгалский, Иссыккульский (с. Байсоруя), Чуй-ский, Токмакский, Кетментёбинский, Кызылкийскпй, Ленинский, Сталинский, Калининский и Кировский. Среди руководителей и режиссёров — А. Джанкорозова (Узген), А. Кобегенов (Джумгал, Нарын), Д. Койчума-нов (Пржевальск) и др.
С началом Великой Отечественной войны многие артисты ушли на фронт. В связи с этим ТЮЗ закрылся. На базе его оставшейся труппы и первого выпуска ГИТИСа в июле 1941 сформировался Киргизский драматич. театр. Первыми руководителями коллектива стали выпускник режиссёрского факультета ГИТИСа А. Айдаркулов и режиссёр ТЮЗа О. Сарбагишев. В репертуаре значились «Король Лир» У. Шекспира, «Бедность не порок» А. Н. Островского, подготовленные студийцами в период обучения. В первые сезоны были поставлены «Клятва» («Ант») А. Токомбаева, «Месть» («Кек») Р. Шукурбекова, «Русские люди» К. М. Симонова, пьесы на материале народного эпоса — «Курман-бек» К. Джантошева и «Джаныл» А. Куттубаева и К. Маликова, выражающие патриотические чувства героев прошлого, близкие всем народам нашей страны в годы Великой Отечественной войныПлодотворно работал в этот период и коллектив Русского драматич. театра им. Н. К. Крупской. Творческая взаимопомощь русского и киргизского драматич. коллективов способствовала росту их сценической культуры. В русском театре были поставлены «Русские люди» и «Парень из нашего города» К. М. Симонова, «Нашествие» Л. М. Леонова, «За тех, кто в море» Б. А. Лавренёва, «Фельдмаршал Кутузов» В. А. Соловьёва.
В 1942 музыкальный театр был переименован в Театр оперы и балета. В 1944 осуществилась постановка балета «Чолпон» М. Р. Раухвергера (либретто О. Сарбагишева и Л. Крамаревского). В основу либретто положена народная сказка о борьбе светлого начала с тёмными силами. Партию Чолпон исполняла Б. Бейшеналиева. В балете участвовали Н. Тугелов, Ч. Джаманова,
Г. Уразбаев (постановщики — балетмейстеры Н. С. Хол-ф:ш н Л. Крамаревский, художник Я. Штоффер).
С 14 по 26 окт. 1958 проходила 2-я Декада киргизского искусства и литературы в Москве. Её участниками были Театр оперы и балета, Киргизский и Русский драматич. театры и Кирг. гос. филармония. Были показаны «Опричник» П. И. Чайковского, «Токтогул» В. А. Власова, А. Малдыбаева, В. Г. Фере; Киргизский драматич. театр показал спектакли «Курманбек» К. Джантошева, «Узкое ущелье» Т. Абдумомунова, «Гроза» А. Н. Островского, «Тайфун» Цяо Юя; Русский драматич. театр — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина, «Мещане» М. Горького, «Сарынджи» К. Эшмамбетова, «Свет в долине» Р. Шукурбекова. С концертной программой выступил коллектив Киргизской государственной филармонии. Результатом высокой оценки партией и правительством достижений театрального искусства в республике явилось присвоение Киргизскрму государственному ордена Ленина театру оперы и балета звавЬя Академический, награждение Киргизского государственного драматич. театра орденом Трудового Красного Знамени, присвоение почётного звания народного артиста СССР М. Рыскулову, Б. Бейшеналиевой, С. Киизбаевой. Орденом Ленина награждены 9 участников декады, орденом Трудового Красного Знамени — 41, орденом «Знак почёта» — 86, медалью «За доблестный труд» —182.
Театр оперы и балета одним из первых в 60—70-е гг. обращается к творчеству современных авторов. Ставятся оперы «Оптимистическая трагедия» А. Холминова, «Ромео, Джульетта и тьма», «Неизвестный солдат» К. Молчанова, «Тихий Дон» И. Дзержинского, «Пётр I» А. Петрова; балеты: «Асель» В. Власова, «Бессмертие» Ч. Нурымова, «Спартак» А. И. Хачатуряна, «Прометей» Э. Аристакесяна, «Легенда о любви» Ль Меликова и др. Театр проводит большую работу по созданию национального репертуара. В результате появилась музыкальная комедия «Холостяки» А. Аманбаева (либретто Ш. Бейшеналиева). В. А. Власов, А. Малдыбаев и В. Г. Фере осуществили новую редакцию оперы «Манас» (либретто А. Токомбаева и К. Маликова, режиссёры Р. Захаров, А. Куттубаев, дирижёр К. Молдобасанов, художник А. В. Арефьев, балетмейстер Э. Мадемилова, хормейстеры С. Юсупов и К. Алиев). Композитор М. Абдраев создал лирпко-драматич. оперу «Олджобай и Кишимджан» (либретто Э. Турсунова и А. Джакыпбекова) о борьбе молодых людей против феодальных предрассудков и оперу «Перед бурей» (либретто С. Шимеева), отражающую жизнь киргизского народа перед революцией. На сцене театра идёт балет «Куйручук» К. Молдобасанова, Г. Окунева (либретто Н. Тугелова), посвящённый киргизскому народному комику, другу и защитнику простых людей. Новым крупным достижением музыкального искусства стал балет-оратория «Материнское поле» (1975) К. Молдобасанова на тему повести Ч. Айтматова. За этот спектакль композитор К. Молдобасанов, балетмейстер У. Сарбагишев, исполнители партии Толгонай Р. Чокоева и А. Токомбаева в 1976 были удостоены Гос. премии СССР. Другой значит, работой стала постановка оперы «Борис Годунов» (1960) М. П. Мусоргского. Партию Бориса исполнил Б. Минжилкиев. За успехи в развитии национального искусства дирижёру А. Джумахматову и Б. Минжилкиеву присвоено звание народного артиста СССР. В труппе театра работают народные артисты СССР А. Джумахматов, А Мырзабаев, Б. Мпн-жилкиев, К. Сартбаева, А. Токомбаева, народные артисты Кирг. ССР К. Чодронов, С. Токтоналиев, С. Беьмуратова, Р. Чокоева, Т, Сейталиев, X. Мухтаров, А. Джу-мабаев, Ч. Назарбаев, А. Ырсалиев, заслуженные артисты Кирг. ССР А. Баетова, Б. Алимбаев, Э. Касымов и др.
В репертуар театра постоянно входит русская и зарубежная классика. Крупными событиями стали постановки спектаклей «Горе от ума» (1966) А. С. Грибоедова, «Семья» (1967) И. Ф. Попова.
Особой популярностью среди зрителей пользуется Нарынский областной музыкально-драматич. театр им. Муратбека' Рыскулова Он заново сформирован в 1958 из выпускников Ташкентского театрально-художественного института и из участников художественной самодеятельности.
Коллектив Русского госдрамтеатра им. Н. К Крупской давние традиции в постановках лучших произведений мировой, русской и советской классики («Платон Кречет», Гибель эскадры» А. Кориеичльа,«Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Гроза» А. Островского, «На дне», «Мещане» М. Горького и др.). Ленинская тематика нашла отражение в таких постановках, как «Семья» И. Попова, «Кремлёвские куранты», «Третья патетическая» Н. Погодина, «Именем революции» В. Шатрова. Роль Ленина исполнял народный артист Киргизской ССР В. Ф. Казаков. На сцене театра шли постановки киргизских авторов: «Сарынджи» К. Эшмамбетова, «Обжалованию не подлежит» Т. Абдумомунова, «Тополёк мой в красной косынке» по Ч. Айтматову, «Знаю я, знают горы» Б. Омуралиева и др. Театр постоянно обращается к постановкам пьес на современную тематику («В поисках радости», «В добрый час», «С вечера до полудня», «Четыре капли» В. Розова, «Человек со стороны» И. Дворецкого, «Сослуживцы» Э. Брагинского и Э. Рязанова, «Энергичные люди» В. Шукшина; «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова и др.). Среди мастеров сцены театра им. Н. К. Крупской — народные артисты Кирг. ССР А. Ф. Кулешов, В. Ф. Казаков, Л. Л. Яспновский, В. С. Офицеров, Г. Г. Каркоцкий, Н. К. Ангаров, Г. А Варнавских, М. С. Стряпкина; заслуженные артисты Кирг. ССР А. М. Крамер, Э. И. Праг, Г. И. Соловьёв, С. К. Кочеев, Л. X. Пыхова и др. Творческие поиски коллектива неразрывно связаны с именами режиссёров Г. Дрознеса, Н. Свистунова, В. Молчанова, В. Васильева, Т. Иванова и др.; художников П. Егорова, М. Сыдыкбаева, И. Белевича, Г. И. Белкина та др.
Ошский узбекский музыкально-драматич. театр им. С. М. Кирова, действующий с 1932, в 30—40-е гг. осуществил постановки пьес «Два коммуниста» К. Яше-па, «Принцесса Турандот» К. Гоцци, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Бай и батрак», «Проделки Майсары» Хамзы, в 50—70-е гг.— «Адолат» И. Акрамова, «Ташбалта ашык» Г. Гуляма, «На высокой земле» К. Мали-кова, «Токтогул» К. Джантошева, «Материнское поле» по Ч. Айтматову, «Молодая невестка» М. Тойбаева, «Сожаление», «Жадность», А. Абдугафурова, «Гроза» А. Островского, «Именем революции» Б. Шатрова и др. Большой вклад в творческую деятельность театра внесли народные артисты Кирг. ССР А. Тарак, Т. Хасанова, А. Маидова, Р. Муминова, Т. Салиева, Н. Нематов; заслуженные артисты Кирг. ССР X. Хасанов, Г. Бутаев, Ш. Токтасинов, М. Расулжанова, А. Шабданова, режиссёры Ф. А. Латвийская, С. Юлдашев, Э. Мурадов, С. Умаров и др.
Кроме семи профессиональных театров, в республикек началу 80-х гг. работали 21 народный театр, более1000 коллективов художественной самодеятельности,к-рые ставят на своих сценах произведения советскойи зарубежной драматургии.
В 19 в киргизское декоративно-прикладное искусство достиг-то высокого уровня Основными изобразительными средствами оставались цвет и орнамент В них нашли отражение духовная жизнь и талант народа Народ выработал эстетические нормы в культуре цвета и согласованность его с орнаментом. Для орнамента характерна общность культур народов обширной территории Средней и Центральной Азии, Казахстана, Поволжья, Кавказа И в дальнейшем искусство беспрерывно взаимообогащается этническими и культурными связями с народами как этих, так и других регионов.
Большое место в 'творчестве киргизов занимали художественные изделия из овечьей шерсти, войлока, ткани. Войлок исстари в быту кочевника был составной частью его жилища, постели, одежды, утвари, убранства коня. Большого мастерства достиг киргизский народ в изготовлении узорных войлочных ковров ширдак (техника мозаики) и ала кийиз (техника вкатывания цветного узора). В войлочных изделиях заложены основные художественные принципы декоративно -прикладного искусства киргизов. Национальной гордостью вышивального искусства стал настенный вышитый ковёр (туш кийиз). Много новых художественных приёмов орнаментации воспринято в последнее время от русских и украинских вышивок.
Оригинальны яркообразной формы старинные кожаные сосуды для кумыса (коокор), футляры для фарфоровых и фаянсовых пиал и другие изделия. Большой художеств, ценностью обладает конская упряжь, украшенная тиснёнными узорами. Древнейшую технику сохранили к 20 в. народные ювелиры. Освоив аппликацию, чернь, гравировку, штамповку, инкрустацию, зернь, филигрань, они украшали конскую сбрую, мужские пояса, делали нарядными кожаные и деревянные изделия, покрывая их серебряными бляхами, пластинками. Браслеты, кольца, серьги, накосные и головные украшения из серебра работы местных ювелиров дополняли женские костюмы. Народное искусство, ставшее неотъемлемой частью национальной культуры киргизского народа, представляет большую ценность и как исторический источник, раскрывающий древнюю культуру народа, его характер и духовный мир, художественное мышление, этнические связи. Деятельность русских художников — В. В. Верещагина, Б. В. Смирнова и др., побывавших в Киргизии, создавших серии реалистич. жанровых, бытовых и этно-графич. рисунков, картин, пробудила интерес к кирг. искусству, отчасти подготовила почву для развития в Киргизии изобразит, искусства, к-рое начало развиваться только после Великой Октябрьской социалистической революции.
Изобразительное искусство. В становлении советского изобразительного искусства Киргизии большую роль сыграли русские художники В. В. Образцов, работавший в Киргизии с 1921, С. А. Чуйков, уроженец Киргизии, все творчество к-рого связано с Киргизией. По инициативе В. В. Образцова в 20-е гг. были созданы изокружки, художеств, мастерская, в 1926— студия изобразит, искусства (при Кирг. педагогич. техникуме во Фрунзе), к-рая с 192S ежегодно устраивала отчётные выставки работ студийцев. в 1930 — Объединение революционных художников Киргизии (ОРХК). Произведения В. В. Образцова («Портрет Сооронбаева», 1928; «Слушают радио», 1930; «После восстания», 1931; «Девочка», 1932; «У глобуса», 1934; «Автопортрет», 1934), С. А. Чуйкова («Мотив из прошлого», 1928, «От старого к новому», 1931; «Заключение социалистического договора», 1933, КГМИИ, Фрунзе) были первыми плодами профессионального творчества Советскоц Киргизии, послужили основой для развития бытового жанра, пейзажа, портрета и тематической картины в кирг. живописи. Социалистич. перестройка страны, рост её экономики и культуры создали условия для развития художеств, творчества в Киргизии. В 1933 по инициативе С. А. Чуйкова был учрежден Оргкомитет, в 1934 основан Союз художников Кирг. ССР, благодаря деятельности к-рого, направленной на приобщение местной молодёжи к изобразит, искусству, в различных районах республики были открыты изостудии и изокружки. Преимущественное развитие в эти годы получила живопись. На 1-й Республиканской художественной выставке (1934) кроме В. В. Образцова, С. А. Чуйкова, А. И. Игнатьева,
А. Т. Евдакова и др. впервые участвовали художники - киргизы Г. Айтиев, С. М. Акылбеков, к-рые затем получили образование в Москве, в училище памяти 1905 года у Н. П. Крымова и П. И. Петровичева. В 1935 во Фрунзе открылись Картинная галерея (с 1944— Кирг. гос. музей изобразит, искусств) и Изобразительная студия при Союзе художников (с 1939 — Художеств, училище).'Большое значение для формирования творческих индивидуальностей художников Киргизии имела работа над произведениями для. 1 3-й республиканской художественной выставки (1936), посвященной 20-летию со дня восстания кирг. народа против царизма (1916), а так же для выставок к Декаде кирг. искусства в Москве (1939) и юбилею народного акына Токтогула во Фрунзе (1910).
В 30-е
гг. в изобразит, искусстве
Информация о работе Научные гипотезы происхождения этнонима «кыргыз»