Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 18:06, дипломная работа
О важной роли, которую играет женщина в жизни каждого из нас на протяжении многовековой истории человечества не всеми его членами осознавалась одинаково. В каменном веке отважные лесные охотники вспоминали о женщинах лишь ради сугубо естественных потребностей (в том числе и в ожидании обеда). Позднее, с ростом роли земледелия, женщина в некоторых регионах планеты завоевывает в обществе ведущую роль как мать всего рода и хранительница очага. Ее казавшиеся волшебными свойства - рождение и воспитание детей, способность печь румяные лепешки из казавшихся тогда экзотическими мучных продуктов, способность к шитью шерстяной и льняной одежды потрясали мужчин. В результате этого в самых разных частях нашей планеты в X - III тысячелетиях до нашей эры пышным цветом расцвели женские культы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕ ЕГИПЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Анализ научной литературы изучения проблемы положения женщин в древне египетском обществе…………………………………………………..
1.2. Жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству……………………
ГЛАВА II. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ОБЩЕСТВЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА
2.1. Характеристика периода Нового Царства…………………………….
2.2. Отношение к женским божествам в древне египетском обществе……….
2.3. Карьера женщины
2.4. Женщины на троне в период Нового Царства…………………………….
2.4.1. «Хатшепсут – женщина-фараон»………………………………………..
Вместо заключения
Гендерный подход (взгляд на историю глазами женщин)……………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….51
У неё было много титулов со времени соправительства с Тутмосом III. Дочь царя, сестра царя, великая царская супруга. Но больше всего она любила титул «Супруга Бога». Вполне официальный, это высший жреческий женский титул. Женщина-жрец. Вот на это она сделала главную ставку. Стать самой ярой, самой отчаянной, самой последовательной служительницей этого верховного существа Амона Ра. Амон – довольно загадочный Бог, много изучали египетских богов, он не вполне понятен. Его буквальный перевод – потаённый. Из какой глубины сознания и мифологической истории он появился, никто точно не знает. Но в начале Нового царства он становился всё более популярным, и слился с уже имевшимся солнечным божеством Ра. Получился Амон Ра. И фиванские жрецы, которые ему служили, активно участвовали, вдохновляли изгнание гиксосов. Поэтому они стали вершителями судеб. Она сумела сговориться именно с ними. Видимо, при ней был введён замечательный праздник Опет. Описан, разрисован очень подробно. Праздновался при ней 11 дней. С годами всё дольше и дольше. Египет жил всё хуже, праздники становились всё длиннее, и дошли до 24 дней при Рамзесе III, когда Новое царство уже угасало. Торжественная процессия Корак Луксор, жрецы в накидках из шкур леопарда, опахала, барки по реке тащат с изображениями Амона. А кто бурлаки? Бурлаки вельможи, это великая честь – тащить по Нилу барку с изображением Амона. Музыка, жертвоприношения. И наконец, важнейший момент. Фараон, а это уже Хатшепсут, с седьмого года своего правления, она становится фараоном. Идёт, входит в маленькое помещение, остаётся один на один с Амоном. И выходит оттуда помолодевшая.
Фараоны Древнего Египта стремились передать свой престол прямым наследникам по мужской линии. Если нет мужского наследника, то временно правила женщина, родственница правящего дома. Основная линия – передавать прямым наследникам. Она сложилась естественным образом, как в большинстве древних цивилизаций. Но поскольку положение женщины в Египте не было глубоко угнетённым, что в случае затруднённой ситуации, напряжения, отсутствие престолонаследника, женщины возникали. И в этом смысле Хатшепсут не была самой первой, она была самой фундаментальной. Она обставила свой приход к власти очень основательно. Побыв правительницей, она приняла целый ряд мер. Во-первых, она начала, скажем немножко иронически, начала этого мальчика, будущего Тутмоса III… она как бы начинает женить его на своих дочерях. И вот сначала на старшей дочери Нефруре. Есть несколько изображений этой Нефруры. Нефрура на руках у того самого фаворита Сененмута, архитектора и скульптора, очень милое изображение. Он был воспитателем царевны Нефруры. И самое потрясающее, что эту маленькую девочку уже начинают изображать с небольшой бородкой фараонской. Ибо мать начала появляться на официальных, будучи коронованной жрецами, она начинает появляться в официальных изображениях, на официальных приёмах в мужских костюмах, с привязанной искусственной бородой, чтобы соответствовать облику фараона.
Итак, опираясь на придворный круг этих интеллектуалов, она на всякий случай обеспечивает связанность с Тутмосом родственную, но не всё удаётся, потому что Нефрура рано умирает, т.е. не удаётся привязать его родственными узами особенно прочно.
Сененмут выдвигается в исключительную фигуру. Человек, происходивший из простых, что следует из некоторых текстов, получил от неё титул «Вольный шагать по дому царя». Египтяне любили именем рассказать целую историю. Стал воспитателем старшей дочери Нефруры. Сначала управлял хозяйством царицы, а затем стал главным зодчим, и главный его шедевр – её погребальный храм в Дейр эль-Бахри, где адмирал Франсуа Шампольон. В конце правления Хатшепсут он неожиданно впал в немилость или умер. Его имя исчезает, изображений нет, но 15 лет был рядом. Может быть дерзость, которую он себе позволил, к этому привела. Дело в том, что в этом погребальном комплексе Дейр эль-Бахри он заготовил место для своего погребения, что было, конечно же, действием зарвавшегося фаворита. Нельзя среди фараонов найти место Сененмуту. А он его заготовил и имя своё уже там высек. И тут он исчез из истории.
Но главный рычаг, который она применила для превращения своего правления в реальное и абсолютное – это то, что она создала версию и тщательно над ней поработала, версию своего божественного происхождения. Став править как фараон, она изменила имя Хатшепсут, которое означает «Первая среди благородных», на другое – Мааткара, буквально – жизненная сущность Бога Ра. Она уже не женщина и не мужчина. Она сама ходячая жизненная сущность верховного солнечного божества Ра. И создала версию, может быть, с участием тех самых интеллектуалов в определённой условности, версию своего божественного происхождения. История этого её божественного рождения детальнейшим образом представлена в её заупокойном комплексе, исследования которого продолжаются, раскопки и реконструкции, и как пишут специалисты, ещё лет 50 понадобится на то, чтобы привести его в полный блеск. Это сказочное место, где есть аллеи сфинксов, и у всех сфинксов лицо Хатшепсут. Где стоят удивительные на естественных террасах храмы, кажется, что они вырастают из скалы. Она очаровательна! Она выглядит так. Это прочитанные тексты и переведены. Бог Амон, сокровенный, посовещался с другими богами. Некое собрание, совет богов. На котором была одобрена его идея произвести дитя от самой прекрасной женщины на земле. Этой самой прекрасной женщиной на жене… вспоминается античный мир, Елена, любвеобильный Зевс, Юпитер… А мать Хатшепсут и была этой прекраснейшей. Совет одобрил и Амон отправился к ней. Но поскольку женщина была морально устойчивой, видимо, он принял облик её мужа, Тутмоса I. Но царица поняла, что это не муж. Поняла по тому благоуханию и тому супер-благоуханному дыханию, которое исходило от Бога. Это было нечеловеческое дыхание, а божественное. Она всё поняла, но не возразила, состоялось их большое, великое чувство, от которого родилась Хатшепсут. В текстах говорится, что боги предсказали рождение именно девочки. История божественного рождения описывается. Есть изображения на барельефах её заупокойного комплекса. Царица ожидает ребёнка, знает, что родится девочка, которой будет дарована высокая власть. Следующее изображение – Бог Тот извещает счастливой матери время рождения и ведёт её в специальное помещение, где она родит этого чудесного ребёнка. Христианство вспоминается. Роды происходят в присутствии Амона лично и ещё девяти богов. Как она фундаментально это отработала! Затем есть сцена кормления грудью этой удивительной девочки. Есть тексты о том, что девочка росла лучше всего, что способно расти, лучше растения, лучше цветочков, лучше животных. И показано, как она растёт в разных этих рельефах. Жрецы Амона, которые когда-то поддерживали Тутмоса III, теперь полностью придерживаются этой версии. И Верховный Жрец Хапусенеп полностью за Хатшепсут. И культ этого чудесного рождения, культ богоданного ребёнка становится мощнейшей опорой её власти и правления. Незаурядная в этом смысле работа была проведена, но и незаурядно правила.
Прославилось её правление, помимо этой идеологии, которую она так блистательно и художественно отработала, строительством. Со времён Древнего царства, знаменитые пирамиды Хуфу, Джосера, это великие были пирамиды, гигантские пирамиды древности, как будто прервалась традиция монументального строительства. Она её возродила. Она стимулировала сооружение этого комплекса в Дейр эль-Бахри, а кроме того, были поставлены два обелиска в честь Амона в Корнаки. Обелиски совершенно уникальные, потрясающие. Их высота около 30 метров, в надписи она пишет, Амон на нём говорит сам: «Я возвожу тебя на мой трон». Это для Хатшепсут. «Я вручаю тебе скипетр и опахало». Опахало – вещь важная в том климате. Что-то, вроде кондиционера. Я породил тебя, дабы ты стала опорой этой земли. И вот она в благодарность возводит примерно с 10-этажный дом. Вес каждого обелиска около 400 т, и надпись, она обращается к Богу Амону: «Размышляя о моём создателе, подсказало сердца…» у древних египтян сердце, а не голова говорили от имени человека. И человек, мы иногда можем сказать: «Я поговорил сам с собой», а они говорили: «Я поговорил со своим сердцем». «…подсказало сердце моё сотворить для него (Амона) два обелиска, покрытые электрумом (это сплав серебра и золота), высота которых достигает небес». Ну что ж, высота 10-этажного дома для Древнего Египта, действительно. Строительство незаурядное, которое осталось на 3,5 тыс. лет. И этим она выделяется. Но и это не всё. Она прославилась тем, что отправила великую экспедицию в страну Пунт. Загадочную, древнее название Пунт.
До сих пор две версии есть. Специалисты спорят, что это. Одни считают, что она была на территории нынешнего Сомали, другие, что это Южная Аравия. Но это очень близко. Экспедиция по Красному морю. Пять больших кораблей, в надписях всё изображено. На каждом корабле примерно 30 гребцов. И затем то самое развёрнутое каменное «кино». Вот они приплыли в страну Пунт. Вот их встречает правитель этой страны. Это те, кого можно назвать ненаучно, дикари, туземцы. У них в голове перья, это совершенно другие народы. Живут в домиках на сваях, всё изобразили древние египтяне. Они рассказали о себе всё, что могли. Раскладывают подарки для них, они их принимают. Подарки дешёвенькие. А у них в ответ берутся драгоценные вещи – эбеновое дерево, золото, ладан, слоновая кость и самое главное – благовония, мирровые деревья, которые привезли и посадили вокруг заупокойного комплекса Хатшепсут.
В новой историографии есть научный термин, что в эпоху слабого развития товарно-денежных отношений это был способ насильственного обмена. Те, кто больше увлекаются Средними веками, говорят – вассальная дань. А специалисты по истории географии говорят, наверное, это первая экспедиция с целью изучения окружающих стран и народов. В любом случае это событие было очень заметным.
Хатшепсут сознавала свою миссию. В одной из её надписей, тексты согласовывались с ней, прежде чем высекать на камне: «Я восстановила то, что разрушено, я возвела то, что рухнуло. С тех пор, как азиаты поселились в Аваресе, в дельте, гиксосы, и стали править без участия Ра. Я прогнала их вдаль, ужас богов, и земля стёрла их следы». Она себя подаёт, как созидательницу, как открывательницу этих новых земель. Во всех картинках описано это путешествие в страну Пунт.
Это женское правление отличается тем, что завоевательных войн она не ведёт. И это не соответствует практике правителей долины Нила со времён Древнего царства. Но она ходила в походы в Нубию, даже возглавляла войско, но это не захватнический поход. Подавили бунт. Идя к власти, сознавая, что она не совсем законным путём отодвигает законного правителя, она разработала целую идеологию того, насколько она прекрасный правитель. И в этой идеологией ключевые моменты – восстановила, возвела, прогнала врагов, продолжая то, что делал прадед Яхмос I. Её концепция – воссоздание того былого, великого Египта. Всё-таки, она живёт в тени предков, сражавшихся с дикарями. А экспедиция в страну Пунт – это попытка найти формы взаимодействия с окружающими племенами, в концепции этого насильственного обмена есть что-то, другие формы, не предполагающих присоединения. Взять с них добычу просто чтобы они увидели, как велико египетское войско и добровольно отдали эту добычу. Не глупо совсем. Вот такова была история её 20 лет правления. История яркая, замеченная.
При Хатшепсут в течение 20 лет войско не проявляет почти никакой активности. Мирное правление женщины-фараона ознаменовано интенсивной строительной деятельностью, в которой явственно ощущается особое расположение к жречеству бога Амона, проявившееся в возведении многочисленных храмовых сооружений в честь главного бога страны в Фивах, на юге и на севере страны. С именем зодчего и временщика Хатшепсут — Сенмута связано строительство прекрасного архитектурного ансамбля её заупокойного храма в Дейр-эль-Бахри. Из внешнеполитических действий Хатшепсут широко известна лишь знаменитая экспедиция в страну Пунт, ярко отраженная на раскрашенных плоских рельефах ее гробницы.
Ушла из жизни естественным путём, умерла своей смертью. Но у неё была, как у многих наших персонажей, довольно заметная, продолжающаяся жизнь после смерти. Её гробница была найдена в Долине царей Говардом Картером, великим открывателем великой гробницы Тутанхамона. Вырубленный в скале изумительный саркофаг, который находился в этой гробнице, был пуст. Мумии нет. Однако, вокруг мумии случаются какие-то страсти.
В 2006 году доктор Захи Хавас, министр археологии республики Египет объявил на докладе в Нью-Йорке, что нашёл мумию Хатшепсут на третьем этаже египетского музея в Каире.
Это просто любопытно и говорит о том, какая у неё бурная посмертная жизнь. Но это не всё. Дело в том, что до нашего времени многие и многие надписи и изображения, связанные с именем Хатшепсут были насильственно кем-то повреждены в древности. Наверное, Тутмосом III.
Первая версия была твёрдая и навсегда – это он. Двадцать лет ожидавший, когда он станет властителем, потом так разъярился. Однако, более тонкие исследования показали, что если при нём начали сбивать эти надписи, то примерно через 13 лет его блистательного правления. Что же он так медлил? Объяснить нетрудно. Он сначала стал великим завоевателем. И тогда, вероятно, воспоминания о юности, проведённые в тени этой царицы, в тени, в жалком положении безвластного фараона могли его раздражать. Когда он уверовал в своё немыслимое величие, воспоминание детства и юности стало мучительным. Но если так, то работали они не очень последовательно, не очень старательно, и не всё посбивали.
Вторая версия. Почти через сто лет после
правления Хатшепсут случилась знаменитая
реформа Эхнатона, одного из представителей
этой славной восемнадцатой династии. Он, как и Хатшепсут, не
вёл завоевательных войн, он был необычайным
совершенно фараоном, он провёл реформу,
он был фараоном-интеллектуалом, и он отменил
культ великого Амона Ра, заменив его Солнечным
диском Атоном. В этом смысле он был её
автоматическим противником. Ибо никто
так, как Хатшепсут, так истово, так страстно,
не воспевал Амона Ра. И она его дочь. И
поэтому вполне логично представить, что
в эпоху реформ Эхнатона, а это 14 век до
н.э. преступили к сбиванию этих надписей.
Но правил он недолго, и не очень властен
был. Они не справились с задачей. Не всё
уничтожили. Беспощадное время, конечно,
уничтожает что-то из прошлого. Но в целом
его облик доносит до нас, но и её облик
тоже и борода её к её красивому лицу совсем
не идёт.
Вместо заключения
Гендерный подход (взгляд на историю глазами женщин)
Социальные нормы и укоренившиеся представления часто приводят к нежеланию женщин занимать руководящие посты в организации. Cуществует «модель мужчины-руководителя». При этом представляется, будто женщины не могут и не должны быть хорошими руководителями. Это представление закрепляют существующие социальные нормы. Женщины часто подвергаются давлению со стороны консультантов по профориентации и членов семьи, считающих, что им не следует стремиться к нетрадиционным занятиям вроде менеджмента. Стремление к обучению в институте или к служебной карьере по разному поощряется семьями: родители юношей оказывали большее давление на них в пользу этого и проявляли значимо больший интерес, чем родители девушек. Выпускницы школ, которым было отказано в зачислении в медицинский вуз, получали от консультантов иные советы, чем выпускники-юноши. Девушек предупреждали о трудностях, сопряженных с получением диплома врача, им рекомендовали ориентироваться на более традиционно женское занятие, например, стать медицинской сестрой. Юношам же советовали обратиться в другие вузы или рассмотреть возможность получения диплома в родственной медицине области.