Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 18:06, дипломная работа
О важной роли, которую играет женщина в жизни каждого из нас на протяжении многовековой истории человечества не всеми его членами осознавалась одинаково. В каменном веке отважные лесные охотники вспоминали о женщинах лишь ради сугубо естественных потребностей (в том числе и в ожидании обеда). Позднее, с ростом роли земледелия, женщина в некоторых регионах планеты завоевывает в обществе ведущую роль как мать всего рода и хранительница очага. Ее казавшиеся волшебными свойства - рождение и воспитание детей, способность печь румяные лепешки из казавшихся тогда экзотическими мучных продуктов, способность к шитью шерстяной и льняной одежды потрясали мужчин. В результате этого в самых разных частях нашей планеты в X - III тысячелетиях до нашей эры пышным цветом расцвели женские культы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕ ЕГИПЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Анализ научной литературы изучения проблемы положения женщин в древне египетском обществе…………………………………………………..
1.2. Жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству……………………
ГЛАВА II. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ОБЩЕСТВЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА
2.1. Характеристика периода Нового Царства…………………………….
2.2. Отношение к женским божествам в древне египетском обществе……….
2.3. Карьера женщины
2.4. Женщины на троне в период Нового Царства…………………………….
2.4.1. «Хатшепсут – женщина-фараон»………………………………………..
Вместо заключения
Гендерный подход (взгляд на историю глазами женщин)……………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….51
Опираясь на наблюдения Фрэзера мы можем говорить о том, что культ богини-матери есть следствие обожествления женщин.
По Фрэзеру воплощение богов в живых людей может быть:
1. Временным, которое выражается вдохновением, одержимостью и проявляется в сверхъестественном знании (пророчествах, предсказаниях)
2. Постоянным, выражающимся совершением
чудес - как необычайно сильного
проявления обычной
Отождествление женщины с божеством могло произойти внезапно. Подобный пример приводит Дж. Фрэзер:
«Когда у галласов женщина устает от забот по хозяйству, она начинает говорить бессвязные речи и нелепо вести себя. Это признак того, что на нее снизошел св. дух Калло. Муж тут же простирается перед ней. Она не именуется более супругой, а носит титул «повелительницы». Она не печется более о своих домашних делах, и ее воля становится божественным законом» (Фрэзер Дж. Дж.)56.
Интересен момент передачи сакральных функций от женщин к мужчинам. Мирча Элиаде говорит о существовании мифических традиций, которые указывают на важную роль женщины в религиозной жизни в ранние времена (Элиаде М.)57. А. Штрелов так описывает прародительниц в мифологии аранда: «Обычно почитаемые и иногда вызывающие благоговение фигуры, которые пользовались неограниченной свободой решений и действий. Часто они были намного более могущественными существами, чем их помощники-мужчины, и последние иногда жили в постоянном страхе перед их таинственной сверхъестественной силой. Эти женщины-предки обычно носили с собой чуринги, и они создали священные церемонии…» (А. Штрелов)58, (Элиаде М.)59.
Постепенно изначальная принадлежность тайных знаний и ритуалов женщинам посредством кражи переходит к мужской части населения. М. Элиаде подчеркивает важность принятия мифологическими женщинами последствий кражи и перехода сакральных сил в руки мужчин (Элиаде М.)60
Боги Древнего Египта … представляют собой … полуживотных - полулюдей. По правде говоря, нам мало известно о религиозных верованиях в Египте, так как сами древние египтяне теологических исследований не проводили.…(?) В Древнем Египте не было священной книги, подобной Библии или Корану, которая была бы принята в качестве божественного откровения. У древних египтян были свои мифы, примерно как у древних греков. Мифы рассказывали об отношениях между богами, но не многие из них дошли до нас в первоначальном виде… Наряду с мифами существуют еще молитвы и гимны богам, напоминающие псалмы Старого Завета. Известны также и книги мудрости, в которых, как в библейской Книге Притчей, содержится все - от практических советов до общих теологических рассуждений о природе жизни... (Ташкинов И.В.)61.
Кроме того, существует множество магических заклинаний, которые также могут считаться религиозными памятниками….«Довольны все боги на небе, все боги на земле и в воде; довольны все боги севера и юга, все боги запада и востока, все боги сел и все боги городов». В этом характерном пирамидном тексте отразилось все религиозное мировоззрение древнего египтянина. Куда бы ни обращал свои взоры египтянин, всюду видел он вокруг себя божеские существа. Вся окружающая природа была населена богами, и вся жизнь казалась ему божественной тайной. Небесные тела с их закономерным движением, плодородная мать-земля, полный таинственности, благословенный Нил казались ему могущественными божествами, без помощи которых он не мог обойтись. Фантазия его рисовала ему пустыню населенной страшными баснословными животными, сфинксами и грифами, и ему казалось, что в шелесте листьев он слышит звуки божественного голоса. Древний египтянин, как это можно видеть по памятникам его искусства, был проницательным наблюдателем жизни природы, и характерные черты животных не могли ускользнуть от его наблюдений; как истому сыну Востока, животные казались ему наделенными сверхъестественными дарами, и он приписывал им дар слова, пророчества и сверхчеловеческие тонкие чувства; он представлял себе, что они одушевлены богами или демонами, и потому многим животным воздавал божеские почести. Мир мертвецов у него был населен бесконечным количеством демонов и богов, то в человеческом образе, то в образе разных животных.
Египтяне боготворили все: деревья, животных, людей и даже здания - так, храм Амона-Ра в Фивах они считали богиней. Боги и демоны могли обитать повсюду и оказывать, при воплощении своем, то хорошее, то дурное влияние.
Но в Древнем Египте были и такие, кто верил в то, что происхождение жизни имеет не мужское, но женское начало. И культ богини-матери почитался во многих номах.
Религия Древнего Египта является одной из древнейших на земном шаре, соперничая по возрасту только с шумеритским маздаизмом и афориканским вудуизмом. Интересы феминистских исследовательниц привлекал к ней прежде всего факт наличия значительного количества женских фигур (как и в политеистическом индуизме), отражающим идеи древних матриархатных верований. Большинство исследователей признает, что в духовной иерархии египтян значительное место занимали богини, которым приписывались важные социальные функции. Среди наиболее популярных богинь, чей зооморфный облик можно интерпретировать через тесную связь с природой, известны Бастет с головой кошки, покровительница искусств и музыки; Хатор с головой коровы, покровительница любви; Сохмет с головой львицы, сеющая войну и раздор; Дендера, также в облике коровы; Нехебт – в образе водяной лилии; в городе Буто почитали богиню-змею Моретсегер; в Нехене – богиню-коршун; в общине Пе – богиню-пчелу; Таурт покровительствовала материнству в облике гиппопотама; Сансская богиня Нейт, вышла на видное место египетского пантеона начиная с VII в. до н.э. В космогонических мифах Древнего Египта доминировали «парные божеств», которые подобно индуисстскому политеизму, стремились воплотить идею неразрывного единства и взаимодополнительности женского и мужского начал: Нут и Геб, Ра и Тефиут, Изида и Осирис.
В противоположность эллинско-иудейско-христианской идеологии, где идею Космоса, как мирового порядка и гармонии воплощал мужчина, Логос, отводя женщине роль Хаоса, иррационального, природного и внесоциального принципа, в Египте функции Порядка и Истины выполняла женская богиня Маат. Изида была одним из наиболее популярных персонажей народной веры, репрезентируя, в концепции патриархата, идею плодородия. Степень ее влиятельности соперничала с солярным культом фаллоцентрического божества Ра, а в эллинистически-римскую эпоху долгое время противостояла монотеизму христианства.
Считалось, что Великая Мать является первозданным изначальным божеством. То есть тем самым божеством, с которого все началось. Великая Мать была всегда девственной богиней. Впоследствии это вошло и в христианскую мифологию - рождение Девой Марией младенца Иисуса. Идея непрочного зачатия будущего бога. То есть у Великой Матери, если она была началом всего, был сын, который не имел отца. И уже этот бог представлял собой мужское начало.
1.Культы Небесной коровы:
Богиня Нут, как Великая Мать - Богиня неба, «небесная корова», женщина, из чрева которой ежедневно рождается бог Ра, изображалась в виде женщины, что как небо нависала над Гебом, богом, что символизировал землю. На теле Нут были нарисованы звезды. Также изображалась в виде небесной коровы. Богиня Нут почиталась в разных местах Древнего Египта. Египетская богиня Неба составляла пару в гелиопольской эннеаде богу земли Гебу. Но по этой концепции она не Великая Мать, но дочь Великого Отца по имени Ра. Но в одном их мифов солнечного культа сказано, что бог Ра каждое утро рождается из чрева Нут, богини неба. А это прямое указание на то, что она Божественная Мать великого бога, а не его дочь. Судя по мифам времен Нового царства Нут ассоциировалась или с богом земли Гебом или богом атмосферы по имени Шу. Шу отделял Нут (небо) от Геба (земли) и был чем-то вроде опоры для неё. В египетских гробницах Нут часто изображали со знаками Великой Матери на теле. Это были символы солнечного диска, лунного диска и полумесяца. Уоллис-Бадж, хранитель древностей в Британском музее, излагая историю рождения Осириса заявил следующее: «Богиню Нут, супругу бога Солнца Ра, полюбил бог Геб. Когда Ра раскрыл эту интригу, он выбранил жену и провозгласил, что она не сможет родить ни в один из месяцев года. Тогда бог Тот, который уже питал к Нут нежные чувства, выиграл у Луны пять дней, которые присоединил к 360 дням, из которых состоял год. В первый же из этих пяти дней был рожден Осирис; и в момент его рождения некий голос провозгласил, что родился бог созидания». Следовательно, Нут была женой Ра, и только любовницей Геба. Но в том и в другом варианте она мать Осириса. В храмовом гимне, посвященном Осирису, можно видеть следующее:
Твоя мать Нут пришла к тебе в мире;
Она построила жизнь из собственного тела.
Очевидно в древние времена в Дельте, когда культ Осириса был основным культом, Нут выводилась как богиня, что родила Осириса. Но впоследствии, когда вперед выдвинулся культ солнечного Ра, Нут сделали дочерью Ра. Но титул матери Осириса она сохранила. Это результат слияния культов разных богов. Жрецы выдумывали все новые и новые истории с целью систематизации культов различных номов в стройную систему.
- Богиня Хатхор (Хатор), как великая мать (Приложение 2, рис.2.) - в Египетской мифологии владычица неба, земли и загробного мира. Одна из главных богинь Древнего Египта. Её культ позже слился с культом Исиды. Во времена нового царства её называли Хатхор Око Ра. Изображалась как Небесная корова или как женщина с рогатой головой коровы, или как женщина с головой львицы, ибо в этом случае её ассоциировали с Сехмет. Центром культа был город Дендер. Но Хатхор почиталась во многих местах Древнего Египта и за его пределами в Сирии и других местах. Храмы в честь этой богини строились по всей стране. Богиня Хатхор была универсальной. Она была не только небесной коровой, как Нут. Хатхор была одновременно с этим и богиней земли и даже подземного мира мертвых. А за эти области обычно отвечали разные боги. Хатхор была доброй богиней и покровительствовала женщинам в период беременности и во время родов. Это характерная особенность культа богини-матери. Также Хатхор почиталась как богиня Судьбы. Семь Хатор олицетворяли семь египетских судеб.
- Богиня Нефтида (Небетхет)
Претендовала на роль Великой матери – «Владычица дома». Её культ также кое-где отождествлялся с Небесной коровой. Хотя Нефтида была далеко не первой богиней Египта. Изображалась как корова или как женщина головой коровы, или как женщина с иероглифом на голове. Почиталась по всей стране. По теологии Гелиполя Нефтида была сестрой богов Осириса и Сета и сестрой богини Исиды. Также она составила супружескую пару с Сетом. Но истинной женой злого Сета она не стала. И связано это с тем, что культ Сета много раз трансформировался в Египте. Из бога покровителя Дельты, он стал богом пустыни, а затем и злым змеем, врагом солнечного Ра. Нефтида же не приобрела как её муж злых черт. Она хоть и была супругой Сета, но сохраняла верность Осирису и Исиде. Она помогала Исиде в поисках тела убитого Сетом Осириса.
2.Культы богинь львиц и кошек
- Богиня Тефнут - Богиня-львица - Богиня Влаги. Изображалась как львица или как женщина с львиной головой. Центром культа этой богини был город Гермополь. Но она почиталась во многих номах Древнего Египта. Тефнут была богиней влаги, и её отцом считался бог Ра. Но в более раннее время она была солнечным божеством и тогда её изображали в виде львицы. Впоследствии культы слились и она превратилась в дочь Ра. Богиня Тефнут, судя по мифам нового царства, была богиней апокалипсиса. Когда бог Ра решил истребить неблагодарное человечество, он обратился именно к ней. Впоследствии её культ слился с культом богини Сехмет.
- Богиня Тефнут Нейт - Богиня Нейт, пришедшая в Египет из Ливии. Посчиталась среди ливийев как Великая Мать. Была богиней земли. Её культ слился в Египте с культом Тефнут.
- Богиня Сехмет (Сохмет), как Великая мать - Богиня-львица - Богиня войны и богиня палящего солнца - Богиня целительница. Известна под именем «Око Ра» - жена бога творца Птаха. Изображалась в виде львицы. Или как женщина с головой львицы. Центр культа: Мемфис. Сехмет это примитивная концепция Великой матери дошедшая из древних времен. От этих времен и сохранилась легенда о жестокости этой богини. Грозная и жестокая она наслаждением убивала людей и упивалась кровью. Сехмет была также победительницей врагов египетских богов. И потому изображалась она с ножом в руке. Также она покарала неблагодарное человечество по воле Ра. То есть она и прародительница человеческой расы и по другим мифам богиня апокалипсиса, что хотела уничтожить человечество. В одном из храмовых песнопений сказано: «Хатхор покарала врагов Ра под именем Сехмет». Посему культ Сехмет был связан с культом Хатхор. Впоследствии богиня Сехмет (Мут) перебралась и в Фивы (столицу Египта во времена Нового царства). Здесь она стала богиней войны и супругой Амона-Ра. В Фивах был выстроен великолепный храм в честь Мут-Сохмет.
- Богиня Атет, или Мерсехнет, как Великая Мать - Богиня кошка, Супруга бога Харшефа. Изображалась в кошки или как женщина с кошки. Почиталась в разных нома Древнего Египта. В кошачьем облике она носила имя «Маау». И именно она убила змея Апопа, злобного врага великого Ра. Культ этой богини слился с культами других Великих матерей Хатхор, Исидой, Нейт.
- Богиня Бастет, или Баст как Великая мать - Богиня-кошка. Известна как Великая мать. Богиня радости и веселья. Изображалась в кошки. Или как женщина головой с кошки. Центр культа: Бубастис. Но Бастет почитали и в других местах Древнего Египта. Бастет богиня добрая и гуманная. И эта концепция родилась в более позднее время в противовес жестокой богине львице Сехмет. И было сказано, что: «Добрая она как Бастет, а в гневе она как Сехмет». Бастет почитали как божественную жену бога-творца Птаха. В процессе сляния культов он слилась с культами Мут, Уто, Тефнут, Сехмет, Хатхор.
3.Культ богини змеи
Богиня Уаджет (Эджо), как Великая мать - Богиня-змея. Покровительница Нижнего Египта. Изображалась в виде летающей змеи. Иногда в виде змеи с человеческой головой. Иногда в виде женщины с головой кобры. Центр культа: Город Буто, столица нома на севере Дельты. На Крите Великая Мать изображалась как богиня со змеями. И в Египте была своя Великая Мать - змея. Уаджет богиня-змея или богиня-кобра. Она считалась покровительницей Нижнего Египта. Египетской Уаджет приносили подношения во время праздника сева. До того как зерно бросали в землю. Уаджет снабжала души умерших едой и питьем. Символ Уаджет, золотой урей, или изображение кобры, был символом монархии и был вставлен в корону фараонов верхнего и Нижнего Египта. Добрая или злая Но, бог Ра терпеть не мог змей. Его самого укусила змея созданная Исидой, и он от этого укуса едва не умер. И отправляясь на небо Ра сказал богу земли Гебу: «Множество отвратительных тварей живет в тебе. Я желаю, чтобы отныне они испытывали предо мной такой же страх, каким является мой страх пред ними. Ты должен узнать, почему они ненавидят меня. Затем ты пойдешь к Нуну моему отцу, и наделишь его знаниями обо всех рептилиях, обитающих в водах и ползающих по земле. Пусть станет известно каждой из этих тварей, что мои лучи падут на них. Лишь магические слова способны их одолеть. Я открою заклинание, при помощи которого люди станут защищаться и смогут победить всех рептилий. И Осирис, твой сын, будет покровительствовать волшебникам, защищающим от них человечество». Эти слова бога Ра дышат ненавистью к рептилиям. А если так, то почему цари стали украшать именно змеями свою корону? Но в ином мифе богиня Уаджет спасает младенца Гора. Ведь когда Сет хотел убить его и тем самым не дать вырасти врагу, Исида вынуждена была искать пристанище, где могла оставить младенца. Она нашла убежище в городе Буто. И местная богиня превратилась в змею и сумела защитить Гора от гнева Сета, пока Исида путешествовала в описках тела своего мужа Осириса. А если посмотреть на практическое значение змей, то не стоит забывать, что они поедали крыс и мышей, и тем самым оказывали громадную услугу Египту.