Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 18:06, дипломная работа
О важной роли, которую играет женщина в жизни каждого из нас на протяжении многовековой истории человечества не всеми его членами осознавалась одинаково. В каменном веке отважные лесные охотники вспоминали о женщинах лишь ради сугубо естественных потребностей (в том числе и в ожидании обеда). Позднее, с ростом роли земледелия, женщина в некоторых регионах планеты завоевывает в обществе ведущую роль как мать всего рода и хранительница очага. Ее казавшиеся волшебными свойства - рождение и воспитание детей, способность печь румяные лепешки из казавшихся тогда экзотическими мучных продуктов, способность к шитью шерстяной и льняной одежды потрясали мужчин. В результате этого в самых разных частях нашей планеты в X - III тысячелетиях до нашей эры пышным цветом расцвели женские культы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕ ЕГИПЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Анализ научной литературы изучения проблемы положения женщин в древне египетском обществе…………………………………………………..
1.2. Жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству……………………
ГЛАВА II. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ОБЩЕСТВЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА
2.1. Характеристика периода Нового Царства…………………………….
2.2. Отношение к женским божествам в древне египетском обществе……….
2.3. Карьера женщины
2.4. Женщины на троне в период Нового Царства…………………………….
2.4.1. «Хатшепсут – женщина-фараон»………………………………………..
Вместо заключения
Гендерный подход (взгляд на историю глазами женщин)……………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….51
Любили египтянки и пышные прически. Правда, вместо того, чтобы естественным образом отращивать волосы, они поступали проще: брились налысо, а на голову надевали парики из овечьей шерсти. Чтобы увеличить прическу, один парик нередко надевали на другой. Парики носили не только знатные особы, но и простые люди (правда, их парики должны были быть «поскромнее»).
Египтянки стремились к тому, чтобы кожа была гладкой, без единого волоска, поэтому они еще тысячи лет назад практиковали восковую эпиляцию. После удаления волос кожа умащивались маслами и благовониями, а с помощью белил ей придавали «модный» светло-желтый оттенок. Кстати, у мужчин ценился другой цвет кожи – красно-коричневый.
Рис.3. Древнеегипетские танцовщицы и музыкантши.
Одежды египтянок были прозрачны. При этом юбка знатных
дам настолько плотно облегала икры, что
походка становилась медлительной и величественной.
Грудь у египтянок часто обнажалась, но
никогда специально не подчеркивалась.
Натурализм Древнего Египта был сдержан.
Более того, полное оголение и хождение
без одежды считалось привилегией избранных
и не всегда дозволялось простолюдинам.
Египетская знать, а также члены их семей
постоянно ходили обнаженными, а если
и надевали одежду, то, в основном, очень
легкую и прозрачную, главным образом,
только в тех случаях, когда это было необходимо.
Фараон Эхнатон, известный также как Аменхотеп
IV (1385—1353 г. до н.э.), вместе с женой — красавицей
Нефертити попытались ввести в своем государстве
монотеизм, утверждая, что существует
лишь один Бог - солнце, или — бог Атон,
являющийся источником жизненной силы. Чтобы обеспечить максимальное восприятие
солнечного света, мода того времени предписывала
мужчинам и женщинам полностью избавляться
от волос на всем теле, в том числе на голове
(и даже на бровях).
ГЛАВА II. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ОБЩЕСТВЕ ДРЕВНЕГО
ЕГИПТА В ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА
2.1. Характеристика периода Нового Царства
Чтоб рассмотреть положение женщин Древнего Египта в период Нового Царства, кратко рассмотрим этот период, основываясь на труды А.Л. Елисеева, Г.В.Драча, Д.А. Силичева, Е. А.Тюрина и др.
История государства и культуры Египта делится на несколько периодов: Ранний или додинастический Египет (IV тыс. до н. э.), Древнее Царство (III до н. э.), Среднее Царство (конец III-начало II тыс. н. э.), Новое Царство (II тыс. до н. э.).
Хронология династий в период Нового Царства (1550-1070)
XVIII династия 1550-1292
1550-1525 до н.э.
Яхмeс (Небпехтира Яхмес)
Сын царя Секененра Тао II (XVII династия) и царицы Яххотеп II.
1525-1504 до н.э.
Аменхотеп I (Джесеркара Аменхотеп)
Сын Яхмеса I и царицы Яхмес Нефертари.
1504-1492 до н.э.
Тутмос I (Аахеперкара Тутмос)
После изгнания гиксосов и восстановления египетской государственности начинается самый блестящий период древнеегипетской истории, период Нового царство, который продолжался около 5 столетий и охватывал правление XVIII-XX династий. Именно в этот период было создано наиболее крупная по территории египетская держава, а древнеегипетская цивилизация достигла наибольших высот в своем развитии. Реформированная египетская армия по своему вооружению и организации была одной из самых лучших и многочисленных армий того времени.
Опираясь на армию XVII династия проводила активную внешнюю политику и захватывала обширные территории. Энергичная внешняя политика XVII династии, создание огромной военной державы потребовали мобилизации всех материальных и людских ресурсов, но вместе с тем сами завоевания и ограбления завоеванных стран оказывали стимулирующее влияние на развитие египетской экономики и культуры. В эпоху Нового царства египетская экономика позволила получить много больше сельскохозяйственной и ремесленной продукции, чем в предыдущие времена. Страна располагала солидным запасом материальных ресурсов, внушительным экономическим потенциалом, на основании которого фараоны могли содержать огромную армию и в то же время строить дворцы и города. Были созданы возможности для дальнейшего развития культуры.
Социальная обстановка в Египте в эпоху Нового царства была довольно противоречива: в период успехов, завоеваний и экономического оживления она была достаточно стабильной, но внутри египетского общества всегда существовали открытые противоречия и социальная напряженность: эксплуатация рабов обостряла отношение между рабами и рабовладельцами; положение мелких производителей было неустойчиво; наконец, внутри господствующего класса развивались коллизии, чреватые открытой конфронтацией. Создание огромной империи, включавшей множество завоеванных стран, усложнение хозяйственной жизни, в которую постоянно вмешивалось государство, сложность социальных взаимоотношений - все это поставило перед государственным аппаратом ряд новых задач и вызвало его существенную перестройку.
В эпоху Нового царства в Египте был создан обширный и мощный государственный аппарат, который обеспечивал управление огромной державой и сложной жизнью египетского общества умело, защищая интересы господствующего класса. В исторических документах сообщается о волнениях и общественных смутах, отсутствии порядка в конце XIII- начале XII в.в. до н.э. Стабилизировать внешнюю и внутреннюю обстановку удалось знатному вельможе Сетнахту, который стал основателем новой XX династии. Его сын и приемник получил имя Рамсес. Он восстановил боеспособность армии и ее численность. После его смерти все последующие правители династии носили громкое имя Рамсеса, но они не обладали удачливостью своих великих предшественников. Египет начинает слабеть. Авторитет некогда могучего государства упал. В начале XI в. до н.э. после смерти Рамсеса XI (1085 г. до н.э.) XX династия прекратилась. Этим закончилась блестящая эпоха египетской истории - эпоха Нового царства.
Фараоны Нового царства не строили пирамид. Усыпальницами им служили подземные гробницы знаменитой Долины царей в западной части Фив. Ныне известно около 60 таких гробниц. Гробницам полагалось навеки быть скрытыми от глаз людей. Их тщательно маскировали, вход в гробницу замуровывали. Чтобы уберечь посмертные жилища владык, архитекторы прибегали к хитростям: строили ложные гробницы - кенотафы, в которых не было ничего, кроме пустых саркофагов, а мумия и сокровища сберегались в тайниках, часто жрецы тайно переносили мумии из одного склепа в другой или сносили их в одно место. Распространялись легенды о проклятии фараонов, будто бы обрекавшего на смерть каждого, нарушившего их загробный покой. Но ничто не могло удержать похитителей кладов. Археологи находили гробницы взломанными, частично или полностью опустошенными.
В истории эпохи Нового царства был весьма кратковременный период, который, однако, произвел переворот в политической и религиозной жизни Египта, а также в его искусстве. В ХV в. до н. э. в Египте правила 18-я династия фараонов, одним из представителей которой был Аменхотеп IV - Эхнаmон яркая фигура египетской истории. То, что сделал Эхнатон, было необычайно - особенно необычайно на фоне тысячелетней застойности общественных отношений Египта. Он отменил единым законодательным актом весь древний пантеон богов, конфисковал имущество храмов и впервые в истории ввел единобожие (монотеизм) - поклонение богу-солнца Атону. Бог Атон, в отличие от прочих египетских богов, не имел изображения (ни антропоморфного, ни зооморфного), его символом был солнечный диск с отходящими от него лучами, заканчивающимися простертыми ладонями, что должно было символизировать дарование благ земле. В гимне Атону - произведении высокой поэзии - рассказывалось, как погружается во мрак все живое при заходе солнца и как ликуют, пробуждаясь на рассвете, и люди, и звери, и птицы, и рыбы. При этом Атон прославлялся не только как покровитель и отец египтян, но и всех народов, различающихся по языкам и цвету кожи, ибо солнце всем светит и всех живит.
Первые несколько лет своего царствования Эхнатон еще носил традиционное имя предшествующих фараонов - Аменхотеп - и его резиденцией оставались Фивы. Но демонстративное отправление нового культа воспринималось жрецами как кощунство и неслыханный вызов всем вековым обычаям. Очевидно, между жрецами и молодым фараоном произошло столкновение, и тогда царь решился на открытый разрыв с прежней системой: закрыл старые храмы, принял новое имя - Эхнатон («угодный ATOHY») и спешно приступил к строительству новой столицы, названной Ахетатон - «Небосклон Атона». Ахетатон не походил на «страну могил», как иногда называли Египет, (Е.П. Львова)51 скорее в его облике было что-то родственное жизнерадостному искусству Крита, с которым Египет имел торговые сношения. Культ животных и растений существовал в Египте издревле, но теперь он превратился в демонстрацию любви к природе. Больше не изготовляли статуй с головами львов и шакалов, зато дворцы украшались декором с удивительно натуральными изображениями лотосов, папирусов, виноградных лоз, газелей, аистов, уток, взлетающих из зарослей тростника. Так как жертвоприношения и славословия теперь приносились только солнцу, то в храмах не стало замкнутых сумрачных гипостильных залов, вместо них - просторные, открытые дворцы с жертвенниками.
По-новому стали изображать людей: возникает интерес к психологии, интимным переживаниям, лирическим мотивам. Сохранились рельефы с изображениями сцен частной жизни Эхнатона. Эхнатон был, как видно, примерным семьянином и хотел, чтобы эта сторона его жизни была увековечена.
Обновленное содержание не так-то легко укладывалось в стилевые категории египетского искусства, выработанные веками. Язык изобразительного иероглифа, торжественно-плавных силуэтов, фризообразных построений на первых порах вступает в противоречие с новыми веяниями. Эхнатон, видимо, требовал от художников реализма, передачи индивидуальных черт без прикрас: прежде всего это касалось его собственного облика. До той поры изображения фараонов хотя и обладали портретным сходством, но были героизированны, изображенные фараоны непременно обладали могучим телосложением. Наружность Эхнатона меньше всего соответствовала идеалу героического владыки. При этом он был властным человеком, умевшим диктовать свою волю - в том числе и художникам. Последние сначала сбивалисъ на гротескную утрировку, стараясь правдиво передать особенности фигуры фараона, а также и членов его семьи. На рельефе «Поклонение Атону» царь выглядит довольно карикатурно. Конечно, это не намеренная карикатура, а поиск нового стиля. В более поздних произведениях утрировка смягчается, постепенно художники находят синтез благородного изящества рисунка и новой лирически-интимной выразительности (Е.П. Львова)52.
Подлинные шедевры создавались в портретной круглой скульптуре. В мастерской Тутмеса, главного придворного ваятеля, при раскопках были обнаружены головы дочерей Эхнатона, каждая со своими индивидуальными чертами лица, и портреты самого Эхнатона, к сожалению плохо сохранившиеся, разбитые. Все эти головы должны были служить моделями для портретов, помещаемых в гробницы. Модели делались на основании масок, снятых с живых людей.
Мастер исполнил с масок последовательную серию отливок, каждый раз перерабатывая, обобщая, устраняя ненужные подробности. Отливки масок тоже найдены в мастерской, в том числе маска Эхнатона. Без помощи масок египетские художники не могли бы достигать большого портретного сходства, требуемого загробным ритуалом. Но в процессе претворения маски в портрет безжизненный слепок становился высоким произведением искусства.
Религиозно-политические реформы Эхпатона были слишком радикальными, чтобы закрепиться надолго. После его смерти а он царствовал семнадцать лет - прежние культы начали восстанавливаться. Храм Атона, царский дворец, художественные мастерские - все было превращено в обломки не временем, а руками людей, политических противников царя-реформатора, само имя которого отныне не упоминалось, или его называли «вpaгом из Axeтaтона».
Но культурные ценности не исчезают бесследно, как бы их не истребляли. Сохранилась стела на скале, изображающая поклонение царской семьи солнцу. Сохранились скальные гробницы ахетатонских вельмож, покрытые рельефами и надписями. В начале XIX в. они привлекли внимание археологов, а в конце XIX в. начались раскопки и самого города, позволившие реконструировать его план и принесшие замечательные находки. Чудом сохранившийся неповрежденным портрет Нефертити был найден только в 1912 году. Раскопки велись на территории арабского селения Эль- Амарна, поэтому искусство эхнатоновской эпохи принято называть амарнским (Е.П. Львова)53
В рельефах и росписях, украшавших архитектурные сооружения, часто встречаются многочисленные изображения музыкантов. К сожалению, это почти единственный фактологический материал, на основе которого можно попытаться составить некоторое представление о древнеегипетской музыке. Правда, в музеях мира хранятся экземпляры древнеегипетской арфы, деревянные флейты и барабаны (во флорентийском и луврском музеях), а в Берлине находится струнный инструмент с длинным грифом - набл.
Египетская музыка находится в самом невыгодном положении, по сравнению с изобразительным искусством, архитектурой и даже литературой. Опираясь на визуальный материал, равно как и на здравый смысл, мы можем утверждать, что в Египте существовала народная, храмовая и дворцовая музыка. Большинство исследователей склоняются к утверждению, что древнеегипетская музыка была одноголосой: хор и певцы-солисты исполняли одноголосую мелодию, тонко расцвеченную нежными тембрами арф, набл, флейт, поддерживаемых ударными инструментами.
Культурное наследство Древнего Египта сыграло свою историческую роль в становлении и развитии мировой культуры. Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.
2.2. Отношение к женским божествам в древне египетском обществе
Известно множество различных культур, в которых божества предстают перед нами в женском обличии. Для некоторых культур женское божество является приоритетным и выступает в роли верховного бога. Однако часто женские божества представлены наравне с другими богами-мужчинами и не несут на себе каких-либо отличительных функций верховных божеств.
Известный антрополог Дж. Фрэзер, стоявший у истоков современного религиоведения, в своей работе «Золотая ветвь» говорит о принадлежности феномена наделения божества человеческими признаками раннему периоду истории религии. «Какой бы странной ни казалась идея бога, воплощенного в человеческом образе, для первобытного человека, видевшего в человекобоге или в богочеловеке всего лишь более высокую степень присутствия тех же самых сверхъестественных способностей, которые он без малейших угрызений совести дерзко присваивает себе, в ней не было ничего из ряда вон выходящего» (Фрэзер Дж. Дж.)54.