Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 18:06, дипломная работа
О важной роли, которую играет женщина в жизни каждого из нас на протяжении многовековой истории человечества не всеми его членами осознавалась одинаково. В каменном веке отважные лесные охотники вспоминали о женщинах лишь ради сугубо естественных потребностей (в том числе и в ожидании обеда). Позднее, с ростом роли земледелия, женщина в некоторых регионах планеты завоевывает в обществе ведущую роль как мать всего рода и хранительница очага. Ее казавшиеся волшебными свойства - рождение и воспитание детей, способность печь румяные лепешки из казавшихся тогда экзотическими мучных продуктов, способность к шитью шерстяной и льняной одежды потрясали мужчин. В результате этого в самых разных частях нашей планеты в X - III тысячелетиях до нашей эры пышным цветом расцвели женские культы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕ ЕГИПЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Анализ научной литературы изучения проблемы положения женщин в древне египетском обществе…………………………………………………..
1.2. Жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству……………………
ГЛАВА II. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ОБЩЕСТВЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА
2.1. Характеристика периода Нового Царства…………………………….
2.2. Отношение к женским божествам в древне египетском обществе……….
2.3. Карьера женщины
2.4. Женщины на троне в период Нового Царства…………………………….
2.4.1. «Хатшепсут – женщина-фараон»………………………………………..
Вместо заключения
Гендерный подход (взгляд на историю глазами женщин)……………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….51
Следует, однако, отметить, ибо это позволяет нам высота Истории, что властвование всех Священных Правительниц Египта, начиная Нитокрис и заканчивая Клеопатрой, почти всегда трагически оканчивалось для самой царицы, либо несло негативные последствия для страны, а часто сочеталось и первое и второе.
Нитокрис правила без переворотов и мятежей пять лет и умерла своей смертью. Но с её смертью в Египте начался хаос - ближайшие родственники покойного Фараона - жреческая, административная и военная верхушка - начали рвать друг другу глотки за величайший в мире Трон, в связи с чем Древнее царство ушло в небытие, и начался тяжелый для страны так называемый Первый Переходный период, длившийся полтора века, за которые сменились целых три династии и 14 Фараонов.
Священная Правительница Нефрусебек, взошла на престол тремя столетиями позже. Верховная Жрица и воительница (исключение даже для Древнего Египта), она совершила победоносный поход в Землю Куш (Нубию). Нефрусебек объединила со своей Верховной ещё и административную (она была одним из двенадцати номархов, еще до женитьбы на Фараоне Аменемхете), сакральную и военную власть, пользовалась безусловной поддержкой всего Египта. Она взошла на престол как регент, но Наследник умер до совершеннолетия (по древнеегипетским меркам). Женившись на одном из номархов (опять же, чтобы укрепить власть), она опротестовала право младшего Наследника на Престол и была поддержана армией, жречеством, региональной аристократией и всем народом, получив абсолютную власть. Однако, и это не спасло ее - Нефрусебек была убита на охоте наемником своего мужа, возжелавшего стать Фараоном - не больше не меньше Живым Богом - воплощением Хора на Земле и сыном Амона-Ра - соблазн слишком велик... Священная Правительница Нефрусебек правила чуть более четырёх лет...
Гибель Нефрусебек обернулась для Египта гражданской войной: новому Фараону - ее мужу и убийце - противопоставили Наследника, власть которого Правительница оспорила сама. Начался Второй переходный период - самый драматичный, если не сказать - катастрофический период в истории величайшей цивилизации древности, продлившийся два с половиной века. За гражданской войной пошла волна переворотов, так как власть Фараонов потеряла династическую легитимность, закончившуюся новой гражданской войной, расколовшей Египет на два государства - Верхние и Нижние Земли. Великая золотая Двойная Корона Хора Нармера, с изображением Сокола - символа Верхнего Египта, и Кобры - символа Нижних Земель, создавшего более пяти тысяч лет назад из двух - путем войн, дипломатии и династического брака - единое государство, по образу легендарного государства Усера (Осириса) и Гора, Двойная Корона разбилась об амбиции великой царицы. Вскоре Египет вновь стал единым, но силы государства были подорваны - через три десятилетия пришли кочевники гиксы, захватившие большую часть Нижнего Египта. Гиксы основали в Дельте свое государство со столицей - Аварисом, надругавшись над Сфинксом и Великими Пирамидами, сжигая на кострах мумии Великого Джосера, Ху-Фу и Хафра, На их изгнание ушло почти столетие. Только Яхмос Первый - родоначальник Нового Царства и Восемнадцатой династии (к которой принадлежала и Хатшепсут) разбил армии гиксов, сокрушил Аварис и истребил кочевников.
Нефертити, считающаяся красивейшей из женщин, живших когда-либо на Земле помня опыт мудрой Хатшепсут, после свержения ее мужа Фараона Эхнатона объявила себя и Женой Бога (титул, изобретённый Нефрусебек) и Фараоном, взойдя на трон под мужским именем Семнехкара, была уличена в лояльности свергнутому мужу (по данным многих историков Эхнатон и Нефертити пережили всех своих детей), и свергнута менее, чем через год.
Но трагичнее всех судьба их совместной дочери - Священной Правительницы Анхесепаатон, взошедшей на трон после смерти мужа и брата по отцу Тутанхамона. За всего лишь полгода своего правления она проявила себя тонким дипломатом и мастером политических интриг, но не смогла переиграть циничного царедворца Эйе, свергнувшего поочередно ее родителей, а затем отравивший Тутанхамона - мужа и брата Анхесепаатон. Она была убита по приказу Эйе в отсутствие Верховного Военачальника - Хоренхеба, верно служившего еще Эхнатону, сокрушая хеттов на севере и нубийцев на юге, пока Фараон не переключил все свое внимание на внутренние реформы, абсолютно не заботясь о границах Империи. Наемники Эйе убили жениха Анхесепаатон - хеттского царевича, за которого юная, но мудрая Правительница решила выйти замуж, заручившись еще и военной, и политической поддержкой царства Хатти. Узнав о смерти сына, хеттский царь выступил на Египет войной, в результате чего, Хоренхеб покинул столицу, а значит - охраняемую им Священную Правительницу. Великий полководец разбил хеттов, но, когда Хоренхеб вернулся, Правительница была уже погребена, а Эйе успел объявить себя ее супругом и стал Фараоном. Вероятно, Египет вновь был бы ввергнут в хаос, если бы не Хоренхеб. На ослабевшую державу напали хетты и ливийцы, но Хоренхеб разгромил их, и, вернувшись с победой, по одной из версий, убил Эйе - заговорщика и цареубийцу. По более популярной версии старый интриган умер своей смертью, повластвовав всего 4 года, но все равно - Хоренхеб - прямой потомок великого Тутмеса Третьего (Мудрого или Воителя) воссел на Трон, как представитель Восемнадцатой и основатель Девятнадцатой Династии - великой Династии Рамсессидов.
Клеопатра, в руках которой уже почти была величайшая в истории человечества Сверхимперия, ради удержания власти даже отравила пятилетнего брата, но в итоге - окончательно погубила Египет.
2.4.1. «Хатшепсут – женщина-фараон»
Известны имена четырех женщин, единолично правивших в древности египетским государством. Самая знаменитая из них - Мааткара Хенеметамон Хатшепсут (Приложение). В памяти многих поколений египтян время правления Хатшепсут осталось как период расцвета египетской цивилизации, эпоха создания многих замечательных памятников искусства. На стенах знаменитого заупокойного храма царицы Хатшепсут в Фивах, на западном берегу Нила в ущелье Дейр эль-Бахри, сохранились великолепные рельефные композиции, повествующие об основных событиях периода правления царицы. Часть из них рассказывает о морской экспедиции за благовониями и редкостями, снаряженной Хатшепсут в страну Пунт (совр. Сомали?) «для отца ее, бога Амона».
Царица Хатшепсут, правившая во времена 18 династии, была одной из нескольких фараонов-женщин Египта.
Конечно, до неё были женщины-правители, также, как и после неё. Но правление Хатшепсут во многом считается особенным. Вопрос в том, как женщина могла в течении стольких лет держать власть в своих руках в обществе, в котором господствовал патриархат?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо ближе взглянуть на социальный климат, созданный для обычной женщины в древнем Египте.
Женщина в древнем Египте имела больше прав и преимуществ, по сравнению с представительницами своего пола в таких странах, как Месопотамия или Греция. Египетская женщина могла иметь собственное имущество, занимать государственные посты и получать наследство от родителей или мужей, более того, в случае оспаривания какого-либо вопроса , женщине давалось право участия в суде и защиты своих прав. Основываясь на этих фактах, кажется абсолютно естественным, что женщина имела права , позволявшие ей иметь самостоятельную жизнь и решения, а также занимать ответственные посты в обществе , в отличие от таких же женщин в Греции, чьей территорией господства мог считаться только дом.
Время её правления приходится на т.н. период Нового царства, и она принадлежит к самой знаменитой династии фараонов эпохи Нового царства – восемнадцатой. Её прадед Яхмос, по иронии судьбы так же звали её мать. Яхмос I был знаменитейшим человеком для древнеегипетской истории, потому что именно под его руководством сплотились силы сопротивления завоевателям, очередной был упадок перед новым царством. Гиксосы – таинственный народ, пришедший из Азии, осели они в основном в дельте Нила, в северо-восточной её части, их столицей был Аварис.
Они были, конечно, убийственно страшны для цивилизации Древнего Египта…
Социальный климат Египта, где женщина имела много прав и свобод, по сравнению с законами других стран, позволил некоторому числу цариц , правивших до и после Хатшепсут, получить влияние над царством в качестве регентов. Хатшепсут предшествовали несколько безусловно влиятельных цариц Семнадцатой династии. Тетишери, Аххотеп II, Яхмос-Нефертари имели определённый контроль над Египтом, следуя одна за другой, они сохраняли стабильность в стране. Они вели политику, похожую на политику Хатшепсут, считающейся самой экстраординарной женщиной, когда-либо носившей титул Фараона Верхнего и Нижнего Египта.
Хатшепсут была дочерью Тутмоса I и царицы Яхмос. Когда Тутмос умер, трон унаследовал его сын, Тутмос II , который также являлся сводным братом Хатшепсут. В соответствии с традицией Египетских королевских семей, Фараон, унаследовав трон, должен был жениться на старшей дочери своего отца, которой была Хатшепсут. Предполагается, Тутмос II умер в 1479 г.до н.э. и после него Фараоном стал Тутмос III. Тутмос III, был слишком маленький тогда, чтобы править самостоятельно, и его тётя, Хатшепсут, стала его регентом. Тутмос III и Хатшепсут правили вместе до 1473 г.до н.э., когда она провозгласила себя Фараоном.
Хатшепсут использовала несколько стратегических приёмов, чтобы легализовать себя в роли Фараона. В храме Хатшепсут в Дейр эль–Бахри, возле Луксора в Долине царей, рождение и коронация царицы изображены на фресках и других предметах искусства. Благодаря этому ресурсу учёные смогли узнать, что чтобы сделать своё правление законным, Хатшепсут утверждала, что бог Амон-Ра посетил её мать, когда та была беременна. Такое утверждение делало Хатшепсут божественным ребёнком. Утверждение о возможной божественности Хатшепсут даёт основания думать, что царица имела определённое влияние в жреческих общинах Египта. Поддержка жречества способствовала узакониванию правления Хатшепсут. Царица Хатшепсут использовала некоторые атрибуты мужского внешнего вида, включая фальшивую бороду, мужскую одежду, а также требовала изображать себя, как мужчину. Это ещё подлежит обсуждению, что поведение царицы было ещё одним инструментом в её погоне за уважением. По правде говоря, это проблема “курицы и яйца”, потому что мы в действительности не знаем, являлось ли такое поведение причиной или следствием того, что Хатшепсут занимала мужскую должность в обществе.
Наш самый надёжный источник, изображающий в деталях жизнь и достижения Хатшепсут –её храм в Дейр эль-Бахри. Храм Хатшепсут, который носил имя “дже-сер-джесеру”, или “самый возвышенный из возвышенных”, является, без сомнения, наиболее внушительным сооружением Западных Фив. Общий замысел этого шедевра архитектуры приписывается Сенму-ту, “Верховному Распорядителю Амона”, чья личная гробница была построена под первой террасой храма, хотя точно известно, что поблизости была другая гробница, гробница Джеута, “Начальника сокровищни-цы, Руководителя всех Работ”. Это захоронение под № 11 можно найти в некрополе Дра-Абу-эль-Нага. Сен-мут хотел, чтобы сооружение вписывалось в окружающий пейзаж; в этом отношении он, очевидно, вдохновлялся новаторскими концепциями, уже претворенными в жизнь строителями храма Ментухотепа, но развитие им этих концепций было действительно оригинальным. Храм, к нашему времени пришедший в руинообразное состояние, был раскопан в 1891 г. египтологом Навиллем, который первым предпринял попытку его реконструкции, позже эти попытки были продолжены Уинлоком и Барэзом, а много лет спустя Польским центром средиземноморской археологии, который проводит работы на этом месте с 1961 г. и по сей день. Эта хорошо документированная работа по реконструкции вновь придала памятнику тот грандиозный вид, который был ему свойственен в древние времена.
Хатшепсут, обладавшая властью, и достойная гордости женщина, таинственно исчезла, возможно в 1458г.до н.э., когда Тутмос III возобновил себе титул Фараона. Её мумия никогда не была найдена, и многие её изображения и надписи с именем были уничтожены по приказу Тутмоса III.
Он отмечает, что именно во времена правления Хатшепсут была предпринята экспедиция в страну Пунт (территория современной Эритреи). Оттуда египтяне импортировали драгоценные товары, такие как черное дерево, слоновая кость, золото и ладан.
Хатшепсут умерла в 1457 году до нашей эры. Исследование мумии показало, что на момент смерти ей было от 45 до 60 лет. Кроме того, она страдала от избыточного веса, диабета, рака, остеопороза и артрита. Вероятно из соображений безопасности, ее положили в могилу ее кормилицы. Эти две мумии были найдены в 1903 году знаменитым египтологом Говардом Картером. Однако только через 100 лет, в 2007 году мумия Хатшепсут была идентифицирована с помощью анализа ДНК.
Тутмос III, судя по всему, не пролил ни слезинки по своей приемной матери - все изображения, где она представала в роли правителя, были уничтожены.
Происхождение Хатшепсут: её отец, фараон Тутмос I - внук великого Яхмоса I, освободителя от власти гиксосов. Тутмос I был заметным человеком - он воплощение Бога Ра. Он был заметным правителем, известно из надписей многочисленных, древние египтяне на стенах заупокойных храмов и пирамид рассказали всё, что могли и как бы представили фильмы о себе, потому что события изложили в картинках таких, которые предшествовали созданию мультфильма, передавая последовательно события, движения. Это они снимали о себе кино на стенах каменных пирамид. И вот из этих надписей и рисунков мы знаем, что он совершил завоевательный поход, нормально для фараона, в Нубию, на юг. Есть надпись, где он скромно себя, завершив поход на юг, назвал Владыка Вселенной. Не больше, не меньше. А так же на север, где дошёл до Евфрата. И тут с ним произошёл забавный случай с древними египтянами, что отразилось в надписях отца Хатшепсут. Они обнаружили, что река Евфрат течёт на юг. Они знали только Нил. И у них сказать «плыть по Нилу» означало «плыть на север». Поэтому они написали, что там такая река, по которой, плывя по течению, плывёшь против течения. Это то ли древне-египетский юмор, то ли образность замечательная. Мать Хатшепсут жена царёва Великая – это её официальный титул, дочь фараона тоже Аменхотепа I по имени Яхмос. Происхождение Хатшепсут исключительно царственное. Её рано выдали замуж, что естественно для древне-египетской истории, наверное, лет в 14-15, за её сводного брата, тоже сына Тутмоса I, от наложницы, Мутофет, за Тутмоса II. Жениться на родной сестре для древних египтян считалось совершенно нормальным и очень надёжным, спокойным для судьбы династии. Не ведая ничего о законах генетики, что вполне естественно, они длительное время, многие сотни лет совершали эти близкородственные браки, что сказалось, конечно же, на их врождённых болезнях, ранней и очень многочисленной смертности младенцев. Это очень заметно на семье Эхнатона, её дочери, они совершенно с деформированными черепами. И это не может быть случайным. Очень рано умирают. Её муж тоже умер молодым, оставив двух дочерей от Хатшепсут и сына, но не от Хатшепсут. У Хатшепсут были только две девочки. А сын был от побочной жены. Это и будет тот, кого Хатшепсут будет отпихивать от власти будущей. Когда умер муж Хатшепсут, потенциальный мужской преемник Тутмос III был маленький. Точно никто не знает, но вокруг пяти лет строятся предположения. Это ребёнок. И она вполне естественно становится кем-то вроде регентши. В Древнем Египте женщина из знати не была такой, живущей в дальних комнатах, не выходящей на приёмы. Изображения показывают, что знатные дамы – это существенная фигура. Их положение, в новейших исследованиях египтологов современных наших очень любопытно сравнивают с ситуацией и положением женщин аристократической элиты, например, на Крите. На перекрёстке между Африкой, Азией и Грецией. Они не были такими, совершенно в стороне стоящими. Она, видимо, была регентшей. И изображение этого времени, первых лет официального правления Тутмоса III, официально считалось, что правит этот мальчик. Они рядом. Она, видимо, очень следила за тем, что бы быть рядом. И они были кем-то вроде соправителей. И она постепенно пришла, видимо, к той мысли, что не может отказаться от власти. Там что-то удивительное случилось, когда соратники её деда и его деда поддержали её. Это генералы, это верховные жрецы. Почему-то они остановились не на мальчике Тутмосе III, хотя он подрос. А жрецы были за мальчика. А потом она жрецов переманила на свою сторону, прежде всего, Верховного Жреца, дав ему за это положение, статус визиря, т.е. правой руки и он стал реально править страной. А сначала жрецы были за мальчика, и мальчик был коронован. Что-то удалось ей сделать. Кто-то из исследователей говорит, что она создала вокруг себя интеллектуальный кружок из заметных людей – генералов отца и мыслителей, советники Тутти, Инэни и Сененмут, этот архитектор, фаворит, со временем он получил 20 должностей и титулов. И потом исчез из истории. Перебрал. И вот этот самый Хапусенеп, Верховный Жрец Бога Амона. Он сначала был вместе со всеми, жрицы Фив, за то, чтобы правил мальчик Тутмос, его как бы короновали. А коронация была проста. Жрецы несут на носилках изображение статую Бога Амона. Стоит она, стоит этот мальчик. Перед кем они поставят эти носилки и падут на колени – тот и есть коронованный правитель. Сначала это случилось перед мальчиком. Затем она что-то сумела совершить, сплотить вот эту группу, доказать ей, как будет хорошо, если они поддержат её, и на следующем торжественном церемониале, неся эти носилки, они остановили их перед ней, и на колени упали перед ней.