Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 18:06, дипломная работа
О важной роли, которую играет женщина в жизни каждого из нас на протяжении многовековой истории человечества не всеми его членами осознавалась одинаково. В каменном веке отважные лесные охотники вспоминали о женщинах лишь ради сугубо естественных потребностей (в том числе и в ожидании обеда). Позднее, с ростом роли земледелия, женщина в некоторых регионах планеты завоевывает в обществе ведущую роль как мать всего рода и хранительница очага. Ее казавшиеся волшебными свойства - рождение и воспитание детей, способность печь румяные лепешки из казавшихся тогда экзотическими мучных продуктов, способность к шитью шерстяной и льняной одежды потрясали мужчин. В результате этого в самых разных частях нашей планеты в X - III тысячелетиях до нашей эры пышным цветом расцвели женские культы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕ ЕГИПЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Анализ научной литературы изучения проблемы положения женщин в древне египетском обществе…………………………………………………..
1.2. Жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству……………………
ГЛАВА II. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ОБЩЕСТВЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА
2.1. Характеристика периода Нового Царства…………………………….
2.2. Отношение к женским божествам в древне египетском обществе……….
2.3. Карьера женщины
2.4. Женщины на троне в период Нового Царства…………………………….
2.4.1. «Хатшепсут – женщина-фараон»………………………………………..
Вместо заключения
Гендерный подход (взгляд на историю глазами женщин)……………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….51
Рабочие люди одевались более практично. Земледельцы и ремесленники довольствовались простой набедренной повязкой, которую поддерживал пояс шириной с ладонь без вышивок и украшений.
Люди скромного достатка не меньше знати любили украшения. Только вместо золота они пользовались украшениями из керамики и бронзы.
Одеяния рабов
Профессиональные певцы и танцовщицы носили такие же прозрачные платья, как и знатные дамы. А зачастую выступали обнаженными, и весь их наряд состоял из нескольких украшений – пояска, ожерелья, браслетов и сережек. Совсем юные служанки без стеснения ходили обнаженными.
Часто встречаются изображения рабынь в национальных одеждах. Например, семитские женщины изображаются одетыми в прямые свободные рубахи с крупным цветным геометрическим орнаментом и сапожки.
Украшения
Египет славился высоким уровнем мастерства, обработкой драгоценных металлов, камней. В Древнем царстве изобретают цветные пасты, которыми покрывают бисер или делают его из цветных смальт. Из бисера изготовляли традиционное ожерелье-солнце – ускх, браслеты и пр.
Женские парики укреплялись повязками-венцами из мелких металлических пластинок. На темени на празднества надевались керамические сосуды с благовонными маслами, которые поддерживались лентами, либо укрепляли цветок лотоса или перья.
Египтяне любили носить золотые или бисерные браслеты на плечах и запястьях, а женщины – еще и на ногах. Кольца на пальцах носили и мужчины и женщины. Очень многие носили обереги, скарабеи. Самым популярным украшением знатных людей был ускх.
Концепция и антураж
Во-первых, необходимо сразу оговориться, что игра "Завещание Ориона" не является исторической реконструкцией и, несмотря на то, что время действия достаточно четко оговорено (конец IV династии Древнего царства, около 2500 лет до н. э.) нет нужды придерживаться в бытовых деталях исторической хронологии. Главное, что требуется от костюма – воссоздание древнеегипетского колорита и стилистическое соответствие ему. Таким образом, мы утверждаем, что костюм может быть стилизован под любой период, начиная с Древнего царства и заканчивая последними фараонами, в соответствии с социальным статусом персонажа и личными предпочтениями игрока. В конечном итоге важно, чтобы одежда помогала вжиться в создаваемый образ.
Все мы понимаем на интуитивном уровне, что такое египетский стиль, и если посмотреть на изображения, то кажется, что одеяния очень просты, они все вписываются в геометрические фигуры, стремятся к прямым линиям. В противоположность подчеркнутой строгости одежды, многочисленные украшения отличаются богатством и сложностью.
В связи с этим перед нами встают две проблемы: практическое изготовление костюма и его адаптация к подмосковному полигону, что представляет определенную сложность, так как Египет – жаркая страна, а игра будет проходить на первые майские праздники.
Трудность нашей задачи состоит в том, что никто не может сказать доподлинно, каким именно образом египтяне шили свою одежду. К сожалению, они оставили нам только многочисленные изображения без каких бы то ни было выкроек и описаний. Результатом стали многочисленные теории и фантазии на эту тему. Мы считаем наиболее авторитетной в данном вопросе Марию Мерцалову, и всем рекомендуем первый том ее "Истории костюма".
Материалы и изготовление
Считается, что основным материалом в Древнем Египте был лен, а позже, в Новом царстве, узнали хлопок. Доподлинно известно, что было распространено ткачество, а некоторые авторы даже предполагают, что было известно вязание, но это не доказано. Мы рекомендуем лен как простой и доступный материал. Он хорошо подходит для пошива схенти разных фасонов, поясов, накидок. Плотный лен, заложенный складками, хорошо держит форму.
Для получения мягких складок в накидках и драпировках хорошо подходят тонкие хлопчато-бумажные ткани или шифон. Впрочем, можно использовать любую другую подходящую ткань от тонкой шерсти до 100% синтетики.
Для пошива калазирисов необходима тянущаяся ткань, чтобы при предельно простом покрое он облегал фигуру. Удобно использовать синтетический или натуральный (в котором теплее) трикотаж.
Следует подходить к пошиву костюма с учетом того, что игра будет проводиться весной. Необходимо быть готовым к любой погоде. Поэтому придется выбирать между удобной синтетикой и более теплыми натуральными тканями. Ищите компромисс. Какова бы ни была погода, ночи все равно довольно прохладны. Поэтому нужно иметь возможность утеплиться. Можно надевать под костюм или на него теплую цивильную одежду (свитера и водолазки, желательно нейтральных цветов, штаны), задрапировывая ее антуражными накидками. Поэтому мы советуем остановить свой выбор на относительно просторных и длинных фасонах.
Еще раз скажем о цвете. Предположительно, белый цвет был любимым цветом египтян, ритуальным цветом чистоты. Исследователи считают, что белым, с добавлением золотого и синего, должен быть костюм фараона. Знать и чиновники могут носить одежду различных цветов естественных оттенков. Рабы и ремесленники должны носить одежду из невыбеленных тканей темных оттенков. Это не относится к рабам – музыкантам и танцовщицам и приближенным слугам. Рабы-иноземцы могут ходить в своих национальных одеждах пестрых цветов.
Прежде всего, стоит сказать о том, что женской внешности уделялось очень большое внимание. У любой женщины в доме была масса шкатулок, коробочек и ларчиков для хранения украшений и косметики. Что касается украшений, то в период Древнего царства были распространены амулеты и подвески, позже к ним присоединяются дорогие, затканные золотом и драгоценными камнями, цветными стеклянными бусами круглые шейные украшения символизировавшие солнечный диск. Широко были распространены ручные и ножные браслеты, подвески, кольца, бусы, золотые диадемы и пояса.
Больше всего времени и усилий тратилось на внешний вид волос. Все то, что ныне «изобретается» всевозможными косметическими компаниями и салонами красоты, было изобретено еще в давние времена, а точнее, в Древнем Египте. Спали тогда не на мягких подушках, наслаждаясь комфортом, а на специальном жестком изголовье кровати, которое помогало сохранять прическу. Сама же прическа, проделала долгий путь и менялась от коротких гладких прямых волос средней длины, до длинных, уложенных косичками в причудливые сооружения, украшенные цветами, перьями и металлическими безделушками.
Косметика для дочерей Нила, имела не меньшее значение, чем еда и питье. Даже простым работницам вместе с дневной порцией пищи обязательно выдавали ароматические масла для протирания тела. Косметический набор считался предметом первой необходимости не только для земной, но и для загробной жизни. Рядом с усопшей клали около десяти видов косметических средств. Женщина и у врат Царства Мертвых должна была, выглядеть великолепно. В косметический набор женщин того времени входили: карандаш для глаз и бровей, лак для ногтей, помада, дущистая вода. Мода на макияж существовала так же, как и на прически, вспомните изображение Нефертити - тонкая линия бровей, длинные стрелки в уголках глаз...
В эпоху Нового царства распространилось платье из дорогой ткани типа сорочки или накидки. В отличие от мужчин, женщины должны были закрывать свое тело. Древнейшей их одеждой являлось тканое платье, облегавшее тело от груди до ступней ног и державшееся на лямках, иногда с короткими и узкими рукавами; со временем его стали украшать разноцветными узорами. Позже знатные женщины стали накидывать на них тонкие прозрачные покрывала. Костюм благородной египтянки в эпоху XVIII–XX династий состоял из широкой сорочки, короткой юбки и большого плаща с закругленными краями.
Одежда женщин состояла из куска материи, обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями (Приложение). Эта одежда называлась калазирис и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни.
Новое царство характеризуется дальнейшим усилением классовых различий в одежде, усложненностью форм костюма знати, применением тонких дорогих тканей разнообразных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений, обилием плиссировок, располагающихся нередко по всей поверхности костюма. В соответствии с египетскими эстетическими представлениями такая плиссировка не создает видимости динамики формы, так как ее скрепляют в нескольких местах. Человек в ней кажется спеленутым.
Из покоренной Сирии в Египет приходит новая форма женского и мужского нарамника. Это накладная длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам до линии проймы. Распространенной одеждой было также покрывало.
Жрецы сохраняют одежду более древних форм: схенти, треугольный передник, леопардовую шкуру, наброшенную на одно плечо.
Воины носят передник и кожаный нагрудник. Одежда сельской и городской бедноты не изменяется. На рис. 1 (Приложение ) придворная церемониальная одежда фараонов Нового царства.
Обычай покрывать голову и носить обувь распространился в Египте только ко времени Нового царства. Как мужчины, так и женщины носили башмаки и сандалии из кожи или узких полос папируса; сандалии крепились к ноге ремнями. Обувь надевали только при выходе из дома. Традиционным мужским головным убором служила круглая плотно прилегавшая шапка из кожи или бумажной ткани, иногда из листьев и стеблей. Фараоны и сановники предпочитали своеобразный чепец с длинными «ушами» и с «косой», скрученной сзади в пучок. Женщины накидывали на голову большой платок, собранный в складки и охватывающий волосы наподобие чехла.
В ранний период мужчины носили короткие, а женщины длинные и пышные волосы. Позже у мужчин вошло в обычай брить волосы и бороду, эта мода распространилась и среди знатных женщин. В то же время аристократы стали использовать накладные бороды и парики, как правило, завитые.
В период Нового царства мы встречаемся с новой стилизацией одежды, с еще большей роскошью и разнообразием красок. Привлекательность и очарование становятся обязанностью и правилом египетских канонов моды. Об искусстве того времени говорят, как о женском искусстве. Каласирис, положенный до сих пор только женщинам, носят теперь и мужчины. Новой частью одежды является теперь верхний плащ; собственно это как бы шаль, мягко собранная в складки поверх жилетки и перекрещенная на груди, отчего образуются короткие рукава. В этой новой одежде мы опять видим стилизованный треугольник. Он проявляется в изображении юбки, имеющей в своей передней части вид колокола, и в форме рукавов. Однако теперь речь идет не о форме чисто геометрической, а скорее о стилизованном лотосе. Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы). Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и художественной выразительности, собственно никто и никогда не превзошел. Оно положило начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству.
Основной пищей были ячменные лепешки, каша из эммера, рыба (прежде всего сушеная) и овощи, главным напитком – ячменное пиво. В рацион знатного входили также мясо, фрукты и виноградное вино. Вилок не было. Во время трапезы ножами не пользовались: еда подавались на подносах уже разрезанная на куски, которые брали пальцами правой руки. Жидкую пищу ели ложками; пили из рюмок и кубков. Основную часть кухонной утвари составляли разнообразные сосуды, ковши и кувшины. Столы первоначально представляли собой круглую или четырехугольную доску на низкой подставке; настоящие обеденные столы и стулья появились позже.
2.4. Женщины на троне в период Нового Царства
Царица Нефертари Древний Египет. XIX династия (Приложение , рис.). Царица Нефертари была главной супругой знаменитого фараона Рамсеса ІІ. Царица изображена в момент церимонии. Она в парадном головном уборе шути. Такой убор состоял из темно-синего парика, золотого коршуна богини Мут, покровительницы цариц, золотого солнечного диска и стилизованных страусовых перьев. Белоснежное жреческое одеяние царицы Нефертари украшено многоцветным ритуальным ожерельем усех. Рядом выписаны ее имя и титулы. Память о супруге Рамсеса II пережила века: в далекой Нубии, в священных скалах Абу-Симбела, обожествленной царице был посвящен особый храм.
Первую жену Эхнатона звали Нефертити («прекрасная красота Атона»). В течение многих лет она правила вместе с фараоном, однако ее дальнейшая судьба неизвестна (Приложение , рис.)
Нефертити исчезла в конце правления Эхнатона. У фараона была и другая жена - Кийя. Судя по тому, что она получила титул «горячо любимой жены», эта супруга, видимо, очень много значила для Эхнатона во второй половине его царствования. Позже у фараона появился еще один близкий человек по имени Семнехкара. Вероятно, он был сыном фараона Эхнатона от второй жены или одной из наложниц.
На верховную власть над Египтом Правительница, начиная с Нитокрис, могла претендовать только при строго определённых обстоятельствах: в случае, если Священная Супруга переживала Фараона, а Фараон не оставлял наследников мужского пола. Тогда Правительница получала титул Священной, что было почти аналогично титулу Фараона, и становилась полновластной царицей Египта. В случае же, если умерший Фараон оставлял наследников мужского пола младше девяти лет, вдовствующая царица получала статус Правительницы-регента, что так же давало ей абсолютную власть, однако, в отличие от первого случая - не пожизненную, а до достижения Наследником, титуловавшимся Юным Правителем, двенадцатилетнего возраста. Когда происходила его интронация, Наследник объявлялся Фараоном, а вдовствующая Правительница, потеряв свой статус, буквально выдавливалась окружением нового Фараона - советниками - Верховными Жрецами и военачальниками.