Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 18:06, дипломная работа
О важной роли, которую играет женщина в жизни каждого из нас на протяжении многовековой истории человечества не всеми его членами осознавалась одинаково. В каменном веке отважные лесные охотники вспоминали о женщинах лишь ради сугубо естественных потребностей (в том числе и в ожидании обеда). Позднее, с ростом роли земледелия, женщина в некоторых регионах планеты завоевывает в обществе ведущую роль как мать всего рода и хранительница очага. Ее казавшиеся волшебными свойства - рождение и воспитание детей, способность печь румяные лепешки из казавшихся тогда экзотическими мучных продуктов, способность к шитью шерстяной и льняной одежды потрясали мужчин. В результате этого в самых разных частях нашей планеты в X - III тысячелетиях до нашей эры пышным цветом расцвели женские культы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ДРЕВНЕ ЕГИПЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Анализ научной литературы изучения проблемы положения женщин в древне египетском обществе…………………………………………………..
1.2. Жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству……………………
ГЛАВА II. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН В ОБЩЕСТВЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ПЕРИОД НОВОГО ЦАРСТВА
2.1. Характеристика периода Нового Царства…………………………….
2.2. Отношение к женским божествам в древне египетском обществе……….
2.3. Карьера женщины
2.4. Женщины на троне в период Нового Царства…………………………….
2.4.1. «Хатшепсут – женщина-фараон»………………………………………..
Вместо заключения
Гендерный подход (взгляд на историю глазами женщин)……………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….51
4. Другие Богини Великие матери
Богиня Исида, как Великая мать (Приложение 3, рис. 3) - одна из главных богинь египетского пантеона. Сестра и жена великого бога Осириса и мать бога Гора. Материнство стало частью культа Исиды в более поздний период, и потому её культ слился с другими богинями-матерями. Изображалась в виде крылатой женщины или в виде женщины с ребенком на руках. Также изображалась в виде повивальной бабки. Центр культа: этот культ возник в Дельте. Но почиталась Исида в течение всей истории Древнего Египта по всей стране. Исида — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Хора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» - мать мемфисского быка Аписа. Очень древний, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исеумом (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах. В Гелиопольской теологической системе Исида почиталась как дочь бога Геба и богини Нут. На Филэ её культ сохранялся долгое время и после принятия христианства. Исида впоследствии соединила в себе качества многих Великих Матерей.
Мифы о Ра, его потомках, датируются периодом Нового царства. А это правление XVIII - XX династий. В них Ра представлен как первый богочеловек. Но так было не всегда. Именно в период Нового царства жрецы взялись за систематизацию теологии солнечного культа, и изобразили Ра более могущественным, чем его отец Нун. Также делается уступка жрецам Исиды - Ра делится с ней своей силой. Ра имел много имен, и среди них было одной тайное имя, и именно оно наделяло его божественной силой. Богиня Исида пожелала узнать его. Она была волшебница и ей не давала покоя сила Ра, а, узнав его тайное имя, она смогла бы обрести эту силу. Исида следила за тем как старый Ра говорил роняя слюну, что вытекала из его рта и падала на землю. И когда никто не видел она тайно собрала слюну бога и придала этой субстанции вид копья. И превратила его в ядовитую змею. И Исида устроила так, что эта змея ужалила Ра и он стал жестоко страдать от яда. Но хитрая богиня обещала помочь, если Ра откроет ей свое тайное имя. «Ты должен открыть мне свое тайное имя, - говорила она. - И ты будешь избавлен от боли и страданий силой своего имени». «Я создал небеса и землю, - ответил Ра. - Я придал земле форму. Я создал моря и заставил Нил заливать землю Египта. Я великий Отец богов и богинь. Я дал им жизнь. Я создал всякую живую тварь, которая передвигается по сухой земле и в морских глубинах. Когда я открываю глаза - настает свет. Когда закрываю - мир погружается во тьму. Мое тайное имя неизвестно богам». В конце концов, Ра сообщил свое тайное имя Исиде и таким образом избавился от страданий, а Исида стала одной из великих богинь Египта. «Покинь, о яд, тело Ра. Вытеки из его рта. Я разработала заклинание! Слушайте! Я одолела змею и заставила яд вылиться на землю, поскольку мне было дано тайное имя божественного отца!» Это поведение богини не слишком порядочное и делает ей мало чести. Но зато это уступка жрецов культа Ра жрецам Исиды. Они признают её великой богиней. По иной легенде она добрая богиня жена благостного бога Осириса, которая борется со злобным богом пустыни Сетом, убийцей своего мужа..
- Богиня Нейт, как Великая Мать. После завоевания Фаюма ливийцы стали одним из самых влиятельных племен в Дельте. И культ их богини земли Нейт стал сливаться с другими местными культами. В частности культ Нейт слился с культом Исиды. Изображалась как женщина с зелеными руками и лицом, ибо она была богиней земли. Центр культа: Город Саис в Дельте. Ливийская Нейт была богиней земли и поэтому её изображали с зелеными руками и лицом. Зеленый цвет для кочевников это цвет жизни, цвет травы, что была кормом для скота. На теле Нейт был вытатуирован ткацкий челнок. И, следовательно, это Нейт поделалась с женщинами Египта искусством ткачества.
- Ипостась Нейт - Богиня Усерт, как Великая Мать. Эта богиня была богиней хтонической. И она была также Великой матерью. Одна из ипостасей Нейт. Богиня Усерт отождествлялась с Исидой и близко напоминала богиню Нейт. Поклонение богине Усерт было тесно связано с поклонением богу-крокодилу Себеку. Ведь Себек почитался сыном Усерт.
5. Самки гиппопотама как богини-
Богиня Таурт, как Великая мать, изображалась как женщина с головой гиппопотама или как самка гиппопотама. Почиталась во многих номах Египта. Богиня материнства и Великая мать. Она приносила младенцев бездетным женщинам и потому особо почиталась в Египте, где ценили плодовитость. Изображение Таурт часто встречалось на талисманах и амулетах.
Богиня Апет, как Великая мать. Была Великой матерью богов и людей, была богиней материнства. Изображалась как самка гиппопотама. Эту богиню отождествляли с богиней Таурт. Почиталась во многих номах Египта. Апет в образе гиппопотама была животным воплощением Великой Матери. Как богиня воды да была связана с Нут и она поднялась из первозданного Океана и была «водами под небесной твердью». Апет дала жизнь великому богу Яху, лунному младенцу. А Ях считался сыном Великой матери. Его культ слился с культом Тота. А также с Осирисом, что в Омбосе, считался сыном священного гиппопотама.
Если внимательно посмотреть на легенды и мифы древнего Египта, то в них можно прочитать историю страны в те времена, что можно назвать «темными» ибо правдоподобных сведений о них нет до сих пор.
Владыки Египта руководствовались законами вселенской Гармонии. Эти законы воплощались в образе крылатой богини Маат и ее символа - страусиного пера. Маат (Приложение 4, рис.4) - это истина и справедливость, благоразумие, порядок, единство и согласие... Законы Маат для египтян были смыслом существования, а их применение на практике - их святой обязанностью. Следовать законам Маат - это не просто обязательство, это стержень существования...
Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII вв. до н. э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв. до н.э.), «Книга мертвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта.
Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тыс. до н. э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и т.д.
Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения и развития христианства.
Космогонические мифы. Судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Это олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались, и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве.
Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике. Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. В письменном литературном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения.
2.3. Карьера женщины (женщина в обществе, в образовании, торговле и т.д.)
Генри Дж. Фишер составил список административных должностей, которые занимали женщины в периоды Старого и Среднего Царств. Уильям Уорд продолжил исследование Среднего Царства, а Роббинс всё обобщил, включив сюда и Новое Царство (Фишер Генри)62. Создаётся впечатление, что иностранное влияние (Месопотамии, хеттов, Персии, гиксосов и, наконец, греков и римлян) постепенно подрывало общественно значимую роль женщин. Например, после завоевания Египта персами и завершения 26-й династии была ликвидирована влиятельная должность «Жены Бога».
Анализ научной литературы дает возможность заключения, что хотя большинство женщин всю жизнь проводили дома, некоторые могли сделать карьеру. Знатные египтянки становились придворными или жрицами, другие - певицами, танцовщицами, музыкантами или акробатами при царском дворе или в храмах. Были также женщины-ткачихи, садовники, профессиональные плакальщицы и даже женщины-врачи. Женщины из бедных семей часто нанимались служанками и няньками в богатые дома. Воспитательницы царей-отпрысков пользовались большим влиянием - ведь их сыновья нередко занимали важное положение при дворе. Если муж по каким-либо причинам отсутствовал, жена получала возможность вести семейные дела. Некоторые женщины управляли целыми поместьями.
В Древнем Египте брак заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.
В Древнем Египте же аристократки не только становились жрицами женских божеств, но и чиновниками - в истории Древнего Египта немало женщин - номархов (правителей номов - областей Египта), писцами, учителями, послами в других странах. Единственными сферами сакральной и политической жизни, куда древние египтянки не допускались, была, естественно, армия - по понятным причинам, и медицина. Медицина - исключительно потому, что покровителем врачевателей был «мужской» бог Анубис, и лекари были его жрецами, так как для Древнего Мира было естественно любое лечение - травами, минералами, путем хирургического вмешательства, но врачевание без сакрального знания считалось бесполезным и даже опасным для больного, ибо исцеление должен был одобрить сам Анубис.
В Новое Царство происходит расцвет египетской культуры, искусства и ремесел. В результате завоеваний увеличивается территория Египта, происходит знакомство с новыми народами. Дань с покоренных народов и плодотворная торговля ведут к роскоши в быту. Новое царство отличается изяществом и плавными линиями. Появление тонких прозрачных тканей дало возможность носить несколько одежд. Легкие ткани закладывали мелкими складками или драпировали. Под влиянием Востока появляются новые элементы кроя.
Происходит сближение форм женского и мужского костюма. Для одежды характерна высокая подчеркнутая талия и плиссировка ткани в разных направлениях.
В отличие от Старого и Среднего Царства, где работали одни женщины и на поле, и за ткацким станком, в Новом Царстве ткачеством занимались только мужчины в темных сырых подвалах. Работали они на ощупь, сырость же помогала сохранить эластичность нити. В деревянном ящике из гробницы Рамоса в начале 18-й династии было найдено 76 сложенных простыней. Одной-единственной мумии требовалось 1000 кв. ярдов льняной ткани для внутреннего и внешнего применения (Winlock H.E.)63. Основным материалом для нарядов служил лен, изумительного качества, тончайшая ткань использовалась при пошиве платьев, называвшихся калазирис (напоминающих современный сарафан), такая одежда была традиционной как для знатных женщин, так и для рабынь, отличие состояло лишь в отделке. Килограмм пряжи состоял из нити длиной более 200 километров. Такое полотно называли «тканым воздухом», поскольку разглядеть отдельную нить простым глазом было невозможно. В период Нового царства одежда становится более различима классово, приходят новые варианты фасонов, расцветок и фактур. Обувь представляла собой сандалии из пальмовых листьев или папируса, которые прикреплялись к ноге кожаными ремешками. Родовитые египтяне украшали ремешки изысканными рисунками и драгоценными камнями.
Мужской костюм
Новая одежда сусх состоит из рубашки-калазириса и большого куска прямоугольной ткани – синдона. Синдон чаще всего плиссировался в долевом направлении. Его обертывали поверх калазириса вокруг бедер, спереди завязывали, а концы прикреплялись к внутренней стороне.
Фараон и приближенные носили калазирисы из прозрачной ткани, сверху – драпированный или плиссированный схенти, а иногда только прозрачный схенти поверх нижнего схенти. Появились пестрые мужские одежды из цветной ткани.
Женский костюм
К традиционному женскому цветному (шафрановый, голубой, красный) калазирису делают бретели контрастных цветов или украшают ткань чешуйчатым узором (как в Среднем царстве), имитирующим крылья кобчика (символ Исиды), являющиеся ритуальным одеянием царицы – жрицы Исиды.
Знатные египтянки часто покрывали плечи небольшой пелериной из плотной или тонкой прозрачной ткани, которую драпировали на груди. Существовали и большие покрывала, они окутывали всю фигуру или изящно драпировались на бедрах. Женские парики этого времени особо разнообразны.
Костюм простолюдинки остался практически без изменений. Калазирис делают с рукавами или на бретелях из цветных, белых и натуральных цветов льняных и хлопчатобумажных тканей.