Развитие литературы в период правления Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Царствование Екатерины II положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма», которая продолжалась в России более пятидесяти лет.Реально политика просвещенного абсолютизма Екатерины II сводилась к тому, что¬бы, не меняя по существу абсолютной формы правления, сверху про¬водить реформы в экономической, политической и культурной областях, устраняя наиболее одиозные, устаревшие, тормозящие движение вперед проявления феодального порядка.
Просветительские идеи оказали серьезное воздействие на развитие культуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II и его влияние на развитие русской культуры………………………………….9
Глава 2. Становление и развитие русской литературы ……………..14
2.1. Народное творчество…………………………………………..14
2.2. Развитие светской литературы………………………………..15
2.3. Проблемы развития русского языка …………………………28
2.4. Развитие печати, книгоиздания, библиотек………………...32
2.5. Развитие русской журналистики……………………………..38
2.6. Противостояние государственной власти и общественной мысли: журналистика Н. И. Новикова, «бунтарь – просветитель» А.Н.Радищев……………………………………..............................43
2.7. «Сочинитель на троне»: Екатерина II как литератор………..51
Заключение…………………………………………………………………61
Список литературы………………………………………………………..66

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

Олавление

 

       Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II и его влияние  на развитие русской культуры………………………………….9

       Глава 2. Становление и развитие русской литературы ……………..14

2.1. Народное творчество…………………………………………..14

2.2. Развитие светской литературы………………………………..15

2.3. Проблемы развития русского языка …………………………28

2.4. Развитие   печати, книгоиздания, библиотек………………...32

2.5. Развитие русской  журналистики……………………………..38

2.6. Противостояние государственной власти и общественной мысли: журналистика  Н. И. Новикова, «бунтарь – просветитель» А.Н.Радищев……………………………………..............................43

2.7. «Сочинитель на троне»: Екатерина II как литератор………..51

       Заключение…………………………………………………………………61

       Список литературы………………………………………………………..66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Принцесса из мелкого  германского княжества Софья  Фредерика Августа Анхальт-Цербстская приехала в Россию в 15-летнем возрасте в качестве невесты Петра III.  Крестившись  в православие, она получила имя Екатерины Алексеевны. Она взошла на российский престол в 1762 г., после дворцового переворота и правила до 1796 года.

Царствование Екатерины II положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма», которая продолжалась в России более пятидесяти лет. Явление просвещенного абсолютизма было характерно для всей Европы. Оно заключалось в том, что многие монархи под влиянием идей европейского Просвещения осознавали необходимость модернизации экономической и политической системы своих государств.

Реально политика просвещенного  абсолютизма Екатерины II сводилась к тому, чтобы, не меняя по существу абсолютной формы правления, сверху проводить реформы в экономической, политической и культурной областях, устраняя наиболее одиозные, устаревшие, тормозящие движение вперед проявления феодального порядка.

Просветительские идеи оказали серьезное воздействие  на развитие культуры. 

Национальная просветительская идеология формировалась большей частью за счет усвоения идей английских и французских гуманистических мыслителей. Из английских просветителей наибольшей популярностью пользовался Дж. Локк, читали немецких философов Лессинга и Гердера, но подлинными властителями дум в России стали французы — Вольтер, Руссо, Гельвеций, Гольбах.

Недаром идеи Просвещения в быту это называли «вольтерьянством».

Образование подданных  стало важнейшей задачей императрицы. Созданная императрицей в сотрудничестве с Н.И. Бецким система просвещения преследовала не только цель обучения грамотности, но призвана была знакомить учащихся с основами жизни общества в том его идеальном состоянии, как виделось оно Екатерине ещё в начале правления. Задаче воспитания «новой породы человека» соответствовали созданные закрытые учебные и воспитательные учреждения. Успех начатого дела очевиден: в начале XIX в. в стране насчитывалось около 500 светских учебных заведений с 45-48 тыс. учащихся. Деятельность различных научных обществ и учреждений (Вольное экономическое общество и т.д.) способствовала формированию национальной интеллигенции и одновременно решала задачи просвещения.

Время Екатерины II оставило весьма заметный след в развитии русской  культуры. Здесь не могло не сказаться то, что сама императрица выделялась среди русских царей широтой своих интеллектуальных интересов. Образованность и начитанность ценились при ее дворе, и это благотворно сказывалось на русском обществе того времени.

 «Человека, столь  полно вобравшего в себя культуру  своего времени, на российском престоле еще не было; пропасть — только так можно сказать о той дистанции, что в культурном отношении отделяла Екатерину от ее предшественниц: от Екатерины I, почти неграмотной; от Анны Иоанновны, проведшей царствование среди карлов и уродов; и даже от Елизаветы, коя в свое время лишь по восшествии на престол открыла для себя, что «Англия есть остров»1.

Просвещенная правительница  приобретала книги целыми библиотеками. Так, благодаря ее личным стараниям  были куплены ценнейшие книжные собрания Вольтера, Д. Дидро, Д'Аламбера, Г.Ф. Миллера и др.

Возглавляемая  сподвижницей императрицы Е.Р. Дашковой Российская Академия сыграла значительную роль в развитии гуманитарных наук, выработке нового литературного языка, в становлении русской словесности.  

В числе ее членов были Фонвизин, Державин, Вяземский, Жуковский, Крылов, Пушкин.

Во второй половине XVIII в. из Европы в Россию пришел новый  художественный стиль — классицизм. Лучшие  архитектурные образцы того времени в Петербурге и Москве - Академия художеств, Таврический дворец, Павловск, Эрмитажный театр, Академия наук в Петербурге, здание  Сената  в Кремле, Московский университет в Москве и т.д. В царствование Екатерины работают известные архитекторы – Ч. Камерон, Д. Кваренги, В.Баженов. М.Казаков. Облик многих русских городов преобразился под влиянием архитектуры классицизма.

Уже на втором году царствования Екатерина II, несмотря на загруженность  свалившимися на нее государственными делами, не упускала случая обогатить создаваемый ею Эрмитаж.  В результате бесценные полотна Рафаэля, Тициана, Рубенса, Ван-Дейка Джорджоне, Мурильо, Пуссена, Тинторетто и т.д. отовсюду стекались в уже тогда ставший богатейшим музеем мира Эрмитаж. Организуемые с конца 1760-х гг. первые в России художественные выставки и аукционы напрямую сказались на становлении русской школы живописи самых разнообразных жанров. Работают живописцы и скульпторы Ф.С. Рокотов. Д.Г.Левицкий, В.Л. Боровиковский, Э. Фальконе, Б.К. Растрелли, Ф.И. Шубин и другие.

Академия художеств  во второй половине столетия воспитала  немало выдающихся архитекторов, художников, скульпторов.

Возникший одновременно с Академией художеств русский  театр стал одним из самых популярных видов искусства. Вообще культура того времени насквозь была проникнута духом театра. Появилось множество разных театров: русские и иностранные, профессиональные и любительские, вольные и крепостные.  В 1773 г. императрица дала высочайшее «добро» на учреждение в Петербурге первого в стране публичного государственного театра. Затем  в конце 1770-х гг. городские театры появились и в провинциальных центрах - Туле, Калуге, Тамбове, Воронеже, Нижнем Новгороде и даже в далеком Тобольске. 30 декабря 1780 г. был открыт Большой театр в Москве.

С временем правления  Екатерины связан и небывалый  расцвет дворянской усадьбы, без  которой невозможно адекватно представить русскую культуру XVIII в.  В придворную жизнь Екатерина привнесла и новый этикет, очень близкий к тем нормам поведения, что укоренились во французской аристократии и проповедовались просветителями: надо всем этим уже витал дух совершенно нового времени.

Жизнь Екатерины II во все  времена привлекала внимание как учёных-историков, так и  простых людей. Огромен интерес к этой личности и в наше время, время радикальных перемен. Оценки личных качеств Екатерины и её преобразований противоречивы, подчас диаметрально противоположны.

По справедливому мнению В.О. Ключевского, «живые интересы и  мнения боролись на её могиле. Уронить  её бюст или удержать на пьедестале значило дать то или другое направление жизни» 2.

Сама же   Екатерина  написала: «Слава страны - создает мою славу. Вот мое правило».

В Екатерининскую эпоху  развитие русской культуры быстро пошло  вперед, так и развитие литературы во времена правления великой  императрицы заняло значительное место  в истории государства. По сей  день мы изучаем работы авторов того времени, недаром  эпоха Екатерины считается началом "Золотого века" русской литературы.

 

Объектом данного исследования является русская литература.

Предмет исследования - особенности развития русской литературы во время правления  Екатерины  II.

        Цель исследования -  изучить  состояние и развитие русской литературы  во время правления  Екатерины  II.

        Для достижения цели были поставлены  следующие задачи:

    1. Рассмотреть основные черты эпохи Просвещения и  их отражение в развитии русской культуры;
    2. Выделить в развитии русской литературы основные этапы, жанры,  наиболее известные  имена;
    3. Рассмотреть развитие книгоиздания и русской журналистики, выделив момент противостоянии общественной журналистики и государственной политики;
    4. Рассмотреть  проблемы развития русского языка;
    5. Изучить  личность Екатерины  II  как литератора.

 

Основной метод исследования – аналитический – анализ теоретической литературы, посвященной  развитию русской культуры XVIII века и в частности -  русской литературы и журналистики.

Необходимо отметить, что  по данной теме  существует довольно много  источников, посвященных как  времени и личности Екатерины II, так и истории развития русской культуры.

Большую помощь в работе  оказало пособие Березовой Л.Г. История русской культуры, а также статьи: Никуличев Ю.  Воцаренное слово: Екатерина II и литература ее времени (Вопросы  литературы. - 2000.- N 1.);  Фатеева А. Екатерина II как писатель (Высшее образование в России. - 2006. - № 6); Стенник Ю.В.  Роль Екатерины II в развитии русской литературы XVIII века (Русская литература. - 1996. - N 4).

 

        Работа состоит  из введения,  2 глав, заключения, списка литературы.

В первой главе  раскрываются  роль идеологии Просвещения, которую  она оказала на развитие всей жизни в России при Екатерине II, сущностные черты этого течения, которые оказали влияние на развитие русской культуры.

 

Вторая глава посвящена  анализу  развития непосредственно  литературного процесса  этого  периода.

Уделяется внимание развитию книгоиздания, частных типографий,  книжного рынка, общественных библиотек. Все это оказало влияние на развитие  литературы. Выделяются основные методы  светской литературы этого времени – классицизм, сентиментализм, реализм, наиболее крупные имена писателей и поэтов. Как непосредственно связанная с литературной  тематикой отдельным пунктом выделена тема  развития русского языка, дискуссии и путях его развития. Большое внимание уделено становлению и развитию русской журналистике, той роли, которая она сыграла в просветительстве и  общественной жизни, о противостоянии в этой сфере механизма государства в лице Екатерины II  и демократической мысли в лице издателя и журналиста  Н.И. Новикова и «бунтаря – просветителя» А.Н.Радищева. В последнем пункте освещается такая интересная тема как литературное творчества самой императрицы и ее влияние на развитие  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  «Просвещенный  абсолютизм» Екатерины II и его влияние на развитие русской культуры

 

XVIII столетие вошло  в историю как эпоха Просвещения.

Европейское просвещение - «исторический период развития европейской... культуры, содержание которого определялось идейно-политическим движением, получившим свое название от безграничной веры его главных деятелей в преобразующие возможности естественно-научных знаний и рационального мышления» (словарь В.Г. Власова) 3.

Центром формирования просветительской идеологии была Франция. Французские  просветители М.-А. Вольтер, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций  были знаменем XVIII века, его передовой мыслью и интеллектуальной вершиной.  Их труды — это попытка ускорить ход исторического развития за счет создания разумных моделей человеческого общества.  «Просвещение умов» мыслилось французскими идеологами прежде всего как нравственное и гражданское воспитание, которое должно было обеспечить прочность нового общественного порядка и новых основ культуры.

Эпоха Просвещения изменила духовный мир нации, ее систему ценностей и приоритетов, мотивацию принятия решений, механизмы осуществления национальных задач. А это уже изменения цивилизационного уровня. Вот почему период Просвещения  - важнейший этап формирования цивилизаций европейского типа.

Каковы же новые ценности, выработанные веком Просвещения?

Прежде всего, это культ  разума. Основное содержание века Просвещения – переход от мифологического понимания мира к научному знанию о мире. Издание знаменитой «Энциклопедии» французскими мыслителями в середине XVIII в. стало вершиной просветительской мысли.

 

Вдохновитель этого  грандиозного проекта Д. Дидро был  уверен, что после выхода этого 28-томного свода всех научных знаний человечества критический дух Просвещения станет, наконец, достоянием не одиночек, а всего общества.  Рационализация мировоззрения - главный итог «научной революции» XVIII в. в европейской цивилизации.

В общественной мысли  возникла идея прогресса как объективного смысла мировой истории. Научный поиск в области социальных отношений совершался с высокой целью — создание идеальной модели общества и образца совершенного человека.  Казалось, что стоит раскрыть людям глаза, привив им научное знание, как порочные немедленно исправятся, дурные установления отомрут, и жизнь людей станет прекрасной. Предполагалось, что умные сочинения развеют главное, что мешает счастью – невежество. Прогресс в понимании идеологов просвещения напрямую зависел от успеха просветительской деятельности.

Прямым продуктом просветительства стала светская культура этой эпохи.  Просвещение означало перестройку  всей интеллектуальной сферы культуры (книжного дела, литературы, общественных идей, философии, педагогики, системы образования) на основе рационализма и гуманистических идей. Главная примета культуры Просвещения - выдвижение слова на роль лидера всей духовной жизни. В ситуации культа учения и знания в центре интеллектуальной жизни оказалась книга, печатное слово.

Особое место в системе  политических воззрений просветителей занимала концепция просвещенной монархии. Фигура философа на троне, покровительствующего наукам и искусству, основывающего свою власть на началах гуманизма и терпимости, буквально завораживала европейских монархов нового поколения – и Иосифа II в Австрии, и прусского короля Фридриха II.

Информация о работе Развитие литературы в период правления Екатерины II