Развитие литературы в период правления Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Царствование Екатерины II положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма», которая продолжалась в России более пятидесяти лет.Реально политика просвещенного абсолютизма Екатерины II сводилась к тому, что¬бы, не меняя по существу абсолютной формы правления, сверху про¬водить реформы в экономической, политической и культурной областях, устраняя наиболее одиозные, устаревшие, тормозящие движение вперед проявления феодального порядка.
Просветительские идеи оказали серьезное воздействие на развитие культуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II и его влияние на развитие русской культуры………………………………….9
Глава 2. Становление и развитие русской литературы ……………..14
2.1. Народное творчество…………………………………………..14
2.2. Развитие светской литературы………………………………..15
2.3. Проблемы развития русского языка …………………………28
2.4. Развитие печати, книгоиздания, библиотек………………...32
2.5. Развитие русской журналистики……………………………..38
2.6. Противостояние государственной власти и общественной мысли: журналистика Н. И. Новикова, «бунтарь – просветитель» А.Н.Радищев……………………………………..............................43
2.7. «Сочинитель на троне»: Екатерина II как литератор………..51
Заключение…………………………………………………………………61
Список литературы………………………………………………………..66

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

Не отстать от других стремилась и Екатерина II, сделавшая  ставку на либерализацию абсолютистского  режима власти и на завязывание тесных отношений с просветителями. 

Для Екатерины, вступившей на российский престол юридически незаконно, проведение политики просвещенного абсолютизма должно было служить убеждению европейского общественного мнения в безусловной правомочности своего пребывания у власти.

При Екатерине II произошел поворот к новому этапу в культурном развитии России, который в сущностных своих чертах соответствует европейскому понятию «век Просвещения».

Нужно отметить, что  истоки механизма Просвещения в России всегда вызывали  споры и разногласия.

Крайний вариант суждений — утверждение о радикальном  насилии, совершенном государством над естественно развивавшейся русской культурой.  Наиболее точно она была сформулирована В.Г. Белинским: «Русская литература есть не туземное, а пересадное растение...» Считалось, что механически были соединены (а по сути, противостояли) два разнородных начала — национально-традиционное и заимствованное, европейское. В зависимости от позиции автора эта концепция рождала положительную или негативную оценку европейского воздействия. В литературоведении положительная оценка дана А.Н. Пыпиным, в социологии — Г.В. Плехановым 4.

Но при этом неопровергнутым  остался факт жизнеспособности культуры нового типа в России, которая стала доминирующей и до современного времени. Мы не можем представить себе русскую культуру без Пушкина, Чайковского, Герцена, Достоевского, появление которых было прямым результатом «насаждения» в России западного просветительства.

Другой подход был  предложен учеными, которые отстаивают единство и эволюционизм русской культуры. Знаменитый пушкинист Г.А. Гуковский стремился вычленить исконно русские традиции в характере усвоения иноземного опыта.

По мнению сторонников  этой позиции, усваивается сегодня лишь то, что завтра было бы само собой выработано органически. Этот подход плодотворен для построения цельных моделей развития национальной культуры.

Истина редко обнаруживается в крайностях. Культура - слишком  сложный организм, чтобы подчиняться  однозначным решениям.

Следует признать значительную (а в ряде культурных областей решающую) роль заимствований извне, с Запада.  Но заимствование есть всеобщий закон культуры, использование которого говорит о силе  национального духа, имеющего силу переработать, адаптировать иную культурную традицию, сделав ее своей.  В результате в России возникли не две разные культуры, как нередко утверждают, а культурное многоголосие, культурный калейдоскоп.

На пути к имперству  самодержавная власть окончательно подчинила себе церковь.  Религиозный философ начала XX в. Г.В. Флоровский считал, что именно новое место церкви в государстве и обществе, а не «западничество» было настоящим «переворотом». На православную церковь под государственным руководством была возложена задача примирить традиционную духовность с культурой, выстроенной на идее государственного прогресса и монархического всевластия. Церковь приняла на себя эту роль не без сопротивления, но уже к началу елизаветинского царствования сопротивление было сломлено и императорский культ введен в церковный обиход.

Ощущение новизны переживаемой эпохи при Петре I постоянно подчеркивалось за счет противопоставления ее старине.

Этот миф поддержала и вторая преобразовательница — Екатерина II.

Это самосознание XVIII в., однако, сыграло положительную роль, психологически облегчив восприятие новинок во всех сферах жизни, ускоряя темп усвоения новых ценностей.

Возникла мода на современность, соответствие тенденциям эпохи.

 

Дворянский облик новой  культуры. Возвышение статуса службы, служения государству и государю выдвигало на первый план дворянское сословие. Именно на молодых дворян в первую очередь рассчитывал молодой царь Петр I, и именно их более всего изменил процесс европеизации России.  При Екатерине II  российское общество принимает облик дворянской империи, а дворянство на основе усвоенной европейской традиции создает принципиально новую, светскую, культуру.

XVIII век можно по  праву назвать «золотым веком»  русского дворянства. Собственно  говоря, то дворянство, как мы  обычно себе его представляем, родилось как раз во второй половине XVIII в. Получив от исключительные возможности участия в государственных делах, русское дворянство сделало блистательной историю XVIII столетия, стало «спасителем отечества» в 1812 г.

Типы просветителей екатерининского времени сформировались в процессе усвоения европейской интеллектуальной традиции и выработки собственных взглядов. Они определили облик социокультурных явлений нового века: русскую литературу и журналистику, этику нового времени, социально-философские концепции на основе просветительских идей.

Все они были ярчайшими  и самобытными личностями. Но все-таки можно условно выделить три типа первых русских просветителей: ученые-энциклопедисты (М.В.Ломоносов, Е.Р.Дашкова), общественные деятели на литературном и журналистском поприще (И.Н.Новиков) и мыслители - «бунтовщики» (А.Н.Радищев).

Это деление при всей условности отражает те пути, на которых формировалась независимая мысль и самостоятельная культура России.

Глава 2.   Становление и развитие русской литературы

 

        2.1.  Народное творчество

В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской.

Народное творчество в силу традиции и специфики условий  труда было устным. XVIII век дал  литературному устному творчеству российского народа преимущественно два развитых жанра — песни и сказания, с одной стороны, и сатирические сказки, повести, юморески — с другой.

Центральное место в  фольклоре второй половины XVIII в. занимают произведения, связанные с Крестьянской войной 1773—1775 гг. Это главным образом песни и предания. В них представлен овеянный симпатией образ Емельяна Пугачева, «доброго молодца Емельяна-казака» в песнях «Судил тут граф Панин», «Пугач и Салтычиха». Пугачев воспет в чувашских, мордовских, башкирских и татарских песнях и преданиях. Любимым героем башкирских песен и легенд был Салават Юлаев.

Богат и разнообразен героическими сказаниями и песнями украинский и белорусский фольклор. Народ воспевал таких борцов за свободу, как Б. Хмельницкий, Максим Кривонос, Иван Богун, Максим Зализняк и др. Много песен посвящено Запорожской Сечи, гайдамакам и т.д.

Чрезвычайно богат и  разнообразен сатирический жанр народного творчества 5.

Это и крестьянские повести  «Сказание о царевне Киселихе», «Повесть пахринской деревни Камкина», и солдатская сатира «Горестное сказание» и «Челобитная крымских солдат», язвительная юмореска «Дело о побеге петуха от курицы из Пушкарских улиц» и др. Таковы и украинские сатиры про попа Негребецкого, Марка Пекельного, богатого мужика Гаврилу, Данилея.

Гневные сатирические пародии  на чиновничество, канцелярскую волокиту, продажный суд и т.п. проникали в рукописные сборники («Копия с просьбы в небесную канцелярию», «Беседа у секретаря», «Разговор двух министров, земского суда канцеляристов», «Разговор о кокушке в суде», «Глухой паспорт» и др.). Интересны в этом плане произведения украинца Ивана Некришевича, а также анонимные сатиры «Плач лаврских монахов», «Синаксар на память пьяницам о изобретении горилки» и др. С горьким смехом повествовал народ о своей заветной безнадежной мечте -  освобождении от крепостной неволи. Это юмореска «Апшит, данный от хозяина серому коту», знаменитый «Плач холопов» и т.д.

 

2.2.   Развитие  светской литературы

В становлении новой  литературы участвовали три поколения русских просветителей.

Первое поколение практически  сливается с идеологами петровского царствования - «ученой дружиной». Поэтому главная и единственная тема их сочинений - власть, которая нуждалась в пропаганде своей программы, сакрализации главы государства и т.д. К литераторам первого поколения (первая половина XVIII в.) можно отнести Ф. Прокопович, А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского и А.П. Сумарокова.

Второе поколение литераторов-просветителей  — Г.Р. Державин, Я.Б. Княжнин, В.В. Капнист, И.А. Крылов, Н.И. Новиков, М.М. Херасков, Д.И. Фонвизин - уже осознавало дистанцированность от власти, имело опыт психологических и интеллектуальных конфликтов с ней.

В конце XVIII в. начинает выделяться более зрелая литература третьего поколения русских литераторов- Г.Р. Державина, И.И. Дмитриева, Н.М. Карамзина, И А Крылова.

Стремясь избавить отечество  от пороков, русские просветители ввели в практику литературную сатиру и сатирическую публицистику. В молодой русской литературе создалось целое «сатирическое направление».

К нему принадлежали почти  все значительные русские литераторы, а  сатира и насмешка стала едва ли не главным литературным приемом  назидательной литературы просветительской эпохи (Д.И. Фонвизин, В.В. Капнист, А.П. Сумароков, И.А. Крылов).

В середине XVIII в. на литературном небосклоне взошла звезда талантливого поэта и теоретика классицизма А.П.Сумароков. Созданная им школа развивала жанры сатирической и лирической поэзии. Сумароков - выдающийся драматург, автор первых русских стихотворных трагедий («Хореев», «Синав и Трувор», «Новые лавры»), которым присущи национально-патриотическая тематика, гражданский пафос, элементы реализма и народности.

Сумароков привнес в  литературу ярко выраженное самосознание дворян как «первых членов отечества», хотя в своих произведениях и подвергает осмеянию бюрократизм, взяточничество, «развращенные нравы дворян».

Обличая смесь «знатной черни», он поднимал проблему равенства людей:

Какое барина различье с мужиком?

И тот, и тот — земли одушевленный ком,

А если не ясней ум барский  мужикова,

Так я различия не вижу никакого.

Наибольшей популярностью  у современников пользовались басни А.П. Сумарокова, или притчи, как их тогда называли. Им было написано около 400 басен.

Новаторство Сумарокова сказалось в использовании просторечных слов и выражений, афористичности концовок басен. Кроме того Сумароковым было создано 9 трагедий и 12 комедий. Специфической находкой для назидательной сатирической литературы стали «говорящие» фамилии героев: все эти господа Скотинины, Простаковы, Безрассуды, Недоумы, Худомыслы.

А. Сумароков был, безусловно, типом  придворного поэта со всей исторически свойственной ему психологией, как она доминировала еще в середине века. 

Большую популярность получило удачное применение «звериных» аллегорий в баснях И.А. Крылова.  Талант первого баснописца неоспорим, и именно в этом качестве он сохранился в памяти потомков. Но в свое время И.А. Крылов был известен и как драматург, журналист, оригинальный философ. В 80—90-е гг. он вслед за Н.И. Новиковым издавал сатирический журнал «Почта духов».  Меткое замечание Крылова, что русское дворянство живет, «поджав руки» и «поджав умы», цитировалось бессчетное количество раз, войдя в фольклор XVIII в.

Литераторы и публицисты начинали осваивать темы русской истории: трагедия «Дмитрий Самозванец» А.П. Сумарокова, поэма «Россияда» М.М. Хераскова, трагедия «Ярополк и Олег» В.А. Озерова.

Историческая драма Я.Б. Княжнина «Вадим Новгородский», в которой прославлялось самовластие новгородской республики и была полна гражданской патетики, насыщена соответствующими понятиями (самодержавие, тиран, гражданин, свобода, рабство и т.д.) даже удостоилась гнева государыни и в 1793 г. по приказу Екатерины II была публично сожжена.

Очень характерная для этого времени фигура  -  Федор Эмин.

Биография Эмина – биография  человека более чем скромного  происхождения, который попадает в  центр публичной жизни империи  и в ее литературу и на пути своем  переживает превратности судьбы.

Он показал фантастическую производительность: за сатирическими статьями и баснями последовали один за другим семь романов; в течение года он издавал журнал «Адская почта», составил богатое фактами «Описание Оттоманской Порты» и, наконец, предпринял сочинение «Российской истории» в трех томах - труд сомнительных достоинств; картину довершает философско-богословский трактат «Путь ко спасению» - в России он будет переиздаваться до конца XIX века.

         И хотя романы Эмина следуют распространенному в Европе типу приключенческого повествования с самыми невероятными развязками ситуаций, непременным торжеством добродетели и счастливым концом, — это, была своего рода литературная революция. 

«Суть не только в том, что явилась вполне интересная, даже весьма познавательная русская проза, знакомящая читателя с жизнью и обычаями других стран - а действие романов Эмина чаще всего происходит в Греции, Алжире, Турции и т. д.  Для движения литературы в России очень важно то, что в Федоре Эмине «презренная проза», что издавна бытовала в народном чтении как анонимная, в лучшем случае переводная книга, впервые приобретает авторство - и авторство совершенно персонализированное, вплоть до элементов автобиографизма, что в России уж и вовсе в новинку» 6.

Успех романов был очень велик; они многократно переиздавались и вопреки самой авторитетной критике - особенно на них восставал А. Сумароков - находили своего читателя даже в дворянстве: об этом, например, свидетельствует Н. Карамзин, сам в детстве зачитывавшийся Эминым.

Социально-типологически к Эмину близок И. С. Барков — совершенно поразительный литературный феномен эпохи. Написанное им резко распадается на две части - печатную и «непечатную». В первой части Барков работает в самом высоком стиле: здесь «Житие князя А. Д. Кантемира», приложенное к первому изданию его сатир в России, несколько од, перевод всеобщей истории Гольберга, выдержавший потом ряд переизданий, сложные переводы с итальянского и латыни.

Информация о работе Развитие литературы в период правления Екатерины II