Развитие литературы в период правления Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Царствование Екатерины II положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма», которая продолжалась в России более пятидесяти лет.Реально политика просвещенного абсолютизма Екатерины II сводилась к тому, что¬бы, не меняя по существу абсолютной формы правления, сверху про¬водить реформы в экономической, политической и культурной областях, устраняя наиболее одиозные, устаревшие, тормозящие движение вперед проявления феодального порядка.
Просветительские идеи оказали серьезное воздействие на развитие культуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II и его влияние на развитие русской культуры………………………………….9
Глава 2. Становление и развитие русской литературы ……………..14
2.1. Народное творчество…………………………………………..14
2.2. Развитие светской литературы………………………………..15
2.3. Проблемы развития русского языка …………………………28
2.4. Развитие печати, книгоиздания, библиотек………………...32
2.5. Развитие русской журналистики……………………………..38
2.6. Противостояние государственной власти и общественной мысли: журналистика Н. И. Новикова, «бунтарь – просветитель» А.Н.Радищев……………………………………..............................43
2.7. «Сочинитель на троне»: Екатерина II как литератор………..51
Заключение…………………………………………………………………61
Список литературы………………………………………………………..66

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 319.00 Кб (Скачать файл)

Но в историю и предания литературы он вошел  своими сквернословными стихами, написанными в какой-то невозможно виртуозной для XVIII века стихотворной технике, опережающей свое время на многие десятилетия.

Впрочем, как литературный мастер он был признан уже следующим  литературным поколением — и устами таких своих авторитетов, этически безупречных, как, например, Н. Карамзин.

Интересно, что и Барков имел на свой счет очень высокую литературную самооценку, — анекдоты об этом рассказывал еще Пушкин. Никто так не умел сердить Сумарокова, как Барков. «Сумароков очень уважал Баркова как ученого и острого критика и всегда требовал его мнения касательно своих сочинений. Барков пришел  однажды к С.<умарокову>. «Сумароков великий человек! Сумароков первый русский стихотворец!» — сказал он ему. Обрадованный Сумароков велел тотчас подать ему водки, а Баркову только того и хотелось. Он напился пьян. Выходя, сказал он ему: «Александр Петрович, я тебе солгал: первый-то русский стихотворец — я, второй Ломоносов, а ты только что третий». Сумароков чуть его не зарезал»  - писал А.С.Пушкин 7.

В последнее десятилетие XVIII в. русская литература оформилась как искусство словесности со своим определенным стилем — сентиментализмом.

В руках русского читателя оказались лучшие образцы западной сентиментальной литературы: романы С. Ричардсона, «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо, «Страдания юного Вертера» И. Гете. Человек с его страстями, причем человек частный и конкретный, с уникальной собственной судьбой, постепенно начинает оттеснять образ власти и государства в литературном творчестве и в сердцах читателей.

Еще в зрелый период творчества Сумарокова отчетливо видны признаки формирования сентиментализма. Сентиментализм любовных переживаний пышно расцветает в творчестве таких последователей Сумарокова, как М. М. Херасков, И.Ф. Богданович и В. И. Майков.

Зачинателем русского сентиментализма  стал Н.М. Карамзин (1766—1826) - выдающийся русский писатель и историк. 

В 1785- 1789 гг. сблизился  с московскими масонами, в том  числе и с Н.И. Новиковым, в журнале  которого «Детское чтение» опубликовал  свою первую оригинальную повесть «Евгений и Юлия».  В 1789 г. совершает путешествие по Европе, побывав, в частности, в революционной Франции, что способствовало формированию у Карамзина монархических взглядов.

В 1792г. в издаваемом Карамзиным «Московском журнале» была опубликована серия его повестей, представлявших некоторые разновидности сентиментализма. «Наталья, боярская дочь» - повесть-предание;  «Прекрасная царевна и счастливый карла» - сказочная повесть; «Лиодор»  - авантюрная повесть, а  «Бедная Лиза»  - современная городская повесть. 

Они стали манифестом русского дворянского сентиментализма.  Карамзин отвергал основу классицизма с его гипертрофированным выражением интересов государства, поставив в центр внимания жизнь обыкновенного человека, требовал гуманного, сочувственного, доброго отношения к нему. 

Над повестью «Бедная Лиза» проливало слезы не одно поколение дворянок. С этой повести фактически началась самостоятельная новая русская проза, которая предложила читателю не мораль, а живое чувство. 

При внешней простоте и даже некоторой наивности сюжета в повести отразились мысли и убеждения Карамзина, в ней поднята типичнейшая проблема той эпохи - проблема социального неравенства.

«Вспомним, что именно эта проблема - главная и в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева.  Вообще связь между «Бедной Лизой» и «Путешествием ...» велика и современникам, видимо, была еще более очевидна. По существу, тема и образы повести Карамзина подсказаны книгой Радищева, хотя раскрыта тема в одном случае средствами художественного произведения, в другом - публицистики.» 8.

        Писатель принадлежит уже следующему веку, предложив просвещение не путем назидания, а средствами искусства, возвышающего душу и ум читателя без насилия над ним. Он впервые отказался от предъявления читателю максималистских требований следовать идеалу, а литературе — создавать образцы.

Рост национального  самосознания сказался и в повышении  интереса к отечественной истории. Знаменитая «История государства Российского» Карамзин  имела такой необыкновенный успех именно потому, что создавала первый миф о России, окончательно перейдя от истории-летописания к истории-концепции.   Н.М. Карамзин — фактически последний летописец и первый историк России. Целые поколения россиян осознавали свою принадлежность к Отечеству и его судьбе через «Историю» Н.М. Карамзина.

Наряду с дворянским сентиментализмом в XVIII столетии намечается и развитие мещанского сентиментализма. Это прежде всего Ф.А. Эмин с его романами и особенно «Письмами Эрнста и Доравары». Автор заявляет: «Страсть и любовь — вот что является основой жизни. Яркими представителями мещанского сентиментализма являются М.И. Попов и М.Д. Чулков. В комической опере Попова «Анюта» содержатся наряду с чувствительностью и элементы обличения крепостничества и власти денег. В романе Чулкова «Пригожая повариха» развита тема сочувствия к падшей женщине.

В конце XVIII в. наблюдается  все более четкий отход от принципов  классицизма, преодоление сентиментальной  тематики и постепенное формирование реалистических тенденций.

Этот процесс намечается прежде всего в драматургии, в творчестве выдающегося русского писателя-драматурга Д.И. Фонвизина (1745- 1792).

Д.И.Фонвизин  - воспитанник  гимназии при Московском университете, не только рано заинтересовался литературой, но и приобщился к просветительской идеологии.

От стихотворных сатир («Лисица-казнодей», «Послание к слугам»), переводов басен Гольберга, Вольтера Д.И. Фонвизин переключается на драматургию.

Уже первая его пьеса  «Бригадир» имела большой успех. В ней ярко выражен реализм  русского провинциального быта. Образы персонажей Фонвизина лишены схематизма и односторонности, в частности, бригадирша хотя глупа и невежественна, но ей не чужда и искренняя материнская любовь. В комедии звучат мотивы тяжелой женской доли в семье, брака по принуждению. Как дань сентиментализму в пьесе проходит тема высокой бескорыстной любви.

Более отчетливо указанная  тенденция выражена в знаменитой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» с ее главным героем, дворянским сынком — баловнем и неучем. В его пьесах критике подвергалась жестокость, невежество, глупость, жадность, к какому бы сословию ни принадлежали их носители. Дворянству, «первому сословию», доставалось даже больше остальных.  В «Недоросле»  дана целая палитра ярких реалистических характеров (Митрофанушки, его матери госпожи Простаковой, учителя Цифиркина, Еремеевны и др.). В пьесе действуют дворяне, разночинцы, крепостные. Как дань классицизму обнаруживает себя нравоучительность, символизм ряда фамилий (Вральман, Стародум и т.д.). Точно так же дано в пьесе и воспитание — не как процесс просвещения ума, а как воспитание чувств.

В.О. Ключевский называл  «Недоросля» учебной пьесой, поскольку она предлагала нравоучения «уровня детской проповеди».

Комедия давала последний урок тем дворянам, кто еще не понял, какое преимущество дает образование, когда перестает восприниматься как неприятная повинность. Необыкновенный успех «Недоросля» Д.И. Фонвизина объясняется тем, что образованные дворянские «Митрофанушки» узнавали себя уже вчерашних и смеялись с облегчением и чувством превосходства. Необразованность стала смешна, а ведь именно смеясь, человечество расстается с прошлым.

Но и неумеренное  новаторство подвергалось насмешке. Щеголь Иванушка из комедии «Бригадир» вызывал смех зрителей желанием иметь такую жену, с которой бы он «говорить не мог иным языком, кроме французского».

По словам В.Г. Белинского, Д.И. Фонвизин «казнил в своих  комедиях дикое невежество старого  поколения и грубый лоск поверхностного и внешнего европейского полуобразования новых поколений» 9.

По существу, его «Бригадир» и «Недоросль» стали первыми национальными комедиями.  Екатерина II, недовольная стремлением Фонвизина лечить социальные язвы посредством литературы, в сущности запретила ему печататься, произведения писателя долгие годы ходили только в списках.

Видное место в литературе конца XVIII — начала XIX в. занимает Г. Д. Державин. 

Период екатерининского  царствования ознаменован обновлением  принципов панегирической поэзии.  Крупнейшим авторитетом в этом деле являлся Г. Р. Державин. Основным жанром его произведений была ода. В них он дал широкую картину современной ему жизни: пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления, сатиру на вельмож. 

В поэзии Державина элементы античной мифологии почти исчезли, его поэзия приблизилась к русской  природе, к быту. В своих стихах Державин смело сочетал «высокий» и «низкий» стили, внес элементы живой речи в русский язык.

На фоне достаточно вторичного творчества первых авторов светской русской литературы Г.Р. Державин выделялся  своей самобытностью. Пожалуй, он один по - праву мог удостоиться обожания юного Пушкина именно за естественность и органичность творчества, не отягощенного ни сочинением литературных правил, ни следования им.

Великолепие природы, блеск  ее красоты, в произведениях Державина блистает все, что только способно блистать, придавая величественность и природе, и чувствам человека, и еде на столе.

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,

Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,

Что смоль, янтарь-икра, и с голубым пером

Там щука пестрая  — прекрасны!

Одна из лучших од Г.Р. Державина так и называется «Приглашение к обеду».   Державин сам называл  поэзию «говорящей живописью».

Использовал он в творчестве и  гражданские мотивы. Широкую  известность имела ода «Властителям и судьям», обращенная к земным богам. Яркий талант поэта раскрылся в его патриотических и сатирических стихах.

Державин  - дворянин и  помещик, «певец Фелицы» - Екатерины, правдолюбец  и крепостник, призывавший к подавлению пугачевского бунта. В 1782 г. он написал оду «Фелица», посвятив ее 20-летию восхождения на трон Екатерины II. Друзья, Н.А. Львов и В.В. Капнист, которым автор прочитал свое произведение, похвалив оду, сказали, что публиковать ее нельзя из-за неканонического образа императрицы.

Лишь спустя год, прослышав  об оде, любитель поэзии и меценат И.И. Шувалов попросил представить стихи для прочтения светлейшему князю Потемкину. Всесильному фавориту стихи понравились, а весной 1783 г. они были напечатаны в новом журнале «Собеседник любителей российского слова», который начала издавать Е.Р. Дашкова.  Дашкова преподнесла первый номер журнала с одой Державина императрице, которая растрогалась до слез и заинтересовалась автором. Несколько дней спустя Державин получил по почте пакет с подарками государыни: 500 рублей и золотую табакерку, осыпанную бриллиантами. Вскоре поэт был представлен Екатерине II и облагодетельствован ею.

Имя его стало знаменитым в России.

К своему поэтическому творчеству он относился как к божественному дару, не удручая себя сравнениями с другими поэтами, литературными спорами  -  «един есть Бог, един Державин».

Мастерство и выразительность  поэтического языка делало его, с одной стороны, «бичом вельмож», а с другой - самым горячим соратником просвещенной императрицы. Пушкин даже усмотрел в Державине последнюю льстивую Музу XVIII века: «С Державиным умолкнул у нас голос лести. А как он льстил!».

С другой стороны, даже находясь при Дворе, он так и не смог стать  придворным стихотворцем. Поэт милостью Божьей, он потом найдет потрясающие слова, чтобы подвести итог своей жизни и сказать, что он первым дерзнул:

...В сердечной  простоте беседовать о Боге 

И истину царям  с улыбкой говорить.

«И истину царям с  улыбкой говорить» - что-то явно изменилось в модусе отношений между литератором и сильными мира сего.  По первому впечатлению, те же самые оды, что и прежде. На самом деле менялись самые глубокие сущности. 

Вот ода Державина  «На рождение в севере порфирородного отрока», то есть  великого князя, будущего императора Александра Павловича. «Будь страстей твоих владетель, будь на троне человек», — восклицает поэт. 

«Но ведь это очень  важно - в обществе, где  «власть  от Бога» призыв к порфирородному отроку быть человеком на троне, какой  бы высокий смысл ни вкладывать в  эти слова, есть десакрализация власти, а вся фраза — предвосхищение российской идеологии XIX века… В топографии культуры, где прежде доминировала ось «низ — верх», появляются первые признаки того, что «верх» теряет свое прежнее значение» 10.

 

Реалистические тенденции  заметны в конце XVIII в. и у других народов.

В частности, литовский  поэт Кр. Донелайтис создал реалистическую поэму «Времена года», а Д. Пошка  поэму «Мужик Жемайтии и Литвы».

А.Н. Радищев также  сделал в «Путешествии из Петербурга в Москву» серьезнейшую заявку на переход от сентиментализма к критическому реализму.  Его оригинальная трактовка жанра путешествия, потрясающие по реализму картины окружающей его действительности, наконец, страстный протест против ужасающего крепостничества и призыв к революционному ниспровержению монархического строя — все это неотъемлемые элементы критического реализма, к которому русская литература пришла лишь в XIX в.

Наряду с художественной литературой получают большое распространение мемуарные сочинения - дневники, записки, воспоминания 11.

Информация о работе Развитие литературы в период правления Екатерины II