Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:26, курсовая работа
Царствование Екатерины II положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма», которая продолжалась в России более пятидесяти лет.Реально политика просвещенного абсолютизма Екатерины II сводилась к тому, что¬бы, не меняя по существу абсолютной формы правления, сверху про¬водить реформы в экономической, политической и культурной областях, устраняя наиболее одиозные, устаревшие, тормозящие движение вперед проявления феодального порядка.
Просветительские идеи оказали серьезное воздействие на развитие культуры.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II и его влияние на развитие русской культуры………………………………….9
Глава 2. Становление и развитие русской литературы ……………..14
2.1. Народное творчество…………………………………………..14
2.2. Развитие светской литературы………………………………..15
2.3. Проблемы развития русского языка …………………………28
2.4. Развитие печати, книгоиздания, библиотек………………...32
2.5. Развитие русской журналистики……………………………..38
2.6. Противостояние государственной власти и общественной мысли: журналистика Н. И. Новикова, «бунтарь – просветитель» А.Н.Радищев……………………………………..............................43
2.7. «Сочинитель на троне»: Екатерина II как литератор………..51
Заключение…………………………………………………………………61
Список литературы………………………………………………………..66
С выходом Указа о
вольных типографиях
Книг выходило все больше и больше; когда в 1785 году Екатерина распорядилась «освидетельствовать» издания, выпускаемые Новиковым, выяснилось, что в одной лишь университетской типографии вышло 356 названий и еще 56 находилось в печати; общее же число изданных им названий подходило к тысяче - в дальнейшем, даже в XIX веке, в российском книгоиздании будут периоды, когда по всей России из печати не выходило и по одной новой книге в год!
Возникают другие, наряду с новиковскими, частные типографии - Югушина, Плавильщикова. В своей собственной типографии будет печатать «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищев.
В 1773 г. Н.И. Новиков учредил в Санкт - Петербурге свою организацию - «Общество, старающееся о напечатании книг» - нечто вроде независимого издательства. Своей общественной доступностью оно привлекало куда больше авторов, чем «Собрание» императрицы, представлявшее позицию власти.
Его издания несколько отличались от тех, что выходили по государственным заказам (сочинения русских писателей, масонская религиозно-нравственная литература, фольклорные произведения, учебники и журналы), а тиражи часто были выше.
Но все – таки тогда конкуренция просветительских усилий государства и общества в области книгоиздания едва наметилась, ведь распространение книг еще было прерогативой власти.
Вольные типографии, первые контуры института литературного гонорара - с этими новшествами екатерининского времени литература встает на путь эмансипации от «казенных» учреждений, от «правительства», казны и Двора.
Таким образом, все вело к новому, более свободному и независимому, чем прежде, типу личности и раньше мы видим его в литературе.
Еще одно начинание
императрицы всколыхнуло
Общество переводчиков действовало в столице в 1768—1783 гг. и занималось переводами греческих и римских авторов, а также книг французских просветителей. Некоторое время этим собранием руководил Н.И. Новиков, пользовавшийся полным доверием императрицы. К трудам были привлечены молодые дарования, а Екатерина из собственных средств определила обществу 5 тысяч рублей ежегодно на оплату трудов переводчиков.
Литературной работы такого масштаба в России еще не было.
За пятнадцать лет, а «Собрание» прекратилось лишь в 1783 году с учреждением Российской Академии наук Е. Р. Дашковой, его трудами вышло 112 названий в 173-х томах, охватывающих мировую литературу от Илиады до «Путешествий Гулливера» и от новейшей французской комедии до Г. Филдинга. Но шире всего были представлены французские энциклопедисты, Вольтер и Руссо — самые популярные в обществе издания. Были, впрочем, и непопулярные: некоторые из переводов при тираже в 200 экземпляров, как потом выяснится, не разошлись и в сорок лет 18.
Дело перевода, столь основательно поставленное Екатериной, произвело в российской словесности глубочайшие изменения.
Переведенными книгами был подготовлен переход к прозе, роману, новой драме, совершившийся именно в последние десятилетия века, — линия, на которой потом и произошла стабилизация русского литературного языка.
И перевод открыл путь
в литературу десяткам людей - именно
через перевод к самостоятельно
Результатом образовательной и просветительской политики становится всеобщая мода на книгу.
При дворе Екатерины было много книг - книги были в основном французские: ко Двору их во множестве доставлял И. И. Шувалов, страстный поклонник французской литературы. Внимательнейшим образом Екатерина читает «Дух законов» Монтескье, еще более почетное место было отведено Вольтеру. Узнав, что Дидро ради приданого дочери готов продать свою библиотеку, она купила у него эту библиотеку.
С итальянцем Беккариа, автором знаменитого трактата «О преступлениях и наказаниях», обсуждалась возможность его перехода на петербургскую службу, с Бомарше шли переговоры о том, чтобы он посетил Петербург на предмет издания сочинений Вольтера.
К концу XVIII в. книжная лавка становится непременным атрибутом многих городов. В обеих столицах торговлю вели 40 частных книжных лавок, в провинции — 17. В то время в книжной лавке не только продавали книги, но и выдавали их читать, как в платной библиотеке: ведь книги из-за их дороговизны мог купить далеко не каждый.
Распространение моды на
книгу вызвало появление
В начале XIX в. завершилось
становление книжного дела в России,
в котором на паритетных началах
принимали участие и
За XVIII столетие, по данным библиографов, вышло около 9,5 тыс. светских печатных изданий, не считая газет и журналов. При Петре I в России издавалось 20—30 книг в год, а при Екатерине — около 300.
По данным Ю.М. Лотмана, во второй половине XVIII в. значительно возросло число беллетристических сочинений, изданных отдельными книгами: с 1—2 названий в начале века до 100—248 19.
К концу столетия появляется слой читателей, среда, которую можно назвать «читающей публикой». Это уже не книголюбы-просветители, а обычные поклонники «французского» романа, любители поэзии, знатоки модных книжных новинок. Родилось словосочетание «просвещенный читатель». Процесс европейского просветительства в России стал необратимым.
В 1802 г. Н.М. Карамзин в основанном им журнале «Вестник Европы» опубликовал статью «О книжной торговле и о любви к чтению в России». В ней он отметил: «...и в России охота к чтению распространяется и... люди узнали эту новую потребность души, прежде неизвестную... Число любителей чтения едва ли в какой-нибудь земле...так скоро возрастало, как в России...» 20.
2.5. Развитие русской журналистики
Развитие журналистики в России падает главным образом на вторую половину XVIII столетия, но оно совершается вместе с тем чрезвычайно бурными темпами.
Указ 1783 г. о вольных типографиях вызвал небывалое оживление в журнально-издательской деятельности.
Продолжением петровских «Ведомостей» стала газета «Санкт-Петербургские ведомости», издаваемая Академией наук с 1728 года. Это официальное издание дополнялось объявлениями о выходе книг, продаже крепостных, о торгах и вексельном курсе.
Самой знаменитой общественной
газетой стали «Московские
Первый журнал в России был научно-популярным - «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», издаваемые Академией наук с 1755г. В январе 1763 г. в Москве вышел первый номер журнала «Невинное упражнение», в котором принимали участие и сама императрица, и Е.Р. Дашкова. Журнал был посвящен пропаганде идей просветителей, печатал переводы статей Вольтера, Гельвеция. Однако с отъездом двора в Петербург издание журнала прекратилось.
С конца 50-х годов появились первые частные журналы. Среди них «Праздное время, в пользу потребленное», издаваемое группой лиц, «Трудолюбивая пчела» А.П. Сумарокова, «Полезное увеселение», в издании которого участвовал М.М. Херасков.
В конце 60-х - начале 70-х годов XVIII в. число выходящих журналов резко возрастает. Стали выходить университетские «Свободные часы, в пользу употребленные», «Невинное упражнение» И.Ф. Богдановича, «Доброе намерение» В.Д. Саниковского и т.д. В основном это были дворянско-сословные издания.
Российская Академия издавала журнал «Собеседник любителей российского слова, содержащий разные сочинения в стихах и прозе некоторых российских писателей» и «Русский феатр» - альманах новых русских и иностранных пьес. В журнале негласно участвовала Екатерина. Крупные литераторы - Д.И.Фонвизин, В.В.Капнист, Я.Б.Княжнин, И.Ф.Богданович, Г.Р. Державин печатали в нем свои произведения.
С конца 70-х годов XVIII в. довольно активно проявляются специальные научные и научно-популярные издания. Проблемы сельского хозяйства отражали экономические журналы - «Труды Вольного Экономического общества», «Ежемесячные сочинения», издававшиеся Академией наук, журналы А.Т. Болотова «Сельский житель» и «Экономический магазин».
Многие журналы Академии наук, Российской Академии, Вольного Российского собрания при Московском университете печатали разнообразные научные и литературные материалы. В самом конце XVIII в. А.Т. Болотов издает «Деревенское зеркало или Общенародную книгу» (в 3 частях).
В конце 80-х-начале 90-х годов из журналов, проявляющих углубленный интерес к социально-политической тематике, выделяются «Беседующий гражданин», издаваемый «Обществом друзей словесных наук», и «Почта духов» И.А. Крылова. Правда, за излишне резкое бичевание пороков и невежества дворян, чиновничества и купечества «Почта духов» была в том же 1789 г. закрыта. Из новиковских журналов этого периода наиболее значительным является «Покоящийся трудолюбец», ставящий вопросы воспитания патриотизма.
Кроме Петербурга и Москвы журналы стали появляться и в провинциальных городах. В Ярославле появляется «Уединенный пошехонец», а потом «Ежемесячное сочинение, издаваемое в Ярославле». В Тобольске начинает выходить «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» и «Журнал исторический». Но из-за цензурных преследований они просуществовали недолго. Одним из первых основателей провинциальной прессы был поэт Г.Р. Державин в свою бытность тамбовским губернатором («Тамбовские известия», 1788).
Что особенно знаменательно — издавать журналы стали представители разночинной интеллигенции (М.Д. Чулков, Ф.А. Эмин, В.Т. Рубан и другие). Такие журналы были рассчитаны не на дворянскую, а на разночинную аудиторию.
С января 1769 года в Петербурге начинает выходить журнал «Всякая всячина», издававшийся под покровительством и при прямом участии Екатерины. Ориентируясь на английские журналы Стиля и Аддисона «Зритель» и «Болтун», императрица наполняла свой журнал письмами мнимых и реальных корреспондентов, нравоучительными очерками, сатирическими бытовыми зарисовками, а заодно между строк старалась разъяснить широкому читателю в доступной ему форме некоторые аспекты своей внутренней политики. При этом издатели журнала «Всякая всячина» призывали соотечественников к сотрудничеству в деле исправления недостатков и критике социальных зол, разрешив желающим также издавать аналогичные журналы практически свободно от цензуры.
В отношении журналов отменялась вся и всякая цензура, — впрочем, упорядоченной цензуры в России все равно еще не было. В том же году появилось еще восемь журналов, издаваемых «от разных лиц».
«Вы открыли мне дорогу, которой я всегда страшился; вы возбудили во мне желание подражать вам в похвальном подвиге исправлять нравы своих единоземцев; вы поострили меня испытать в том свои силы: и дай, Боже, чтобы читатели в листах моих находили хотя некоторое подобие той соли и остроты, которые оживляют ваши сочинения. Если ж буду иметь успех в моем предприятии и если листы мои принесут пользу и увеселение читателям, то за сие они не мне, но вам будут одолжены, ибо без вашего примера не отважился бы я напасть на пороки» - писал Н. Новиков императрице Екатерине 21.
При Елизавете Петровне во все ее царствование издавалось три журнала; здесь в один год является девять, а всего в первое десятилетие царствования Екатерины II - двадцать. В более широкой перспективе дело выглядит еще внушительнее: с петровских «Ведомостей» до воцарения Екатерины в России появилось всего восемь периодических изданий, а с 1762 года и до конца века - более ста, причем почти половина носила чисто литературный характер. Насколько молодая российская журналистика подвержена превратностям истории и зависит от личности монарха, говорит и то, что после Екатерины и в первый год царствования Павла журналов не выходило вообще.
Друг с другом журналы вкруговую ведут более жесткую полемику, и в этом ясно прочитывается начинающаяся в литературном мире конкуренция.
«Перечитывая старые журналы, самые названия которых теперь уже забыты, удивляешься, какая страстная и горячая борьба вдруг закипела между периодическими изданиями. В юной, возникшей журналистике происходило отчасти то же, что, во дни оны, происходило когда-то в удельных княжествах: каждое из изданий хотело превзойти остальные и стать во главе всех. И вот насмешка, зависть, полемика, даже личные, не совсем церемонные намеки, так и погашались перекрестным журнальным огнем. Ловля подписчиков происходила самым комическим образом: говорят, что некоторые в особенности рьяные журналисты давали даром нерасходившиеся нумера своего издания, с тем, чтобы получивший даровой нумер не подписывался на другие журналы» 22.
Информация о работе Развитие литературы в период правления Екатерины II