Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:26, курсовая работа
Царствование Екатерины II положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма», которая продолжалась в России более пятидесяти лет.Реально политика просвещенного абсолютизма Екатерины II сводилась к тому, что¬бы, не меняя по существу абсолютной формы правления, сверху про¬водить реформы в экономической, политической и культурной областях, устраняя наиболее одиозные, устаревшие, тормозящие движение вперед проявления феодального порядка.
Просветительские идеи оказали серьезное воздействие на развитие культуры.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II и его влияние на развитие русской культуры………………………………….9
Глава 2. Становление и развитие русской литературы ……………..14
2.1. Народное творчество…………………………………………..14
2.2. Развитие светской литературы………………………………..15
2.3. Проблемы развития русского языка …………………………28
2.4. Развитие печати, книгоиздания, библиотек………………...32
2.5. Развитие русской журналистики……………………………..38
2.6. Противостояние государственной власти и общественной мысли: журналистика Н. И. Новикова, «бунтарь – просветитель» А.Н.Радищев……………………………………..............................43
2.7. «Сочинитель на троне»: Екатерина II как литератор………..51
Заключение…………………………………………………………………61
Список литературы………………………………………………………..66
Радищев разделял и горячо подчеркивал руссоистскую идею о том, что все люди от рождения свободны и, лишь живя в обществе, сознательно связывают себя взаимными обязательствами. Он утверждал, что человеку от рождения принадлежат неотъемлемые права.
Перечень этих прав, однако, в его произведениях меняется: это то пища и кров, то свобода и жизнь, а в «Путешествии из Петербурга в Москву» это «честь, вольность, жизнь и собственность».
Сочинение «О человеке, его
смертности и бессмертии» (1782— 1796) —
главное философское
Самоубийство первого русского оппозиционера осенью 1802 г. некоторые исследователи даже связывают с его взглядами о свободе человека самому распоряжаться своей жизнью. Готовность к смерти, по мнению А.Н. Радищева, отличает человека от раба 28.
Последователи А.Н. Радищева: И.М. Борн, И.П. Пнин, В.В. Попугаев — основали в 1801г. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Оно стало первой в России общественной культурной организацией XIX в. Поэт и публицист И.П.Пнин с А.Ф.Бестужевым (отцом будущего декабриста) издавал «Санкт-Петербургский журнал», в котором в годы павловского режима критиковал современные порядки. Антикрепостнические настроения занимали важное место в трактате В.В.Попугаева «О благоденствии народных обществ», в котором высказывались идеи освобождения крестьян с землей.
Слова Радищева «Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние» были адресованы уже следующему веку и определили путь русской общественной мысли на столетие вперед.
А.Н. Радищев — это своего рода мостик между просветителями XVIII в. и декабризмом.
2.7. «Сочинитель на троне»: Екатерина II как литератор
Екатерина принадлежала
к немногочисленному числу
В своих мемуарах она признавалась: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытывать желания немедленно окунуть его в чернила».
Прежде всего Екатерина II выступала в литературе как плодовитый писатель, чьи многочисленные произведения составляли неотъемлемую часть литературного наследия всей эпохи.
«Кстати, этот аспект участия Екатерины II в литературной жизни эпохи является наиболее обследованным.
Работы П. П. Пекарского, П. К. Ще-бальского, Я. К. Грота, Е. С. Шумигорского, Н. С. Тихонравова, П. Морозова, А. Н. Пыпина и др. охватывают все стороны литературной деятельности императрицы…
Многое сделано и в источниковедческой области.
Здесь можно назвать библиографические и архивные разыскания М. Н. Лонгинова, Г. Н. Геннади и А. В. Семеки относительно драматургического наследия Екатерины, публикации новых материалов о журнальной деятельности Екатерины в работах П. Пекарского и Я. К. Грота, наконец, целый ряд статей, проясняющих источники отдельных сочинений императрицы и раскрывающих их связь с современностью, определяющих прототипов выведенных в них персонажей, — работы А. Г. Брикнера, В. Р. Зотова, А. Е. Грузинского, А. Чебышева и др. » 29.
В этом отношении неоценим вклад, внесенный в исследование литературного наследия императрицы А. Н. Пыпиным, подготовившим академическое издание сочинений Екатерины II в 12 томах на основании подлинных рукописей (1901 —1902). Непосредственно литературные сочинения и переводы императрицы занимают первые пять томов издания; к сожалению, 6-й том, который должен был содержать текст «Наказа», в свет не вышел. На настоящий день это издание продолжает оставаться наиболее компетентным источником для исследователей.
Литература сопутствовала Екатерине II на протяжении всей жизни.
Еще до приезда будущей императрицы в Россию ее гувернантка сумела привить ей вкус к французским классикам XVII века, в частности к П. Корнелю, другим ее любимым автором той эпохи был Мольер, неоднократно цитируемый ею в письмах.
В первое время пребывания в России она читает «Дон Кихота» М. Сервантеса, «Комический роман» П. Скаррона, «Историю Жиль Блаза» А.-Р. Лесажа. В 1747 году она прочитывает письма мадам де Севинье.
Особенное поклонение у Екатерины II вызывали Вольтер и Монтескье. Опубликованные сочинения Вольтера она знала чуть ли не наизусть, будучи одной из первых в России, прочитавших его поэму «Орлеанская девственница». Своего восхищения сочинениями этого властителя дум эпохи она скрывает даже в письмах к нему.
«Никто никогда не превзойдет вас ни в стихах, ни в прозе - заметит Екатерина в письме к Вольтеру от 3(14) марта 1771 года. - Я почитаю их последними пределами французской литературы и утверждаю это; прочитавши вас, хочется прочитать еще, и между тем получаешь отвращение читать сочинения других» 30.
Знакомство с сочинениями
Монтескье произошло у Екатерин
Сочинения ведущих европейских авторов XVIII века Екатерина знала достаточно хорошо. На основании различных свидетельств можно судить о знакомстве ее с творчеством П.-О. де Бомарше, Ж.-Ф. Лагарпа, М. Седена, Г. Филдинга, С. Ричардсона, Л. Стерна, Р. Шеридана, своих соотечественников X. Ф. Геллерта, Г. В. Рабенера, автора комических поэм М. А. фон Тюммеля.
На 1780-е годы приходится ее увлечение творчеством Шекспира.
При такой широкой начитанности Екатерины II не приходится удивляться, что занятия литературой - будь то чтение или сочинительство - составляли необходимую часть ее повседневного распорядка жизни. Ее письма к разным людям, особенно к европейским корреспондентам, пестрят отзывами о прочитанных книгах, высказываниями о достоинствах того или другого автора, наконец, невольными признаниями в собственных писательских увлечениях.
До вступления на престол к литературному творчеству Екатерина почти не обращалась. Это произойдет после 1762 года, когда она станет императрицей. Именно с этого времени ее литературные интересы приобретают целенаправленный характер.
Исследователи выделяют несколько периодов в общей литературной деятельности Екатерины 31.
Прежде всего это эпизод инициирования ею издания журнала «Всякая всячина» в 1769—1770 годах с последовавшим в результате этого всплеском активности сатирической журналистики, качественно изменившим в итоге общественный статус литературы. С 1783 г. Екатерина печатается в «Собеседнике любителей российского слова», издаваемом Академией наук. Она выпустила «Записки касательно Российской истории» и «Были и небылицы», отмеченные острой наблюдательностью над характерами своих современников.
Во-вторых, выступление Екатерины II в роли драматурга в 1772 году, как автора цикла комедий, внесших свежую струю в развитие национальной комедиографии. Вне этой инициативы Екатерины нельзя по существу оценить истоки новаторства Д. И. Фонвизина в его бессмертной комедии «Недоросль».
И, наконец, глубокие последствия имело обращение Екатерины II к исторической драматургии в 1786 году, когда она попыталась на материале национальной русской истории создать первые образцы драматических хроник в духе Шекспира.
Серьезный след она оставила в драматургии: за десять лет ею написано без малого тридцать пьес (до нашего времени дошло 17) - преимущественно комедии и оперы.
В 1772 году на сцене придворного театра в Петербурге одна за другой ставятся комедии «неизвестного автора» «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Госпожа Вестникова с семьею», «Передняя знатного боярина». Комедии вызывают интерес в обществе. Их обсуждают в литературных кругах. Часть пьес тогда же анонимно появляется в печати с примечанием: «Сочинено в Ярославле». Автором этих комедий была Екатерина II.
Фабульное ядро большинства пьес составляет полуанекдотическая ситуация, вызванная сватовством некоего молодого человека (иногда претендентов несколько) к дочери или внучке хозяйки какого-либо дома.
Ключевыми фигурами в пьесах Екатерины II чаще всего являются невежественные женщины, хозяйки дома, воплощающие скупость, ханжество, страсть к сплетням, суеверие. Они носят соответствующие фамилии — Ханжахина, Вестникова, Ворчалкина, Чудихина. Их окружают прожектеры, самодовольные судьи, невоспитанные грубияны.
Все эти особенности дали основание исследователям рассматривать комедии Екатерины II как преимущественно бытовую сатиру, продолжавшую дело, начатое «Всякой всячиной». Такой точки зрения придерживался Г. А. Гуковский: «Прежде всего в этих пьесах изображены и высмеяны «общечеловеческие» пороки, «внесоциальные» недостатки людей (...) Екатерина хотела этой стороной своих комедий указать путь современной ей сатире в сторону от острых социальных проблем, дать ей образцы вполне мирной и нравоучительной настроенности в укор «злым» сатирикам-драматургам от Сумарокова до Фонвизина» 32.
Именно в комедиях императрицы объективно был предвосхищен тот принцип сатирической типизации, который с таким блеском будет развит Фонвизиным в «Недоросле». И в этом следует видеть еще одно из последствий екатерининской инициативы, предпринятой ею в области драматургии в 1772 году.
«Если вы меня спросите, зачем я пишу столько комедий, я отвечу вам... по многим причинам. Во-первых, потому что это меня забавляет; во-вторых, потому что я желала бы поднять национальный театр, который, за неимением новых пьес, находится в некотором пренебрежении... Пусть напишет кто может лучше, и когда этот человек отыщется, мы более не будем писать, но будем забавляться его пьесами» - пишет Екатерина II Ф. Гриму 33.
Еще один эпизод из серии сочинительских увлечений Екатерины II, оставивший глубокий след в развитии отечественной литературы конца XVIII-первых десятилетий XIX века, связан с обращением императрицы к исторической драматургии в середине 1780-х годов.
Пьеса при первой публикации имела название «Подражание Шакеспиру, историческое представление без сохранения феатральных обыкновенных правил, из жизни Рюрика» (СПб., 1786). Уже из названия становится ясно, что автор освободил себя от соблюдения условий, принятых в театре классицизма при написании трагедий.
Взяв на себя смелость актуализировать на сцене традиции исторических хроник Шекспира, она вновь выступает невольным новатором, создавая прецедент прямого использования драматургической системы Шекспира в разработке исторической темы. Она обратилась к русской истории, к самому древнему ее периоду, связанному со становлением русской государственности. Летописная легенда о призвании в Новгород Гостомыслом варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора и о последовавшем за этим восстании против Рюрика, которое, согласно летописи, возглавил местный князь Вадим Храбрый, составила сюжетную основу пьесы Екатерины.
Чем же было писательское творчество в глазах Екатерины II?
Сама она стремилась постоянно делать вид, что не придает серьезного значения своим литературным занятиям.
По мнению В.О.Ключевского, ее сочинения не обнаруживают самобытного таланта. Да и сама императрица признавалась: «свои сочинения я рассматривала как безделицу, я любила пробовать себя в различных жанрах; мне кажется, что все мои опыты довольно посредственны, да и разве я придавала им какую-то важность? — просто я проводила свой досуг» 34.
Заявленная в письме позиция находит, казалось бы, подтверждение и в характере творчества Екатерины - в тематическом репертуаре ее произведений, в тяготении к определенным жанрам, в особой, свойственной ее сочинениям манере стилевого оформления речи.
Подчеркнутая «скромность» императрицы в оценке своих достижений на поприще литературы находит подтверждение и в принципиальной анонимности ее творчества. Почти все сочинения Екатерины II выходили без указания авторства. Для широкого круга читателей литературные увлечения императрицы оставались неизвестными.
Этим она как бы освобождала себя от критики, хотя главное объяснение следует искать в особом положении Екатерины как писательницы и принятой в придворной среде практике сокрытия тех сторон деятельности правителей, которые выходят за рамки их официальных обязанностей.
Впрочем, от людей, мнением которых она дорожила, учитывая их влияние в Европе, Екатерина своих писательских занятий не скрывала.
Сохранился отзыв Дидро, касавшийся ее комедии «О, время!». При всей комплиментарности общей оценки конкретные замечания Дидро о художественной стороне отдельных сцен пьесы императрицы были весьма серьезны.
Однако и своеобразное
«равнодушие» Екатерины II к писательской
известности, и нарочитая установка
в ее сочинениях на непритязательное
балагурство и бытовую
Информация о работе Развитие литературы в период правления Екатерины II