Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:26, курсовая работа
Царствование Екатерины II положило начало эпохе «просвещенного абсолютизма», которая продолжалась в России более пятидесяти лет.Реально политика просвещенного абсолютизма Екатерины II сводилась к тому, что¬бы, не меняя по существу абсолютной формы правления, сверху про¬водить реформы в экономической, политической и культурной областях, устраняя наиболее одиозные, устаревшие, тормозящие движение вперед проявления феодального порядка.
Просветительские идеи оказали серьезное воздействие на развитие культуры.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II и его влияние на развитие русской культуры………………………………….9
Глава 2. Становление и развитие русской литературы ……………..14
2.1. Народное творчество…………………………………………..14
2.2. Развитие светской литературы………………………………..15
2.3. Проблемы развития русского языка …………………………28
2.4. Развитие печати, книгоиздания, библиотек………………...32
2.5. Развитие русской журналистики……………………………..38
2.6. Противостояние государственной власти и общественной мысли: журналистика Н. И. Новикова, «бунтарь – просветитель» А.Н.Радищев……………………………………..............................43
2.7. «Сочинитель на троне»: Екатерина II как литератор………..51
Заключение…………………………………………………………………61
Список литературы………………………………………………………..66
Она хорошо понимала серьезную общественную роль литературы.
Другой важный аспект той роли, какую Екатерина II сыграла в развитии русской литературы ее времени, заключается в том, что ее участие в литературной жизни, безотносительно к тому, в каком качестве ей приходилось выступать, почти всегда имело серьезные последствия.
Порой действия Екатерины II на писательском поприще вызывали последствия, которых императрица даже не могла предвидеть.
В 1781 году она сочиняет для своего любимого четырехлетнего внука, будущего императора Александра, «Сказку о царевиче Хлоре». В этой незатейливой аллегорической сказочке повествовалось о похищении юного царевича Хлора и о том, как добрая дочь киргизского хана, Фелица, помогла царевичу выполнить условие его спасения из плена — найти путь на гору, где растет роза без шипов, т. е. обитает добродетель. Сочинение Екатерины было тогда же опубликовано.
«Но думала ли императрица, что ее сказочка пробудит фантазию Державина и что образ Фелицы ляжет в основу его знаменитой оды под тем же названием, появление которой произведет переворот в трактовке законов одического жанра! Ода Державина явится одним из слагаемых последующей мифологизации «века Екатерины», и сам автор войдет в историю отечественной культуры прежде всего как «певец Фелицы» 35.
Державин неоднократно будет обращаться к созданному им поэтическому образу императрицы, и его примеру будут следовать другие поэты. Имя Фелицы станет нарицательным в литературе на многие десятилетия, вплоть до времен Пушкина. Но этот образ мудрой человеколюбивой правительницы был задан сочинением самой Екатерины II, впервые появившись на свет в сказке.
Еще более глубокий резонанс имели те случаи пробуждения у Екатерины тяги к творчеству, когда она сознательно стремилась использовать литературу в политических целях. Так произошло в период издания под ее прямым покровительством журнала «Всякая всячина».
Так случилось и когда Екатерина решила выступить в роли драматурга, сначала как автор комедий и комических опер, а затем как создатель исторических хроник «в подражание Шекспиру». Так, она была автором памфлетных сочинений, направленных против масонов, вроде ее брошюры «Тайна противо-нелепого общества», антимасонских комедий «Обольщенный», «Шаман Сибирской» ит.д.
Эти примеры показывают, что Екатерина хорошо осознавала силу печатного слова и не раз прибегала к литературе для достижения чисто политических целей.
Таким образом, стимулятором
процессов радикализации
Именно она возбуждала интерес к просветительской идеологии, восторгалась Вольтером, приглашала в Россию Д'Аламбера и Дидро, организовала перевод запрещенного во Франции романа Мармонтеля «Велизарий» и сама в нем участвовала.
Но увлекалась она либеральными идеями до тех пор, пока во Франции не началась революция и казни королей. И наиболее радикально настроенные авторы подверглись с ее стороны жестоким репрессиям. Легализованный ею же либерализм становился теперь объектом преследований.
Так в условиях социальных катаклизмов вопросы литературы оказываются неразрывно связанными с вопросами политики. Для человека политического мира, к каковому несомненно принадлежала Екатерина, утверждаемые в сфере искусства и философии идеалы с неизбежностью утрачивают свою привлекательность, когда скоро начинают угрожать стабильности власти.
Заключение
Во второй половине XVIII в. российское самодержавие под управлением Екатерины II достигло своей кульминации, вступив в эпоху «просвещенного абсолютизма». Основные черты эпохи Просвещения - идея прогресса, усвоение знаний, культ разума, светский характер культуры, просветительство,
Екатерина стремилась предстать в образе «мудреца на троне».
Именно Екатерина II оказалась, по мнению историка А.Б.Каменского, «быть может, самым успешным российским реформатором: за три с лишним десятилетия ею были осуществлены серьезные преобразования, коснувшиеся едва ли не всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение» 36.
Во время правления Екатерины II завершился важный этап в формировании новой русской культуры, национальной науки, искусства.
Именно в это время в общественном сознании сформировалось более широкое понимание значения всех сторон культурного процесса, возрастал интерес к гуманитарным и мировоззренческим его аспектам.
Многовековой процесс развития русской культуры вступал в новую стадию, преодолевая локальность и сословную ограниченность, придавая общенациональную значимость наиболее ценным особенностям культуры.
Просвещение в России означало перестройку всей интеллектуальной сферы культуры (книжного дела, литературы, общественных идей, философии, педагогики, системы образования) на основе рационализма и гуманистических идей.
Прямым продуктом
Просветители оставили не только свои идеи, адресованные согражданам, но и свой коллективный автопортрет — новую светскую литературу.
Процесс развития литературы XVIII в. был сложен, в нем отразилась сложность социально-экономического развития страны, различные стили и жанры развиваются в противоречиях друг с другом, притом что эти противоречия неразрывно связаны с борьбою взглядов и идеологических течений.
Литература XVIII в. развивалась главным образом в русле классицизма. В отличие от западно-европейского отечественный классицизм теснее связан с просветительством, что привносило в литературу демократические черты. Русскому классицизму был свойствен высокий пафос гражданственности, сильные просветительские тенденции и рано созревшие обличительно-сатирические моменты.
В последнее десятилетие века главенствующим направлением дворянской литературы стал сентиментализм. В последней трети XVIII в. в литературе начал складываться новый метод - реализм, который станет основным уже в следующем XIX веке.
Между сентиментализмом и реализмом XVIII в. много общего - оба направления, опираясь на идеи Просвещения, утверждали веру в великую роль человека на земле, воспитывали в нем чувство достоинства. Но метод изображения человека был разным. Реализм, раскрывая личность, связывал ее с окружающим миром, сентиментализм же стремился освободить человека от власти среды.
Хотя литературоведы и отмечают преобладание классицизма как основного стиля литературы этого времени, в то же время соседство множества художественно-эстетических миров придавало русскому литературному творчеству особую пестроту.
Роль Екатерины в развитии русской литературы - причем весьма существенная - не подлежит сомнению.
На всем протяжении своего царствования Екатерина II уделяла литературе повышенное внимание, выступая и в роли писателя, и как инициатор культурных начинаний, оставивших глубокий след в истории отечественной литературы. Участие, прямое или косвенное, Екатерины II в историко-литературном процессе своего времени зачастую реально предопределяло направление его развития.
Со второй половины XVIII в. расширилась книгоиздательская деятельность. С Екатериной и по ее прямому законоположению в России начинается свободный книжный рынок. Большая заслуга в этом принадлежит представителю русского просвещения, писателю, журналисту, издателю Н. И. Новикову.
Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие журналистики. Н.И. Новиков создал русскую сатирическую журналистику, издавал сатирические журналы, где критиковал крепостное право. Н.И.Новиков стал в этом деле победоносным соперником Екатерины II. Гуманизм Н.И. Новикова, его вера в просвещение, его обличение крепостнического произвола и выступление против оскорбления национального достоинства оказали большое влияние на современников и на дальнейшее развитие демократической культуры.
Журналистика 70—90-х гг. XVIII в. сыграла решающую роль в становлении в России общественного мнения.
Огромное влияние на формирование отечественного вольнодумства оказали деятельность и творчества А.Н. Радищева.
К непосредственным деятелям культуры своего времени может быть причислена и сама Екатерина. «Сочинитель на троне» - такого среди российских венценосцев не было ни до, ни после Екатерины.
Она обладала незаурядным талантом литератора, оставив после себя большое собрание сочинений — записки, переводы, либретто, басни, сказки, комедии. Ее обширное литературное наследие было опубликовано в 12 томах в 1901-1907 годах.
Естественно, что уже одной персоной императрицы литературному труду сообщался самый высокий общественный престиж.
Жизнь Екатерины II во все времена привлекала внимание как учёных- перемен. Как бы ни воспринимать период пребывания на российском престоле Екатерины II, какие бы критерии ни применять к оценке ее личности как монархини и как человека, остается несомненным, что 34-летнее ее царствование было отмечено выдающимися успехами России во внешнеполитической сфере и значительными достижениями в области культуры и образования.
Достаточно назвать имена Фонвизина и Державина, Рокотова, Левицкого и Шубина, вспомнить архитектурные ансамбли Царского Села, открытие Академии художеств, Смольного института благородных девиц, организацию системы народных училищ и т.д. Можно признать справедливыми мнения современников и ближайших потомков о благодатности правления Екатерины II для расцвета искусства и литературы, распространения просвещения.
За три с лишним десятилетия образ императрицы стал своего рода символом России. В течение ее царствования выросло два поколения людей, не знавших иного государя, привыкших к внешнеполитическим победам и стабильности политической жизни. Это были, по выражению Н.Я. Эйдельмана, те самые «непоротые поколения» дворян, детям которых предстояло сыграть определяющую роль в судьбах страны в следующем столетии.
По точному определению А.С. Пушкина, это «новое поколение, воспитанное под влиянием европейским, час от часу более привыкало к выгодам просвещения», у истоков которого и стояла Екатерина II. Именно в ее царствование «элита русского общества наслаждалась впервые появившимся у нее чувством свободы и личного достоинства, а сфера частной жизни, отдельной от государственной службы, расширилась неизмеримо».
Сама же Екатерина написала: «Слава страны - создает мою славу. Вот мое правило».
А слава России при Екатерине умножилась.
Список литературы
Информация о работе Развитие литературы в период правления Екатерины II