Тактика ведения боя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:38, реферат

Описание работы

Зарождение массовых постоянных армий, поступление на их вооружение более совершенного огнестрельного оружия и то, что они получили более стройную организацию и более прогрессивные методы обучения и воспитания, оказали влияние на характер военных действий и военное искусство. Постепенно вооруженная борьба приобрела более широкий размах. В ней стали принимать участие большие по численности армии, боевые действия развертывались одновременно на нескольких направлениях или театрах. Все это вело к быстрому развитию стратегии и тактики.

Файлы: 1 файл

Реферат 2.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Румянцеву, как правило, приходилось действовать малыми силами против многочисленного неприятеля. Но он всегда утверждал, что дело не в числе войск, а в искусстве руководства ими: "Разбить с малым числом многочисленного неприятеля есть дело искусства и великой славы. Быть же побежденным многочисленностью весьма естественно, но при этом храбрость и слава на стороне того, кто решается презирать многочисленностью".

    Признав приоритет  за наступательными формами войны,  Румянцев и в области тактики  разрабатывает принципы наступательного  боя, исходя из которых, затем  занимается вопросами организации маршей, чтобы научить войска вступать в бой с ходу.

Сам бой мыслится им не как шаблонное фронтальное столкновение армии в линейном боевом порядке, а в зависимости от противника и местности. В одном случае - линиями (Кунерсдорф), в другом - рассыпным  строем или колоннами (Кольберг), в третьем - каре (Ларга, Кагул). Отсутствие шаблона и гибкость мысли вообще характерны для Румянцева. Задолго до Суворова и Наполеона он пришел к выводу о необходимости расчленения боевого порядка.

     Новые методы  ведения боя по-иному поставили вопрос о роли отдельных родов оружия. Главным родом войск Румянцев считал пехоту: "поелику пехота - самое твердое основание в воинстве". На ее усовершенствование Румянцев обращает самое серьезное внимание. Ему принадлежит идея создания егерской пехоты, применение которой дало блестящие результаты в Семилетней и русско-турецкой войнах. Он блестяще разрешил проблему сочетания огня и удара, применив различные комбинации боевых построений, любая из которых была рассчитана на сокрушительный штыковой удар по неприятелю.

Румянцев проделал большую  работу по переустройству кавалерии  и подчинению ее задачам наступательного  боя.

   В этих же  целях Румянцев ввел новые  формы использования артиллерии: главное состоит в массировании  огня путем сведения орудий в большие батареи и в маневре колесами.

   У Румянцева  мы имеем вполне ясно выраженную  идею взаимодействия, что уже  выходит за пределы линейной  тактики и приближается к принципам  глубокой тактики колонн и  рассыпного строя.

   В связи с  этим Румянцев по-новому ставит вопрос и об управлении боем. Он предоставлял подчиненным право находить свои способы решения поставленных задач, исходя из учета местности и обстановки. Предоставление инициативы и постановка частных задач могут быть только при переходе к новой глубокой тактике колонн и рассыпного строя.

    Новые формы  ведения военных действий потребовали  упорядочить систему обучения  и воспитания войск. Румянцев  впервые дал обоснование теории  обучения и воспитания. Нужно  подчеркнуть, что Румянцев вопросы обучения и воспитания рассматривал как две стороны единого процесса.

   В "Обряде службы", в  инструкциях и приказах Румянцев  подчеркивал, что все обучение  должно быть направлено на  выработку у солдат правил  и приемов, нужных для войны.  Все остальное он считал лишним и бессмысленным и только отягощающим солдата. Центр тяжести в обучении войск Румянцев перенес в индивидуальной подготовке на прицельную стрельбу и штыковой бой, а в совместной - на выработку маневренности и взаимодействия родов войск.

   В отличие от установившихся у его современников взглядов та решающую роль частого и непрерывного огня Румянцев требует от пехоты безостановочной атаки, завершаемой штыковым ударом. Подавление огня противника он возлагает на егерей и артиллерию. Требуя обучать войска в этом направлении, он, таким образом, внедрял в боевую подготовку принципы тактики колонн и рассыпного строя.

    В области воспитания  Румянцев снова, как и при  Петре I, попытался поднять роль  солдата. "Если положение военного  человека в государстве считается сравнительно с другими людьми беспокойным, трудным и опасным, то в то же время он отличается от них неоспоримою честью и славою, ибо воин превозмогает труды часто несносные и, не щадя своей жизни, обеспечивает своих сограждан, защищает их от врагов, обороняет отечество". Он пытался выработать в солдате сознание "почетного звания воина", возбудить "благородное соревнование и чувство собственного достоинства" путем укрепления боевых традиций части, - "надлежит внушить солдату любовь и привязанность к полку, в котором он служит"... чтобы "каждый честь, заслуженную полком, на себя переносил".

   Румянцев пытался внести  новое понимание в понятие  дисциплины. В этом вопросе он  стремился к тому, чтобы под  последней подразумевалось сознательное  выполнение обязанностей солдата: "все успехи от доброго порядка, послушания и равенственного отправления службы зависят... тем взаимная доверенность между командирам и войском и спокойствие оных утверждается", - писал Румянцев.

Таким образом, Румянцев придавал большое  значение моральному фактору, но он рассматривал его изолированно, вне связи с характером войны, социально-политическими, экономическими и морально-идеологическими основами воюющего государства и, конечно, в отрыве от народных масс.

            

 

 

 

 

            Военно-теоретические взгляды А.В.Суворава

 

     Взгляды  Суворова по основным вопросам  военного дела нужно рассматривать  как конкретное выражение военной  идеологии прогрессивной части  дворянства. Она является ступенью  к военным теориям декабристов,  выступившим в начале XIX в. с конкретной программой переустройства русской армии на буржуазных началах.

 

   Военные взгляды  Суворова складывались в период  быстрой и коренной ломки общественно-экономических  и политических условий жизни  ряда крупных стран Европы. Если в России процесс внедрения капитализма шел медленно и не проявлялся в активных формах, то во Франции уже победил и утвердился капитализм - новый общественно-экономический строй который породил навое, буржуазное военное искусство. Мимо этих событий не мог пройти Суворов. Как один из представителей абсолютизма, он активно боролся с политическими последствиями победы и распространения капитализма в Европе, но делал это, мобилизуя передовые способы ведения войны и боя. В этом одна из причин побед русской феодальной армии над буржуазной армией Франции в 1799 г. и в последующие годы.

 

   Суворов выступал  против немецкой теории, которая  была обращена назад и противопоставлял  ей свою более передовую теорию. Суворов неоднократно указывал  на связь войны с политикой. Об этом говорят его письма из Финляндии, из Крыма, из Италии. Задолго до Клаузевица Румянцев и Суворов сформулировали в теории и реализовали на практике эту связь войны с политикой. Правда, они понимали эту связь только как подчинение войны внешней политике, которая, по их мнению, есть выражение отношений между государствами.

 

    Трактуя в  этом плане связь войны с  политикой, Суворов стремился  активными действиями разрубить  политические узлы противоречий. Он полагал, что раз война  начата, то все должно быть направлено на успешное ее завершение. Решение войны Суворов искал не в пассивных принципах кордонной стратегии, а в активных действиях, причем в этом случае он требовал учитывать характер войны, особенность противника и ту местность, где придется вести борьбу.

 

    Главное в  войне, полагал Суворов, разгром  живой силы противника. Осуществление  этой задачи может быть достигнуто  путем решительного поражения  войск противника в полевом  сражении. Для достижения поставленной  задачи нужно сосредоточить свои силы и действовать активно. «Кордонная линия всегда может быть опрокинута: неприятель по своему произволу устремляет силы на один пункт, между тем как обороняющийся, оставаясь еще в неизвестности, имеет свои силы рассеянными... главные же силы должно держать в совокупности».

 

    Только активные  действия обеспечивают успех  в войне. Основным видом военных  действий должно быть наступление.  Если приходится перейти к  обороне, то она должна обеспечить  переход в наступление.

 

    Судьбу войны  решает генеральное сражение. Оно - кульминационный пункт войны. Сосредоточив силы на главном правлении, нужно идти искать противника, самому создавать обстановку и бить его в поле. «В день сражения или в доходе, - писал Суворов Скрипицыну из Варшавы, - он (полководец) всегда полагает на весы, все обдумывает... он никогда не увлекается стечением обстоятельств, но подчиняет их себе, действуя всегда по правилам своей неусыпной прозорливости». Проблема генерального сражения решается Суворовым в плане решения главной задачи -- уничтожения всей армии противника. «Оттеснен противник - неудача; уничтожен - победа», - говорил он. Главное нужно видеть войну в целом и найти основное звено в ней. «Я, как Цезарь, - любил говорить Суворов, - никогда не делаю планов частных - гляжу на предметы в целом». В конце же своей полководческой деятельности Суворов вплотную подошел к новому способу решения стратегических задач. В Итальянском походе он применил систему сражений, основной задачей которой было уничтожение живой силы противника. После разгрома армии противника он полагал необходимым овладеть экономическими и политическим» центрами страны.

 

   Всем этим задачам  должны быть подчинены организация  войск, организация тыла (снабжения)  и управления.

 

    Все эти  положения стратегии Суворова  позже нашли свое выражение в полководческом искусстве Наполеона, который, располагая значительно большими силами и средствами, действовал в иных исторических условиях.

 

     Отмечая  передовые черты суворовского  военного искусства, Энгельс указывал, что суворовская стратегия близка к стратегии XIX в. Разработка же тактики колонн и рассыпного строя подводила к тактике «массовых движений», характерной для новой, буржуазной армии. «В решительных сражениях, в крупных боях русские никогда не действовали иначе, как крупными массами. Суворов понимал необходимость этого уже при штурмах Измаила и Очакова», - указывал Энгельс.

      Изучение  вопросов стратегии Суворова  позволяет утверждать, что в его  лице Россия имела полководца  не только русского, но и мирового  значения. Он был не только блестящий практик, но и глубокий теоретик, давший обоснование новой стратегии и тактики и разработавший новую систему обучения и воспитания войск. Суворов оказал большое и многостороннее влияние на развитие русского военного искусства. Великий новатор смотрел вперед и предвосхитил в области стратегии и тактики то, что было признано только в XIX в. С его именем связана разработка новой стратегии, в основе которой лежала идея решать судьбу войны системой сражений.

     Огромное  значение имеют взгляды Суворова в области тактики. Свой тридцатилетний опыт боевой и военно-организаторской деятельности Суворов обобщил в «Науке побеждать». «Наука побеждать» составила эпоху в тактике XVIII в., в ней великий полководец сформулировал свое тактическое кредо. Важнейшей особенностью этого замечательного наставления по тактике является отсутствие шаблонов.

 

   «Три воинские  искусства» Суворова - это основные, отправные положения, которыми  должны руководствоваться в многообразной  боевой действительности. В принципы Суворова входит:

 

  «Первое - глазомер: как в лагере стать, как маршировать  где атаковать, гнать и бить».  Глазомер - это точное знание условий  для разгрома противника, «для  занятия местоположения, примерного  суждения о силах неприятельских, для узнания его намерений».

 

«Второе - быстрота». Смысл  ее - в обеспечении тактической  внезапности: «неприятель нас не чает, шитает нас за 100 верст, а коли издалека, на 2-х, 3-х стах и больше. Вдруг мы на него, как снег на голову. Закружится у него голова; атакуй, с чем пришли, с чем бог послал».

 

«Третье - натиск. Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет. В пальбе много людей гибнет. У неприятеля те же руки, да русского штыка, не знает. Вытяну линию, тотчас атакуй холодным ружьем. Недосуг вытягивать линию - подвиг из закрытого, из тесного места. Пехота, коли в штыки, кавалерия тут и есть. Ущелья на версту нет, картечи чрез голову - пушки твои... В двух шеренгах сила, в трех - полторы силы: передняя рвет, вторая валит, третья довершает».

 

Главное средство войны - бой. В данный период развития военного дела Суворов не сводит бой к фронтальной атаке, а намечает несколько видов боевых действий (баталий).

 

«Баталия полевая». «Три атаки: в крыло, которое слабее; крепкое  крыло закрыто лесом; это немудрено: солдат проберется болотом; тяжелее (через) реку - без мосту не перебежишь. Шанцы всякие перескочишь; атака в средину невыгодна... атака в тыл очень хороша, только для небольшого корпуса, а армиею заходить тяжело.

 

Баталия в поле: линиею против регулярных, кареями против бусурман - колонн нет» французов же «бить колоннами ж».

 

"Баталия штурм.  Ломи чрез засеки, бросай плетни  чрез волчьи ямы, быстро бега, прыгай чрез полисады, бросай  фашины, опускайся в ров, ставь  лестницы. Стрелки очищай колонны,  стреляй по головам. Колонны, лети чрез стену на вал, скалывай на валу, вытягивай линию...».

 

«Баталия на окопы  на основании полевой». «Ударь в  штыки, коли, гони, бери в полон».

Информация о работе Тактика ведения боя