Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:00, диссертация
Цель исследования: выявление особенностей хореографии казачества.
Объект исследования: народное искусство.
Предмет: хореография казачества.
Задачи.
- изучить и проанализировать источники по теме исследования;
- изучить историю становления казачества их быт и особенности костюма;
- рассмотреть особенности движений, особенности танцев;
- провести сравнительный анализ хореографии оренбургского и донского и кубанского хоров;
Гипотеза: изучение творчества оренбургского, донского и кубанского хоров, возможно, выявление особенностей казачьей хореографии в целом.
Введение…………………………………………………………………….…….2
1. История происхождения казачества…………………………….………10
1.1 Донское казачество….……………………………………..…………10
1.1.1 быт Донских казаков…………………………………………...11
1.1.2 Костюм……………………………….……………………....….15
1.2 Кубанское казачество…………………………………………..…….26
1.2.1 быт Кубанских казаков…………………………………...…….27
1.2.2 Костюм …………..……………………………………......…….32
1.3 Оренбургское казачество….……………………………………….....38
1.3.1 быт оренбургских казаков………………………………...……39
1.3.2 Костюм……………………………………………………..….. 40
2. Особенности хореографии казачьего хора…………………………..….43
2.1 Образы, используемые в казачьем фольклоре…………………..…43
2.2 История Кубанского казачьего хора……………………………… 44
2.2.1 песни и танцы Кубанских казаков…………………………..…48
2.2.2 Жанровое многообразие музыки……………………………...51
2.3 Русская народная хореография и Оренбургский хор………… ….53
2.4 Донская хореография…………………………………………… ….57
2.4.1 Песни Донских казаков…………………………………… …57
2.4.2 Танцы донских казаков…………………………………… …59
2.5 Особенности казачьих плясок……………………….………………63
Заключение…………………………………………………………………… .67
Список используемой литературы…………………………………………... 69
Приложения………………………………………………………………….….72
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.2.1 песни и танцы Кубанских казаков…………………………..…48
2.2.2 Жанровое многообразие музыки……
2.5 Особенности
казачьих плясок……………………….……………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………... 69
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Культура является одной из составляющих духовной жизни человека. Знание фольклора обогащает и поднимает человека на более высокий культурный уровень. Еще Толстой Л.Н. говорил:
«….народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.
Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре». В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах, находящихся на доклассовых ступенях исторического развития.
Только от 18 века и позже известны
подлинные тексты народной поэзии.
Очень немного записей
Как правило, в момент создания, произведение переживает период особой популярности и творческого расцвета. Но наступает время, когда оно начинает искажаться, разрушаться и забываться. Новое время требует новых песен. Образы народных героев выражают лучшие черты русского национального характера; в содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Живя в устной передаче, тексты народной поэзии могли значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной и художественной завершенности, произведения нередко сохранялись долгое время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого, как культурное богатство непреходящей ценности.
Культура казаков является частью культуры русского народа, так как они, проживая спокон веков на территории России, принимали непосредственное участие в охране её южных рубежей. Связь казачества с русским народом тесна изначально. Особенно она проявляется в военных действиях.
Особую востребованность
сегодня получает идея возрождения
уникального для России субэтноса
– казачества, чьи традиции связаны
с установками на духовное единство,
ментально-ценностной константой являются
патриотизм, Православие и служение
Отечеству, а одной из важнейших
характеристик мировосприятия и
жизнедеятельности –
Фольклор, являющийся связующим
компонентом казачьего
Подрастающее поколение
казаков становилось частью казачьей
фольклорной среды, что способствовало
выработке у них собственных
ценностных установок, накоплению художественно
организованного, осмысленного опыта.
Музыкальный фольклор выполнял в
казачьей общине, помимо прочих: аксиологическую
функцию (присвоение юными казаками
морально-этических и духовно-
Нет сомнения, что для преподавателей
сценического движения в театральных
ВУЗах, а также для актёров, играющих
в русских драматических
К сожалению, в настоящее время
особенности хореографии
Цель исследования: выявление особенностей хореографии казачества.
Объект исследования: народное искусство.
Предмет: хореография казачества.
Задачи.
- изучить и проанализировать источники по теме исследования;
- изучить историю становления
казачества их быт и
- рассмотреть особенности
- провести сравнительный анализ хореографии оренбургского и донского и кубанского хоров;
Гипотеза: изучение творчества оренбургского, донского и кубанского хоров, возможно, выявление особенностей казачьей хореографии в целом.
Методология исследования. Для доказательства выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач используется комплекс методов:
База исследования: кафедра пластической выразительности актера театрального института имени Бориса Щукина, Областная библиотека им. Н. К. Крупской
Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
Научная новизна исследования.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют определить место хореографии казачества в культуре этого народа, а также рассмотрены вопросы влияния хореографии и культуры соседних народностей на казачью.
Практическая значимость исследования. Результаты полученные в ходе изучения проблемы, могут быть использованы в дальнейших исследованиях по теме, а также в качестве дополнительного материала на лекциях и семинарах.
Основные положения, выносимые на защиту:
- исторические особенности
развития культуры казачества (какие
именно события явились
- какие основные структурные элементы хореографии казаков можно выявить по результатам исследования;
- какое место хореография казаков занимает в культуре этого народа;
- каким образом хореография
казаков повлияла на развитие
хореографии других
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается обоснованностью использования исходных теоретических положений, методов исследования связанных с системным, историческим, деятельностным и логическим подходами, адекватных задачам исследования; широким спектром источников данных исследования.