Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:00, диссертация
Цель исследования: выявление особенностей хореографии казачества.
Объект исследования: народное искусство.
Предмет: хореография казачества.
Задачи.
- изучить и проанализировать источники по теме исследования;
- изучить историю становления казачества их быт и особенности костюма;
- рассмотреть особенности движений, особенности танцев;
- провести сравнительный анализ хореографии оренбургского и донского и кубанского хоров;
Гипотеза: изучение творчества оренбургского, донского и кубанского хоров, возможно, выявление особенностей казачьей хореографии в целом.
Введение…………………………………………………………………….…….2
1. История происхождения казачества…………………………….………10
1.1 Донское казачество….……………………………………..…………10
1.1.1 быт Донских казаков…………………………………………...11
1.1.2 Костюм……………………………….……………………....….15
1.2 Кубанское казачество…………………………………………..…….26
1.2.1 быт Кубанских казаков…………………………………...…….27
1.2.2 Костюм …………..……………………………………......…….32
1.3 Оренбургское казачество….……………………………………….....38
1.3.1 быт оренбургских казаков………………………………...……39
1.3.2 Костюм……………………………………………………..….. 40
2. Особенности хореографии казачьего хора…………………………..….43
2.1 Образы, используемые в казачьем фольклоре…………………..…43
2.2 История Кубанского казачьего хора……………………………… 44
2.2.1 песни и танцы Кубанских казаков…………………………..…48
2.2.2 Жанровое многообразие музыки……………………………...51
2.3 Русская народная хореография и Оренбургский хор………… ….53
2.4 Донская хореография…………………………………………… ….57
2.4.1 Песни Донских казаков…………………………………… …57
2.4.2 Танцы донских казаков…………………………………… …59
2.5 Особенности казачьих плясок……………………….………………63
Заключение…………………………………………………………………… .67
Список используемой литературы…………………………………………... 69
Приложения………………………………………………………………….….72
14 октября 1974 г. художественным
руководителем хора
С приходом к руководству
хором Виктора Гавриловича
Сегодня в составе коллектива
146 артистов. За время руководства
хором В. Г. Захарченко превратил
коллектив в
Хор активно готовится
к встрече будущих Олимпийских
игрв Сочи 2014 года — он уже участвует
в Культурной Олимпиаде. К Олимпиаде-2014
подготовлен Культурно-
Есть все основания полагать, что достойная встреча 200‑летияГосударственного академического ордена Дружбы народовКубанского казачьего хора под руководством В. Г. Захарченко послужит дальнейшему развитию и процветанию нашейКубани и великой Родины — России3
Песенная культура кубанского
казачества представляет собой самобытную
ветвь славянской культуры. Кубанские
казаки были православными землепашцами
и воинами, призванными защищать
южные границы государства
Известный этнограф и собиратель
кубанского фольклора Н. Бондарь
на основе архивных и полевых исследований
предпринял попытку дифференциации
песенного фольклора, выделив в
нем три пласта. «Первый пласт,
– пишет Н. Бондарь, – был представлен
традиционным, частично адаптированным
репертуаром, характерным для прежнего
местообитания представителей этноса…
Накопление общекубанского песенного
фонда составило второй пласт, создание
новых вариативных или
Известно, что большую
часть исторических песен создавали
участники или очевидцы событий.
По определению А.Н. Веселовского, автора
исследования «Историческая поэтика»,
эти песни возникали «по
Особую группу военного казачьего фольклора составляют военно-бытовые песни – старинные походные, строевые песни черноморских и линейных казаков, рожденные и бытующие в казачьей среде.
Традиция казачьего фольклора пришла на Кубань вместе с казаками-черноморцами. Традиционные образы кубанского казачества: прежде всего, это сам казак – воин, мужественный страж родной земли. Образ, идущий, по меньшей мере, от былин древнекиевского цикла, где старого казака Илью Муромца зовут атаманом, Добрыню Никитича – податаманьем, Алешу Поповича – есаулом.
Образом, неотделимым от фольклорного представления о казаке, остается его верный конь. Для казачьего фольклора характерен образ коня – мудрого товарища-советчика. Например, "Ой, кинь мий нэ говорэ, вныз головку клонэ. /Ой, кинь мий воронэнький, чого зажурився? /Ой чия тоби важкий, чи важкая зброя, /Ой, чи важкая твоя зброя, чи далэка дорога? /Ой, нэ важка твоя зброя, нэ далэка дорога, /Ой, а важки твои вэчернэцу, молоди молодэци. /Ой, а добрэ тоби пыты – мини же землю быты, /Ой, шо повз барвинок мымо йидэм, та нэ попасеш".
На развитие кубанских казачьих танцев большое влияние оказало изобилие народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний, во многом сходном с обрядами русских и других славянских народов, вершиной которых является гопак. Это был воинственный танец запорожских казаков, и первоначально плясать гопак разрешалось только мужчинам. В гопаке казак показывал свою ловкость, удаль, смелость. Часто в гопаке изображались целые сцены боя, походов. О танцующем гопак казаке в народе говорили: “Казак пляшет, как на коне скачет”.
У запорожских казаков
гопак имел особое, организующее значение.
Так, известно множество фактов, когда
в стане казаков не было единства
в отношении плана действия и
когда все способы для
Раскрывая тему жанрового
многообразия музыки, необходимо обратиться
к жанру танца, его значению в
жизни человека, разнообразию танцев
разных времен и народов. Нужно указать
на казачью хореографию, отличавшуюся
большим своеобразием. Так, в казачьей
среде бытовали военные игры, представлявшие
собой синтетические действа, в
которых воедино сливались
Практикуясь в плясе, казаки вырабатывали необходимые двигательные навыки, выносливость и, в конечном счете, характер. «Лезгинка», исполнявшаяся с быстрыми движениями и жестами, иногда с обнаженными кинжалами, давала казакам возможность развить навыки владения холодным оружием. Зажигательный «Гопак» давал навыки самообороны без оружия. Он исполнялся с помощью различного вида шагов: «аркан», задний шаг, «прибой», «дубоны» (от глагола «дубонеть» – делать шум, притопывая ногами) и т. д. Также использовался бег, включающий «дорожку», «дрибушку» и галоп, удары одной и двумя руками, локтем, предплечьем, плечом. Наиболее эффектными танцевальными движениями были «разножка» – удар в прыжке двумя ногами по бокам, «щупак» – удар в прыжке двумя ногами вперед, «пистоль» – удар в прыжке одной ногой в бок, «черт» – удар в прыжке с поворотом тела на 360 градусов. Это придавало пляске характер мужественности и удали.
Популярнейшим танцевальным элементом казачьей хореографии является пляска «вприсядку», что не случайно. Первоначально среди всадников и пехотинцев в столкновениях с конницей были широко распространены способы боя вприсядку. Во время битвы всадники нередко теряли коней. Жизненной необходимостью в тот момент было продолжить драться и вернуть инициативу в свои руки. Здесь и появлялась необходимость навыков боя вприсядку, включающего в себя четыре основных уровня:
Условия жизни края порождали своеобразные манеры исполнения, оригинальную тематику русских народных плясок. Уральские народные танцы, на которые наложила свой жизненный отпечаток суровая величественная природа Урала, не спутаешь с другими.
Истоки русского танца на Урале также лежат в далеком прошлом, в старинных обрядах и традициях, праздниках, отмечавшихся народными играми и забавами. Богатыми по своему содержанию являются русские народные пляски, не связанные с обрядами и возникшие в более позднее время.
Среди них кадрильные пляски. В некоторых из них довольно отчетливо отразились художественно-осмысленные и отработанные процессы народа. Примером могут служить «Топотуха» или «Ленок». В силу природных условий уральские народные пляски большей частью групповые – избовые. Зимы на Урале довольно долгие, 7-8 месяцев, поэтому луговые и массовые хороводы не были широко распространены. Чаще всего парни и девушки собирались в избах и плясали по очереди. Среди наиболее распространенных уральских народных танцев можно выделить кадрили, кадрильные пляски, переплясы и игровые хороводы.
Самым распространенным танцем на Урале остается разнообразный по форме парный и массовый перепляс. В некоторых районах он называется «Доказывание», в других – «Казак».
Глубоко этичны уральские кадрили. В течение всего танца парень ухаживает за девушкой, завоевывает ее, красуется перед ней. Девушки же ходят плавно и степенно. Современные уральские кадрили, такие как «шестерка», «семерка», «восьмерка», отличаются быстрым темпом, стремительностью, темпераментными дробями, энергичными широкими движениями, частыми подскоками.
Тематика уральских игровых хороводов поразительно широка – от лирики до сатиры. Об этом можно судить по их названиям: «Поповна», «Станем Ванюшку женить», «Как на талую на землю», «я по жердочке шла», «Как во кузнице», «Соловейка маленький», «Барабушка».На Урале женщины выполняли работу не менее тяжелую, чем мужчины. Это, несомненно, повлияло на манеру и характер девушки в танце. Ей свойственна уверенная гордая поступь, проникнутая чувством собственного достоинства .
Особенно интересны положения рук в народном танце Урала. Среди них «Свечка», «Замок» и др.
Традиционная лексика русского народного танца, вырабатываемая веками и преобразуемая до сих пор, включает такие основные элементы, как «ходовые движения, построенные на шагах», «веревочки», «ковырялочки», «прыжковые движения», «подбивочные движения», «моталочные движения», «дроби», «хлопушки» и др5.
Оренбуржье издавна славится
песенно-танцевальными
Оренбургский Государственный Академический русский народный хор. Основателем Оренбургского государственного академического русского народного хора в 1958 году стал талантливый музыкант и знаток народного творчества, заслуженный артист РФ Яков Хохлов (годы работы: с 1958 по 1973 гг.). Главный принцип его работы – бережное отношение к трудам собирателей и исследователей художественной культуры народа. Верной сподвижницей Я. Хохлова стала заслуженная артистка РФ Людмила Райкова (годы работы: с 1973 по 1986 гг.). Заложенные ими традиции продолжает нынешний художественный руководитель хора – народный артист РФ, композитор Владимир Позднеев (годы работы: с 1987 г. по настоящее время).