Донские, кубанские, оренбургские казаки. Влияние быта и исторических факторов на танцевально-песенное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:00, диссертация

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей хореографии казачества.
Объект исследования: народное искусство.
Предмет: хореография казачества.
Задачи.
- изучить и проанализировать источники по теме исследования;
- изучить историю становления казачества их быт и особенности костюма;
- рассмотреть особенности движений, особенности танцев;
- провести сравнительный анализ хореографии оренбургского и донского и кубанского хоров;
Гипотеза: изучение творчества оренбургского, донского и кубанского хоров, возможно, выявление особенностей казачьей хореографии в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…….2
1. История происхождения казачества…………………………….………10
1.1 Донское казачество….……………………………………..…………10
1.1.1 быт Донских казаков…………………………………………...11
1.1.2 Костюм……………………………….……………………....….15
1.2 Кубанское казачество…………………………………………..…….26
1.2.1 быт Кубанских казаков…………………………………...…….27
1.2.2 Костюм …………..……………………………………......…….32
1.3 Оренбургское казачество….……………………………………….....38
1.3.1 быт оренбургских казаков………………………………...……39
1.3.2 Костюм……………………………………………………..….. 40
2. Особенности хореографии казачьего хора…………………………..….43
2.1 Образы, используемые в казачьем фольклоре…………………..…43
2.2 История Кубанского казачьего хора……………………………… 44
2.2.1 песни и танцы Кубанских казаков…………………………..…48
2.2.2 Жанровое многообразие музыки……………………………...51
2.3 Русская народная хореография и Оренбургский хор………… ….53
2.4 Донская хореография…………………………………………… ….57
2.4.1 Песни Донских казаков…………………………………… …57
2.4.2 Танцы донских казаков…………………………………… …59
2.5 Особенности казачьих плясок……………………….………………63
Заключение…………………………………………………………………… .67
Список используемой литературы…………………………………………... 69
Приложения………………………………………………………………….….72

Файлы: 1 файл

ДОНСКИЕ, КУБАНСКИЕ,ОРЕНБУРГСКИЕ КАЗАКИ. ВЛИЯНИЕ БЫТА И ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ТАНЦЕВАЛЬНО-ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.и.docx

— 8.92 Мб (Скачать файл)

 Зипун - это вид распашной  одежды полу прилегающего, расширенного  к низу силуэта, с узкими  рукавами, без ворота, надевавшийся  поверх рубахи. Он считался настолько  важным элементом костюма, что  походы за военной добычей  часто назывались "походами за  зипунами". Не случайно в казачьих  песнях часто звучал мотив: "По  синю морю гулять, зипунов-то доставать". Популярность зипунов можно объяснить  их удобством, особенно при  верховой езде, обусловленным небольшими  объемными размерами, а также  относительно мягкими климатическими  условиями донского края.

 Поверх зипуна надевался  кафтан, спускавшийся ниже колен.  Кафтан имел сходство с польским, благодаря рукавам, очень широким  и пышным у плеча и узким  от локтя до кисти. Кафтан  изготавливался из парчи, бархата,  атласа, камки (шелк с одноцветным  рисунком) ярких расцветок, застегивался  серебряными или позолоченными  площами (род пуговиц). Дополнением  к кафтану служил пояс, украшенный  золотом или турецкий кушак,  на котором носили булатный  нож или шашку, сафьяновые ножны  которой декорировали вышивкой  золотом и серебром, бляхами и  драгоценными камнями. Поверх  кафтана иногда одевали черкеску  из сукна с разрезными рукавами  и заковражьями (обшлага), отделанную  золотым позументом (Позумент - золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканная лента, повязка, обшивка, оторочка: галун с блестками).

 

В костюм входили также  сапоги татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого. Завершала старинный  костюм казака шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой  изготавливался из голубого или красного бархата, вышивался золотом или  обкладывался позументом.

 В зимнее время казаки  носили шубы из лисьих и  собольих мехов, покрытые бархатом  и по краям украшенные опушкой  из меха бобра или соболя.

 Походная одежда казаков  состояла из грубого суконного  зипуна кавказского покроя, подпоясанного  ремнем, широких шаровар, убранных  в голенища сапог, и шапки  из овчины. Любимыми цветами донских  казаков были красный и синий,  которые использовались и в  походном костюме. 

 Атаман имел символы  власти, выделявшие его из среды  казачества: насеку и пернач. Насека - первоначально прямая палка  со стилизованным навершием, на  которой делались насечки по  числу лет атаманских служений  с момента образования войска, а позже длинная деревянная  трость с вырезанными на ней  узорами в виде ветвей, окрашенная  под орех и снабженная серебряной  головкой или иным шаровидным  навершием. Пернач - ударное холодное  оружие, разновидность булавы; состоял  из короткого древка длиною  около 80 сантиметров, оковываемого в более поздние времена серебром, и металлического навершия (медного, серебряного или серебряного с позолотой) грушевидной формы, делившегося на 8-10 и более долей* напоминавших птичьи перья (отсюда и название). Пернач в старину считался орудием нападения и иногда использовался в этом качестве донскими атаманами, однако чаще они выступали с ним на войсковом круге. Кроме того, атаман носил трехменку - серую папаху с красным шлыком (верхом).

 Что  же касается  одежды донского атамана-предводителя, то она состояла из золотого  кафтана с серебряными пуговицами, атласного или шелкового халата, штанов из такой же ткани.  Зимой добавлялись теплая шуба  на куньем или другом ценном  меху.

 Донцы своеобразно  следили за своим внешним видом.  Помимо одежды они заботились  и о прическе. Волосы на голове  постригали кружком, "под горшок". Любили носить бороды среднего  размера. Некоторые казаки бороды  сбривали, но обязательно оставляли  усы. Усы являлись предметом  особой казачьей гордости.

 

Старинный костюм донского казачества сохранялся до XVIII в., т. е. во времена относительной самостоятельности  Войска Донского. Когда же прекратились казачьи походы за "зипунами", на Дону стало больше появляться одежды, изготовленной из домотканных материалов и тканей, покупаемых в России: хлопка, льна, сукна, шерсти.

 Кардинальные изменения  в мужском казачьем костюме  произошли при Екатерине II. Единая  казачья форма для всех донских  казачьих войск была введена  в 1801 году. К этому времени донское казачество уже окончательно превратилось в военное сословие и в войсках была введена военная форма. Она включала куртку, шаровары, заправленные в сапоги, пояс с портупеей, чекмень (долгополый кафтан), шинель, кивер.

 

Куртку, чекмень и шаровары изготавливали из синего сукна с  красной отделкой по швам. Шаровары имели широкие лампасы красного цвета. Темно-серая шинель отделывалась синим воротником с красными выпушками (Выпушка - опушка, оторочка, выпуск, обшивка  по шву, кант). В качестве головного  убора ввели кивер - высокую шапку  из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. У офицеров кивер  выделялся султаном из красных перьев, который впоследствии заменили серебряной кокардой и помпоном (шариком из мягкого материала). Киверы рядовых казаков украшались суконными кокардами и помпонами из шерсти. В такой форме изображались казаки на старинных гравюрах периода Отечественной войны 1812 года.

 Эта весьма эффектная,  помпезная военная форма больше  подходила для красочных военных  парадов, нежели для активных  боевых действий. Неудобства новой  формы сказывались в ходе Отечественной  войны 1812 г. Искрометные в бою донцы так и не смогли к ней привыкнуть. Впрочем, она просуществовала недолго. В течение XIX в. форма постепенно совершенствовалась, и к началу первой мировой войны обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, башлыка, папахи, пояса.

 Длинный слегка приталенный  мундир темно-синего цвета имел  разрез для облегчения посадки  в седло и застегивался на  крючки левой полой наверх. На  стоячем воротнике и обшлагах  рукавов мундира вшивалась красная  окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись  в сапоги. В летнее время вместо  мундира носили гимнастерку защитного  цвета с воротником-стойкой и  застежкой на пуговицах. Шинель  изготавливалась из грубого сукна  защитного цвета и имела на  воротнике красные лацканы (петлицы)  с серебряной (или из белого  металла) пуговицей. Головными  уборами служили папахи и фуражки.  Казачья фуражка в цветовом  отношении сочетала темно-синий  верх, красный околыш и черный  козырек. Она носилась сдвинутой  козырьком в правую сторону,  а слева из-под него выпускался  традиционный казачий чуб. Во  время первой мировой войны  фуражки стали делать защитного  (серовато-зеленого) цвета. В зимний  период казаки ходили в серых  папахах и башлыках серовато-зеленого  тона.

Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении грязной домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время они носили форму. В ней казаки ходили даже в церковь.

 Старинный наряд низовых  казачек сочетал в себе элементы  русского, турецкого и татарского  костюма. Сходство с турецким  костюмом ему придавало наличие  штанов из атласа или какой-либо  другой легкой и прозрачной  материи. Костюм включал также  длинную рубаху, верхняя часть  которой изготавливалась из шелка,  рукава и оплечья - из парчи,  а подол - из полотна. Вокруг  шеи на рубахе встречались  узоры, т. е. оформлялся ожерелок. Поверх рубахи надевался кубелек  - вид распашной одежды, по покрою  и форме напоминавший татарский  камзол. Кубелек шился из дорогостоящих  тканей (парчи, шелка), застегивался  только до пояса серебряными  или позолоченными пуговицами. Параллельно  шел второй ряд пуговиц, которые  служили декоративными украшениями  и изготавливались из золота  или жемчуга. 

 Для выхода из дома  поверх кубелька надевали каврак (кафтан), который также застегивался  до пояса. Дополнял костюм бархатный  пояс, выложенный жемчугом, золотыми  или серебряными бляхами, застегивающийся  крючком. Обувью служили мягкие  сафьяновые сапожки, декорированные  на подъеме вышивкой серебряными  нитями и мишурой. Поверх сапожек  надевали туфли из сафьяна  ярких расцветок на невысоком  каблуке. 

 Головные уборы у  замужних и незамужних казачек  были различны и преимущественно  русского происхождения. Девушки  носили челоух (налобную повязку)  или кокошник из красного бархата,  вышитый жемчугом и отделанный  каменьями. Косу украшали лентами,  косниками из золотых цепочек  и червонцев, торкачем (платком), которым обвязывали голову, а  длинные концы опускали по  косе.  Головной убор замужних  женщин состоял их парчового  повойника (легкая мягкая шапочка)  высотой шесть вершков (26,4 см), поверх которого повязывался платок. К платку в декоративных целях прикрепляли цветы или страусовые перья.

 Традиционным зимним  нарядом казачек считалась донская  шуба. Она изготавливалась из  меха лисы или куницы, а сверху  покрывалась парчой или атласом.  Ее длина доходила до пят.  Она была без застежки, с удлиненными  рукавами. Вместе с шубой носили  шали, а по праздникам - шапки. 

 Нарядным головным  убором являлись собольи шапки  с верхом из малинового бархата  прямоугольной формы. Верх шапки  декорировали жемчугом, драгоценными  каменьями. Из-под шапки над  ушами висели чикилики - украшения  из ниток жемчуга. Вдовы носили  шапки черного цвета без каких-либо  украшений. 

Традиционные черты одежды включают рубаху, которая надевается прямо на тело. Рубаха состоит из "щефлика" - верхней части, "подола" - юбки, обшитой по низу красной каймой (кырмызом), и пышных рукавов на манжете. Все части рубахи шились из материала  разного качества и расцветки. Рубаха подвязывалась на талии веревочкой. Поверх рубахи одевался балахон, который  девочки начинали носить с 13-14 лет. Это  вид распашной одежды типа кубелека, с застежкой до талии на пуговицы и воздушные (пришитые по краю ткани) петли, с узким коротким рукавом. Балахоны вначале шились из полосатой  набойки (грубая хлопчатобумажная ткань, холст для последующей набойки, окраски, обычно одним цветом), затем  из полосатой ткани фабричного производства, а с 50-х гг. XX в. - из шелка. Рукава балахона украшали "наставками" - 5-6-цветными лентами. Низ балахона отделывали черным шерстяным шнуром - гарусом. Полы балахона ниже талии (полики) делались из другого  материала, так как под завеской их не было видно, а ткань могла  пригодиться для изготовления иных деталей одежды. Балахон на талии  подвязывался веревочкой. За веревочку  заправлялась "завеска" - фартук из гладкого или набивного материала, по подолу обшитый чем-то красным (кырмызом). Сзади за веревочку заправлялись "мутозоки" (или мотузок, от слов мотать или вязать) - завязки, которые  шились из разных кусочков тканей и  заканчивались на конце пушистой кистью из шерстяных нитей различного цвета. Появляться без балахона, завески, мутозоков на людях считалось для казачек неприличным. Зимой поверх костюма они надевали "куфайку" - запашную черную стеганую одежду с длинными рукавами. Весной и осенью в качестве будничного наряда использовали "куфаенку" - короткую до талии, запашную одежду с короткими рукавами, стеганую, черную.

 Головной убор казачек  верхних станиц ярко демонстрировал  ее статус. Девочки и девушки-невесты  ежедневно с самого рождения  носили связку - сложенную в несколько  раз полоску ткани определенной  расцветки (бордово-оранжево-черной), украшенную бисером, раковинами  каури, вышитую крестиками. Поверх  связки иногда одевали платок  красно-желтой расцветки - "уруминский", отделанный по одному углу  кисточками из цветных нитей,  кружевом и "пушочками", также  изготовленными из цветных нитей.  Платок складывали углом, завязывали  под подбородком или на темени.

 Женский головной убор  представлял собой более сложную  композицию. Его надевали после  первой брачной ночи и затем  ежедневно носили до конца  жизни. Он включал каук-валик  из хлопчатобумажной ткани, наполненный  шерстью, поверх которого одевали  шлычку - повязку особой формы.  Потом прилаживали "связку" и особым образом завершали  головной убор уруминским платком,  оборачивая один сложенный его  край вокруг головы.

 В XIX в. среди казачек  в донских станицах получил  распространение сукман - вид накладной  одежды с узкими короткими  рукавами. Сукман чаще всего изготавливался  из шерсти черного или синего  цвета, иногда - из некрашеной. По  прямому разрезу шеи он обшивался  шелковой лентой и имел застежку  на пуговицу. По краю подола  сукман также украшался шелковой  лентой и тесьмой красного  цвета. Плетеный пояс из красных  или синих шерстяных ниток  дополнял костюм.

 Под сукман надевали  длинную домотканную рубаху, стоячий  воротник которой, подол и расширяющиеся  к низу рукава изготавливались  из красного ситца. Девушки  носили такую рубаху без сукмана  с красным плетеным поясом. Во второй половине XIX в. сукман одевали в основном уже только пожилые женщины как праздничную или обрядовую (похоронную) одежду.

 Большой наплыв не  казачьего населения в конце  XIX в., обусловленный процессом экономического  развития донского края, способствовал  распространению новых видов  одежды и нивелировке внешнего  облика казаков. К началу XX в.  в костюме донских казачек  закрепился комплекс одежды, состоящий  из юбки и кофты. Именно этот  комплекс в настоящее время  считается народным костюмом  на Дону, благодаря его описаниям  в произведениях М. А. Шолохова, а также экспозициям музеев, имеющих  в своих собраниях в основном  только последние образцы элементов  донского костюма. 

Информация о работе Донские, кубанские, оренбургские казаки. Влияние быта и исторических факторов на танцевально-песенное творчество