Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:00, диссертация
Цель исследования: выявление особенностей хореографии казачества.
Объект исследования: народное искусство.
Предмет: хореография казачества.
Задачи.
- изучить и проанализировать источники по теме исследования;
- изучить историю становления казачества их быт и особенности костюма;
- рассмотреть особенности движений, особенности танцев;
- провести сравнительный анализ хореографии оренбургского и донского и кубанского хоров;
Гипотеза: изучение творчества оренбургского, донского и кубанского хоров, возможно, выявление особенностей казачьей хореографии в целом.
Введение…………………………………………………………………….…….2
1. История происхождения казачества…………………………….………10
1.1 Донское казачество….……………………………………..…………10
1.1.1 быт Донских казаков…………………………………………...11
1.1.2 Костюм……………………………….……………………....….15
1.2 Кубанское казачество…………………………………………..…….26
1.2.1 быт Кубанских казаков…………………………………...…….27
1.2.2 Костюм …………..……………………………………......…….32
1.3 Оренбургское казачество….……………………………………….....38
1.3.1 быт оренбургских казаков………………………………...……39
1.3.2 Костюм……………………………………………………..….. 40
2. Особенности хореографии казачьего хора…………………………..….43
2.1 Образы, используемые в казачьем фольклоре…………………..…43
2.2 История Кубанского казачьего хора……………………………… 44
2.2.1 песни и танцы Кубанских казаков…………………………..…48
2.2.2 Жанровое многообразие музыки……………………………...51
2.3 Русская народная хореография и Оренбургский хор………… ….53
2.4 Донская хореография…………………………………………… ….57
2.4.1 Песни Донских казаков…………………………………… …57
2.4.2 Танцы донских казаков…………………………………… …59
2.5 Особенности казачьих плясок……………………….………………63
Заключение…………………………………………………………………… .67
Список используемой литературы…………………………………………... 69
Приложения………………………………………………………………….….72
Зипун - это вид распашной
одежды полу прилегающего, расширенного
к низу силуэта, с узкими
рукавами, без ворота, надевавшийся
поверх рубахи. Он считался настолько
важным элементом костюма, что
походы за военной добычей
часто назывались "походами за
зипунами". Не случайно в казачьих
песнях часто звучал мотив: "По
синю морю гулять, зипунов-то доставать".
Популярность зипунов можно
Поверх зипуна надевался
кафтан, спускавшийся ниже колен.
Кафтан имел сходство с
В костюм входили также сапоги татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого. Завершала старинный костюм казака шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой изготавливался из голубого или красного бархата, вышивался золотом или обкладывался позументом.
В зимнее время казаки
носили шубы из лисьих и
собольих мехов, покрытые
Походная одежда казаков состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя, подпоясанного ремнем, широких шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины. Любимыми цветами донских казаков были красный и синий, которые использовались и в походном костюме.
Атаман имел символы
власти, выделявшие его из среды
казачества: насеку и пернач. Насека
- первоначально прямая палка
со стилизованным навершием,
Что же касается
одежды донского атамана-
Донцы своеобразно
следили за своим внешним
Старинный костюм донского
казачества сохранялся до XVIII в., т. е. во
времена относительной
Кардинальные изменения
в мужском казачьем костюме
произошли при Екатерине II. Единая
казачья форма для всех
Куртку, чекмень и шаровары изготавливали из синего сукна с красной отделкой по швам. Шаровары имели широкие лампасы красного цвета. Темно-серая шинель отделывалась синим воротником с красными выпушками (Выпушка - опушка, оторочка, выпуск, обшивка по шву, кант). В качестве головного убора ввели кивер - высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. У офицеров кивер выделялся султаном из красных перьев, который впоследствии заменили серебряной кокардой и помпоном (шариком из мягкого материала). Киверы рядовых казаков украшались суконными кокардами и помпонами из шерсти. В такой форме изображались казаки на старинных гравюрах периода Отечественной войны 1812 года.
Эта весьма эффектная,
помпезная военная форма
Длинный слегка приталенный
мундир темно-синего цвета
Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении грязной домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время они носили форму. В ней казаки ходили даже в церковь.
Старинный наряд низовых
казачек сочетал в себе
Для выхода из дома
поверх кубелька надевали
Головные уборы у
замужних и незамужних казачек
были различны и
Традиционным зимним
нарядом казачек считалась
Нарядным головным
убором являлись собольи шапки
с верхом из малинового
Традиционные черты одежды включают рубаху, которая надевается прямо на тело. Рубаха состоит из "щефлика" - верхней части, "подола" - юбки, обшитой по низу красной каймой (кырмызом), и пышных рукавов на манжете. Все части рубахи шились из материала разного качества и расцветки. Рубаха подвязывалась на талии веревочкой. Поверх рубахи одевался балахон, который девочки начинали носить с 13-14 лет. Это вид распашной одежды типа кубелека, с застежкой до талии на пуговицы и воздушные (пришитые по краю ткани) петли, с узким коротким рукавом. Балахоны вначале шились из полосатой набойки (грубая хлопчатобумажная ткань, холст для последующей набойки, окраски, обычно одним цветом), затем из полосатой ткани фабричного производства, а с 50-х гг. XX в. - из шелка. Рукава балахона украшали "наставками" - 5-6-цветными лентами. Низ балахона отделывали черным шерстяным шнуром - гарусом. Полы балахона ниже талии (полики) делались из другого материала, так как под завеской их не было видно, а ткань могла пригодиться для изготовления иных деталей одежды. Балахон на талии подвязывался веревочкой. За веревочку заправлялась "завеска" - фартук из гладкого или набивного материала, по подолу обшитый чем-то красным (кырмызом). Сзади за веревочку заправлялись "мутозоки" (или мотузок, от слов мотать или вязать) - завязки, которые шились из разных кусочков тканей и заканчивались на конце пушистой кистью из шерстяных нитей различного цвета. Появляться без балахона, завески, мутозоков на людях считалось для казачек неприличным. Зимой поверх костюма они надевали "куфайку" - запашную черную стеганую одежду с длинными рукавами. Весной и осенью в качестве будничного наряда использовали "куфаенку" - короткую до талии, запашную одежду с короткими рукавами, стеганую, черную.
Головной убор казачек
верхних станиц ярко
Женский головной убор
представлял собой более
В XIX в. среди казачек
в донских станицах получил
распространение сукман - вид накладной
одежды с узкими короткими
рукавами. Сукман чаще всего
Под сукман надевали
длинную домотканную рубаху, стоячий
воротник которой, подол и
Большой наплыв не
казачьего населения в конце
XIX в., обусловленный процессом