Донские, кубанские, оренбургские казаки. Влияние быта и исторических факторов на танцевально-песенное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:00, диссертация

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей хореографии казачества.
Объект исследования: народное искусство.
Предмет: хореография казачества.
Задачи.
- изучить и проанализировать источники по теме исследования;
- изучить историю становления казачества их быт и особенности костюма;
- рассмотреть особенности движений, особенности танцев;
- провести сравнительный анализ хореографии оренбургского и донского и кубанского хоров;
Гипотеза: изучение творчества оренбургского, донского и кубанского хоров, возможно, выявление особенностей казачьей хореографии в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…….2
1. История происхождения казачества…………………………….………10
1.1 Донское казачество….……………………………………..…………10
1.1.1 быт Донских казаков…………………………………………...11
1.1.2 Костюм……………………………….……………………....….15
1.2 Кубанское казачество…………………………………………..…….26
1.2.1 быт Кубанских казаков…………………………………...…….27
1.2.2 Костюм …………..……………………………………......…….32
1.3 Оренбургское казачество….……………………………………….....38
1.3.1 быт оренбургских казаков………………………………...……39
1.3.2 Костюм……………………………………………………..….. 40
2. Особенности хореографии казачьего хора…………………………..….43
2.1 Образы, используемые в казачьем фольклоре…………………..…43
2.2 История Кубанского казачьего хора……………………………… 44
2.2.1 песни и танцы Кубанских казаков…………………………..…48
2.2.2 Жанровое многообразие музыки……………………………...51
2.3 Русская народная хореография и Оренбургский хор………… ….53
2.4 Донская хореография…………………………………………… ….57
2.4.1 Песни Донских казаков…………………………………… …57
2.4.2 Танцы донских казаков…………………………………… …59
2.5 Особенности казачьих плясок……………………….………………63
Заключение…………………………………………………………………… .67
Список используемой литературы…………………………………………... 69
Приложения………………………………………………………………….….72

Файлы: 1 файл

ДОНСКИЕ, КУБАНСКИЕ,ОРЕНБУРГСКИЕ КАЗАКИ. ВЛИЯНИЕ БЫТА И ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ТАНЦЕВАЛЬНО-ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.и.docx

— 8.92 Мб (Скачать файл)

 Наибольшее распространение  на Дону получили плотно облегающие  фигуру кофточки с баской (оборкой  по нижнему краю), подчеркивающие  природную стать казачек. Они  имели воротник-стойку, длинные рукава  и застежку на мелкие пуговицы, располагавшуюся спереди. Такие  кофточки назывались кираса.

Длинные и широкие юбки изготавливались для лета из холста, а для носки в зимний период - из сукна. Праздничные юбки шили из покупных тканей: ситца, сатина, кашемира, репса, батиста, бенгалина.

Юбка имела большое  количество сборок, украшалась оборками, бисером, лентами, кружевами. Для придания пышности костюму носили нижние юбки из ситца и миткаля, постольку  они хорошо сохраняли форму. Иногда их насчитывалось несколько: четыре, пять. Наиболее престижными являлись нижние юбки из зона (коленкора), называемые зоновками.

 С повседневным и  праздничным костюмом надевали  фартуки, которые назывались по-разному:  завески, занавески. Праздничные  фартуки дополнялись кружевами,  лентами, прошивками (узкими полосками  материала, вшиваемыми в швы  изделия) 

 Женским головным убором  в этот период считался колпак - тканый мешочек, заканчивающийся  небольшим махром. Колпак отделывался  вышивкой, шитьем бисером или  изготавливался из ткани с  красивым рисунком. Колпак начинали  носить женщины после обряда  бракосочетания.

 С начала XX в. на  Дону использовались конструкции  обуви, соответствующие моде того  времени: высокие ботинки со  шнуровкой, плотно облегающие  ногу, на невысоком изогнутом  каблуке; ботики с застежкой  на кнопки. Рабочей обувью служили  поршни - примитивные башмаки, изготовленные  из цельного куска сыромятной  кожи и закрепляемые на ноге  с помощью шнурков, которые  продевались в отверстия, проходящие  по верхнему краю обуви. Кроме  того, носили самодельные чирики - туфли на жесткой подошве  с широким каблуком и тупым  носком.

 Из теплой одежды  в этот период были распространены  традиционные донские шубы, покрытые  черной блестящей тканью (ластином) и отороченные мехом выдры;  некрытые овчинные шубы; плюшевые  пальто и длинные кофты на  вате.

 Зимними головными  уборами являлись шали и платки. Яркие шелковые и шерстяные  шали с рисунком на красном,  зеленом или белом фоне носили  в праздничные дни, бережно  хранили и передавали из поколения  в поколение. 

Общий стиль одежды донских  казаков сложился в быту на протяжении длительного времени, он всегда соответствовал облику донского казака, его образу жизни, труду, идеалу красоты. Все детали в донской казачьей одежды определяли ее особенности, создавали ее колорит.

 

 

 

 

 

1.2 Кубанские казаки

 

 Старейшей  из казачьих  общин, образованных на территории  России (Московского царства) считается  Запорожская Сечь, основанная в  середине XVI века. После длительного  периода зависимости от окрестных  держав, она вошла в состав  Российской империи, и была  силой распущена Екатериной II в  XVIII веке в связи с разбойничьими  рейдами на колонистов Новороссии  и политической неблагонадёжностью. Часть запорожцев (наименее значительная) ушла в Турцию и основала  Задунайскую Сечь, часть наиболее  вызывавших доверие у правительства  полков запорожцев были сохранены  в казачьем статусе, переселены  на Кубань, в результате чего  возникло Кубанское казачье войско. Запорожские казаки остальных  непокорных полков были лишены  казачьего статуса (но тем не  менее не были подвергнуты  закрепощению) и в качестве вольных  хлебопашцев (впоследствии, однако, часто призывавшихся и на военную  службу) были поселены в пустовавшие  области в среднем и нижнем  течении Дона и Волги, но  таким образом, чтобы быть отделёнными  от приграничных территорий землями  Донского и Волжского казачьих  войск, доказавших преданность  Престолу — так возникли зоны  компактного проживания украинцев  в Воронежской, Волгоградской  и Ростовской областях.

Русско-турецкая война 1787—1792 оказалась решающей победой для  России, вклад казаков в победу был существенным. В результате Ясского  мира Россия территориально укрепила свое влияние на Южных границах. После заключения мира «Войску верных казаков» были предоставлены новые  российские земли, полученные в результате войны, — вдоль побережья Чёрного  моря между реками Днестр и Буг, а  само войско было переименовано в  «Черноморское казачье войско». В 1792 году во главе казачьей делегации  атаман Черноморского казачьего  войска Антон Головатый отправился в столицу с целью вручения Екатерине II прошения о предоставлении земель Черноморскому казачьему  войску в районе Тамани и «окрестностей» взамен отобранных сечевых земель. Переговоры шли не просто и долго — прибыв в Петербург в марте, делегация прождала Высочайшего решения до мая. Головатый просил выделить войску земли не только в Тамани и Керченском полуострове (на что уже было дано согласие Потёмкиным ещё в 1788 году), но и земли на правом берегу реки Кубань, тогда ещё ни кем не заселенные. Царские сановники выговаривали Головатому: «земли много требуете». Но Головатый не зря был выбран в уполномоченные — его образованность и дипломатичность сыграли свою роль в успехе предприятия — на аудиенции у «просвещённой монархини» Головатый говорил на латыне и сумел убедить Екатерину во всеобщей пользе от такого переселения — Черноморским казакам были пожалованы земли на Тамани и Кубани «в вечное и потомственное владение».

К 1793 году черноморцы в составе 40 куреней (около 25 тысяч человек) переселились в результате нескольких походов  на кубанские земли. Главной задачей  нового войска стали создание оборонительной линии вдоль всей области и  развитие народного хозяйства на новых землях. Несмотря на то, что  новое войско было значительно переустроено по стандартам других казачьих войск  Российской империи, черноморцы смогли сохранить в новых условиях много  традиций запорожцев.

 

1.2.1 Быт

 

Воинская повинность кубанских  казаков отражалась на бытовом укладе жизни и на характере жилища. Обживаясь  на новых местах, казаки постепенно обустраивали свой быт более основательно. Первые оседлые обитатели Черноморья, казаки екатерининского века, не находя приюта на поверхности обнаженной пустыни, зарывались в землянки – и эти  мрачные, сырые убежища делались могилами для многих тысяч новосельцев. Если во время первого этого поселения  на Тамани (февраль 1793 г.) они часто строили землянки и полуземлянки (т.е. временные жилища), то позднее возводили уже постоянные жилища с местными специфическими чертами, сохраняя в них, однако, особенности, характерные для мест их прежнего проживания.

Домостроение - важный элемент  традиционной кубанской народной культуры. Это большое событие в жизни  каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей  «края», «кутка», станицы.

Основным типом казачьего  жилища Кубани (как и на Украине, Дону, Тереке, Хопре) в XIX в. была так  называемая круглая хата, т.е. многокомнатная. Она была квадратной по форме, обычно пятистенной. По внешнему виду, как  и по набору строительного материала, она мало чем отличалась от украинской хаты: это были вытянутые в плане  турлучные или глинобитные, побеленые  снаружи, дома с четырехскатными  соломенными или камышовыми крышами. Крыши по коньку украшались гребнем, а по ребрам – ступенчатыми гребешками (остришками, нарыжниками). Преобладал украинско-белорусский тип расположения печи и переднего угла. Строили  хаты из известного на территории Кубани еще с X-XI вв. сырцового кирпича (самана), а также глины, камыша, соломы, хвороста. Дерево обмазывали глиной. Во многих степных  станицах были так называемые литые  и вальковые глинобитные хаты.

Турлучные хаты. Их строили, как и на Украине, на деревянной основе с переплетом из камыша, который с внешней и внутренней стороны густо обмазывали глиной. Строились турлучные дома так: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)».

Если это жилище пана, в нем очень много окон, вдвое  больше против того, сколько нужно; если урядника, то при нем имелись  присенки, крылечко на двух столбиках, вроде козырька при фуражке. Новые  присенки при старой хате показывали, что шапка хозяина только недавно  украсилась урядничьим галуном. Если в  хате порядок и довольство, то на дымовую трубу надевался деревянный островерхий колпак с петушком вместо кисточки, поворачивающийся на ветру.

 Крыши турлучных хат  крыли тремя способами:

1. «пiд корешок» (иначе  «под щетку»);

2. «в натруску»;

3. «парками».

Крыша «пiд корешок» крылась  снопами камыша, которые называли «парками». Накладывали парки снизу  вверх, «корешками вниз, колосом вверх».

Второй способ – «в натруску» - заключался в том, что камыш (а  не только солому) набрасывали ни чем  его не закрепляя. А чтобы его  не разнес ветер, вдоль крыши накладывали  жерди, перевязывая их жгутами из камыша («превёслами»), клали любую  тяжесть.

Третий способ сооружения крыши – «парками» – несколько  отличается от крытья «пiд корешок»: только первый нижний ряд парок привязывали  корешками вниз, а остальные были направлены корешками вверх (тем  самым крыша сверху была покрыта  «колосьями», которые растрепывались и портились быстрее, чем корешки).

 После сооружения остова  турлучной хаты и ее крыши  приступали к обмазке стен. Для  этого использовали глинистую  землю (а не солонцовую) и навоз.  Смесь конского навоза с соломой  служила еще и терморегулятором, к тому же отпугивали пауков. Пол большей частью был земляной, лишь зажиточные казаки позволяли  себе дощатый. Земляной пол  называли «пiдсыпка» или «долiвка». Потолок в турлучной хате сооружали  из камыша, положенного на слижи и обмазанного глиной. При хороших погодных условиях на постройку турлучной хаты требовалось 10-15 дней.

Саманные хаты. Для постройки саманной хаты, средней по величине, требовалось до 4-х тысяч саманного кирпича. При его изготовлении использовали глинистую землю, полову, мелкую яровую солому и навоз. «Саманины» были разных размеров. До XX в. их делали длиной 7 вершков (31 см), шириной 3-4 вершка (13-18 см) при такой же высоте. Позднее форма саманин изменилась - они стали более напоминать квадрат: соответственно 7,6 и 4 вершка (31, 27 и 18 см). Саманная хата строилась на фундаменте. Над землей фундамент возвышался на два самана. Стены внутри хаты делали толщиной в один саман, как и фундамент под ними. Стены в саманных хатах (в отличие от турлучных) не требовали густой обмазки, поэтому ограничивались двумя приемами: сначала густую глину с навозом накладывали руками, а потом более жидкую, смешанную с коровьим навозом, наносили на стену с помощью щетки. После просыхания стены белили известью.

Внешних украшений кубанская  хата не имела. Единственным красочным  пятном кубанской хаты были и остаются ставни и наличники окон, окрашенные обычно синей или зеленой краской, нередко с резными украшениями. Но эта резьба была заимствована из города. В северо-восточных районах  Кубани традиционны своеобразные украшения  стен в виде обшивки углов хаты подкрашенными досками с вылепленным  орнаментом или же обшивка стен тесом.

Печку выкладывали из кирпича, используя часто саманный и земляной фундамент. Жаркий климат Кубани обусловил  приготовление пищи летом во дворе, в специальной печи из самана, иногда глинобитной. Дымоход здесь делали в задней части печки, в хате же он размещался «в камине», над устьем. Обычно на отверстие трубы водружали  старый чугунный горшок с выбитым  дном. Горшки же с пищей ставили  на поверхность печки, в которой  оставляли отверстия для них. Простейший тип такой печки на Кубани – «кабыца», не имевшая дымохода. Позднее такие летние печки стали снабжать дымоходом, чугунной плитой с конфоркой, увеличились в размерах. Наконец над ними стали строить навес для защиты от солнца и дождя.

Таким образом, турлучные  и саманные хаты кубанских казаков, крытые камышом, мало, чем отличались внешним обликом от украинской хаты и были преобладающими типами жилища в степной части области.

Внутреннее убранство  казачьей xaты. Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая (вылыка) и малая  хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла изготовленная  на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод  для белья, сундуки и т.д. Центральным  местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась  в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто  иконы и рушники украшались бумажными  цветами. В «божнице» сохраняли  предметы, имеющие священное или  обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас  на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальние книжки».

Рушники - традиционный элемент  украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами  и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила  по краю полотенца с преобладанием  растительного орнамента, вазона с  цветами, геометрических фигур, парного  изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились  в кубанских станицах уже в 70-х  годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны. Особенно часто фотографировались  в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Информация о работе Донские, кубанские, оренбургские казаки. Влияние быта и исторических факторов на танцевально-песенное творчество