Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:00, диссертация
Цель исследования: выявление особенностей хореографии казачества.
Объект исследования: народное искусство.
Предмет: хореография казачества.
Задачи.
- изучить и проанализировать источники по теме исследования;
- изучить историю становления казачества их быт и особенности костюма;
- рассмотреть особенности движений, особенности танцев;
- провести сравнительный анализ хореографии оренбургского и донского и кубанского хоров;
Гипотеза: изучение творчества оренбургского, донского и кубанского хоров, возможно, выявление особенностей казачьей хореографии в целом.
Введение…………………………………………………………………….…….2
1. История происхождения казачества…………………………….………10
1.1 Донское казачество….……………………………………..…………10
1.1.1 быт Донских казаков…………………………………………...11
1.1.2 Костюм……………………………….……………………....….15
1.2 Кубанское казачество…………………………………………..…….26
1.2.1 быт Кубанских казаков…………………………………...…….27
1.2.2 Костюм …………..……………………………………......…….32
1.3 Оренбургское казачество….……………………………………….....38
1.3.1 быт оренбургских казаков………………………………...……39
1.3.2 Костюм……………………………………………………..….. 40
2. Особенности хореографии казачьего хора…………………………..….43
2.1 Образы, используемые в казачьем фольклоре…………………..…43
2.2 История Кубанского казачьего хора……………………………… 44
2.2.1 песни и танцы Кубанских казаков…………………………..…48
2.2.2 Жанровое многообразие музыки……………………………...51
2.3 Русская народная хореография и Оренбургский хор………… ….53
2.4 Донская хореография…………………………………………… ….57
2.4.1 Песни Донских казаков…………………………………… …57
2.4.2 Танцы донских казаков…………………………………… …59
2.5 Особенности казачьих плясок……………………….………………63
Заключение…………………………………………………………………… .67
Список используемой литературы…………………………………………... 69
Приложения………………………………………………………………….….72
Создавая плясовые ансамбли и хоры, культпросвет работники выхолащивали живую танцевальную традицию, удалив из неё импровизацию и игровой элемент. Пляска и танец перестали быть игрой и развлечением участников, теперь они были призваны развлекать зрителей. С уходом умелой спонтанности, в сценический народный пляс пришёл сценарий. Действия плясунов стали жёстко регламентироваться, а это убивало инициативу, а вместе с ней и заразительность, плясовой азарт. Тем не менее, танец требовалось сделать зрелищем и по этому, движения плясуна стали оттачиваться, наподобие китайских тао-лу, японских ката или западноевропейского балета. Стали доминировать акробатические "прыжки" и "ползунки", "колёса" и "вертушки". Исполнение этих непростых элементов требовало хорошей физической подготовки танцора и специального обучения у уже умеющего так плясать ветерана. Так появилась Советская школа сценического народного танца, а внутри неё неофициальная, но очень нужная, для культпросвета, школа плясовой акробатики. В этих неофициальных школах, передаваясь от наставника - ученику и сохранились реальные боевые акробатические элементы мужского восточнославянского пляса.
В деревенской народной традиции мужская хореография продолжала существовать, как бы, на "нелегальном" положении.
Отправляемые в деревенские клубы, специалисты культпросветчики, всячески пытались переделать реальную народную пляску и танец. Они ничего не понимали в ней и только отчётливо замечали огромную разницу народного танца с тем стерилизованным "культурным" "народным балетом", которым планировалось разрушить (и почти удалось) народный танцевальный обычай.
Такие боевые танцы, как Буза
и другие подобные, назовём их условно
"под-драку", сохранились не меняясь.
Пляске "под Русского" повезло
меньше, прежде всего из-за войны. Такой
элемент как пляска в присядку
начал стремительно исчезать сразу
после войны. Плясать в присядку,
да с прыжками, ползунками, вертушками
- сложно, надо уметь, а плясунов повыбило.
Вдобавок, к этому времени начали,
также, сказываться результаты диверсионно-культурной
программы работников культпросвета.
Со сцен клубов и позднее с теле-
и киноэкранов, на видеомоторном
уровне, русским вдалбливали
Другая проблема сохранения боевой мужской хореографии стала очевидна лишь в конце девяностых годов. Перенимая живую народную культуру пляса, фольклористы сталкивались, как правило, с пожилыми плясунами. Большинство из них физически не могли исполнить многие сложные элементы мужской пляски. У многих фольклористов начало складываться неверное представление о том, что акробатика в пляске - это придумка культпросветчиков, называемых на жаргоне собирателей фольклора "клюква" или "айтудрица". Наши экспедиционные опросы формируют устойчивое мнение, что прежде, когда плясуны были молоды, такие пляски как Русского, Барыня и, в несколько меньшей степени, Буза изобиловали сложными акробатическими элементами. Казалось бы, чего проще: взять, сохранившуюся в сценическом танце, плясовую акробатику и применить её в живой фольклорной пляске?
Есть трудности. Большинство фольклористов не знакомы с этими элементами и им не у кого, негде их перенять. Многие физически не подготовлены для овладения сложными "коленцами" и по этому продолжают настаивать на том, что прыжки, колёса, ползунки и т.п. вообще чужды живой русской пляске.
Третьим серьёзным барьером в изучении мужской боевой пляски, является необходимый уровень (для исследователя) национальной бойцовской подготовки.
Третье ответвление мужского
пляса было неразрывно связанно с
традицией северо-западного
Выводы:
1. В казачьем танце
сохранилась традиция
2. Собиратель мужской
хореографии, должен быть
3. Разделившаяся в 20-30х
годах, традиция мужской
Самобытность культуры России
является важнейшим фактором национального
единства и солидарности Поэтому
сегодня во всем отечественном социально-
Особую востребованность
сегодня получает идея возрождения
уникального для России субэтноса
– казачества, чьи традиции связаны
с установками на духовное единство,
ментально-ценностной константой являются
патриотизм, Православие и служение
Отечеству, а одной из важнейших
характеристик мировосприятия и
жизнедеятельности –
Фольклор, являющийся связующим
компонентом казачьего
Песня и пляска, игравшие важнейшую роль в поддержании казачьих традиций, являются самыми распространенными фольклорными жанрами. Они сопровождали казака везде, были его непременным спутником в горе, в радости, в военном походе, домашних, хозяйственных делах. Это доказывает обилие пословиц и поговорок, распространенных в казачьей среде по этому поводу: «Веселы привалы, где казаки запевалы!»; «На Дону что ни хутор, то своя запевка»; «Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец»; «Казаки песни в тороках возят» (торока – ремешки позади седла для пристежки); «Не умеешь петь, так и в запевалы не суйся!»; «Дон без песен, что виноградная лоза без гроздьев».
Подрастающее поколение
казаков становилось частью казачьей
фольклорной среды, что способствовало
выработке у них собственных
ценностных установок, накоплению художественно
организованного, осмысленного опыта.
Музыкальный фольклор выполнял в
казачьей общине, помимо прочих: аксиологическую
функцию (присвоение юными казаками
морально-этических и духовно-
прекрасного); воспитательную функцию (осуществление культурной идентификациии – сознательного принятия идеалов, норм и ценностей казачьей культуры, отождествление личности с казачеством, стремление к идеалу-образу человека казачьей национальной культуры.
Поэтому актуальным представляется
включение казачьего
Рисунок 1 изба Донских казаков
Рисунок 2 интерьер избы донских казаков
Рисунок 3 выходные и праздничные косюмы донских казаков
Рисунок 4 костюм низовых казаков
Рисунок 5 донской казак
Риунок 6 костюм кубанского казака
Рисунок7 мохнатый войлочный плащ без рукавов
Рисунок 8 Шапка «башлык»
Рисунок 9 Кубанский казачий хор
Рисунок 10 казачья реликвия
Рисунок 11 Кубанский казачий хор. Историческая фотография
Рисунок 12 Государственный Академический русский народный хор
Рисунок 13 Пляска
1 Этнокультурный компонент на уроках
музыки в современных казачьих учебных
заведениях// http://www.art-education.ru/
2 Песни уральских казаков [Текст] / запись, сост. вступ. ст. и коммент. Т.И. Калужниковой. Екатеринбург: Сфера, 1998. 236 с.
3 Соловьев А.А. 200 лет с песней Кубанский казачий хор: история и современность//Российское казачество
4Шарыпов, Н. Этнические особенности кубанского танцевального искусства. Кубанские казачьи плясы и пляски. Организация занятий по хореографии в институте и школе [Текст]: в 2 ч. / Н. Шарыпов. Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2003. 234 с.
5Российская нация: этнокультурное многообразие в гражданском единстве: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. В.В. Амелина. – Оренбург: ГУП Оренбургской области «Бузулукская типография», 2011. – 280 с.
6 Государственный Академический русский
народный хор//http://www.admin.