Донские, кубанские, оренбургские казаки. Влияние быта и исторических факторов на танцевально-песенное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:00, диссертация

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей хореографии казачества.
Объект исследования: народное искусство.
Предмет: хореография казачества.
Задачи.
- изучить и проанализировать источники по теме исследования;
- изучить историю становления казачества их быт и особенности костюма;
- рассмотреть особенности движений, особенности танцев;
- провести сравнительный анализ хореографии оренбургского и донского и кубанского хоров;
Гипотеза: изучение творчества оренбургского, донского и кубанского хоров, возможно, выявление особенностей казачьей хореографии в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…….2
1. История происхождения казачества…………………………….………10
1.1 Донское казачество….……………………………………..…………10
1.1.1 быт Донских казаков…………………………………………...11
1.1.2 Костюм……………………………….……………………....….15
1.2 Кубанское казачество…………………………………………..…….26
1.2.1 быт Кубанских казаков…………………………………...…….27
1.2.2 Костюм …………..……………………………………......…….32
1.3 Оренбургское казачество….……………………………………….....38
1.3.1 быт оренбургских казаков………………………………...……39
1.3.2 Костюм……………………………………………………..….. 40
2. Особенности хореографии казачьего хора…………………………..….43
2.1 Образы, используемые в казачьем фольклоре…………………..…43
2.2 История Кубанского казачьего хора……………………………… 44
2.2.1 песни и танцы Кубанских казаков…………………………..…48
2.2.2 Жанровое многообразие музыки……………………………...51
2.3 Русская народная хореография и Оренбургский хор………… ….53
2.4 Донская хореография…………………………………………… ….57
2.4.1 Песни Донских казаков…………………………………… …57
2.4.2 Танцы донских казаков…………………………………… …59
2.5 Особенности казачьих плясок……………………….………………63
Заключение…………………………………………………………………… .67
Список используемой литературы…………………………………………... 69
Приложения………………………………………………………………….….72

Файлы: 1 файл

ДОНСКИЕ, КУБАНСКИЕ,ОРЕНБУРГСКИЕ КАЗАКИ. ВЛИЯНИЕ БЫТА И ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ТАНЦЕВАЛЬНО-ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.и.docx

— 8.92 Мб (Скачать файл)

Почти за полвека вдохновенного  творчества хор накопил золотой  фонд песен, танцев и вокально-хореографических постановок. В их числе старинные  песни – войсковой гимн оренбургских казаков «Седой Урал», «Оренбург-город», «За Уралом, братцы, за рекой», «Прощай, любезная станица» и другие. Самобытны  и танцы. Это и лирический хоровод  «Летел голубь», хоровод с оренбургскими  платками «Пуховницы», перепляс «Завалина» и многие другие.

Центральное место в каждой концертной программе занимают произведения крупных форм, такие как вокально-хореографическая композиция «Багренье». Это рассказ  из жизни казаков о ловле рыбы баграми. По рассказу М.А. Шолохова создан танец «Когда казаки плачут» - шуточная история из станичного быта о попытке  перераспределения мужских и  женских ролей. Из-за самонадеянности  казаков, взявших на себя «лёгкую  женскую долю, им пришлось плакать, и это неизменно сопровождается смехом зрителей.

Творчество хора исторично  не только как отражение характера  и материально-бытовой культуры народа, но и судьбоносных событий  в его жизни. Самому значительному  крестьянскому движению прошлого, захватившему и Оренбуржье, посвящена постановка «Пугачёвская вольница». Настоящим  гимном всемирно-исторической Победе нашего народа в Великой Отечественной  войне против фашизма явилась  музыкально-хореографическая композиция «Площадь Победы». В связи с полувековым  юбилеем начала освоения целины получила воплощение композиция «Здравствуй, земля  целинная!» Первые её представления  состоялись на Всероссийском празднике  целины в Оренбурге, а затем в  Государственном Кремлёвском Дворце. Обострением общественного внимания к проблемам патриотизма вызвано новое обращение к славе казачества – поставлены народная сцена «Праздник Оренбургских казаков» и вокально-хореографическая композиция «Сказ о казаках». Они построены на старинных песнях о боевых подвигах, о счастье побед и скорби утрат.

Хор не только хранитель  культурного наследия, но и активный участник творимой сегодня истории, искусства своего времени. Коллектив  в содружестве с талантливейшими  композиторами создал песни, которые, как ответный дар, принял народ, и  они уже бытуют наравне с исконно  народными. Прежде всего, это песня  Григория Пономаренко на слова Виктора  Бокова «Оренбургский пуховый платок», получившая мировую известность, ставшая  музыкальным символом Оренбуржья и  песней для души. Мелодия его же песни «Расцвели оренбургские степи» разносится над рекой Урал, когда  большой колокол курантов Музея  истории города Оренбурга отбивает каждый час.

Неповторимое лицо хора определили также творческие поиски его художественных руководителей и привлекаемых ими  балетмейстеров – постановщиков, таких  как Виктор Копылов, Григорий Гальперин, Вячеслав Модзалевский, Иосиф Слуцкер  и другие.

Коллектив выступал с концертами в Кремле, в ряде крупнейших столичных  залов всех республиканских и  областных центров и крупных  городов на территории Советского Союза, во многих сёлах. С ошеломительным успехом  наш хор представлял культуру России на гастролях в десятках зарубежных стран – КНР, КНДР, Японии, США, Германии, Франции, Испании, Греции, Бельгии и  других. Выступления хора на международных, всесоюзных и российских фестивалях и конкурсах отмечены золотыми медалями и дипломами, высокими оценками в  прессе.

Вот уже более 50 лет Оренбургский государственный академический  русский народный хор служит русской  культуре и русскому искусству6.

    1.  Донское казачество

2.4.1 Песни донских казаков

 

В силу исторически сложившихся  обстоятельств и событий, донская  казачья культура на протяжении веков  впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и  этнических групп. Результатом этого  многовекового развития явилось  то, что в традиционной песенной культуре донских казаков, с одной  стороны, много схожего в бытовании  музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой, а, с другой стороны, выделить черты, присущие только донской  казачьей песне.

Стилистическими отличиями  донской казачьей песенной традиции является многоголосие с противопоставлением  нижнему голосу верхнего подголоска, большая распетость музыкального материала. Для исполнения характерна отрывисто-эмоциональная, активная форма вокализации. По этим признакам традиция донских казаков  сближается с региональными очагами  юга России.

В то же время пению донских  казаков присущи некоторые ярко самобытные черты. В репертуаре этнографических  коллективов присутствует большое  количество песен воинского содержания, как собственно исторических, повествующих о реальном историческом лице или  событии, так и песен, посвященных  описанию быта казака на военной службе, рекрутских. Местные протяжные песни  в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания  мужчины.

Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в  женской среде («бабьи песни»), которые  мужчинами-казаками исполняются редко. Следует отметить наличие в местном  репертуаре героического эпоса в  многоголосном хоровом распеве. Свадебный обряд у казаков  по основным компонентам очень схож со свадьбой южнорусской традиции. Сформировался этот обряд в относительно позднюю историческую эпоху (в период реформ Петра Первого), испытал сильное воздействие украинского фольклора (особенно это проявляется в низовье Дона, в регионах, граничащих с исконными поселениями украинцев). Хороводные песни, которые и в настоящее время еще бытуют в казачьей среде, говорят об относительной сохранности этого пласта фольклора. В силу исторически сложившегося быт, преимущественно военного образа жизни казаков, слабо представлена земледельческо-календарная обрядность и сопровождающий ее песенный фольклор. В большинстве районов исконного расселения казаков обряды, связанные с уборкой урожая и окончанием сельскохозяйственных работ, неизвестны вовсе.

В песенной традиции донских  казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного  фольклора Дона. Широкораспевные  внеобрядовые песни называют в народе по-разному: «вилючими», «старыми», в  том числе и «протяжными». Все  эти определения относятся обычно исполнителями к песням одного и  того же музыкально-поэтического склада, хотя они имеют функциональные различия. В ряде мест, в том числе и  в традиции донских казаков, «протяжной»  называют иногда всякую старинную песню, притом не всегда медленную.

Для протяжных песен характерно прежде всего лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими ему свойствами. Ведущее значение в таких текстах  получают детализация поэтических  образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм.

На уровне содержания музыкального большие развёрнутые композиции, где главную формообразующую  роль выполняет не просто мелодия, а  мелодия широко распевная, объёмная. В музыкальном содержании нашли  воплощение особо художественные приёмы музыкального развёртывания материала: частое употребление широких интервальных ходов, большие диапазоны напевов, превышающие октаву (даже внутри одной партии), значительная мелодическая орнаментация, обязательное наличие многоголосной фактуры. Таким образом, важнейшим жанровым атрибутом в протяжной песне в содержательном отношении является вторичный тип композиции: расширение внутрислоговой мелодики, которое в свою очередь вызывает насыщение поэтического текста песен сверхнормативными слоговыми вставками - восклицаниями, междометиями, короткими вставными частицами или словами. Они заметно увеличивают объём поэтического текста, вызывают дробление в типовых рисунках слогового ритма. Вторичная ритмическая композиция возникла в рамках исходной, сохранив её временную протяжённость, даже ритм слоговых . времён в незатронутых преобразованиями участках структуры. Первичная ритмическая композиция подспудно осталась в песне в качестве глубинной основы, выявить которую можно путём аналитических операций.

Содержание песен тесно  связано с общественно-бытовыми функциями, проявляющими себя полифункционально: с одной стороны, сохранение коллективной, исторической памяти, с другой стороны, это комплекс функций (гносеологическая, эстетическая, воспитательная), обеспечивающий устойчивый уровень эстетических и  нравственных критериев общественного  и семейного поведения. Реализация нравственно-эстетических идеалов  в текстах протяжных песен  осуществляется через образы-символы, символические ситуации, символическое  поведение. Таким образом, общественно-бытовые  функции обнаруживают себя в мотивации  сюжетов (тема героизма, разлуки с  родиной, семьёй, матерью, смерть на чужбине, тема супружеской неверности, несчастной любви).

 

      1. Танцы Донских казаков

 

Донские казаки – прекрасные наездники. С детства они овладевают искусством верховой езды. Неудивительно поэтому, что многие элементы движений народной мужской донской пляски передают характер езды на лошади. Так, например, танцевальные движения: «галоп», «лампасы», «галоп внизу» напоминают скачку на лошади, а некоторые другие движения в пляске являются подражанием джигитовке.

Это придаёт пляске характер мужественности и удали, воплощает  в ней силу и ловкость лихого наездника.

Описание движений пляски

1. Тройной переменный  шаг

из-за такта – слегка присесть на правой ноге, левую ногу, немного  вогнутую в колене, приподнять вперёд.

На «раз» - широкий шаг  с левой ноги с каблука вперёд. Правую руку согнуть в локте на уровне груди, левую отвести назад, как при маршировке (рис. 1); 

на «и» - правую ногу приставить на полупальцы к левой;

на «два» - шаг с ударом левой ногой вперед, правую полусогнутую ногу немного приподнять. 

Положение рук меняется: левая сгибается в локте на уровне груди, а правая отводится  слегка назад;

На «и» - приподнять вперед и вытянуть правую ногу, левую немного  согнуть в колене.

Движение повторяется  с другой ноги.

Исполняется с продвижением вперед.

2. Отход назад  (или переменный)

На «раз» - легкий прыжок на правой ноге назад; одновременно левую  согнутую в колене ногу немного приподнять впереди правой;

на «два» - повторить движение с другой ноги.

3. Лампасы

1-й такт

1-я четверть

на «раз» - с легкого  подскока опуститься немного влево  на левую ногу, а правую ногу почти  одновременно поставить на носок  влево, около носка левой ноги. Согнутое колено правой ноги резко  повернуть влево так, чтобы зрителю  был виден лампас. Корпус повернуть  немного влево. Левую руку согнуть  у груди, а правую вытянуть в сторону (рис. 2).

2-я четверть

на «два» - движение повторить  с другой ноги.

2-й такт

На «раз», на «и», на «два», на «и» - повторить движение «лампасы» 1-го такта в два раза быстрее (восьмыми такта).

Исполняется с небольшим  продвижением вперёд.

4. Падебаск

Из-за такта – слегка присесть на левой ноге, правую ногу немного  приподнять от пола (рис. 3).

На «раз» - лёгкий прыжок на правую ногу чуть вправо с небольшим  приседанием, одновременно левую ногу немного приподнять вперёд с согнутым коленом (рис. 4);

на «и» - левую ногу поставить  на полупальцы несколько вправо перёд  правоё ногой; одновременно правую ногу слегка приподнять сзади;

на «два» - переступить  на полупальцы правой ноги сзади левой;

на «и» - слегка присесть на правой ноге, левую ногу немного  приподнять от пола.

Руки на бёдрах или раскрыты в стороны.

Движение повторяется  с другой ноги.

5. Хлопки с поворотом

1-й такт

На «раз» - с лёгкого  прыжка, немного расставив ноги, чуть присесть на обе ноги;

на «два» - тройной хлопок ладонями: скользящий хлопок руками перед  собой и сейчас же хлопок правой ладонью о правое колено, а затем  левой ладонью о левое приподнятое  колено.

2-й такт

На «раз» - ударить правой ладонью по подошве левой ноги, приподнятой перед коленом правой ноги; одновременно повернуться на полупальцах правой ноги влево, почти  спиной к зрителю (рис. 5);

на «и» - опустив левую  ногу, повернуться на ней влево  на полупальцах лицом к зрителю, одновременно правую ногу приподнять;

на «два» - опустиь правую ногу. Руки развести в стороны или  опустить на бёдра;

на «и» - пауза.

6. Поворот с  притопом

1-й такт

На «раз» - подскочить на левой ноге, одновременно правую ногу слегка приподнять. Левую руку согнуть  у пояса, правую немного отвести  назад, палбцы сжать в кулаки;

на «и» - правую ногу, немного  согнутую в колене, поставить на носок сзади пятки левой ноги;

на «два» - отскочить на левой ноге, одновременно повёртываясь влево спиной к зрителю; правую руку немного приподнять вправо;

на «и» - поставить перед  собой вперёд правую ногу на каблук. Правая рука на затылке; согнутая в  локте левая рука на пряжке ремня  или на поясе сзади.

2-й такт

На «раз» - прыжок на правую ногу, повёртываясь вправо лицом к  зрителю; левую ногу, согнутую в колене, слегка приподнять сзади (рис. 6);

на «и» - опустить левую  ногу, одновременно приподняв правую;

на «два» - опустить правую ногу; руки на бедрах;

на «и» - пауза.

2.5 Особенности казачьих плясок

 

Приблизительно в 20-30х  годах началось разделение плясовой традиции, на две или даже на три  части.

Информация о работе Донские, кубанские, оренбургские казаки. Влияние быта и исторических факторов на танцевально-песенное творчество