Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 10:00, диссертация
Цель исследования: выявление особенностей хореографии казачества.
Объект исследования: народное искусство.
Предмет: хореография казачества.
Задачи.
- изучить и проанализировать источники по теме исследования;
- изучить историю становления казачества их быт и особенности костюма;
- рассмотреть особенности движений, особенности танцев;
- провести сравнительный анализ хореографии оренбургского и донского и кубанского хоров;
Гипотеза: изучение творчества оренбургского, донского и кубанского хоров, возможно, выявление особенностей казачьей хореографии в целом.
Введение…………………………………………………………………….…….2
1. История происхождения казачества…………………………….………10
1.1 Донское казачество….……………………………………..…………10
1.1.1 быт Донских казаков…………………………………………...11
1.1.2 Костюм……………………………….……………………....….15
1.2 Кубанское казачество…………………………………………..…….26
1.2.1 быт Кубанских казаков…………………………………...…….27
1.2.2 Костюм …………..……………………………………......…….32
1.3 Оренбургское казачество….……………………………………….....38
1.3.1 быт оренбургских казаков………………………………...……39
1.3.2 Костюм……………………………………………………..….. 40
2. Особенности хореографии казачьего хора…………………………..….43
2.1 Образы, используемые в казачьем фольклоре…………………..…43
2.2 История Кубанского казачьего хора……………………………… 44
2.2.1 песни и танцы Кубанских казаков…………………………..…48
2.2.2 Жанровое многообразие музыки……………………………...51
2.3 Русская народная хореография и Оренбургский хор………… ….53
2.4 Донская хореография…………………………………………… ….57
2.4.1 Песни Донских казаков…………………………………… …57
2.4.2 Танцы донских казаков…………………………………… …59
2.5 Особенности казачьих плясок……………………….………………63
Заключение…………………………………………………………………… .67
Список используемой литературы…………………………………………... 69
Приложения………………………………………………………………….….72
1.2.2 Костюм кубанских казаков
Внешний облик кубанского казака складывался годами, и в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей. Сначала черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев.
С 1860 года специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войска.
Комплект мужской казачьей
одежды состоял из черкески
черного цвета, шаровар темных
тонов, бешмета, башлыка, а
Под черкеску одевался бешмет
— рубашка с высоким
В зимнее время бешмет носили теплый, стеганый на вате, а поверх черкески набрасывали бурку — мохнатый войлочный плащ без рукавов черный или «как праздничный» белый.
В известной казачьей
песне бурке посвящены такие
слова: «…Только бурка казаку
во степи станица, только
Головным убором казаку служила папаха — барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Казаки ещё в Запорожской Сечи носили папахи с суконным тумаком, падавшим набок в виде Клина. В него можно было вложить металлический каркас или другой твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов. На собрании, так называемом круге, казак всегда должен был находится в шапке. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой бога.
Неотъемлемой частью
казачьего костюма был башлык.
Это слово произошло от
Женский костюм. Традиционный женский костюм кубанских казачек сформировался к середине 19 века и имел русско-украинскую основу. Красивая одежда поднимала престиж, подчёркивала достаток, отличала от иногородних. Во все времена у любого народа была особая одежда, отличная даже от соседних областей. Зная об этом, кубанцы сразу же узнавали приезжих.
У казаков были свои
традиции и свои модницы.
Первое время казаки-
Праздничную одежду шили из шёлка или бархата.
Повседневная одежда
казачек состояла из длинной
исподней (нижней) рубахи с длинными
рукавами и круглым слегка
присборенным воротом,
Дополняли всю эту
красоту черные или красные
лакированные сапожки на
Юбки шили из ситца
и шерсти, широкие, в пять-шесть
полотнищ (полок) на вздёрнутом
шнуре - учкуре, для пышности присобранные
у пояса. Внизу юбка
Из той же ткани,
что и верхняя юбка, шилась
кофта. В зависимости от
Матене кофта свободного покроя ниже пояса, распашная, с длинным прямым рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние женщины.
Кираса это плотно
облегающая кофта с небольшой
баской до бедер, узкими
Юбок надевали несколько: нижние по подолу отделывали кружевами, верхние, особенно праздничные, расклешенные, имели внизу широкий волан брызжу, отделанный лентой, полоской кружева, плиса.
Важный элемент костюма казачки головной убор.
Казачки носили кружевные
платки, а в XIX веке - "колпаки",
"файшонки" (от нем. слова
"файн" - прекрасный). Носили они
в полном соответствии с
После венчания женщины
всегда ходили с покрытой
В отличие от кубанского, донского и других казачьих войск, Оренбургское возникло не на базе исторического проживания казаков, а по воле правительства. Оно было учреждено указом царицы Елизаветы Петровны в 1746 г. для защиты российских границ от кочевников.
Оренбургское войско было
сформировано по представлению и
ходатайству администратора Оренбургского
края Ивана Ивановича Неплюева, первого
губернатора Оренбургской губернии,
управлявшего краем с 1744 по 1758 год. 12
июля 1748 года Военная коллегия Сената
своим указом повелела главному начальнику
края представить ей штат и «Положение
об Оренбургском казачьем войске». Этим
указом все казачьи части были
объединены в Оренбургское нерегулярное
войско под командованием атамана
сотника Василия Ивановича
В состав Оренбургского казачьего войска вошли самарские, уфимские, алексеевские городовые казаки, ставропольское войско крещеных калмыков, исетские казаки, отдельные команды донского, малороссийского и яицкого казачества, отставные солдаты, беглые люди, поселившиеся в крепостях боярские дети и служилые дворяне. Возникшее войско было многонациональным по своему составу: при преобладании в нем русских были украинцы, татары, башкиры, калмыки и представители других национальностей. Религия оренбургских казаков не была моноправославной. Здесь кроме православных были мусульмане, ламаниты и сектанты.
Во время крестьянской войны 1773 - 1775 гг. на сторону восставших перешли казаки станицы Татищевской во главе с сотником Т. Подуровым. 600 оренбургских казаков участвовали в осаде Оренбурга. Восставших казаков в Челябинске возглавили атаман М. Уржунцев и хорунжий Н. Невзоров. Без боя сдавались пугачевцам безжалованные и маложалованные казаки станиц Нижнеуральской, Кичигинской, Колчинской, Магнитной, Карагайской, Петропавловской, Степной.
Оренбургское казачье войско приняло самое активное участие в Отечественной войне 1812 г. В освободительном походе в Европу героически сражались 8 полков оренбургских казаков.
Особую роль в истории оренбургского казачьего войска сыграло Положение о нем от 12 декабря 1840 г., согласно которому все крестьяне, проживающие на землях войска, приписывались в казаки, что способствовало значительному их росту. Крестьянство встретило эту меру сопротивлением. "Положение" четко определяло границы войска, в состав которого вошли Троицкий и Верхнеуральский, а также значительная часть Челябин-ского, Орского и Оренбургского уездов. В войске должно было быть 10 полков. В пореформенный период войско окончательно превращается в военно-феодальное сословие.