Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:11, курсовая работа
Христианство было не просто новой религией, оно имело фундаментальное значение как основа средневекового менталитета. Начнём наше исследование с рассмотрения того, какие новые человеческие ценности принесло христианство в мир и то, каким образом оно изменило мировосприятие людей. Этому будет посвящена первая глава. Вторая глава будет более пристально и детально рассказывать о жизни и мировосприятии средневекового обывателя (его ценностях, страхах, моделях поведения).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………......3
ГЛАВА 1 ХРИСТИАНСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ИДЕАЛ…...…….………....5
1.1. Христианство – новая культурная парадигма …….………..….5
1.2. Характеристика христианского мировосприятия …..….….......7
ГЛАВА 2 РЕАЛИИ ЖИЗНИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЧЕЛОВЕКА………..12
2.1. Средневековый человек и его воображаемое ……………...…12
2.1. Средневековый человек и его мир реального …………….…..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………….…….…21
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«иНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМЕНИ А.М.ШИРОКОВА»
Кафедра культурологии
курсовая работа
по дисциплине Фундаментальная культурология
на тему: Христианский культурный идеал и реалии жизни средневекового человека
Студент факультета гуманитарного
3 курс, группа 32124089, 02.06.2012 ______ Кириллов П.А.
Руководитель
_____________________________
(ученая степень, ученое звание) (подпись) (фамилия, инициалы)
Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
ГЛАВА 1 ХРИСТИАНСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ИДЕАЛ…...…….………....5
1.1. Христианство – новая культурная парадигма …….………..….5
1.2. Характеристика христианского мировосприятия …..….….......7
ГЛАВА 2 РЕАЛИИ ЖИЗНИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЧЕЛОВЕКА………..12
2.1. Средневековый человек и его воображаемое ……………...…12
2.1. Средневековый человек и его мир реального …………….…..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………………….…….…21
ВВЕДЕНИЕ
Изучение европейского Средневековья сегодня переживает настоящий бум открытий. Одно из них – открытие человека, не человека абстрактного, человека вообще, а именно человека той эпохи – западноевропейского Средневековья. За внешним планом событий, войн, политических изменений и преобразований культурологи стремятся увидеть и понять само действующее лицо – конкретного христианского средневекового человека, неотделимого от его социальной и культурной среды, от мира, в котором он жил, изменчивого, с его страстями, надеждами, представлениями о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо. Одним словом, идёт осмысление таких понятий, как «образ жизни» и «ментальность». При этом важно выявить именно то общее, что было присуще и простолюдину, и знатному, и духовному лицу, и мирянину, и мужчинам и женщинам, иными словами, средневековому человеку как коллективной личности.
ХХ век оставил после себя целую новую систему методов и приёмов (и это прежде всего «школа анналов»), позволяющих приблизиться к пониманию содержания средневековой культуры и ее творца – средневекового человека, воссоздать его мышление и особенности восприятия им мира и своего места в нем, понять его систему ценностей, определявшую жизнь и отношения между людьми.
Советская культурология считала, что культура представляет лишь «высшие» достижения человеческого разума и духа: творчество великих философов, художников, поэтов, музыкантов, шедевры искусства. Подобный подход к такому определению содержания термина «культура» изжил себя и является ограниченным. Признавая, что культура творится элитой и является достоянием лишь избранной части общества, этот подход, во-первых, оставляет «вне культуры» подавляющую часть социума, обывателей, «серую массу», во-вторых, создаёт непреодолимый (или примитивно объясняемый в духе «детерминированной» зависимостью надстройки от базиса) разрыв между духовными свершениями человека и его социальной практикой.
Именно на преодоление такого разрыва и направлен новый подход к изучению средневековой культуры. В основе его – представление о культуре как системе ментальных и социально-психологических установок человеческого поведения, присущей каждому члену конкретного общества, и специфической для данной эпохи.
Вся социальная практика
человека и вся его
Невозможно понять культуру вне ее социального контекста, также как и нельзя понять общества, абстрагируясь от культуры. Человек в своих действиях руководствуется не столько материальными интересами, сколько культурной традицией, сложившимися представлениями и идеалами, мировосприятием в целом. Именно человек с его внутренним миром, исторически и культурно обусловленным, становится фокусом внимания культурологических исследований.
Рассматривая в ходе нашего
исследования реалии жизни средневекового
человека, мы не можем не обойти вниманием
главный фактор средневекового мировоззрения
– религию. Именно христианство, причудливо
переплетённое с
Христианство было не просто новой религией, оно имело фундаментальное значение как основа средневекового менталитета. Начнём наше исследование с рассмотрения того, какие новые человеческие ценности принесло христианство в мир и то, каким образом оно изменило мировосприятие людей. Этому будет посвящена первая глава. Вторая глава будет более пристально и детально рассказывать о жизни и мировосприятии средневекового обывателя (его ценностях, страхах, моделях поведения).
При написании работы был изучен целый ряд источников. При написании работы я опирался на труды таких российских исследователей, как А.Я. Гуревич, А.Л. Ястребицкая, Ю.Л. Бессмертный. Кроме этого были прочитаны книги западных теоретиков культуры повседневности европейского средневековья, таких как Жак Ле Гофф и Жорж Дюби.
ГЛАВА 1
ХРИСТИАНСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ИДЕАЛ
1.1. Христианство – новая культурная парадигма
Долгое время человечество придерживалось языческого миропонимания, которое основывалось на культе природы и почитании многочисленных явлений видимого мира, олицетворяющих многобожие. Боги скрывались в лесах, горах, огне, воде, в сиянии солнца, луны и звёздного неба. Они были близки к людям: обладали телесностью, ели и пили, любили и рожали детей, завидовали и ненавидели, отличаясь только всемогуществом и бессмертием. Язычество не представляло собой чёткой, органичной и строго дифференцированной системы. Жрецы постоянно соперничали друг с другом, отстаивая право на приоритет собственных богов. Человек был погружен в мозаику эстетических и этических канонов, а с бытием на земле были связаны все надежды и цели. Но главное, человек языческого типа жил «здесь-и-сейчас», безгранично ценя значимость настоящего момента.
Но реальная жизнь была неизменно связана с неопределённостью, опасностью, зыбкостью и трагизмом. Поиск точки опоры в земном мире не приносил чувства стабильности. С развитием общества и накоплением духовного опыта возникает потребность в поиске более сложных ответов на сокровенные вопросы к миру. И человеку становится тесно в рамках языческого мировосприятия. Нарастает острое противоречие между миром реальным и миром идеального.
С углублением
внутреннего мира личности заметно
возрастает неудовлетворённость
Если язычество было связано с многобожием (политеизмом) и носило космологический характер в силу почитания Космоса как Целого, то христианство исходит из единобожия (монотеизма). Новая религия и соответственно мышление по своему существу были теоцентричными, так как реальностью, определяющей все сущее становится уже не Космос, но Бог.
Благодаря Библии были заложены такие идеи как осознание мистического опыта в качестве более высокой формы сознания, любви как фундаментальной ценности человеческого бытия, вера в реальное воплощение Абсолюта, христианское понимание человека как богоподобного существа, символизм.
Понятие
культура максимально приближается
к понятиям «культ», «почитание», «преклонение».
Концентрированной
Откровение рассматривается как главный путь познания Бога, толкование Библии – путь к богопознанию, а вера – ключ к самосовершенствованию человека. В этом контексте разум трактуется как второстепенная ценность. Подлинное развитие человека усматривается не в накоплении знаний о мире, не в формировании рациональных способностей, а на путях религиозного и мистического опыта. Особая роль начинает отводиться роли откровения. Истоки такого поворота в культуре таятся в Библии, где грехопадение человека объясняется его стремлением к интеллектуальной независимости, когда он тайно отведал плод от древа познания добра и зла. В системе новых ценностей духовная чистота, простота ставится несоизмеримо выше, чем высоко образованный и эрудированный интеллектуал.
С этих
позиций критикуется античное понимание
роли культуры, девальвируется значение
философии. Возникает задача «искать
Господа с простотой сердечной»
Культура перестаёт пониматься как процесс воспитания конкретных качеств, она уже – средство преодоления человеческого несовершенства, актуализация безграничных возможностей души, средство познания самого себя как образа и подобия Бога и погружения человека в Вечность (Вечность в средневековом мире понималась как вся полнота бытия). На пути приближения человека к Богу особая роль в культуре отводилась экзегетике – учении о понимании священного текста (или такого способа мышления), в котором рассуждение принимает форму отсылки к Библии. Культура – это, прежде всего, способность к истолкованию Священного текста.
Так что же, кроме нового понимания культуры, принесло христианство в систему человеческих ценностей?
Во-первых, христианство можно рассматривать как наделение жизни каждого человека максимальным смыслом. Теперь Вселенная не равнодушна к индивиду, она наполнена Божественным присутствием. И задача каждого заключается в установлении прочного контакта с Богом. Чтобы прожить полноценную жизнь, необходимо искать Царство Божие, а все остальное приложится.
Во-вторых, в качестве ключевой ценности начинает рассматриваться не способность познавать и изменять мир, а способность любить. Теперь от человека требуется научится любить мир, любить ближнего, любить врага. Чем больше любви, тем больше Бога будет выражено в этом мире, ибо Бог есть Любовь.
В-третьих, максимально высокой становится нравственная планка. Пожалуй, ни одна из культур прошлого не предъявляла таких серьёзных требований к морали человека. И главным критерием оценки поведения индивида, по Библии, является не общественное мнение, а совесть каждого человека как голос Бога.
В-четвертых, в системе христианских ценностей человек рассматривается как существо вселенского масштаба, обладающее бессмертной душой. Развивается идея вселенской ответственности личности. В новой системе координат жизнь на Земле представлялась лишь одним из этапов странствия в бесконечном Мироздания, ибо человек как метафизическое создание вбирает в себя возможность непрерывного развития. И, следовательно, приближаясь к Богу, он может открывать безграничное пространство позитивного роста. Удаление от Бога вводит человека в пространство деструктивного пребывания во Вселенной.
Все базовые христианские установки были нацелены на формирование качественно иного уровня не только самой человеческой души, но и самого общества.
1.2. Характеристика христианского мировосприятия
Рассмотрим какие черты были присущи новому, средневековому мировосприятию и мироощущению, в основу которого было положено христианское сознание:
А) «Двумирность»
Восприятие и объяснение мира, исходя из идеи двумирности – разделения мира на реальный и потусторонний, противопоставления в нем Бога и Сатаны, Неба и Земли, "верха" и "низа", духа и плоти, добра и зла, вечного и временного, священного и греховного. В оценке любого явления средневековый человек исходил из принципиальной невозможности примирения противоположностей, он не видел «промежуточных ступеней между абсолютным добром и абсолютным злом».
Б) Универсализм
Мировосприятие
средневекового человека отличалось универсализмом.
В основе средневекового универсализма
– идея Бога как носителя всеобщего,
универсального начала. Духовный универсализм
христианства сформировал духовную
общность людей – единоверцев. Христианство
утверждало универсальность человека,
трактуя его вне зависимости
от этноса и социального статуса
как земное воплощение Бога, призванное
стремиться к духовному совершенству
(хотя эта идея находилась в глубоком
противоречии с сословной структурой
общества). Идея религиозного единства
мира, преобладание универсального над
индивидуальным и преходящим играла
огромную роль в картине мира средневекового
человека. Вплоть до позднего средневековья,
доминирующим было стремление к общему
и типичному, принципиальный отказ
от индивидуального. Главным для
средневекового человека была его типичность
и универсальность. Как показал
А. Я. Гуревич, средневековый человек
отождествлял себя с какой-либо моделью
или образом, взятым из древних текстов
– библейских, отцов церкви и
т.д. Описывая свою жизнь, он искал собственный
прототип в христианской литературе.
Отсюда традиционализм как характерная
черта средневековой
Информация о работе Христианский культурный идеал и реалии жизни средневекового человека