Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:05, курс лекций
Задачи курса:
раскрыть сущность процессов возникновения, развития, функционирования культуры как системы;
процессов взаимодействия культур; этнонациональных особенностей культуры;
осмыслить социальный опыт отношений между людьми, их миропонимание, отраженное в зеркале искусства.
КАЛАЧ Е.Б.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
Цель курса: ввести студента в мир культуры, сформировать в нем готовность
и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных ценностей
культуры, способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности
Задачи курса: раскрыть сущность процессов возникновения, развития, функ-
ционирования культуры как системы; процессов взаимодействия культур; этно-
национальных особенностей культуры; осмыслить социальный опыт отношений
между людьми, их миропонимание, отраженное в зеркале искусства.
Тема 1. Культурология как предмет (2 часа)
План
1. Понятие "культура".
2. Основные функции культуры в обществе.
3. Предмет культурологии, ее место в системе общественных и гуманитарных
наук.
Литература
Боголюбова Е.В. Культура и общество. М., 1978.
Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.
Культура, человек и картина мира. М., 1987.
Философия и культура. М., 1985.
1. Слово "культура" происходит от латинского взращивать, возделывать зем-
лю, заниматься земледелием. Первоначальное значение - возделывание, обра-
ботка земли. Применительно к человеку впервые появляется у Цицерона
("Тускуланские беседы", 45 г. до н.э.): "философия - это культура ума".
Исторические значения понятия "культура":
В эпоху античности (УП в. до н.э.- У в. н.э.) - это воспитанность, противо-
поставление варварству (варвары - это те, кто не говорит по-гречески или
по латыни);
В средние века (У -Х1У вв.) - отождествлялась с городским укладом жизни;
В эпоху Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.) - это уровень индивидуального духов-
ного развития;
В Новое время (с ХУП в.) - уровень развития духовных и практических на-
выков отдельных народов;
С Х1Х века - способ специфического человеческого существования.
Сегодня существует около 600 различных определений культуры: технологи-
ческие, эвристические, информационные, семиотические, аксиологические, гу-
манитарные, антропологические, социологические, исторические, норматив-
ные, психологические, метрологические, педагогические и др.
Мы будем опираться в нашей работе на следующее определение: "Культура -
это специфический способ организации и развития человеческой жизнедея-
тельности, представленный в продуктах
материального и духовного
системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности
отношений людей к природе, между собой и самим себе." (Философский эн-
циклопедический словарь. С. 292).
2. Культура есть
результат человеческой
очередь есть результат воздействия на него культуры, культура социализирует и
индивидуализирует личность.
В обществе культура выполняет следующие функции:
Человекотворческую - это главная
системообразующая, остальные
ступают конкретизацией ее;
Трансляции социального опыта;
Регулятивную;
Семиотическую (знаковую);
Аксиологическую (ценностную);
Коммуникативную и др.
3. Термин "культурология" ввел американский антрополог и философ Лесли
Уайт (1900-1975). Культурология - это специальная область научного знания,
общая теория культуры. Объектом изучения культурологии является культура
как сложная система, находящаяся в постоянном движении и развитии, в кото-
рой ее элементы находятся во внутренней взаимосвязи. Цель культурологиче-
ского исследования - детальный анализ культуры во всех ее модусах и проявле-
ниях, позволяющая построить
Методы изучения культуры - диахрония и синхрония.
В исследовании социальных
и духовных процессов
культурологии неизменно возрастает.
Тема 2. Культура как целостная
иерархическая система (2 часа)
План
1. Структура культура.
2. Три вида культуры: материальная, духовная, художественная.
3. Основные элементы культуры (формы культуры).
Литература
Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. М.,1978.
Взаимовлияние форм культуры в духовной жизни общества. Л., 1986.
Национальная культура и общение. М., 1977.
Субкультурные объединения молодежи. М., 1987.
1. Культура - это совокупность входящих в нее элементов и организация
этих элементов, она включает в себя результаты деятельности человека, про-
цесс этой деятельности, отношения в процессе деятельности между людьми и
отношение человека к самому себе.
Культура - это иерархическая система. По субъекту-носителю эта иерархия
выглядит следующим образом: человечество народы соци-
альные общности малые группы личность; личность
малые группы социальные общности народы
человечество.
Культура также подразделяется
на культуру народную и
сиональную. Национальная культура есть синтез народной
(непрофессиональной) и профессиональной. По характеру культура подразде-
ляется на общую и профессиональную, в свою очередь профессиональная под-
разделяется на субкультуры по признаку профессиональной деятельности. Вы-
деляются также субкультуры по возрасту, по полу.
Человек - субъект культуры, то есть творец культуры. Но человек является
также и объектом культуры, прежде чем он обретает способность творить куль-
туру, он потребляет ее и должен стать носителем культуры.
2. Культура подразделяется также на виды в зависимости от вида деятельно-
сти человека: три вида деятельности (производственная, интеллектуальная и
художественная) - три вида культуры (материальная, духовная, художествен-
ная).
Духовная культура существует в двух формах: 1) духовные качества человека и
2) деятельность по
ных ценностей (научные работы, произведения искусства, нормы права, морали
и т.д.)
Экономическая, экологическая,
политическая культура
риальную и духовную культуру в целом.
Художественная культура - искусство - особая деятельность по созданию об-
раза человека в слове, музыке, цвете, форме. Структурные элементы художест-
венной культуры: художественные потребности, художественные ценности, ху-
дожественное произведение, художественное потребление, художественное
воспитание.
3. В структуре культуры можно говорить о ее составляющих элементах -
формах культуры: язык, миф, религия, мораль, право, искусство, философия,
наука, техника и т.д. Есть еще универсалии культуры (предельно общие поня-
тия), они задают представление о мире и месте человека в нем: труд, норма,
ценность, истина, долг, честь, справедливость, природа, пространство, время,
материнство, гостеприимство и т.д. Они историчны, меняются по мере разви-
тия общества.
Тема 3. Культура как совокупность ценностей.
Культурное наследие (2 часа)
План
1. Ценности. Человек в мире ценностей.
2. Структура ценностей и уровни культуры.
3. Культурное наследие. Преемственность в культуре. Традиции и новации.
Литература
Алпатов М.М. Немеркнущее наследие. М.,1990.
Покровская А.Н. Художественные ценности в изменяющемся мире. Мн., 1990.
Соколов Э.В. Культура и личность. М., 1972.
1. Ценности - это материальные и идеальные объекты, способные удовлетворить
какие-либо потребности человека, класса, общества и служить их интересам и
целям. Ценности - это субстанция культуры, придающая ей своеобразие. Мир
ценностей многообразен. Ценностные ориентации личности - поиск в мире
ценностных смыслов, отражающих сложную иерархию ценностных отношений
данного общества. Ценности составляют мир культуры, обращение к ним есть
овладение культурой.
2. Основные формы (способы)
ценностный выбор - источник мотивации действий и поведения человека
во всех областях культуры;
ценность - идеал (не только сущее, но и представление о должном). Идеал
должен иметь реальное содержание;
ценность предстает в
(будучи "духовной предметностью" имеют материальных носителей и, наобо-
рот, материально-вещественные формы, включенные в контекст общественных
отношений, обретают ценностное звучание).
Взаимосвязь материальной и духовной культуры идет через ценностные осно-
вания. Предмет труда становится предметом культуры, если он включен в
жизнь общества и человека, если он выражает характер ценностных предпочте-
ний субъектов. Одна и та же вещь может выступать в различных функциях в за-
висимости от координат ценностных отношений, в которых она оценивается: а)
утилитарная, б) экономическая, в) статусно-престижная, г) общения.
Ценности есть материальные, духовные и художественные; есть ценности
общечеловеческие, классовые, социальных групп, личности. Духовные ценности
обладают особой долговечностью (в отличие от материальных), они не знают
морального старения.
Ценности историчны (их набор, функции различны на разных этапах развития
общества), иерархичны (от общечеловеческих до личностных), в классовом об-
ществе носят классовый характер.
1. Культурное наследие - совокупность связей, отношений и результатов мате-
риального и духовного производства прошлых исторических эпох; это форма, в
которой выражается преемственность - связь предшествующих и последующих
состояний культуры. Преемственность носит объективный и всеобщий харак-
тер, проявляется в материальной и духовной культуре, может быть непрерывной
и прерывной.
Традиция ( от лат. предание, передача) - элементы социального и культурного
наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в опреде-
ленных обществах, классах, группах в течение длительного времени
(общественные установления, нормы поведения, ценности). Традиции бывают
стихийные и сознательные, "мертвые" и "живые", функционирующие и не-
функционирующие, динамичные и статичные и т.д.
Инновации
(от лат. обновление) - деятельность
и результаты
деятельности по созданию нового. Инновации есть конвергентные и не конвер-
гентные. Источник инноваций - творческая деятельность человека.
Традиции и инновации
на каждом данном уровне
находится в оптимальном соотношении друг к другу: если превалируют тради-
ции, то развитие общества замедляется, если новации - оно теряет устойчи-
вость.
Тема 4. Культура - код, матрица цивилизации (2 часа)
План
1. Цивилизация как
2. Типы цивилизаций:
3. Диалектика цивилизации и
Литература
Баландин Р.К., Бондарев П.Г. Природа и цивилизация. М., 1988.
Древние цивилизации. М.,1989
Массон В.М. первые цивилизации. М., 1989.
1. Цивилизация (от лат.
несколько значений:
Синоним культуры;
Уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культу-
ры;
Ступень общественного
Ф.Энгельс);
"Закат", упадок, гибель культуры (О.Шпенглер "Закат Европы").
Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и госу-
дарства" высказал мысль, что цивилизация возникает на определенной стадии
развития человеческого рода как результат развития производительных сил,
разделения труда и
собственно социальных (всеобщих) форм связей. Структура цивилизации в этом
случае предстает перед нами как:
государство;
классы;
города;
письменность.
Предпосылки формирования цивилизации:
познавательная деятельность человека;
освоение окружающей действител
совершенствование орудий
совершенствование социальных отношений.
Понятие цивилизации включает в себя два основных момента:
параметры описания
явить ее специфику;
момент специфики любой
"доисторического" общества.
Первые цивилизации появились на Ближнем Востоке и в Египте на рубеже
1У и Ш тысячелетия до нашей
эры, где сложились
для их возникновения.
2. Тип цивилизации - это определенное социокультурное пространство, кото-
рое определяется по господствующим в социальном взаимодействии мотиваци-
онным механизмам (интересы, ценности, нормы, идеалы).
Информация о работе Краткий конспект лекций по культурологии