Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:05, курс лекций
Задачи курса:
раскрыть сущность процессов возникновения, развития, функционирования культуры как системы;
процессов взаимодействия культур; этнонациональных особенностей культуры;
осмыслить социальный опыт отношений между людьми, их миропонимание, отраженное в зеркале искусства.
демонстрирует традицию постмодернизм - направление искусства в конце ХХ
века. Постмодернизм пытается актуализировать все стили и направления, цити-
руя их в новом произведении.
Соотношение традиций и новаций определяют облик цивилизации, облик
культуры. Если преобладают традиции, общество развивается медленно, если
инновации быстро, рывками, с резкой сменой социальной структуры, уровня
производительных сил и
Европейская цивилизация и культура развивались быстро, стремительно, рыв-
ками (скачками), европейская цивилизация и культура инновационны по своей
сути. А миссия европейской цивилизации - сохранить в своих недрах все, что
было выработано человечеством за долгую историю его существования.
Тема 10. Особенности развития восточнославянских
культур (русская, украинская, белорусская).
План
1. Истоки и пути развития
2. Место России в общемировой цивилизации и культуре.
3. Особенности российского
4. Особенности развития культуры белорусского народа.
Литература
Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М.,1990.
Зезина М.Р, Кошман Л.В., Шульгин В.С. История пусской культуры. М.,1989.
Нарысы па г1сторы1 Беларус1. Мн.,1994.
1. Истоки российской культуры:
Праславянская культура;
Языческая культура славянских племен (древляне, поляне, северяне, криви-
чи, дреговичи, радимичи, вятичи и др.);
Христианство (Русь приняла крещение в 988 году);
Византийская культура (она осуществляет связь славянской культуры с куль-
турой античности).
Пути развития развития российской культуры:
1У-У1 вв. - расселение славянских
племен на территории
пы. Социально-экономическая форма жизни - семейная община, отсюда
общинная собственность на землю. Для древних славян было характерно
языческое мировоззрение, проявляющееся в тотемизме, фетишизм, анимизм,
магия;
1Х-ХП вв. - Киевская Русь (первое государство восточных славян). В это
время на княжении на Русь были приглашены, согласно летописям, варяж-
ские конунги, ставшие киевскими князьями - Рюриковичи. Культура Киев-
ской Руси - это феодальная городская культура (на Руси упоминается не ме-
нее 100 городов, среди них такие как, Киев, Новгород, Полоцк, Чернигов.
Владимир и др.) Главным культурным событием этого периода стало
"крещение" Руси в 988 году. Христианство на Русь приходит из Византии,
оно наступает на язычество, уживается с ним (Масленица, Ивана Купала,
Коляды и др.). Вместе с христианством на Русь приходит Византийская
культура, которая в свою очередь, является наследницей античной культуры,
но уже иначе интерпретируемой. Из Византии на Русь приходит книжность,
письменность, мораль, закон, ремесло, музыка, каменное зодчество, иконо-
пись, мозаика, фреска и др.
ХШ-ХУ вв. - монголо-татарское нашествие. Оно затормозило экономиче-
ское развитие, разрушило ремесло, привнесло восточные элементы в рос-
сийскую культуру (лексикон, мотивы прикладного искусства, элементы
одежды, организация войска, ямская служба и т.д.).
Х1У-ХУ1 вв. - Московская Русь (период формирования централизованного
государства). В 1380 г. произошла Куликовская битва, с момента которой и
начинается период формирования государства Московия. К этому времени
относится закрепощение крестьян, формирование русской народности. Мо-
сква становится центром государства (возводится Московский кремль), ста-
новится центром православного
мира (после падения
1453 г. под ударами турок
разована в Московскую и всея Руси патриархию. Игумен Филофей провоз-
гласил Москву "третьим Римом". Родословная Московских князей обрела
новую легенду, она восходила теперь к римскому императору Августу
("Сказание о князьях
нии царских регалий (держава, скипетр и шапка Мономаха) - она связывала
Московскую Русь с византийскими императорами. В это время оформляет-
ся идея мессионизма славянского православия. Складывается древнерусская
литература, оформляется московская школа иконописи (Феофан Грек, Анд-
рей Рублев, Данила Черный, Дионисий), древнерусское зодчество
(сооружается Московский
ся шатровый стиль в зодчестве, он выполняет ту же роль, что и готика в За-
падной Европе).
ХУП в. - подготовка реформ Петра 1. В 1613 году на царский трон был из-
бран Михаил Романов (новая династия, Рюриковичи прекратились со смер-
тью Ивана 1У), в 1649 году земский собор принял новое соборное уложе-
ние, закрепостившее всех крестьян. На этот период падает церковный рас-
кол (патриарх Никон, протопоп Аввакум и царь Алексей Михайлович), се-
куляризация культуры. В 1687 году открывается первое высшее учебное за-
ведение на Руси славяно-греко-латинская академия, Симеон Полоцкий по-
ложил начало русской системе стихосложения (силлабическое стихосложе-
ние основано на ударном слоге) и написал две книги "Рифмологион",
"Вертоград многоцветный".
ХУШ-Х1Х - Петровская Русь. Петр 1 (1672-1725 гг.) осуществил реформы:
управления, военную, податную, церковную, ввел новое понимание лично-
сти (не богатство и знатность, а личные качества и заслуги), создал систему
светского образования, ввел изменения в быт. Поощрял развитие науки, ис-
кусства - всего три тысячи узаконений. Это был путь приобщения русской
культуры к западноевропейской. С этого времени Россия живет в двух куль-
турных этажах: верхние слои общества живут в западной культуре, а народ-
ный массы - в культуре Московской Руси.
ХХ в. - революция в России привела к коренным изменениям в культуре.
Для этого времени характерны массовый атеизм и догматический марксизм,
отрицание ценностей дворянской россии и формирование новой пролетар-
ской культуры, социалистический реализм, как творческий метод искусства,
в это время складывается тоталитарный режим в России и формируется то-
талитарная культура, тоталитарная эстетика.
1985 г - перестройка в экономике и культуре.
1991 г - распад СССР и усиление националистических тенденций
1. В 30-е гг. Х1Х
в. П.Я. Чаадаев поставил
вой цивилизации: "Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе,
ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что че-
ловечество помимо двух своих сторон, определяемых Запад и Восток, облада-
ет еще и третьей стороной".
Западники (Кавелин К.Д., Чернышевский Н.Г., Чичерин Б.И. и др.) рассматри-
вали Россию как азиатскую страну, которой необходимо цивилизоваться, идти
по западному пути развития.
Славянофилы (братья Киреевский И.В. и П.В., Хомяков А.С., Аксаковы
И.С. и К.С. и др.) видели пути развития России лишь в славянской крестьян-
ской общине (выросла из семейной общины славянских племен).
В ХХ веке развернулось евразийское движение: Россия относится к евра-
зийской цивилизации (востоко-западной).
Американский историк Тредголд Д. утверждает, что в процессе становления
Московского государства (1450-1700 гг.) утвердился восточный тип общества,
для которого характерны:
Политический монизм;
Слабовыраженный принцип
Произвол власти;
Отсутствие понимания личности как абсолютной ценности.
В результате реформ Петра 1 Россия повернула в сторону западной модели об-
щественного развития. Революция 1917 года разрушила все, что связывало Рос-
сию и Европу.
Историческая судьба восточный славян может быть понята как судьба кон-
тактных государств в диалоге Запада и востока, который носит маятниковый
характер. Была Россия Киевская, Московская, Петровская, Советская, теперь
Россия новая. Культура России может быть понята лишь как культура контакт-
ной цивилизации. Она впитывала в себя элементы и западной, и восточной
культур и на этой основе формировалась
специфическая русская
похожая ни на западную, ни на восточную.
3. В условиях качания Запад-
цементировало общество, формировало государство, освящало государственную
власть. Исторический путь России - образец постоянного укрепления автори-
тарной тенденции в
князь, царь, император, Генеральный секретарь ЦК КПСС, президент России:)
В ХУ-ХУ1 вв. оформляется идея мессионизма славянского православия, идея
мессионизма русской православной церкви, оформляется теория "Москва -
третий Рим", Москве в ней отводится миссия быть мессией (спасителем мира и
человечества).
Русская культура по
своему типу всегда была
та же основа - христианство) и ей всегда были присущи черты европейской
культуры: личностной начало, открытость, восприимчивость к другим культу-
рам, стремление к свободе, творческое самовыражение.
Особенности русской культуры: Россия - многонациональная страна, отсюда
ее толерантность (веротерпимость, терпимость в национальных отношениях);
соборность (в хозяйственной жизни - это крестьянская община, в политике -
это представительство, в музыке - это хоровое начало).
Татаро-монгольское нашествие,
раскол христианства на
(католическое) и восточное (кафолическое) в 1054 году обособили Русь от за-
падноевропейского мира, западноевропейской культуры. Прорыв к европейской
культуре сделал Петр 1, и Россия творчески осваивает культуру Европы. За это
время она впитала идеи французского просвещения, масонство, марксизм, нау-
ку и др.
В 1725 году в неграмотной России открывается Академия наук, в 1755 году
открывается Московской университет по инициативе М.В.Ломоносова, а в Х1Х
веке Россия переживает блестящее развитие науки (Лобачевский, Ковалевская,
Зинин, Менделеев, Попов, Павлов, Мечников, Жуковский и др.).
Основу древнерусской художественной системы составляли крестово-
купольный храм и икона (заимствованы из Византии), тесно связанные с рели-
гией тематикой, содержанием, формой.
Древнерусское искусство
на основе заимствований из Византии и сложившихся канонов в православной
вере. Начиная с Петра 1, русское искусство развивается как эхо западноевро-
пейского. В Европе последовательно сменяют друг друга художественные сти-
ли и направления, в России они сосуществуют, соседствуют, быстро сменяют
друг друга, иногда соединяясь в творчестве одного художника: А.С.Пушкин сна-
чала был романтиком, затем сентименталистом, натуралистом и наконец реа-
листом. Для М.В.Ломоносова были характерны витиеватый слог барокко и на-
пыщенность классицизма.
Х1Х век - "золотой век" русской культуры, она проходит путь от класси-
цизма к модернизму, от заимствований (ампир) к лидерству (модернизм). Про-
грамму русского искусства Х1Х века сформулировал А.С.Пушкин:
"И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал:"
Одна из особенностей русской культуры - доминанта нравственных ценно-
стей, повышенное чувство идеала вообще (Истина, Добро, Красота в их исход-
ном единстве и нераздельности).
Источник для самосознания культуры - контакт культур. Культурное само-
сознание возможно лишь при учете другой культуры, по контрасту, когда про-
исходит взаимное отзеркаливание. Контакт с западноевропейской мыслью дает
импульс развитию русской философии, осмыслению путей развития русской
культуры, формированию национального самосознания.
4. Беларусь - контактная зона внутри славянства. Истоки культуры белорусско-
го народа:
Культура балтов, населявших территорию Беларуси в начале первого тыся-
челетия нашей эры (ятвяги, литва и др.);
Культура славянских племен (радимичи, кривичи, дреговичи, полочане и
др), расселившиеся на этой территории с 1У-У1 вв.;
Христианство (Полоцкая епархия основана в 992 году);
Византийское влияние (
вместе с христианством);
Польское влияние, приносящее
сюда католическую веру и
ноевропейской культуры;
Русское влияние (общность корней культуры и постоянное влияние русской
православной церкви) и др.
Пути развития белорусской культуры:
Расселение славянских племен (1У-У1 вв.);
Киевская Русь. Полоцк, Туров, Гомель, Заславль и др;
Великое княжество Литовское (ХШ век) белорусы - литвины-русины. Като-
лическая церковь. Летописание. Статусы ВКЛ. Микола Гусовский. Фран-
цыск Скарына.
Речь Посполитая - конфедерация двух государств, четырех народов
(белорусского, польского, литовского и украинского). Окатоличивание.
Информация о работе Краткий конспект лекций по культурологии