Краткий конспект лекций по культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:05, курс лекций

Описание работы

Задачи курса:
раскрыть сущность процессов возникновения, развития, функционирования культуры как системы;
процессов взаимодействия культур; этнонациональных особенностей культуры;
осмыслить социальный опыт отношений между людьми, их миропонимание, отраженное в зеркале искусства.

Файлы: 1 файл

КАЛАЧ Е.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

постмодернизм. Он стремится заполнить  пространство между элитарной и  мас-

совой культурами, стереть границы  между ними, отражая положение  мигранта

в сложившейся системе ценностей.

Цель постмодернизма - выход за пределы исторического человека, охватить

вселенную, ничего в ней не урезая и не уменьшая, восстановить в  своих  правах

все многообразие исторических культурных форм постмодернизм реализуется  в 

полистилистике, фрагментарности, интертекстуальности, цитировании и т.д.

 

 

Тема 13. Революция 1917 года и культура (2 часа).

 

План

1.Революция - переворот культуре.

2.Интеллигенция и культура.

3.Культурное строительство в  СССР в первые годы Советской  власти.

 

Литература

Горбунов В.В. В.И. Ленин и Пролеткульт. М., 1974.

Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. история русской культуры. М., 1990.

История русского и советского искусства. М., 1989.

Искусство революции. Л., 1987.

Куманев В.А Революция и просвещение. М., 1983.

Федюкин С.А. Великий Октябрь и  интеллигенция. М., 1983

 

1. Революция - это переворот, это глубокие качественные изменения в развитии

каких-либо явлений природы, общества, познания. Революция 1917 года - соци-

альная, она сопровождалась революцией в культуре.

   Плана культурного строительства  ни у Ленина, ни  у партии  большевиков не

было, до революции такой план ими  не был выработан. После революции  в 

России сложилось два лагеря относительно того, какой быть культуре:

  Пролеткульт (А.А.Богданов, ФИ.Калинин,  В.Ф.Плетнев и др.) - отвергали 

культуру прошлого, призывали к  ее разрушению и созданию новой

(пролетарской) культуры, свободной  от классовой примесей и наслоений;

  Наркомпрос (А.В.Луначарский, Н.К.Крупская  и др.) - проводили идею ши-

рокой буржуазно-демократической  программы, которая должна подготовить 

переход к социалистической эпохе, использования буржуазных специали-

стов.

В.И.Ленин определил свое отношение  к Пролеткульту в 1920 г. после того,

как Пролеткульт потребовал независимого от Наркомпроса существования,

он выступил с его критикой и  четко сформулировал идею использования

культурного наследия прошлого. Термин "культурная революция" появился

в 1923 году (работа "О кооперации"), обобщая опыт Наркомпроса по созда-

нию новой культуры.

 

2. Термин "интеллигенция" появился  в Росси в 70-ые гг.Х1Х века, его ввел в

обиход писатель П.Д.Боборыкин. В  Европе этот термин употребляется в  смысле 

интеллекта вообще, познавательной способности человеческого разума. В Рос-

сии  интеллигенция - это особая общественная сила, социальная группа, обла-

дающая научным, художественным и другим опытом и для которой этот опыт

является орудием труда. Интеллигенция  различается по характеру своей  дея-

тельности и тем функциям, которые  она выполняет в обществе. От деятельно-

сти интеллигенции зависит прогресс науки  и техники, искусства, образования,

медицины и т.д. Классом  интеллигенция  не является ("не примыкая к классу,

она есть нуль"- В.И.Ленин).  Социальный смысл и назначение деятельности ин-

теллигенции определяется тем, на позиции  какого класса она становится. Соз-

дание теории социалистической революции и подготовка ее в России - дело рук

интеллигенции. До революции в России можно выделить три группы интелли-

генции: пролетарскую, буржуазную и  мелкобуржуазную.

     Февральскую революцию   интеллигенция приняла с бурным  восторгом, эта

революция провозглашала программу  демократизации общества. По отношению 

к Октябрьской революции, провозгласившей  диктатуру пролетариата, интелли-

генцию условно можно разбить  на три группы:

  Интеллигенция, которая приняла  революцию - это В.Маяковский, А.Блок,

В.Мейерхольд, К.А.Тимирязев и др.;

  Интеллигенция, которая определила  свое отношение к революции  как ней-

тральное - это И.И.Павлов, Л.Шахматов, С.Ф.Ольденбург и др.;

  Интеллигенция, которая не  приняла революцию - это эмиграция  и те, кто с

оружием в руках встал на защиту старого строя.

Со стороны революционной России к интеллигенции сложилось весьма своеоб-

разное отношение - это недоверие, подозрительность, насилие, грубость, даже

враждебность, репрессии - все это  вызывало неприятие революции у интелли-

генции. Результат - эмиграция, добровольная и вынужденная. Ленин оценивал

первую волну эмиграции в  ХХ веке из России в 2 миллиона человек.

 

3. Для руководства культурным  строительством в России был  создан Нарком-

прос, в который вошли А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, П.Н.Лепешинский, се-

стры Л.Р. и В.Р. Менжинские, В.М.Бонч-Бруевич, В.М.Познер и др.). Нарком-

прос занимался реализацией  декретов Советской власти в сфере  культуры. Цен-

тральная задача Советской власти -     ликвидация неграмотности, создание но-

вой советской школы. В 1925 году был  принят закон о всеобуче, заработал  он

только в 1939 году ( в 1932 году 98% детей  в возрасте 8-11 лет были охвачены

учебой).

     Одной из задач  Наркомпроса стала подготовка  новой интеллигенции из ра-

бочих и крестьян (под интеллигенцией с этого времени понимается специалист

с дипломом). Для  формирующейся  системы образования характерна ориента-

ция на реальное образование, отказ  от классического образования, новые  пра-

вила приема в вузы, открывающие дорогу к высшему образованию детям рабо-

чих и крестьян.

     Стержнем перестройки  всей духовной жизни стала  идеология пролетариата,

идеология марксизма. Идейная борьба развернулась во всех сферах жизни: в 

науке, печати, литературе, искусстве  и т.д. В ходе этой борьбы формировалась

новая литература, новое искусство, основным художественным методом стано-

вится метод социалистического  реализма.  Началом формирования новой куль-

туры можно считать и  ленинский  план монументальной пропаганды, в  соот-

ветствии с которым предполагалось установить ряд памятников деятелям куль-

туры, чей вклад, по мысли Ленина, способствовал подготовке и победе Великой 

Октябрьской социалистической революции. С этого времени устанавливается 

жесткий контроль партии (тотальный контроль) над сферой культуры, форми-

руется аппарат цензуры (Главлит, Главполитпросвет, Главрепертком, Глави-

скусство).

    Строительство новой  культуры завершилось, как провозгласила  партия, в се-

редине 30-ых годов.

 

 

Тема 14. Тоталитаризм и культура (2 часа)

 

План

1. Тоталитарная система и тоталитарная  эстетика.

2. Социалистический реализм как  метод искусства тоталитарной  системы.

3. Командно-административная система   и ее руководство сферой культуры.

 

Литература

Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин  В.С. история русской культуры. М., 1990.

История русского и советского искусства. М., 1989.

Очерки истории советского искусства. 1917-1977. М., 1990.

Советская культура: История и современность. М., 1983.

 

1. Тоталитаризм - этот термин происходит  от латинского  слова "весь, целый,

полный". Тоталитарное государство - это государство, где осуществляется пол-

ный контроль над всеми сферами  жизни общества: политикой, экономикой,

культурой   со стороны государства  или партии, отождествившей себя с  госу-

дарством. Тоталитарное государство формирует свою культуру:

  Объявляет искусство и всю  культуру орудием своей идеологии  и средством 

борьбы за власть;

  Монополизирует все средства  и формы художественной жизни  страны;

  Создает всеохватывающий аппарат  контроля и управления искусством;

  Выбирает одну тенденцию  искусства, наиболее отвечающую  его целям и 

объявляет ее официальной, единственной и общеобязательной;

  Начинает и доводит до  конца борьбу со всеми стилями  и тенденциями в ис-

кусстве, отличными от официального.

 Складывается тоталитарная  эстетика, ее основные черты: реализм,  народность,

массовость, идейность.

   В начале 30-ых гг. в   СССР складывается тоталитарное  государство, устано-

вившее жесткий партийный контроль над всеми сферами жизни общества. Это

произошло в силу следующих обстоятельств:

  Низкий культурный уровень  (кругозор) населения, господство  религиозного 

сознания, культивирующего  идею учительства (вождизма);

  Примитивное представление  о социализме;

  Отсутствие демократических  традиций как у народа, так и у партии;

  Возведение марксизма-ленинизма  в догму.

Тоталитарная система формирует  свою систему воспитания человека, цель ко-

торой - превратить человека в часть  безликой толпы. Толпа легче, чем  отдель-

ный человек, поддается манипулированию; чувство коллективизма растворяет

человека, он теряет чувство ответственности, совесть и т.д.

 

2. В начале ХХ века рождается  социалистический реализм как  метод художест-

венного творчества (роман М.Горького "Мать", пьеса "Враги" - 1906-1907 гг.).

В начале 30-ых гг. социалистический реализм  занял ведущее место в литературе

и искусстве. Само понятие социалистического  реализма, как выражение худо-

жественной концептуальной специфики  нового искусства, вырабатывалось в 

ходе бурных дискуссий, определявших его как: "пролетарский реализм"

(Ф.Гладков, Ю.Либединский), "тенденциозный  реализм" (В.Маяковский), 

"монументальный реализм" (А.Толстой),  "реализм с социалистическим  содер-

жанием" (Ставский). В 1934 году Устав  союза писателей определил социали-

стический реализм в виде требования "правдивого, исторически конкретного

изображения жизни в ее революционном  развитии". Основные требования со-

циалистического реализма как метода художественного творчества сводятся к 

следующему:  народность, партийность, интернациональность. Для искусства

социалистического реализма характерны также монументализм и парадность.

 

3. Начало 30 гг. - 1953 г. - период культа  личности И.В.Сталина 

(тоталитаризм), 1953-1964 гг. - период "хрущевской  оттепели". Но и в период 

"оттепели" в культуре имели место рецидивы прошлой системы (Борис Пастер-

нак и его роман "Доктор Живаго", Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко,

выставка в манеже и др.).

    С 1964 года  усиливается  идеологический диктат, цензура,  особенно после 

постановления ЦК КПСС "О повышении ответственности руководителей орга-

нов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и ис-

кусства за  идейно-политический уровень  публикуемых материалов и репертуа-

ра" (январь 1969 г.), не допускающих  никаких отступлений от официальных ус-

тановок линии ЦК КПСС. Ответственным  за идеологию в стране был М.Суслов.

В это время усиливается административный нажим во всех сферах жизни обще-

ства (экономика, политика, идеология, искусство), складывается администра-

тивно-командная система. В сфере культуры командно-административная  сис-

тема - это бюрократизация управления, произвольное ограничение творческой

самостоятельности интеллигенции. Результат - кризис культуры: скептицизм,

равнодушие, пьянство, наркомания, потребительские настроения, отставание в

сфере науки и образования, волна  антиинтеллектуализма, вынужденная  эмиг-

рация (третья волна в ХХ веке). Первым советского гражданства был лишен  пи-

сатель Валерий Тарсис в 1967 году. К концу 70-ых гг. необходимость политиче-

ских, экономических и реформ в  сфере культуры ощущается всеми  слоями об-

щества. Преобразования начинаются в  СССР в 1985 году при М.С.Горбачеве,

провозгласившем "демократизацию и гласность".

 

 

Тема 15. Проблемы современной 

             (постсоветской)   культуры   (2 часа)

 

План

1. Перестройка 80-ых: достижения  и проблемы.

2. Распад СССР и перспективы  развития национальных культур.  Прогнозиро-

вание  развития культуры.

 

Литература

Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.

Моль А. Социодинамика культуры М., 1973.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1982.

 

1. 70-ые гг. - это кризис  в сфере  культуры (волна антиинтеллектуализма, при-

способленчество с двойной моралью, экономическая и политическая дискри-

минация интеллигенции - зарплата и квоты на вступление в партию, люмпени-

зация населения, отставание в сфере

образования, здравоохранения, науки, рост вынужденной эмиграции - лишение 

гражданства).  В художественной культуре  четко просматриваются  два пласта:

пласт официальный (поддерживается государством и партией) и пласт неофи-

циальный (государство ведет с  ним борьбу).

    В 1985 году М.С.Горбачев  начинает перестройку. В 1989-1988 гг. усиливается 

внимание к сфере культуры, проходят съезды творческих союзов, создаются  но-

вые творческие объединения. Параметры  новой ситуации в культуре можно  вы-

разить так: демократизация, гласность, критика негативных явлений, свободное 

выражение мнений, "новое искусство", усиление контактов с Западом. Пере-

стройка началась с открытия шлюзов. Три потока ошеломили советского чело-

века одновременно: поток отечественной  литературы из закрытых фондов, по-

Информация о работе Краткий конспект лекций по культурологии