Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:05, курс лекций
Задачи курса:
раскрыть сущность процессов возникновения, развития, функционирования культуры как системы;
процессов взаимодействия культур; этнонациональных особенностей культуры;
осмыслить социальный опыт отношений между людьми, их миропонимание, отраженное в зеркале искусства.
постмодернизм. Он стремится заполнить пространство между элитарной и мас-
совой культурами, стереть границы между ними, отражая положение мигранта
в сложившейся системе ценностей.
Цель постмодернизма - выход за
пределы исторического человека
вселенную, ничего в ней не урезая и не уменьшая, восстановить в своих правах
все многообразие исторических культурных форм постмодернизм реализуется в
полистилистике, фрагментарности, интертекстуальности, цитировании и т.д.
Тема 13. Революция 1917 года и культура (2 часа).
План
1.Революция - переворот культуре.
2.Интеллигенция и культура.
3.Культурное строительство в СССР в первые годы Советской власти.
Литература
Горбунов В.В. В.И. Ленин и Пролеткульт. М., 1974.
Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. история русской культуры. М., 1990.
История русского и советского искусства. М., 1989.
Искусство революции. Л., 1987.
Куманев В.А Революция и просвещение. М., 1983.
Федюкин С.А. Великий Октябрь и интеллигенция. М., 1983
1. Революция - это переворот, это глубокие качественные изменения в развитии
каких-либо явлений природы, общества, познания. Революция 1917 года - соци-
альная, она сопровождалась революцией в культуре.
Плана культурного
было, до революции такой план ими не был выработан. После революции в
России сложилось два лагеря относительно того, какой быть культуре:
Пролеткульт (А.А.Богданов, ФИ.Калинин, В.Ф.Плетнев и др.) - отвергали
культуру прошлого, призывали к ее разрушению и созданию новой
(пролетарской) культуры, свободной
от классовой примесей и
Наркомпрос (А.В.Луначарский, Н.К.
рокой буржуазно-демократической программы, которая должна подготовить
переход к социалистической эпохе, использования буржуазных специали-
стов.
В.И.Ленин определил свое отношение к Пролеткульту в 1920 г. после того,
как Пролеткульт потребовал независимого от Наркомпроса существования,
он выступил с его критикой и четко сформулировал идею использования
культурного наследия прошлого. Термин "культурная революция" появился
в 1923 году (работа "О кооперации"), обобщая опыт Наркомпроса по созда-
нию новой культуры.
2. Термин "интеллигенция" появился в Росси в 70-ые гг.Х1Х века, его ввел в
обиход писатель П.Д.Боборыкин. В Европе этот термин употребляется в смысле
интеллекта вообще, познавательной
способности человеческого
сии интеллигенция - это особая общественная сила, социальная группа, обла-
дающая научным, художественным и другим опытом и для которой этот опыт
является орудием труда. Интеллигенция различается по характеру своей дея-
тельности и тем функциям, которые она выполняет в обществе. От деятельно-
сти интеллигенции зависит прогресс науки и техники, искусства, образования,
медицины и т.д. Классом интеллигенция не является ("не примыкая к классу,
она есть нуль"- В.И.Ленин). Социальный смысл и назначение деятельности ин-
теллигенции определяется тем, на позиции какого класса она становится. Соз-
дание теории социалистической революции и подготовка ее в России - дело рук
интеллигенции. До революции в России можно выделить три группы интелли-
генции: пролетарскую, буржуазную и мелкобуржуазную.
Февральскую революцию
интеллигенция приняла с
революция провозглашала программу демократизации общества. По отношению
к Октябрьской революции, провозгласившей диктатуру пролетариата, интелли-
генцию условно можно разбить на три группы:
Интеллигенция, которая
В.Мейерхольд, К.А.Тимирязев и др.;
Интеллигенция, которая
тральное - это И.И.Павлов, Л.Шахматов, С.Ф.Ольденбург и др.;
Интеллигенция, которая не приняла революцию - это эмиграция и те, кто с
оружием в руках встал на защиту старого строя.
Со стороны революционной
разное отношение - это недоверие, подозрительность, насилие, грубость, даже
враждебность, репрессии - все это вызывало неприятие революции у интелли-
генции. Результат - эмиграция, добровольная и вынужденная. Ленин оценивал
первую волну эмиграции в ХХ веке из России в 2 миллиона человек.
3. Для руководства культурным строительством в России был создан Нарком-
прос, в который вошли А.В.
стры Л.Р. и В.Р. Менжинские, В.М.Бонч-Бруевич, В.М.Познер и др.). Нарком-
прос занимался реализацией декретов Советской власти в сфере культуры. Цен-
тральная задача Советской власти - ликвидация неграмотности, создание но-
вой советской школы. В 1925 году был принят закон о всеобуче, заработал он
только в 1939 году ( в 1932 году 98% детей в возрасте 8-11 лет были охвачены
учебой).
Одной из задач Наркомпроса стала подготовка новой интеллигенции из ра-
бочих и крестьян (под интеллигенцией с этого времени понимается специалист
с дипломом). Для формирующейся системы образования характерна ориента-
ция на реальное образование, отказ от классического образования, новые пра-
вила приема в вузы, открывающие дорогу к высшему образованию детям рабо-
чих и крестьян.
Стержнем перестройки всей духовной жизни стала идеология пролетариата,
идеология марксизма. Идейная борьба развернулась во всех сферах жизни: в
науке, печати, литературе, искусстве и т.д. В ходе этой борьбы формировалась
новая литература, новое искусство, основным художественным методом стано-
вится метод социалистического реализма. Началом формирования новой куль-
туры можно считать и ленинский план монументальной пропаганды, в соот-
ветствии с которым
туры, чей вклад, по мысли Ленина, способствовал подготовке и победе Великой
Октябрьской социалистической революции.
С этого времени
жесткий контроль партии (тотальный контроль) над сферой культуры, форми-
руется аппарат цензуры (Главлит, Главполитпросвет, Главрепертком, Глави-
скусство).
Строительство новой
культуры завершилось, как
редине 30-ых годов.
Тема 14. Тоталитаризм и культура (2 часа)
План
1. Тоталитарная система и
2. Социалистический реализм как метод искусства тоталитарной системы.
3. Командно-административная
Литература
Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. история русской культуры. М., 1990.
История русского и советского искусства. М., 1989.
Очерки истории советского искусства. 1917-1977. М., 1990.
Советская культура: История и современность. М., 1983.
1. Тоталитаризм - этот термин происходит от латинского слова "весь, целый,
полный". Тоталитарное государство - это государство, где осуществляется пол-
ный контроль над всеми сферами жизни общества: политикой, экономикой,
культурой со стороны государства или партии, отождествившей себя с госу-
дарством. Тоталитарное государство формирует свою культуру:
Объявляет искусство и всю
культуру орудием своей
борьбы за власть;
Монополизирует все средства и формы художественной жизни страны;
Создает всеохватывающий
Выбирает одну тенденцию
искусства, наиболее
объявляет ее официальной, единственной и общеобязательной;
Начинает и доводит до конца борьбу со всеми стилями и тенденциями в ис-
кусстве, отличными от официального.
Складывается тоталитарная эстетика, ее основные черты: реализм, народность,
массовость, идейность.
В начале 30-ых гг. в
СССР складывается
вившее жесткий партийный
произошло в силу следующих обстоятельств:
Низкий культурный уровень (кругозор) населения, господство религиозного
сознания, культивирующего идею учительства (вождизма);
Примитивное представление о социализме;
Отсутствие демократических традиций как у народа, так и у партии;
Возведение марксизма-
Тоталитарная система
торой - превратить человека в часть безликой толпы. Толпа легче, чем отдель-
ный человек, поддается манипулированию; чувство коллективизма растворяет
человека, он теряет чувство ответственности, совесть и т.д.
2. В начале ХХ века рождается социалистический реализм как метод художест-
венного творчества (роман М.Горького "Мать", пьеса "Враги" - 1906-1907 гг.).
В начале 30-ых гг. социалистический реализм
занял ведущее место в
и искусстве. Само понятие социалистического реализма, как выражение худо-
жественной концептуальной специфики нового искусства, вырабатывалось в
ходе бурных дискуссий, определявших его как: "пролетарский реализм"
(Ф.Гладков, Ю.Либединский), "тенденциозный реализм" (В.Маяковский),
"монументальный реализм" (А.Толстой), "реализм с социалистическим содер-
жанием" (Ставский). В 1934 году Устав
союза писателей определил
стический реализм в виде требования "правдивого, исторически конкретного
изображения жизни в ее революционном развитии". Основные требования со-
циалистического реализма как метода художественного творчества сводятся к
следующему: народность, партийность, интернациональность. Для искусства
социалистического реализма характерны
также монументализм и
3. Начало 30 гг. - 1953 г. - период культа личности И.В.Сталина
(тоталитаризм), 1953-1964 гг. - период "хрущевской оттепели". Но и в период
"оттепели" в культуре имели место рецидивы прошлой системы (Борис Пастер-
нак и его роман "Доктор Живаго", Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко,
выставка в манеже и др.).
С 1964 года усиливается идеологический диктат, цензура, особенно после
постановления ЦК КПСС "О повышении ответственности руководителей орга-
нов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и ис-
кусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуа-
ра" (январь 1969 г.), не допускающих никаких отступлений от официальных ус-
тановок линии ЦК КПСС. Ответственным за идеологию в стране был М.Суслов.
В это время усиливается
ства (экономика, политика, идеология, искусство), складывается администра-
тивно-командная система. В сфере культуры командно-административная сис-
тема - это бюрократизация управления, произвольное ограничение творческой
самостоятельности интеллигенции. Результат - кризис культуры: скептицизм,
равнодушие, пьянство, наркомания, потребительские настроения, отставание в
сфере науки и образования, волна антиинтеллектуализма, вынужденная эмиг-
рация (третья волна в ХХ веке). Первым советского гражданства был лишен пи-
сатель Валерий Тарсис в 1967 году. К концу 70-ых гг. необходимость политиче-
ских, экономических и реформ в сфере культуры ощущается всеми слоями об-
щества. Преобразования начинаются в СССР в 1985 году при М.С.Горбачеве,
провозгласившем "демократизацию и гласность".
Тема 15. Проблемы современной
(постсоветской) культуры (2 часа)
План
1. Перестройка 80-ых: достижения и проблемы.
2. Распад СССР и перспективы
развития национальных культур.
вание развития культуры.
Литература
Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.
Моль А. Социодинамика культуры М., 1973.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1982.
1. 70-ые гг. - это кризис в сфере культуры (волна антиинтеллектуализма, при-
способленчество с двойной моралью, экономическая и политическая дискри-
минация интеллигенции - зарплата и квоты на вступление в партию, люмпени-
зация населения, отставание в сфере
образования, здравоохранения, науки, рост вынужденной эмиграции - лишение
гражданства). В художественной культуре четко просматриваются два пласта:
пласт официальный (поддерживается государством и партией) и пласт неофи-
циальный (государство ведет с ним борьбу).
В 1985 году М.С.Горбачев
начинает перестройку. В 1989-
внимание к сфере культуры, проходят съезды творческих союзов, создаются но-
вые творческие объединения. Параметры новой ситуации в культуре можно вы-
разить так: демократизация, гласность, критика негативных явлений, свободное
выражение мнений, "новое искусство", усиление контактов с Западом. Пере-
стройка началась с открытия шлюзов. Три потока ошеломили советского чело-
века одновременно: поток отечественной литературы из закрытых фондов, по-
Информация о работе Краткий конспект лекций по культурологии