Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:05, курс лекций
Задачи курса:
раскрыть сущность процессов возникновения, развития, функционирования культуры как системы;
процессов взаимодействия культур; этнонациональных особенностей культуры;
осмыслить социальный опыт отношений между людьми, их миропонимание, отраженное в зеркале искусства.
Типы цивилизаций: традиционная - основана на аграрном производстве; ин-
дустриальная - основана на промышленном производстве; постиндустриальная
- это информационная
вается с развитием
циального прогресса.
3. Конкретно-исторический тип
развития культуры. Культура старше цивилизации и в определенном смысле яв-
ляется ее предпосылкой. На определенном уровне развития культуры появляет-
ся цивилизация и придает теперь культуре продуктивный и всеобщий характер.
Культура задает параметры цивилизации, а цивилизация задает параметры
культуры. Цивилизация и культура находятся в диалектическом единстве: куль-
тура определяет целевые и ценностные установки цивилизации, а цивилизация
обеспечивает социально-
ционирования и развития культуры. Цивилизация задает определенные формы
культуры, а культура кодирует информацию о цивилизации. Культура - код,
матрица цивилизации. Примером такого кодирования является древнеегипет-
ская пирамида.
Тема 5. Культурный человек. Исторические
Модели культурного человека (4 часа).
План
1.Культурный человек. Модель культурного человека.
2.Исторические модели культурн
Античности;
Средневековья;
Возрождения;
Нового и новейшего времени.
Литература
Боголюбова Е.В. Культура и общество. М., 1978.
Культурный человек и картина мира. М., 1987.
Соколов Э.В. Культура личности. М., 1972.
1. Человек - главная производительная, главная движущая сила культурно-
исторического процесса. Результаты человеческой деятельности - материаль-
ная и духовная культура, воплощающие мечты и идеалы человека, его жизнен-
ный опыт. Не может быть
культуры до или вне человека, как не может быть человека вне или до куль-
туры. Человек - существо социальное, а культура - его сущностное, родовое
свойство. Культурными не рождаются, культурными становятся. Каждый чело-
век учится быть культурным, культура творит, взращивает, воспитывает, образо-
вывает человека. Человек, взращенный, воспитанный, образованный культурой
станоделевится носителем
культуротворческой
и потребитель культуры, он воплощает свою эпоху и творит ее. Культурный че-
ловек - это идеальный тип личности опренной эпохи. Эпоха рождает людей,
люди дорисовывают образ времени. Размышляя о личности, мы можем понять
время, смысл происшедшего.
Модель культурного человека- это образец (идеальный), с помощью которого
мы можем познать ту или иную эпоху. Модель не тождественная объекту, а
аналогична на уровне структур и функций, но должна демонстрировать те же
отношения, что и объект. Модель культурного человека строится на основе
культурного наследия материальной, духовной и художественной культуры.
1. Исторические модели
Культура система динамичная, она постоянно обновляется в результате куль-
туротворческой деятельности человека, при этом меняются ценности, нормы,
идеалы, меняется и сам человек. Посмотрим на этого человека в его историче-
ском развитии.
Человек в культуре античности - "центр и высшая цель мироздания"
(Сократ); "мера всех вещей" (Протагор); "Много в природе дивных сил, но
сильней человека нет" (Софокл "Антигона").
Периодизация античности:
Эллинская античность УШ-1У вв. до н.э.;
Эллинистическая античность 1У-П вв до н.э.;
Римская античность УШ в до н.э.- У в. н.э.
Человек эллинской античности (УШ-1У вв. до н.э.) - это гражданин полиса
(полис - город-государство, высшее благо, вне полиса невозможно существова-
ние человека). Он мыслился как всесторонне развитая личность: он участвовал
в решении государственных дел,
он закалялся физически в гимнасия
рах и демонстрировал свои возможнеости на Олимпийских играх (с 776 г до н.э
проводились каждые четыре года), он становился воином в случае необходимо-
сти, он эстетически формировался, чему способствовали культуовы праздники
Панафинеи, Дионисии, а затем выросший из Дионисий театр. Под возлействи-
ем всего этого сформировалась система ценностей: рационализм мышления,
прославление активности, смелости, умений человека, демократия, свобода как
высшая нравственная категория. Основа демократии - добродетель, главные
добродетели - умеренность, мужество, мудрость. Хорошо жить - значит жить
общественной жизнью.
Платон (427-347 гг. до н.э.) в трактате "Государство" рисует идеальную мо-
дель человека античности. Совершенный человек - это совершенное творение
физической природы; совершенное творение воспитания; это единство лично-
сти и общества; это гармония внутреннего мира (активность, действенность,
образование, самообладание, нравственность).
Эллинистический человек (1У - 11 вв. до н.э.) - это подданный в громадных
монархических государствах. Здесь человек становится индивидуалистичным.
Былые ценности (патриотизм, свободолюбие, доблесть, достоинство, граждан-
ская и нравственная ответственность) падают в цене.
Для человека римской античности (УШ в. до н.э.- У в. н.э.) система ценно-
стей - это патриотизм, мужество, стойкость, честность, верность, достоинство,
умеренность и т.д. Дела достойные римлянина - политика, война, земледе-
лие,разработка права, историография. Ремесло, выступление на сцене, сочине-
ние пьес - рабские занятия. Характерные черты древнеримской культуры: прак-
тицизм, рационализм, реализм ("Я человек и ничто человеческое мне не чуж-
до").
Архитектура воплощала идеи могущества государства (красота и мощь, ра-
зумная целесообразность, логика структуры, полезность). Скульптура отражала
конкретно-исторический характер гражданина, сознающего свое значение как
самостоятельной личности в реалистическом портрете.
В эпоху средневековья (У-Х1У вв.) многослойна социальная структура обще-
ства и соответственно многослойна культура: народная, рыцарская, монастыр-
ская, городская. Для каждой субкультуры характерна своя система ценностей.
Рыцарская система ценностей: доблесть, смелость до безрассудства, поиск
опасностей, презрение к смерти, благородство, учтивость и грубость, жесто-
кость. В рамках рыцарской субкультуры формируется куртуазность.
Деревенская субкультура - это народная культура, она хранит ментальность,
она постоянно подпитывает професси
Городская субкультура вырастает из деревенской, но городу чужд мир дерев-
ни, мир феодала, он замкнут на себе (самоуправление). Город становится цен-
тром торговли и ремесла, а ценности города - это свобода и равноправие. Че-
ловек города - это уже не только часть сообщества, это уже и индивидуаль-
ность, ценная свои талантом, проявляющимся в труде.
Ось же средневековой культуры - христианство, в центре внимания которого
грешный человек и его несовершенство. Идеал - Бог. Личность представляется
как арена борьбы добра и зла, души и тела. Путь постижения идеала - путь
страданий и испытаний. Заповеди христианства определяют принципы челове-
ческих отношений: это любовь к людям, терпение, смирение, служение Госпо-
ду. Идеалом этой эпохи является Бог Иисус Христос, а идеальным культурным
человеком представляется личность на пути служения Господу.
Эпоха Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.) породила три новых типа личности и они
творят эту эпоху: гуманист (возрождает античный идеал пркрасного гармонич-
ного человека); индивидуалист (достижение общественного блага усилиями
личности); корпоративная личность (групповой интерес, сплоченность, органи-
зованность - купец, мореплаватель).
Опираясь на Библию, гуманисты создают новое видение человека, перенося
акцент с греховности человека на "человек - подобие и образ божий". Человек
существо творческое, которое может духовными усилиями вернуть утраченное
богоподобие (Бог сотворил человека по своему образу и подобию). Нового че-
ловека утверждал поэт (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Бо-
каччо) и художник (Джотто, Мазачча, Боттичелли, Брунеллески и др.).
Возрождение имеет две основные формы:
Духовный подъем, гуманизм в Италии;
Реформация в Германии (новая буржуазная религия , основанная на личной
вере - протестантизм).
Культурный человек эпохи
(Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Альберти, Альбрехт Дюрер и др.). Путь к
формированию такой личности - всестороннее образование, овладение наука-
ми.
В Новое время (с сер. ХУП в.) общество ориентируется на всеобщий прогресс,
на непрерывное преобразование природы и собственных наук. Наука, научная
рациональность превращается в ключевую ценность, активно влияет на все
элементы культуры. На первый план выходят ценности мобилизации творческо-
го потенциала, инициативы, активности, личной свободы и ответственности
человека. Механизмом реализации такой мотивации является экономическая и
политическая демократия
Тема 6. Типология культуры (2 часа)
План
1. Понятие "тип культуры". Системно-типологический метод изучения культу-
ры.
2. Концепции развития культуры.
3. Динамика культурно-
Литература
Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.
Межуев В.М. Культура и история. М.,1980.
Ширшов И.Е. Динамика культуры. Мн.,1980.
1. Типология - метод расчленения систем изучаемых объектов и их группи-
ровки с помощью обобщенной модели (типа), используется в целях изучения
существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации
объектов как сосуществующих, так и разделенных во времени.
Тип культуры - это модель культуры, которая кладется в основу сопоставле-
ния, сравнения различных культур. "Идеальный тип" по М.Веберу - это научная
абстракция, произвольная мыслительная конструкция, которая не отражает
действительность, а является инструментом для систематизации и понимания
единичных фактов, понятием, с которым историк сравнивает действительность.
В основу типологии может быть положен любой фактор:
Способ познания. Ф.Нортроп на этой основе выделил два типа культур: вос-
точные и западные (технические и нетехнические);
Система ценностей (истин). П.Сорокин
выделил три типа культур:
ную, чувственную и идеалистическую;
Мироощущение человека. Себа выделил христианскую, мусульманскую,
буддийску и др. культуру на основе религий;
Способ производства. К.Маркс выделил 5 общественно-экономических
формаций и 5 типов культур: первобытнообщинную, рабовладельческую,
феодальную, капиталистическую и коммунистическую.
2. В современной культурологии существую три альтернативных теории культу-
ры:
теория однолинейной эволюции (Ч.Дарвин, Г.Спенсер, Л.Морган,
Э.Тэйлор, И.Гердер) - все общества проходят одни и те же стадии развития
от низших в высшим;
теория культурного
путь развития каждой культуры уникален, в их развитии нет ничего общего,
изучать надо каждую в отдельности;
теория многолинейной эволюции - некоторые типы культур в сходных ус-
ловиях могут развиваться близкими путями. В рамках этой теории можно
выделить несколько
1. Диффузионизм (две школы - культурно историческая, ее представ-
ляют Ф.Гребнер, В.Шмидт и др. и школа культурных кругов, ее пред-
ставляет Л.Фробениус);
2. Функционализм (Б.Малиновский, А.Рэдклиф-Браун и др).
3. Динамика - движение, развитие культуры. О. Шпенглер в книге "Закат Евро-
пы" динамику культуры определил как жизненный цикл культуры: рождение,
расцвет, дряхление, смерть. Каждая культура, утверждает он, имеет свой темп
развития и отведенное ей время, это время он определяет в 1100 лет. Цивилиза-
цию он считает гибелью культуры.
П.Сорокин в основу
динамики культуры положил
ни одна истина не является абсолютной, ни одна культура не является вечной,
они постоянно сменяют друг друга, а в основе их смены лежит система ценно-
стей.
К.Маркс динамику
культуры объяснял сменой
щего в основе общественно-экономической формации. Ни одна из формаций не
существует в чистом виде, они сосуществуют, оказывая взаимовлияние. Отсюда
огромное многообразие культурного развития.
В основе динамики
культуры лежит закон
ся через механизм традиций и инноваций.
Тема 7. Восток - Запад: диалог культур (2часа)
Информация о работе Краткий конспект лекций по культурологии