Краткий конспект лекций по культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:05, курс лекций

Описание работы

Задачи курса:
раскрыть сущность процессов возникновения, развития, функционирования культуры как системы;
процессов взаимодействия культур; этнонациональных особенностей культуры;
осмыслить социальный опыт отношений между людьми, их миропонимание, отраженное в зеркале искусства.

Файлы: 1 файл

КАЛАЧ Е.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

     Типы цивилизаций:  традиционная - основана на аграрном производстве; ин-

дустриальная - основана на промышленном производстве; постиндустриальная

- это информационная цивилизация.  Понятие "мировая цивилизация"  склады-

вается с развитием капитализма  и фиксирует общий для всех народов путь со-

циального прогресса.

 

3. Конкретно-исторический тип цивилизации  оказывает воздействие на стиль 

развития культуры. Культура старше цивилизации и в определенном смысле яв-

ляется ее предпосылкой. На определенном уровне развития культуры появляет-

ся цивилизация и придает теперь культуре продуктивный и всеобщий характер.

Культура задает параметры цивилизации, а цивилизация задает параметры 

культуры. Цивилизация и культура находятся в диалектическом единстве: куль-

тура определяет целевые и ценностные установки цивилизации, а цивилизация

обеспечивает социально-организационные  и технологические средства функ-

ционирования и развития культуры. Цивилизация задает определенные формы 

культуры, а культура кодирует информацию о цивилизации. Культура - код,

матрица цивилизации. Примером такого кодирования является древнеегипет-

ская пирамида.

 

 

Тема 5. Культурный человек. Исторические

             Модели культурного человека (4 часа).

 

План

 

1.Культурный человек. Модель  культурного человека.

2.Исторические модели культурного человека:

  Античности;

  Средневековья;

  Возрождения;

  Нового  и новейшего времени.

 

Литература

 

Боголюбова Е.В. Культура и общество. М., 1978.

Культурный человек и картина  мира. М., 1987.

Соколов Э.В. Культура личности. М., 1972.

 

1. Человек - главная производительная, главная движущая сила культурно-

исторического процесса. Результаты человеческой деятельности - материаль-

ная и духовная культура, воплощающие  мечты и идеалы человека, его жизнен-

ный опыт. Не может быть

культуры до или вне человека, как не может быть человека вне или до куль-

туры. Человек  - существо социальное, а культура -  его сущностное, родовое 

свойство. Культурными не рождаются, культурными становятся. Каждый чело-

век учится быть культурным, культура творит, взращивает, воспитывает, образо-

вывает человека. Человек, взращенный, воспитанный, образованный культурой 

станоделевится носителем ценностей, идеалов и приобретает способность  к 

культуротворческой деятельности. Человек культурный - это творец, носитель

и потребитель культуры, он воплощает свою эпоху и творит ее. Культурный че-

ловек - это идеальный тип личности опренной эпохи. Эпоха рождает людей,

люди дорисовывают образ времени. Размышляя о личности, мы можем  понять

время, смысл происшедшего.

   Модель культурного человека- это образец (идеальный), с помощью которого

мы можем познать ту или иную эпоху. Модель не тождественная объекту, а 

аналогична на уровне структур и  функций, но должна демонстрировать  те же

отношения, что и объект. Модель культурного человека строится на основе

культурного наследия материальной, духовной и художественной культуры.

   

1. Исторические модели культурного  человека.

     Культура система  динамичная, она постоянно обновляется  в результате куль-

туротворческой деятельности человека, при этом меняются ценности, нормы,

идеалы, меняется и сам человек. Посмотрим на этого человека в  его историче-

ском развитии.

    Человек в культуре  античности - "центр и высшая  цель мироздания"

(Сократ); "мера всех вещей" (Протагор);  "Много в природе дивных сил, но

сильней человека нет" (Софокл "Антигона").

     Периодизация античности:

  Эллинская античность  УШ-1У  вв. до н.э.;

  Эллинистическая античность 1У-П  вв до н.э.;

  Римская античность УШ в  до н.э.- У в. н.э.

Человек эллинской античности (УШ-1У вв. до н.э.) - это гражданин полиса

(полис - город-государство, высшее  благо, вне полиса невозможно  существова-

ние человека). Он мыслился как всесторонне  развитая личность: он участвовал

в решении государственных дел, он закалялся физически в гимнасиях и палест-

рах и демонстрировал свои возможнеости на Олимпийских играх (с 776 г до н.э 

проводились  каждые четыре года), он становился воином в случае необходимо-

сти, он эстетически формировался, чему способствовали  культуовы  праздники 

Панафинеи, Дионисии, а затем выросший из Дионисий театр. Под возлействи-

ем всего этого сформировалась  система ценностей: рационализм  мышления, 

прославление активности, смелости, умений человека, демократия, свобода  как 

высшая нравственная категория. Основа демократии - добродетель, главные

добродетели - умеренность, мужество, мудрость. Хорошо жить - значит жить

общественной жизнью.

   Платон (427-347 гг. до н.э.) в  трактате "Государство" рисует  идеальную мо-

дель человека античности. Совершенный  человек - это совершенное творение

физической природы; совершенное  творение воспитания; это единство лично-

сти и общества; это гармония внутреннего  мира (активность, действенность,

образование, самообладание, нравственность).

   Эллинистический человек  (1У - 11 вв. до н.э.)   - это подданный в громадных

монархических государствах. Здесь  человек становится индивидуалистичным.

Былые ценности (патриотизм, свободолюбие, доблесть, достоинство, граждан-

ская и нравственная ответственность)  падают в цене.

    Для человека римской античности (УШ в. до н.э.- У в. н.э.) система ценно-

стей - это патриотизм, мужество, стойкость, честность, верность, достоинство,

умеренность и т.д. Дела достойные  римлянина - политика, война, земледе-

лие,разработка права, историография. Ремесло, выступление на сцене, сочине-

ние пьес - рабские занятия. Характерные  черты древнеримской культуры: прак-

тицизм, рационализм, реализм ("Я  человек и ничто человеческое мне не чуж-

до").

    Архитектура воплощала  идеи могущества государства  (красота и мощь, ра-

зумная целесообразность, логика структуры, полезность). Скульптура отражала

конкретно-исторический характер гражданина, сознающего свое значение как 

самостоятельной личности в реалистическом портрете.

    В эпоху средневековья  (У-Х1У вв.) многослойна социальная структура обще-

ства и соответственно многослойна  культура: народная, рыцарская, монастыр-

ская, городская.  Для каждой субкультуры  характерна своя система ценностей.

    Рыцарская система ценностей:  доблесть, смелость до безрассудства, поиск

опасностей, презрение к смерти, благородство, учтивость и грубость, жесто-

кость. В рамках рыцарской субкультуры  формируется куртуазность.

   Деревенская субкультура  - это народная культура, она хранит  ментальность,

она постоянно подпитывает профессиональную культуру.

    Городская субкультура  вырастает из деревенской, но  городу чужд мир дерев-

ни, мир феодала, он замкнут на себе (самоуправление). Город становится цен-

тром  торговли и ремесла, а ценности города - это свобода и равноправие. Че-

ловек города - это уже не только часть сообщества, это уже и индивидуаль-

ность, ценная  свои талантом, проявляющимся  в труде.

    Ось же средневековой  культуры - христианство, в центре  внимания которого 

грешный человек и его несовершенство. Идеал - Бог. Личность представляется

как арена борьбы добра и зла, души и тела. Путь постижения идеала - путь

страданий и испытаний. Заповеди христианства определяют принципы челове-

ческих отношений: это любовь к  людям, терпение, смирение, служение Госпо-

ду. Идеалом этой эпохи является Бог Иисус Христос, а идеальным культурным

человеком представляется личность на пути служения Господу.

    Эпоха Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.) породила три новых типа  личности и они 

творят эту эпоху: гуманист (возрождает античный идеал пркрасного гармонич-

ного человека); индивидуалист (достижение общественного блага усилиями

личности); корпоративная личность (групповой интерес, сплоченность, органи-

зованность - купец, мореплаватель).

    Опираясь на Библию, гуманисты  создают новое видение человека, перенося

акцент с греховности человека на  "человек - подобие и образ  божий". Человек 

существо творческое, которое может  духовными усилиями вернуть утраченное

богоподобие (Бог сотворил человека по своему образу и подобию). Нового че-

ловека утверждал поэт (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Бо-

каччо) и художник (Джотто, Мазачча, Боттичелли, Брунеллески и др.).

   Возрождение  имеет две  основные формы: 

  Духовный подъем, гуманизм в  Италии;

  Реформация в Германии (новая  буржуазная религия , основанная на личной

вере - протестантизм).

Культурный человек эпохи Возрождения - это "универсальная личность"

(Леонардо да Винчи, Рафаэль  Санти, Альберти, Альбрехт Дюрер  и др.). Путь к 

формированию такой личности - всестороннее образование, овладение наука-

ми.

   В Новое время (с сер.  ХУП в.) общество ориентируется  на всеобщий прогресс,

на непрерывное преобразование природы и собственных наук. Наука, научная 

рациональность превращается в  ключевую ценность, активно влияет на все 

элементы культуры. На первый план выходят ценности мобилизации творческо-

го потенциала, инициативы, активности, личной свободы и ответственности 

человека. Механизмом реализации такой  мотивации является  экономическая  и 

политическая демократия

 

 

Тема 6. Типология культуры (2 часа)

 

План

1. Понятие "тип культуры". Системно-типологический  метод изучения культу-

ры.

2. Концепции развития культуры.

3. Динамика культурно-исторических  типов.

 

Литература

Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.

Межуев В.М. Культура и история. М.,1980.

Ширшов И.Е. Динамика культуры. Мн.,1980.

 

 

1. Типология - метод расчленения  систем изучаемых объектов и   их группи-

ровки с помощью обобщенной модели (типа), используется в целях изучения

существенных  признаков, связей, функций, отношений, уровней организации

объектов как сосуществующих, так  и разделенных во времени.

     Тип культуры - это  модель культуры, которая кладется  в основу сопоставле-

ния, сравнения различных культур. "Идеальный тип" по М.Веберу - это  научная 

абстракция, произвольная мыслительная конструкция, которая не отражает

действительность, а является инструментом для систематизации и понимания 

единичных фактов, понятием, с которым  историк сравнивает действительность.

   В основу типологии может  быть положен любой фактор:

  Способ познания. Ф.Нортроп  на этой основе выделил два  типа культур: вос-

точные и западные (технические  и нетехнические);

  Система ценностей (истин). П.Сорокин   выделил три типа культур: идеаль-

ную, чувственную и идеалистическую;

  Мироощущение человека. Себа  выделил христианскую, мусульманскую,

буддийску и др. культуру на основе религий;

  Способ производства. К.Маркс  выделил 5 общественно-экономических 

формаций  и 5 типов культур: первобытнообщинную, рабовладельческую,

феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

2. В современной  культурологии существую три  альтернативных теории культу-

ры:

  теория  однолинейной эволюции (Ч.Дарвин, Г.Спенсер,  Л.Морган,

Э.Тэйлор, И.Гердер) - все общества проходят одни и те же стадии развития

от низших в высшим;

  теория культурного релятивизма  (М.Херсковиц, Ф.Нортроп, Э.Элберт) -

путь развития каждой культуры уникален, в их развитии нет ничего общего,

изучать надо каждую в отдельности;

  теория многолинейной эволюции - некоторые  типы культур в сходных ус-

ловиях могут развиваться  близкими путями. В рамках этой теории можно 

выделить несколько направлений:

1. Диффузионизм  (две школы - культурно  историческая,  ее представ-

ляют Ф.Гребнер, В.Шмидт и др. и школа культурных кругов, ее пред-

ставляет Л.Фробениус);

2. Функционализм (Б.Малиновский,  А.Рэдклиф-Браун и др).

 

3. Динамика - движение, развитие культуры. О. Шпенглер в книге "Закат  Евро-

пы" динамику культуры определил  как жизненный цикл культуры: рождение,

расцвет, дряхление, смерть. Каждая культура, утверждает он, имеет свой темп

развития и отведенное ей время, это время он определяет в 1100 лет. Цивилиза-

цию он считает гибелью культуры.                          

      П.Сорокин в основу  динамики культуры положил смену  истин (ценностей): 

ни одна истина не является абсолютной, ни одна культура не является вечной,

они постоянно сменяют друг друга, а в основе их смены лежит система  ценно-

стей.

      К.Маркс динамику  культуры объяснял сменой способа  производства, лежа-

щего в основе общественно-экономической формации. Ни одна из формаций не

существует в чистом виде, они  сосуществуют, оказывая взаимовлияние. Отсюда

огромное многообразие культурного  развития.

       В основе динамики  культуры лежит закон преемственности,  реализующий-

ся через механизм традиций и инноваций.

 

 

Тема 7. Восток - Запад: диалог культур (2часа)

 

Информация о работе Краткий конспект лекций по культурологии