Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:05, курс лекций
Задачи курса:
раскрыть сущность процессов возникновения, развития, функционирования культуры как системы;
процессов взаимодействия культур; этнонациональных особенностей культуры;
осмыслить социальный опыт отношений между людьми, их миропонимание, отраженное в зеркале искусства.
План
1. Восток и Запад: различные модели культуры.
2. Маятниковый характер
3. Диалог Культур в современном мире.
Литература
Васильев Л.С. история религий Востока. М., 1983.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.
Проблема человека в западной философии. М., 1988.
1. "Восток" и "Запад" - понятия условные, не столько географические, сколько
исторические, социальные, политические, культурологические. "Запад" - это
европейский мир, это Европа и регионы. Заселенные выходцами из Европы
(Америка, Австралия), "Восток" - это неевропейский мир. С ХУШ века в поня-
тие "Восток" включали страны Азии и Северной Африки, знакомые со сравни-
тельно развитой цивилизацией и государственностью.
Что отличает Запад
от Востока? Еще в эпоху
наличие особой формы власти на востоке - восточного деспотизма, которая
осуществляется не политическими методами, а по произволу деспота. Уже в
Новое время Гегель также говорил о восточном деспотизме как особом меха-
низме власти. Маркс и Энгельс также подчеркивали отличие Запада от Востока,
но это отличие они увидели в так называемом "азиатском способе производст-
ва". Его характеризуют:
Система более или менее
замкнутых и разрозненных
трализованная государственная администрация (восточная деспотия);
Отсутствие частной
Из формы собственности и способа производства вытекает иная социальная
структура, иные политические и прочие институты.
Особенности социальной структуры на Востоке:
Невычлененность индивида из коллектива;
Слабость отдельных собственник
Корпоративность (касты, кланы,
Слабая классовая
Тесная взаимосвязь и
структуры.
Все это создавало условия для неизменности и стабильности и даже застойно-
сти на Востоке. Религия санкционировала и освящала политическую власть,
стояла на страже незыблемости социальной структуры, так был в Индии, так
было в Китае, это характерно и для стран Арабского Востока.
В качестве специфики Востока следует подчеркнуть и такие особенности,
как отсутствие понятий "Свобода",
"демократический образ
Востоке человек обязан соблюдать традиции, ритуалы, иерархичность подчине-
ния, даже умереть он должен по установленному обычаю (японский самурай).
Существенную часть мировоззрения людей востока составляет вера в беско-
нечную цепь смертей и возрождений каждого человека в разных обликах. Буду-
щий человеческий облик надо заслужить праведной жизнью. Это породило
представление о вечном движении всего живого в замкнутом цикле, отсюда фа-
тализм, характерный для мировосприятия Востока. Еще одна особенность Вос-
тока - это постоянная связь человека и природы, человек - часть природы, от-
сюда стремление быть с ней в гармонии, и, познав законы ее, не противоречить
им. Человек может совершенствовать мир, лишь совершенствуя себя, обретая
гармонию и цельность в себе самом.
Европейцы смотрят на
мир иначе, они
перестали чувствовать себя ее частью, отсюда европейское стремление
"покорить" природу, заставить ее служить человеку, одолеть, победить: По-
следствия - экологические кризисы. Экологические катастрофы.
Развитие Востока представляет собой как бы сплошную линию (Китай, Ин-
дия), Запад же развивается рывками (за три тысячи лет сменилось несколько
цивилизаций: античность, средневековье, Новое время и теперь Новейшее), ка-
ждый рывок сопровождался
литических, экономических, социальных структур.
Восток отличается от Запада менталитетом (интравертированность восточ-
ного человека и экстравертированность западного), формой собственности на
землю, социальной структурой общества, чувственностью искусства и т.д. Вос-
ток и Запад - это различные модели культуры. При этом по духовно-
культурным основаниям Запад более целостен, в его основе лежит христианст-
во, хотя и в различных своих вариантах; Восток же многолик. По духовно-
культурным основаниям на Востоке можно выделить следующие регионы:
Китайско-конфуцианский;
Индо-буддийский;
Арабо-мусульманский.
И каждый регион имеет при этом свою специфику.
2. Восточные цивилизации (Египет, Индия, Шумер, Китай) известны уже с
третьего тысячелетия до нашей эры, со второго тысячелетия д нашей эры из-
вестна и античная цивилизация Древней Греции. Между Западом и Востоком
всегда существовали определенные торговые связи. При этом Восток часто да-
вал толчок развитию Европы. Контакты Запада и Востока прослеживаются на
протияжении всей истории. Они имели различные формы: торговля, миграция
народов, военные походы ( великое переселение народов - движение гуннов с
востока на запад, арабские завоевания, походы Александра Македонского на
Восток, крестовые походя европейцев на Ближний Восток, поиски морского
пути в Индию и т.д.)
Мы можем обнаружить
немало заимствований в
были заимствованы мореходные и навигационные приборы (румпель, компас,
многоярусные мачты), универсальный шарнир, методы обработки земли (полив,
прополка, посев злаков рядами), постромки и хомут, стремена, бумага, книго-
печатание, порох и т.д. Английский философ Фрэнсис Бэкон в начале ХУП ве-
ка утверждал, что три изобретения - бумага и книгопечатание, порох и магнит-
ный компас сделали больше, чем все религии, астрологические предсказания
и успехи завоеваний; благодаря им общество трансформировалось и полностью
отошло от античности и средневековья.
Вначале Запад - преимущественно
воспринимающая сторона,
у восточных народов колесо, календарь, приемы металлургии, письменность
(финикийское алфавитное письмо - греческий алфавит - латинский алфавит -
славянская письменность).
В ХУ-ХУП вв. на Западе
формируется индустриальная
ство переходит к Западу, а Восток становится воспринимающей стороной.
Взаимодействие с Западом дает толчок индустриальному развитию Востока
(феномен Японии наиболее
Взаимодействие Запада и Востока носит маятниковый характер, а непосред-
ственная встреча культур происходит в контактной зоне. Такой зоной
(контактной) является Русь )Киевская, Московская, Петровская, Россия), здесь
четко прослеживается восточное и западное влияние и формируется своеобраз-
ная (контактная) евразийская цивилизация и культура. Белорусская культура -
также контактна, но уже в рамках самого славянского мира: западного
(Польша) и восточного (Россия).
3. Диалог - это греческое слово, означающее форму устной речи, разговор двух
или нескольких лиц. Чтобы вести разговор представителям двух этносов, разго-
варивающих на разных языках, необходимо выбрать язык, на котором он будут
вести диалог - им надо приспособиться друг к другу, адаптироваться друг с дру-
гом. Диалог - это адаптация, это приспособление, это стремление к взаимопо-
ниманию, это нахождение общих точек для взаимопонимания. Если нет жела-
ния понять друг друга - нет диалога. Диалог возможен также лишь при наличии
уважения к иной культуре, признании ее самодостаточности. Стремление к
унификации чревато насилием (колонизация)
Сейчас диалог Востока и Запада идет на языке Запада (наука, техника, тех-
нология, политизация:), а раньше велся на языке Востока. Сейчас Восток ев-
ропеизируется, а со стороны Запада нарастает интерес к Востоку. Это связано с
тем, что на Западе в результате индустриального развития образовался духов-
ный вакуум, который вполне могла бы заполнить духовность, сохраняющаяся на
Востоке. Запад изучает Восток , а Восток изучает Запад. Между ними идет диа-
лог.
Тема 8. Искусство как феномен культуры (2часа)
План
1.Понятие и сущность
2.Виды и жанры искусства.
3.Стиль в искусстве.
Литература
Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
Гулыга А.В. Искусство в век науки. М., 1978.
Каган М.С. Морфология Искусства. М., 1960.
Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М., 1966.
1. Искусство - это художественно-образное отражение действительности. Ос-
нованием искусства являются переживания человека, выделенные из ряда дру-
гих своим особым значением. Возникает искусство в глубокой древности и но-
сит первоначально синкретический характер. Искусство фиксирует состояние
развития общества в литературе, науке, моральную ситуацию и поэтому имеет
право представлять всю духовную культуру. Процессы, происходящие в искус-
стве, характерны для всей культуры в целом. Сущность искусства - в глубинах
бытия и фундаментальных отношениях жизни. Конкретность своего содержания
и своей проблематики искусство черпает из реальной жизни и из жизни культу-
ры. Поэтому содержание реальной жизни и культуры определяют содержание
искусства. В искусстве возможно все: прошлое, настоящее, будущее,
реальное и ирреальное, оно предоставляет безграничные возможности челове-
ку. По своему влиянию на людей искусство может оцениваться как высокое и
низкое, прогрессивное и реакционное, положительное и отрицательное. В об-
ществе искусство выполняет следующие функции: отражательную, коммуника-
тивную, познавательную, гедонистическую, эстетическую, воспитательную и
т.д.
2. Виды искусства: архитектура,
живопись, графика, декоративно-
искусство, театр, литература, цирк, кино и т.д. - все они говорят о существе
жизни, о высоких идеалах, о прекрасном, но каждый выражает это по-своему.
Они отличаются по содержанию, по способам и средствам художественного
выражения, по материалу, по своему образно-познавательному воздействию, по
жизненной роли. Каждый вид искусства переживает периоды подъема и упад-
ка, процесс этот неравномерен.
Причина разделения искусства
на виды - многообразие типов
практики человека в сфере художественного освоения мира. Каждый вид искус-
ства имеет преимущественное тяготение к определенным сторонам действи-
тельности. Композитор воспринимает мир слухом, живописец зрением, один
отражает мир звуками, другой - цветом, линией.
Художественное развитие человечества - это два встречных процесса: 1) от
синкретизм к отдельным видам искусства ( от слитного художественного мыш-
ления отпочковались танец, песня, музыка, театр, литература и т.д., в Х1Х в.
формируются художественная фотография, кино, в ХХ в. - телевидение); 2) от
отдельных видов искусств - к их синтезу ( кино - самостоятельный вид искус-
ства, но это синтез ряда искусств).
Нет главных и второстепенных искусств, каждый вид имеет сильные и сла-
бые стороны. Рассмотрим виды искусств.
Декоративно-прикладное искусство - один из наиболее древних видов -
осуществляется в предметах быта по законам красоты: это вещи, сделанные не
только как полезные, но и как прекрасные, имеющие стиль и свой художест-
венный образ, который выражает их назначение и несет обобщенную информа-
цию о типе жизни и миросозерцании народа и эпохи. Прикладное искусство
национально по природе: рождается из обычаев, привычек, верований. Вершина
прикладного искусства - ювелирное дело.
Архитектура - искусство строить здания, оформляющие пространственную
среду для жизни и деятельности человека. Архитектурный образ неотделим от
функции сооружения, органически выражает его назначение, художественную
концепцию мира и личности. Архитектура зависит от уровня развития произво-
дительных сил, от формы производственных отношений. Ее называют летопи-
сью мира, она говорит даже тогда , когда молчат и песни и предания.
Живопись - изображение на плоскости картин реального мира, преобразо-
ванных творческим воображением художника посредством цвета, светотени,
линии.
Скульптура - объемно-пространственный
вид искусства, осваивающий
в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных пе-
редать жизненный облик
талл, бетон, пластмасса и др. Главная тема - человек. Скульптура всегда пере-
дает движение. По назначению скульптура подразделяется на монументальную
(оформляет пространство), станковую (оформляет интерьер), декоративную
(как украшение). По форме скульптура бывает круглая и бывает рельеф (резьба
по камню). Резной камень с рельефным изображением - камея, и врезанным -
инталия.
Литература - вербальный
вид искусства, эстетически
Информация о работе Краткий конспект лекций по культурологии