Краткий конспект лекций по культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:05, курс лекций

Описание работы

Задачи курса:
раскрыть сущность процессов возникновения, развития, функционирования культуры как системы;
процессов взаимодействия культур; этнонациональных особенностей культуры;
осмыслить социальный опыт отношений между людьми, их миропонимание, отраженное в зеркале искусства.

Файлы: 1 файл

КАЛАЧ Е.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

План

1. Восток и Запад: различные  модели культуры.

2. Маятниковый характер взаимодействия  Запада и Востока.

3. Диалог Культур в современном  мире.

 

Литература

Васильев Л.С. история религий Востока. М., 1983.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.

Проблема человека в западной  философии. М., 1988.

 

1. "Восток" и "Запад" - понятия  условные, не столько географические, сколько

исторические, социальные, политические, культурологические.  "Запад" - это 

европейский мир, это Европа и регионы. Заселенные выходцами из Европы

(Америка, Австралия), "Восток" - это неевропейский мир. С ХУШ  века в поня-

тие "Восток" включали страны Азии и Северной Африки, знакомые со сравни-

тельно развитой цивилизацией и  государственностью. 

    Что отличает  Запад  от Востока? Еще в эпоху античности  Аристотель отмечал 

наличие особой формы власти на востоке - восточного деспотизма, которая 

осуществляется не политическими методами, а по произволу деспота. Уже в

Новое время Гегель также говорил  о восточном деспотизме как особом меха-

низме власти. Маркс и Энгельс  также подчеркивали отличие Запада от Востока,

но это отличие они увидели  в так называемом "азиатском способе производст-

ва". Его характеризуют:

  Система более или менее  замкнутых и разрозненных сельских  общин  и цен-

трализованная государственная администрация (восточная деспотия);

  Отсутствие частной собственности  на землю. Владелец земли - государство.

Из формы собственности и  способа производства вытекает иная социальная

структура, иные политические и прочие институты.

     Особенности социальной  структуры на Востоке:

  Невычлененность индивида из  коллектива;

  Слабость отдельных собственников;

  Корпоративность (касты, кланы,  общины:);

  Слабая классовая дифференциация (в рамках клана, касты, общины);

  Тесная взаимосвязь и взаимозависимость  государственной и социальной 

структуры.

Все это создавало условия для  неизменности и стабильности и даже застойно-

сти на Востоке. Религия санкционировала  и освящала политическую власть,

стояла на страже незыблемости социальной структуры, так был в Индии, так 

было в Китае, это характерно и для стран Арабского Востока.

     В качестве специфики  Востока следует подчеркнуть и такие особенности,

как отсутствие понятий "Свобода", "демократический образ правления".  На

Востоке человек обязан соблюдать  традиции, ритуалы, иерархичность подчине-

ния, даже умереть он должен по установленному обычаю (японский самурай).

     Существенную часть  мировоззрения людей востока  составляет вера  в беско-

нечную цепь смертей и возрождений  каждого человека в разных обликах. Буду-

щий человеческий облик надо заслужить  праведной жизнью. Это породило

представление о вечном движении всего живого в замкнутом цикле, отсюда фа-

тализм, характерный для мировосприятия Востока. Еще одна особенность Вос-

тока - это постоянная связь человека и природы, человек - часть природы, от-

сюда стремление быть с ней в  гармонии, и, познав законы ее, не противоречить

им. Человек  может совершенствовать мир, лишь совершенствуя себя, обретая 

гармонию и цельность в себе самом.

    Европейцы смотрят на  мир иначе, они противопоставили  себя природе, они 

перестали чувствовать себя ее частью, отсюда европейское стремление

"покорить" природу, заставить  ее служить человеку, одолеть,  победить: По-

следствия - экологические кризисы. Экологические катастрофы.

     Развитие Востока  представляет собой как бы  сплошную линию (Китай, Ин-

дия), Запад же развивается рывками (за три тысячи лет сменилось несколько

цивилизаций: античность, средневековье, Новое время и теперь Новейшее), ка-

ждый рывок сопровождался крушением  старой системы ценностей, а также  по-

литических, экономических, социальных структур.

     Восток отличается от Запада менталитетом (интравертированность восточ-

ного человека и экстравертированность  западного), формой собственности на

землю, социальной структурой общества, чувственностью искусства и т.д. Вос-

ток и Запад - это различные модели культуры. При этом по духовно-

культурным основаниям   Запад  более целостен, в его основе лежит  христианст-

во, хотя и в различных своих  вариантах; Восток же многолик. По духовно-

культурным основаниям на Востоке  можно выделить следующие регионы:

  Китайско-конфуцианский;

  Индо-буддийский;

  Арабо-мусульманский.

И каждый регион имеет при этом свою специфику.

 

2. Восточные цивилизации (Египет, Индия, Шумер, Китай) известны  уже с 

третьего тысячелетия до нашей  эры, со второго тысячелетия д  нашей эры из-

вестна и античная цивилизация  Древней Греции. Между Западом  и Востоком

всегда существовали определенные  торговые связи. При этом Восток часто  да-

вал толчок развитию Европы. Контакты Запада и Востока прослеживаются на

протияжении всей истории. Они имели различные формы: торговля, миграция

народов, военные походы ( великое  переселение народов - движение гуннов с 

востока на запад, арабские завоевания, походы Александра Македонского на

Восток, крестовые походя  европейцев на Ближний Восток, поиски морского

пути в Индию и т.д.)

    Мы можем обнаружить  немало заимствований в культуре  Европы. Из Китая 

были заимствованы мореходные и  навигационные приборы (румпель, компас,

многоярусные мачты), универсальный  шарнир, методы обработки земли (полив,

прополка, посев злаков рядами), постромки и хомут, стремена, бумага, книго-

печатание, порох  и т.д. Английский философ Фрэнсис Бэкон в начале ХУП ве-

ка утверждал, что три изобретения - бумага и книгопечатание, порох  и магнит-

ный компас сделали больше,  чем  все   религии, астрологические предсказания

и успехи завоеваний; благодаря им общество трансформировалось и полностью 

отошло от античности и средневековья.

    Вначале Запад - преимущественно  воспринимающая сторона, заимствующая 

у восточных народов колесо, календарь, приемы металлургии, письменность

(финикийское алфавитное письмо - греческий алфавит - латинский  алфавит -

славянская письменность).

   В ХУ-ХУП вв. на Западе  формируется индустриальная цивилизация  и лидер-

ство переходит к Западу, а  Восток становится воспринимающей стороной. 

Взаимодействие с Западом дает толчок индустриальному развитию Востока 

(феномен Японии наиболее яркий  пример этого взаимодействия).

     Взаимодействие Запада  и Востока носит маятниковый  характер, а непосред-

ственная встреча культур происходит в контактной зоне. Такой зоной

(контактной) является Русь )Киевская, Московская, Петровская, Россия), здесь 

четко прослеживается восточное и  западное влияние и формируется  своеобраз-

ная (контактная) евразийская цивилизация  и культура. Белорусская культура -

также контактна, но уже в рамках самого славянского мира: западного 

(Польша) и восточного (Россия).

3. Диалог - это греческое слово,  означающее форму устной речи, разговор двух 

или нескольких лиц. Чтобы вести  разговор представителям двух этносов, разго-

варивающих на разных языках, необходимо выбрать язык, на котором он будут 

вести диалог - им надо приспособиться друг к другу, адаптироваться друг с  дру-

гом. Диалог - это адаптация, это  приспособление, это стремление к  взаимопо-

ниманию, это нахождение общих точек  для взаимопонимания. Если нет жела-

ния понять друг друга - нет диалога. Диалог возможен также лишь при наличии 

уважения к иной культуре, признании  ее самодостаточности. Стремление к 

унификации чревато насилием (колонизация)

     Сейчас диалог Востока  и Запада идет на языке Запада (наука, техника, тех-

нология, политизация:), а раньше велся  на языке Востока. Сейчас Восток ев-

ропеизируется, а со стороны Запада нарастает интерес к Востоку. Это связано с 

тем, что на Западе в результате индустриального развития образовался духов-

ный вакуум, который вполне могла  бы заполнить духовность, сохраняющаяся  на

Востоке. Запад изучает Восток , а Восток изучает Запад. Между  ними идет диа-

лог.

 

 

Тема 8. Искусство как феномен  культуры (2часа)

 

План

1.Понятие и сущность искусства.

2.Виды и жанры искусства.

3.Стиль в искусстве. Типология  стилей.

 

Литература

Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.

Гулыга А.В. Искусство в век  науки. М., 1978.

Каган М.С. Морфология Искусства. М., 1960.

Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический  феномен. М., 1966.

 

1. Искусство - это художественно-образное  отражение действительности. Ос-

нованием искусства являются переживания  человека, выделенные из ряда дру-

гих своим особым значением. Возникает  искусство в глубокой древности  и но-

сит первоначально синкретический характер. Искусство фиксирует состояние 

развития общества в литературе, науке, моральную ситуацию и поэтому имеет

право представлять всю духовную культуру. Процессы, происходящие в искус-

стве, характерны для всей культуры в целом. Сущность искусства - в глубинах

бытия и фундаментальных отношениях жизни. Конкретность своего содержания

и своей проблематики искусство  черпает из реальной жизни и из жизни культу-

ры. Поэтому содержание реальной жизни  и культуры определяют содержание

искусства.                  В искусстве  возможно все: прошлое, настоящее, будущее,

реальное и ирреальное, оно предоставляет  безграничные возможности челове-

ку. По своему влиянию на людей искусство  может оцениваться как высокое  и 

низкое, прогрессивное и реакционное, положительное и отрицательное. В об-

ществе искусство выполняет  следующие функции: отражательную, коммуника-

тивную, познавательную, гедонистическую, эстетическую, воспитательную  и 

т.д.

 

2. Виды искусства: архитектура,  живопись, графика, декоративно-прикладное 

искусство, театр, литература, цирк, кино и т.д. - все они говорят о существе

жизни, о высоких идеалах, о прекрасном, но каждый выражает это по-своему.

Они отличаются по содержанию, по способам и средствам художественного 

выражения, по материалу, по своему образно-познавательному  воздействию, по

жизненной роли. Каждый вид искусства  переживает периоды подъема и упад-

ка, процесс этот неравномерен.

   Причина разделения искусства  на виды - многообразие типов общественной 

практики человека в сфере художественного  освоения мира. Каждый вид искус-

ства имеет преимущественное тяготение к  определенным сторонам действи-

тельности. Композитор воспринимает мир слухом, живописец  зрением, один

отражает мир звуками, другой - цветом, линией.

     Художественное развитие  человечества - это два встречных  процесса: 1) от 

синкретизм к отдельным видам искусства ( от слитного художественного мыш-

ления отпочковались танец, песня, музыка, театр, литература и  т.д., в  Х1Х в.

формируются художественная фотография, кино, в ХХ в. - телевидение); 2) от

отдельных видов искусств - к их синтезу ( кино - самостоятельный вид искус-

ства, но это синтез ряда искусств).

     Нет главных и второстепенных  искусств, каждый вид имеет   сильные и сла-

бые стороны. Рассмотрим  виды искусств.                               

     Декоративно-прикладное искусство - один из наиболее древних видов - 

осуществляется в предметах  быта по законам красоты:  это  вещи, сделанные не

только как полезные, но и как  прекрасные, имеющие стиль и свой художест-

венный образ, который выражает их назначение и несет обобщенную информа-

цию о типе жизни и миросозерцании народа и эпохи. Прикладное искусство 

национально по природе: рождается  из обычаев, привычек, верований. Вершина 

прикладного искусства - ювелирное  дело.

    Архитектура - искусство  строить здания, оформляющие пространственную

среду для жизни и деятельности человека. Архитектурный образ неотделим  от

функции сооружения, органически выражает его назначение, художественную

концепцию мира и личности. Архитектура  зависит от уровня развития произво-

дительных сил, от формы производственных отношений. Ее называют летопи-

сью мира, она говорит даже тогда , когда молчат и песни и предания.

      Живопись - изображение  на плоскости картин реального  мира, преобразо-

ванных творческим воображением художника  посредством цвета, светотени,

линии.

      Скульптура - объемно-пространственный  вид искусства, осваивающий мир 

в пластических образах, которые запечатлеваются  в материалах, способных пе-

редать жизненный облик явлений. Материал скульптора - камень, дерево, ме-

талл, бетон, пластмасса и др. Главная тема - человек. Скульптура всегда пере-

дает движение. По назначению скульптура подразделяется на монументальную

(оформляет пространство), станковую  (оформляет интерьер), декоративную 

(как украшение). По форме скульптура  бывает круглая и бывает рельеф (резьба

по камню). Резной камень с рельефным  изображением - камея,  и врезанным -

инталия.

     Литература - вербальный  вид искусства, эстетически осваивает  мир в худо-

Информация о работе Краткий конспект лекций по культурологии