Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:05, курс лекций
Задачи курса:
раскрыть сущность процессов возникновения, развития, функционирования культуры как системы;
процессов взаимодействия культур; этнонациональных особенностей культуры;
осмыслить социальный опыт отношений между людьми, их миропонимание, отраженное в зеркале искусства.
жественном слове устном (фольклор0 и письменном. Строительным материа-
лом литературы является слово, образность заложена в самой основе языка, ко-
торый создается народом, вбирает в себя весь опыт народа, становится формой
его мышления.
Театр художественно
осваивает мир через
вляемое актерами на глазах у зрителей. Основа театра - драматургия, но он
синтетичен, включает в себя музыку, танец, скульптуру, архитектуру, живопись,
кино. Театр - коллективное творчество. В рождении спектакля принимают уча-
стие драматург, режиссер, актер, художник, композитор, осветитель и т.д. ис-
токи театра уходят в первобытный обряд, ритуал. Как вид искусства театр рож-
дается в античной Греции из празднеств в честь бога виноградарства и виноде-
лия Дионисия.
Музыка - отражение реальной действительности в эмоциональных пережи-
ваниях и окрашенных чувством идеях, выражаемых через звуки особого рода, в
основе которых лежат
зыкальным инструментом был человеческий голос. Основа музыки - ритм, гар-
мония, в соединении дающие мелодию. Выразительные средства музыки: мело-
дико-интонационнный строй, композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр,
динамика.
Хореография - искусство танца - возникло в древности как художественное
воспроизведение охоты и трудовых процессов, как средство объединения лю-
дей. Хореография имеет свой специфический язык - жесты, мимика, движение.
Цирк - это демонстрация возможностей человека, побуждающая его к реали-
зации своих способностей, к творческому освоению мира (акробатика, экви-
либристика, гимнастика, жонглирование, пантомима, фокусы, клоунада, конная
езда, дрессировка и т.д.).
Жанр в искусстве -
это тип художественного
цифических свойств его формы и содержания. У каждого вида искусства свои
жанры. В литературе - это эпический жанр (героическая поэма, роман, рас-
сказ), лирический (ода, элегия, песня:), драматический (трагедия, комедия),
сатирический и т.д. В изобразительном искусстве жанры складываются на ос-
нове предмета изображения - портрет, натюрморт, пейзаж, икона, батальная,
бытовая и т.д. В музыке жанры различаются по способу исполнения (вокальные
- сольные, ансамблевые, хоровые,
тальные), по назначению (марш, танец, колыбельная и т.д.), по содержанию
(лирическая, эпическая, драматическая),
по месту и условиям
(театральная, концертная, камерная и т.д.).
3. Специфика культуры, запечатленная в искусстве, характеризуется понятием
"стиль искусства". Стиль - это общность образной системы, средств художест-
венной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идей-
ного содержания; это внутренняя
связь элементов
полняющая интегрирующую (закономерности, связанные с упорядоченностью
принципов формообразования, с известным единообразием художественных
приемов и средств) и дифференцирующую (позволяет отграничить одну группу
произведений искусства от других на основе определенного набора стилевых
различий) функции. Стиль фиксирует норму и отклонение от нормы.
Разновидности стиля:
индивидуальный и
национальный, исторический). Исторический стиль концентрирует характер-
ные для данного этапа способы отражения действительности, отражает дух
времени через социально-экономические, психологические, общенациональ-
ные традиции, через произведения искусства, явления моды, одежды, прически
и т.д.
Стиль характеризуется через такие категории как содержание и форма, при
этом содержание задает определенную форму, а форма задает определенное
содержание (единство содержания и формы).
Стили в искусстве Европы:
Античное искусство. Его характеризуют гармония, соразмерность с челове-
ком, целостность, ясность, пропорциональность;
Романский (1Х-Х1вв.) характеризует Европу периода феодальной раздроб-
ленности. Для него характерны аскетизм, сдержанность, предельная идеоло-
гическая регламентированность, тяготение к утилитарности, негативное от-
ношение к личностному, творческому началу;
Готика (ХП-Х1Увв.) характерна для
периода формирования
ных государств, развития народов, обретения ими независимости и для этого
стиля характерны орнаментальность, вычурность, утонченность стремление
к синтезу архитектуры, скульптуры, живописи, свободный полет творчества;
Возрождение (Х1У-ХУ1 вв.) характеризуется обращением к античности, ве-
рой в разум, оптимизмом, общественно-воспитательной функцией искусст-
ва;
Барокко характеризуется
атральностью, тяготением к сложному метафоризму, гиперболам, культиви-
рованию аллегории и эмблематики, сенсуализму и т.д.;
Классицизм обращается к античности, абсолютизирует ее каноны, пропор-
ции, эстетику, провозглашает их образцовыми, тяготеет к рационализму, за-
крепленности форм, строгой иерархии жанров, тенденции к типизации, ди-
дактизму;
Ампир выражает воинскую
мощь и державное величие
ризует монументальность и величественность;
Рококо - это украшательство, прихотливая орнаментальность формы, наро-
читая асимметричность и сложность извилистых линий; это богатые роспи-
си и зеркала в интерьере, создающие впечатление легкости и не материаль-
ности стен;
Романтизм - это творческая
активность художника,
сти, обновление художественных форм, многозначная ассоциативность, ра-
зомкнутость видов и жанров искусства, синтез искусства, философии, рели-
гии;
Реализм - это объективность, типизация, воспитательность;
Модернизм - это активный поиск новых форм выражения, приоритет лич-
ного перед общественным, ассоциативность, идея абсурдности мира. Это
многочисленные поиски художественного отражения человека ХХ века.
Тема 9. Особенности развития культуры европейской
цивилизации (2 часа)
План
1. Истоки, пути и характер развития
европейской цивилизации и
2. Основания и особенности европейской культуры.
3. Традиции и инновации в культуре Европы.
Литература
Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М.,
1983.
Ильина Т.В. история искусств. Западноевропейское искусство \. М., 1993.
1. Европа - греческое слово, происходит от ассирийского "Эреб", что означает
Запад. В Древней Греции Европой именовали территории, лежащие к западу от
Эгейского моря. В Древней Греции слово Европа переводилось еще как широ-
коглазая. По всей видимости, Европа - это хтоническое божество, наделялось
растительными и животными функциями, образ, объединяющий весь космос
(небо, землю и подземный мир). Европой называли Деметру, богиню земли и
плодородия, даже Зевса иногда называли Еврепион.
Запад - это Европа и мир европейской (христианской) культуры. Географи-
ческое понятие "Европа" - весьма условно, исторически более определенно.
Европейская цивилизация - это индустриальная цивилизация, родилась она в
середине ХУП века (1649 год - английская буржуазная революция). В истории
европейской цивилизации можно выделить три основных периоды, этапа:
Античность (Греция и Рим) - УШ в. до н.э. - У в. н.э.;
Средневековье - У1-ХУП вв.;
Новое
время - начинается с победы
английской буржуазной
Каждый новый период сопровождался разрушением сложившейся системы цен-
ностей, политических и экономических отношений, изменением социальной
структуры общества, в искусстве это проявлялось в смене стилей и направле-
ний.
Рассмотрим этапы
Античность. Здесь сложился полис - основная форма политической организа-
ции общества. Здесь родились демократия, понятие суверенитета, наука и фи-
лософия, принципы морали, эстетические идеалы, жанры литературы, театр и
спорт, ордерная архитектура и скульптура и многое другое. В полисе складыва-
ется система ценностей: коллективизм, состязательность, патриотизм, пред-
ставление о превосходстве
выбора. "Человек - мера всех вещей" утверждал древнегреческий философ Про-
тагор, этот тезис как нельзя лучше отражает идею антропоцентризма, антично-
го гуманизма. В Древнем Риме зарождается христианство - религия угнетен-
ных, на следующем этапе развития именно христианство становится стержнем
формирования европейской
культуры.
Средневековье. На этом
этапе развития европейской
няется социальная структура (крестьяне, феодалы, рыцари-воины, духовенство,
городское сословие), появилось деление на город и деревню. Стержнем всей
культуры средневековья
этой культуры становится духовенство. Оно так же неоднородно как и вся соци-
альная структура:
Церковь как институт (папство, монастыри);
Военно-монашеские ордена (рыцарское христианство исповедовало
культ девы Марии, как культ прекрасной Дамы);
Простонародное христианство (церковное учение + язычество = двоеве-
рие, это было характерно и для Западной европы).
Средневековую цивилизацию погубил город, ему был чужд мир деревни и
мир феодала). Город - это государство в миниатюре (самоуправление наподо-
бие полисного). Ценности средневекового города - свобода и равноправие. В
цеховой среде ремесленников вырабатыва
ние к труду - труд не только источник существования, но и источник морально-
го удовлетворения. В эпоху средневековья рождается понятие "шедевр" - это
образец изделия. Шедевр должен был выполнить подмастерье, чтобы стать мас-
тером, но выполняя его он утверждался в собственной значимости и неповто-
римости. Идея человеческой индивидуальности (человек не только член сооб-
щества, но личность, ценная своим талантом, проявляющимся в повседневном
труде).
Эпоха Возрождения возрождает интерес к человеку, богоподобному человеку,
возрождает античный гуманизм. Изменяется характер взаимодействия человека
и природы, следствием этого становится развитие науки и техники, быстрая
смена технических достижений и технологий, отчуждение человека от резуль-
татов труда, экономическая конкуренция, новые идолы (деньги, богатство, ка-
питал) - начинается новый этап цивилизационного развития, зарождается ин-
дустриальная Европа, при этом ее объединение идет сверху (это осуществляет
Папа Римский) и снизу (таким объединяющим началом становится христианст-
во как идеология).
Переход к новой цивилизации
сопровождается социальными (
революциями, формированием правового состояния европейского общества,
научными и промышленными революциями.
2. Основаниями европейской
Демократия (восходит к античному полису);
Рационализм мышления (восходит к античной философии);
Христианство (представляет стержень всей европейской культуры). От хри-
стианства идет и европеизм (рассмотрение любой проблемы в мире с точки
зрения европейской идеологии)
На этих основаниях базируются особенности
европейской цивилизации и
пейской культуры:
Личностность (гражданин полиса, "Мера всех вещей", И.Христос -
богочеловек);
Рационализм (признание разума основой познания и поведения людей);
Открытость (инновационный характер,
творческий характер
культуры).
3.В основании европейской
со своей системой ценностей. Античность представляет собой творческую пе-
реработку культуры Древнего Востока (Шумер, Вавилон, Египет и др.) На руи-
нах античности формируется средневековая цивилизация (культура), она насле-
дует античные достижения (христианство, латынь, знания, школьную тради-
цию, римское право, геоцентрическую картину мира Птолемея, ордерную архи-
тектуру и т.д.) Индустриальная цивилизация зарождается в средневековом го-
роде, который и погубил феодализм.
Традиции прослеживаются в искусстве: в архитектуре - это ордерная систе-
ма, она просматривается с
ся попытка актуализировать
все стили и направления
кончая ампиром. Просматривается традиция и в истории скульптуры, и в исто-
рии литературы и других видов искусства. Очень ярким примером является ис-
тория театра. Театр зародился в Древней Греции из празднеств в честь Диони-
сия и сохранился в себе все, что стало изобретением древних греков. Неплохо
Информация о работе Краткий конспект лекций по культурологии