Краткий конспект лекций по культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:05, курс лекций

Описание работы

Задачи курса:
раскрыть сущность процессов возникновения, развития, функционирования культуры как системы;
процессов взаимодействия культур; этнонациональных особенностей культуры;
осмыслить социальный опыт отношений между людьми, их миропонимание, отраженное в зеркале искусства.

Файлы: 1 файл

КАЛАЧ Е.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

жественном слове устном (фольклор0 и письменном. Строительным материа-

лом литературы является слово, образность заложена в самой основе языка, ко-

торый создается народом, вбирает  в себя весь опыт народа, становится формой

его мышления.

     Театр художественно  осваивает мир через драматическое  действие, осущест-

вляемое актерами на глазах у зрителей. Основа театра - драматургия, но он

синтетичен, включает в себя музыку, танец, скульптуру, архитектуру, живопись,

кино. Театр - коллективное творчество. В рождении спектакля принимают  уча-

стие  драматург, режиссер, актер, художник, композитор, осветитель и т.д. ис-

токи театра уходят в первобытный  обряд, ритуал. Как вид искусства  театр рож-

дается в античной Греции из празднеств в честь бога виноградарства и  виноде-

лия Дионисия.

     Музыка - отражение реальной действительности в  эмоциональных пережи-

ваниях и окрашенных чувством  идеях, выражаемых через звуки особого  рода, в 

основе которых лежат обобщенные интонации человеческой речи. Первым му-

зыкальным инструментом был человеческий голос. Основа музыки - ритм, гар-

мония, в соединении дающие мелодию. Выразительные средства музыки: мело-

дико-интонационнный строй, композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр, 

динамика.

   Хореография - искусство  танца - возникло в древности  как художественное 

воспроизведение охоты и  трудовых процессов, как средство объединения лю-

дей. Хореография имеет свой специфический  язык - жесты, мимика, движение.

    Цирк - это демонстрация  возможностей человека, побуждающая  его к реали-

зации своих способностей,  к  творческому освоению мира (акробатика, экви-

либристика, гимнастика, жонглирование, пантомима, фокусы, клоунада, конная

езда, дрессировка и т.д.).

    Жанр в искусстве - это тип художественного произведения  в единстве спе-

цифических свойств его формы  и содержания. У каждого вида искусства свои

жанры. В литературе - это эпический  жанр (героическая поэма, роман, рас-

сказ), лирический (ода, элегия, песня:), драматический (трагедия, комедия),

сатирический и т.д. В изобразительном  искусстве жанры складываются на ос-

нове предмета изображения - портрет, натюрморт, пейзаж, икона, батальная,

бытовая и т.д. В музыке жанры  различаются по способу исполнения (вокальные 

- сольные, ансамблевые, хоровые,  вокально-инструментальные, инструмен-

тальные), по назначению (марш, танец, колыбельная и т.д.), по содержанию

(лирическая, эпическая, драматическая), по месту и условиям исполнения 

(театральная, концертная, камерная  и т.д.).

3. Специфика культуры, запечатленная  в искусстве, характеризуется  понятием 

"стиль искусства".  Стиль - это общность образной системы, средств художест-

венной выразительности, творческих  приемов, обусловленная единством  идей-

ного содержания; это внутренняя связь элементов художественного  целого, вы-

полняющая интегрирующую (закономерности, связанные с упорядоченностью

принципов формообразования, с известным  единообразием художественных

приемов и средств) и дифференцирующую (позволяет отграничить одну группу

произведений искусства от других на основе определенного набора стилевых

различий) функции. Стиль фиксирует норму и отклонение от нормы.

    Разновидности стиля:  индивидуальный и надиндивидуальный  (жанровый,

национальный, исторический). Исторический стиль концентрирует характер-

ные для данного этапа способы  отражения действительности, отражает дух

времени через  социально-экономические, психологические, общенациональ-

ные традиции, через произведения искусства, явления моды, одежды, прически

и т.д.

      Стиль характеризуется  через такие категории как  содержание и форма, при 

этом содержание задает  определенную форму, а форма задает определенное

содержание (единство содержания и  формы).

   Стили в искусстве Европы:

  Античное искусство. Его  характеризуют гармония, соразмерность  с челове-

ком, целостность, ясность, пропорциональность;

  Романский (1Х-Х1вв.) характеризует Европу периода феодальной раздроб-

ленности. Для него характерны аскетизм, сдержанность, предельная идеоло-

гическая регламентированность, тяготение  к утилитарности, негативное от-

ношение к личностному,  творческому  началу;

  Готика (ХП-Х1Увв.) характерна для  периода формирования централизован-

ных государств, развития народов, обретения  ими независимости и для этого 

стиля характерны орнаментальность, вычурность, утонченность стремление

к синтезу архитектуры, скульптуры, живописи, свободный полет творчества;

  Возрождение (Х1У-ХУ1 вв.) характеризуется  обращением к античности, ве-

рой в разум, оптимизмом, общественно-воспитательной функцией искусст-

ва;

  Барокко характеризуется экспрессивностью, пышностью, динамизмом, те-

атральностью, тяготением к сложному метафоризму, гиперболам, культиви-

рованию аллегории и эмблематики, сенсуализму и т.д.;

  Классицизм обращается к  античности, абсолютизирует ее каноны, пропор-

ции, эстетику, провозглашает их образцовыми, тяготеет к рационализму, за-

крепленности форм, строгой иерархии жанров, тенденции к типизации, ди-

дактизму;

  Ампир выражает воинскую  мощь и державное величие власти, его характе-

ризует монументальность и величественность;

  Рококо - это украшательство, прихотливая  орнаментальность формы, наро-

читая асимметричность и сложность  извилистых линий; это богатые роспи-

си и зеркала в интерьере, создающие впечатление легкости и не материаль-

ности стен;

  Романтизм - это творческая  активность художника, отрицание  нормативно-

сти, обновление художественных форм, многозначная ассоциативность, ра-

зомкнутость  видов и жанров искусства, синтез искусства, философии, рели-

гии;

  Реализм - это объективность,  типизация, воспитательность;

  Модернизм - это активный  поиск новых форм выражения, приоритет лич-

ного перед общественным, ассоциативность, идея абсурдности мира. Это 

многочисленные поиски  художественного  отражения человека ХХ века.

 

 

Тема 9. Особенности развития культуры европейской

              цивилизации  (2 часа)

 

План

1. Истоки, пути и характер развития  европейской цивилизации и культуры.

2.  Основания и особенности  европейской культуры.

3.  Традиции и инновации в  культуре Европы.

 

Литература

Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.

Бартенев И.А.,  Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М.,

1983.

Ильина Т.В. история искусств. Западноевропейское искусство \. М., 1993.

 

1. Европа - греческое слово, происходит  от ассирийского "Эреб", что  означает 

Запад. В Древней Греции Европой  именовали территории, лежащие к западу от

Эгейского моря. В Древней Греции слово Европа переводилось еще как широ-

коглазая. По всей видимости, Европа - это хтоническое  божество, наделялось

растительными и животными функциями, образ, объединяющий весь космос

(небо, землю  и подземный мир). Европой называли Деметру, богиню земли и

плодородия, даже Зевса иногда называли Еврепион.

    Запад - это Европа и мир  европейской (христианской) культуры. Географи-

ческое  понятие "Европа" - весьма условно, исторически более определенно.

    Европейская цивилизация - это индустриальная цивилизация, родилась она в

середине  ХУП века (1649 год - английская буржуазная революция). В истории 

европейской цивилизации можно выделить три  основных периоды, этапа:

  Античность (Греция и Рим) - УШ в. до н.э. - У в. н.э.;

  Средневековье  - У1-ХУП вв.;

  Новое  время - начинается с победы  английской буржуазной революции.

Каждый  новый период сопровождался разрушением  сложившейся системы цен-

ностей, политических и экономических отношений, изменением социальной

структуры общества, в искусстве это проявлялось  в смене стилей и направле-

ний.

     Рассмотрим этапы цивилизационного  развития Европы.

Античность. Здесь сложился полис - основная форма  политической организа-

ции общества. Здесь родились демократия, понятие суверенитета, наука и фи-

лософия, принципы морали, эстетические идеалы, жанры  литературы, театр и 

спорт, ордерная архитектура и скульптура и многое другое. В полисе складыва-

ется система ценностей:  коллективизм, состязательность, патриотизм, пред-

ставление о превосходстве земледельческого труда, представление о свободе 

выбора. "Человек - мера всех вещей" утверждал древнегреческий философ Про-

тагор, этот тезис как нельзя лучше  отражает идею антропоцентризма, антично-

го гуманизма. В Древнем Риме зарождается христианство - религия  угнетен-

ных, на следующем этапе развития именно христианство становится стержнем

формирования европейской цивилизации, становится стержнем европейской 

культуры.

    Средневековье. На этом  этапе развития европейской цивилизации  услож-

няется социальная структура (крестьяне, феодалы, рыцари-воины, духовенство,

городское сословие), появилось деление на город и деревню. Стержнем всей

культуры средневековья становится христианство, а носителями, хранителями 

этой культуры становится духовенство. Оно так же неоднородно как  и вся соци-

альная структура:

  Церковь как институт (папство, монастыри);

  Военно-монашеские ордена (рыцарское  христианство  исповедовало 

культ девы Марии, как культ прекрасной Дамы);

  Простонародное христианство (церковное учение + язычество = двоеве-

рие, это было характерно и для  Западной европы).

       Средневековую цивилизацию погубил город, ему был чужд мир деревни и

мир феодала). Город - это государство  в миниатюре (самоуправление наподо-

бие полисного). Ценности средневекового города - свобода и равноправие. В 

цеховой среде ремесленников вырабатывалось принципиально новое отноше-

ние к труду - труд не только источник существования, но и источник морально-

го удовлетворения. В эпоху средневековья  рождается понятие "шедевр" - это 

образец изделия. Шедевр должен был  выполнить подмастерье, чтобы стать мас-

тером, но выполняя его он утверждался  в собственной значимости и неповто-

римости. Идея человеческой индивидуальности (человек не только член сооб-

щества, но личность, ценная своим  талантом, проявляющимся в повседневном

труде).

   Эпоха Возрождения возрождает интерес к человеку, богоподобному человеку,

возрождает античный гуманизм. Изменяется характер взаимодействия человека

и природы, следствием этого становится развитие науки и техники, быстрая 

смена технических достижений и  технологий, отчуждение человека от резуль-

татов труда, экономическая конкуренция, новые идолы (деньги, богатство, ка-

питал) - начинается новый этап цивилизационного развития, зарождается ин-

дустриальная Европа, при этом ее объединение идет сверху (это осуществляет

Папа Римский) и снизу (таким объединяющим началом становится христианст-

во как идеология).

    Переход к новой цивилизации  сопровождается социальными (буржуазными) 

революциями, формированием правового  состояния европейского общества,

научными и промышленными революциями.

2. Основаниями европейской цивилизации  являются:

  Демократия (восходит к античному  полису);

  Рационализм мышления (восходит  к античной философии);

  Христианство (представляет стержень  всей европейской культуры). От  хри-

стианства идет и европеизм (рассмотрение любой проблемы в мире с точки

зрения европейской идеологии)

На этих основаниях базируются особенности  европейской цивилизации и евро-

пейской культуры:

  Личностность (гражданин полиса, "Мера всех вещей", И.Христос  -

богочеловек);

  Рационализм (признание разума основой познания и поведения людей);

  Открытость (инновационный характер, творческий характер европейской 

культуры).

3.В основании европейской культуры, как мы уже отмечали, лежит  античность 

со своей системой ценностей. Античность  представляет собой творческую пе-

реработку культуры Древнего Востока (Шумер, Вавилон, Египет и др.) На руи-

нах античности формируется средневековая  цивилизация (культура), она насле-

дует античные достижения (христианство, латынь, знания,  школьную тради-

цию, римское право, геоцентрическую  картину мира Птолемея, ордерную архи-

тектуру и т.д.) Индустриальная цивилизация  зарождается в средневековом  го-

роде, который и погубил феодализм.

    Традиции прослеживаются  в искусстве: в архитектуре  - это ордерная систе-

ма, она просматривается с античности до постмодернизма, где предпринимает-

ся попытка актуализировать  все стили и направления начиная  с романского и 

кончая ампиром. Просматривается  традиция и в истории скульптуры, и в исто-

рии литературы и других видов искусства. Очень ярким примером является  ис-

тория театра. Театр зародился в  Древней Греции из празднеств в честь  Диони-

сия и сохранился в себе все, что  стало изобретением древних  греков. Неплохо 

Информация о работе Краткий конспект лекций по культурологии