Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:05, курс лекций
Задачи курса:
раскрыть сущность процессов возникновения, развития, функционирования культуры как системы;
процессов взаимодействия культур; этнонациональных особенностей культуры;
осмыслить социальный опыт отношений между людьми, их миропонимание, отраженное в зеркале искусства.
ток зарубежного не вырезанного кино, поток запретных тем. Потрясения кос-
нулись двух сфер жизни - политики и морали (снятие политических и сексу-
альных табу) - это вызвало мировоззренческий шок (растерянность, ужас, неве-
рие). У части населения этот мировоззренческий шок вызвал блокировку нрав-
ственных чувств, у них пробудились озлобленность и агрессивность.
Перестройка не решила проблем культуры, а напротив еще более углубила
кризис: падает духовность, растет узкий практицизм, падает престиж образова-
ния, масскульт захватывает науку. Кризис затронул все учреждения культуры
(библиотеки, музеи, театры, кино, сферу науки и образования), растет дефицит
интеллектуальности, интеллигентности - это приводит к росту агрессивности, к
поискам реального врага, а не причин, порождающих сложность ситуации. По-
иски реального врага привели к его обнаружению в лице СССР. Результат -
распад СССР и формирование независимых суверенных республик со своими
правительствами, границами, таможнями и т.д.
Это привело к разрыву устойчивых экономических, политических, культурных,
научных связей и кризис продолжает нарастать.
Поиски выхода из культурного кризиса приводят к осознанию необходимости
возрождения духовности (возвращение в лоно религии, идеи возрождения на-
циональной культуры, рост национального самосознания, реформа образова-
ния:)
Чтобы выжить, культуре необходима экономическая поддержка, чтобы вы-
жить экономике, необходим рост культуры. "Без культуры в обществе нет нрав-
ственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные зако-
ны, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать со-
временная наука: Низкая культура: отрицательно сказывается на нашей об-
щественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отно-
шениях:" (академик Д.С.Лихачев).
Чем меньше человек знает о мире культуры, чем хуже он приобщен к нему,
тем более ограничен его выбор, тем более зависим он от мнений других людей,
направляющих его выбор, тем более случайным, непредсказуемым становится
этот выбор. Человек становится яркой индивидуальностью только благодаря
культуре. При этом все зависит от того, какую культуру осваивает человек.
Формируясь на основе массовой культуры китча, с ее проповедью насилия,
жестокости, порнографии, мистики; изо дня в день потребляя ее, постоянно
общаясь с
псевдогероями книжных
век теряет доброту, сострадание, милосердие, в нем растет агрессивность, он
все больше превращается в послушного человека толпы.
Информация о работе Краткий конспект лекций по культурологии