Краткий конспект лекций по культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:05, курс лекций

Описание работы

Задачи курса:
раскрыть сущность процессов возникновения, развития, функционирования культуры как системы;
процессов взаимодействия культур; этнонациональных особенностей культуры;
осмыслить социальный опыт отношений между людьми, их миропонимание, отраженное в зеркале искусства.

Файлы: 1 файл

КАЛАЧ Е.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Ополячивание. Центр культуры ХУШ века - Гродно;

  Российская империя. Разделы  Речи Посполитой (1772 - 1795). Русское 

влияние в культуре. С 184о года запрет на белорусский язык, а сама Беларусь

называется Северо-западный край;

  1917 год - революция в России. 1922 год - образование СССР. Формирова-

ние белорусской науки, белорусского высшего образования, белорусской  ин-

теллигенции, белорусского искусства  Янка Купала, Якуб Колас);

  Белорусское зарубежье (Х1Х  - нач ХХ ввю - экономическая  эмиграция, 

1917 год - рлдитическая эмиграция, 1944 год - эмиграция белорусской ин-

теллигенции, которая сотрудничала с немцами во время немецко-

фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Центры эмиграции -США, Канада, Англия, Австралия, Южная Америка;

  27 июля  1990 года Беларусь провозглашена суверенной республикой. 1991

год - распад СССР. Формирование национального  самосознания, национа-

листические настроения. Стремление к   "адраджэнню" беларускай мовы и 

беларускай культуры.

Особенности белорусской культуры:

  это культура контактная, формируется  на стыке западного и восточного 

славянства;

  эта культура близка и  родственна культуре восточных  славян (единые 

истоки, близкие пути развития);

  менталитет белорусского народа  отличается большей толерантностью,

миролюбием, работоспособностью, дисциплиной.

 

 

Тема 11. Особенности развития культуры в 

              исторических условиях ХХ века (2 часа)

 

План

1. Социокультурные противоречия  ХХ века. Кризис личности.

2. Человек в искусстве ХХ века. Художественные поиски.

 

Литература

Искусство и массы в современном  буржуазном обществе. М., 1989.

Куликова И.С. Философия и искусство  модернизма. М., 1980.

Самосознание европейской культуры Хх века. Мыслители и писатели Запада о 

месте культуры в современном обществе. М., 1991.

Современное западное искусство. ХХ век. М., 1988.

Шепетис Л. От жизни - в ничто  (модернизм - что это такое?). М., 1972.

 

1. Реалии ХХ века:  мировые  войны и революции, национально-

освободительные движения, социальные катаклизмы мирового масштаба,  тота-

литарные режимы, проникающие в  микроструктуру личных судеб, массовая

миграция. Человек в этих условиях выбрасывается из прочных привычных  де-

терминант жизни (окопы, лагеря, эвакуация), человек все чаще стоит перед 

проблемой предельных выборов и  решений. В ХХ веке продолжается массовая

маргинализация, она ведет к  кризису собственной культурной идентичности,

кризису  человеческого "Я".

     Вторую половину ХХ  века  характеризуют: НТР (ошеломляющий  научно-

технический прогресс и порожденные  им катастрофы, экологические кризисы);

новые технические средства тиражирования  культуры, позволяющие манипули-

ровать сознанием человека;  все возрастающее многообразие концепций  знания,

усилением роли техники (техницистские  теории культуры), растущий объем 

информации. Все это сказывается на человеке, он в ХХ веке, особенно к концу

ХХ века ощущает кризис культуры. Кризис собственного "Я".

 

2. Социальные, политические и идеологические  сдвиги ХХ века нашли отраже-

ние в многочисленных  концепциях, теориях, учениях, в центре которых человек

в сложных взаимодействиях с  окружающим миром. Искусство как  форма куль-

туры, как форма общественного  сознания, тесно связано с идеологией. Любое 

произведение искусства несет  на себе определенную идейную нагрузку, воздей-

ствуя на человека, на его сознание и волю.

      В развитии искусства  ХХ века прослеживаются три  пути:

  Путь эксперимента - путь создания  нового искусства (модернизм). Для  него 

характерны - примат формы над содержанием (эксперимент формы дает

новое содержание). Это искусство  требует объяснения (семь книг об искус-

стве Вас. Кандинского, манифесты  футуристов, сюрреалистов и т.д.);

  Коньюнктурно-социальный путь  (путь социалистического реализма);

  Идеальный (идеалистический)  путь     эстетства  ("Я  воспеваю прекрасное,

чтобы ни случилось").

     На формирование идейной  направленности искусства модернизма  оказали 

влияние труды философов Х1Х  века А.Шопенгауэра "Мир как воля и представ-

ление", М.Штирнера "Единственный и его достояние", С.Кьеркегора "Или-

или", труды философов ХХ века(философия интуитивизма, экзистенциализма, 

психоанализа и  прочие направления).

    Модернистские направления  искусства отрицали изобразительные  функции, 

традиционные формы, искали новые  средства выразительности. Среди много-

численных направлений  искусства ХХ века можно выделить следующие:

  Фовизм (дикие).1905 г. Анри Матисс, Андре Дерен, Морис Вламинк.  Упро-

щение форм, отказ от объемности, контраст цвета, человеческая фигура 

превращается в часть узора. "Искусство должно дать отдых  душе человека";

  Экспрессионизм (выражение).1905 год. Кирхнер, Хеккель, Шмит-Ротлуф.

Драматическая подавленность человека в мире, ужас перед действительно-

стью и будущим, ощущение безнадежности  и беззащитности в этом мире.

Эдвард Мунк "Крик". Отто Дикс - ужас войны. Эстетизация уродливого,

стремление вызвать у зрителя  физиологический страх перед  окружающим

его хаосом жизни;

  Кубизм.  19о5 -1925 гг. Жорж Брак. Пабло Пикассо, Хуан Грис, Фернан  Ле-

же. Конструируют "новую" действительность. Три периода: 1) сезаннизм 

(1905-1909) - выявление простых устойчивых форм (куб, конус, цилиндр); 2)

аналитический (1910-1912) - изображение  предмета с разных точек зрения;

3) синтетический (1913-1914) - поиски  сущности, разрывается  связь  с объ-

ектом изображения;

  Футуризм (будущее). 1909 год. Боччони, Карра, Северини, Балла. Искусство

будущего, искусство апофеоза больших  городов  и машинной индустрии,

апология техники. Урбанизма ("Жизнь  мотора волнует нас больше, чем  сле-

зы женщины"). Задача - передать движение (движение - характерная черта

эпохи). Хаотичность, сумбурность, дисгармония  цвета. Манифесты футури-

стов писал Маринетти;

  Абстракционизм (отвлечение). 1910 год.  Отказ от предметного мира  и 

всякой изобразительности. Геометрический абстракционизм (Пит Мондри-

ан) - геометрическая логика красоты, комбинации плоскостей, ритмич-

ность. Психологический абстракционизм (Вас. Кандинский)- моментальный

снимок состояния души. Три типа картин: импрессия, импровизация, ком-

позиция. Супрематизм (Казимир Малевич) - искусство высшей реальности

(геометрические планы аналитически  рассмотренного предмета);

  Экзистенциализм (существование).  Основывается на концепции абсурд-

ности жизни. А. Камю, Ж.-П.Сартр, Беккет, Ионеско (театр "абсурда"), ли-

тература "потока сознания". Если человек одинок, он общественно обесце-

нен, он не имеет будущего, его жизнь  бессмысленна;

  Дадаизм. 1916-1922 гг. Тристан Тцара,  Андре Бретон, Л.Арагон, Марсель 

Дюшан, Франсуа Пикабиа, Хуан Миро. Отрицали все духовные ценности,

законы, мораль, этику, религию, утверждали хаос и произвол, эпатировали

публику. Идеологически дадаизм  носил характер протеста против ужасов

войны;

  Метафизическая живопись.  Джордж  Кирико. Имперсональность, мане-

кенность, безвоздушность пространства, подчеркнутая предметность изо-

бражения. Выражали противоестественность  одиночества;

  Сюрреализм (сверхреальность). 1917 год. Родился как  философия  

"потерянного поколения". В  основе лежит философия интуитивизма  Анри 

Бергсона, идеализма В.Дильтея,  философия психоанализа З.Фрейда.  Под-

линность истины бытия скрыта в  сфере бессознательного, искусство  при-

звано вывести их оттуда (свободные  ассоциации, соединение несоединимо-

го). Хуан Миро, Макс Эрнест, Ив Танги, Сальвадор Дали, Андре Бретон;

  Поп-арт. 1956 год Реакция на  беспредметное искусство ("Вещь есть искус-

ство") Чемберлен, Ольденбург, Рой  Лихтенберг, Роберт Раушенберг, Джеймс

Розенквист. Разновидности: окр-арт, видео-арт,  лэнд-арт, мэйл-арт, кине-

тическое искусство и т.д.;

  Хэппенинг 50-ые годы - нечто  происходящее (написание картины, открытие

выставки и т.д.

В конце ХХ века (с 80-х гг.) начинается новый этап в развитии искусства,

появляется постмодернизм.

 

 

Тема 12.  Массовая и элитарная  культура  (2 часа).

 

План

1. "Масса" и "элита". Массовая  и элитарная культура.

2. Маргинальное сознание в культурной ситуации ХХ века. Маргиналь-

ная культура. Китч как форма маргинальной культуры.

 

Литература

Искусство и массы в современном  буржуазном обществе. М., 1989.

Карцева Е. Китч или торжество пошлости. М., 1977.

Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1978.

Молчанов В.В. Миражи массовой культуры. Л., 1984.

 

1.  Массовая культура зародилась  и сформировалась во второй  половине Х1Х 

века в США. Этому способствовали средства массовой  коммуникации: газеты,

журналы, "десятицентовые" романы, радио, кино,  телевидение, видео, компью-

тер. Они демократизировали сферу  культуры, открыв к ней доступ массовой ау-

дитории, укрепили традиции народной демократической культуры, способство-

вали проникновению в них  буржуазной идеологии, коммерческих интересов.

Массовая культура  связана с  интересами бизнеса, является орудием  пропаган-

ды буржуазной идеологии и буржуазного  образа жизни, орудием манипулиро-

вания сознанием масс.

    Главный инструмент массовой  культуры - реклама. Она содержит много

черт, свойственных народной культуре, имитирует ее, используя приемы, свой-

ственные народной культуре (повторы, простоту, гиперболичность, народную

поэзию, народную музыку, народные образы и т.д.). Массовая культура - это 

производный элемент капиталистического бизнеса, приспосабливающий на-

родную традицию к выражению  норм и интересов буржуазной идеологии.

    Термин "массовая культура" появился в США в 1957 году. Отношение  к этой 

массовой культуре со стороны интеллектуальных кругов постоянно меняется. В

50-60-ые годы преобладает настороженное  критическое отношение 

(Макдональд, Э.Фромм), в 70-ые - превалирует  терпимость и даже прямая апо-

логетика (Белл, Э.Шилз, Г.Ганс). В 80-ые гг. массовая культура приспосаблива-

ется, маскируется под элитарную (мидкультура, саентифицированная культура,

эстетизированная культура и т.д.) и термин "массовая культура" уступает место 

термину "популярная культура", ориентированная на развлечение  и отдых.

    Признаки массовой культуры:

  Создается, тиражируется, распространяется с помощью сре6дств массовой

информации;

  Ориентируется на массовую  аудиторию (большие залы, стадионы, телевиде-

ние, кино:);

  Создает пассивное, некритическое  восприятие, формируя потребительское 

сознание, потребительский тип  культуры;

  В качестве изобразительных  средств использует имидж, стереотип,  пропа-

гандирует идеологические нормы буржуазного  сознания.

  Одна из главных функций  массовой культуры - тривиализация  сознания 

(тривиальный - элементарный, банальный,  общедоступный).

     Элитарная культура (от франц. лучший, отборный) - это  культура, ориенти-

рованная по мысли создателей, на небольшую группу людей, оцениваемую  как 

лучшая часть общества - элита. Сложилось  две трактовки данного культурного 

типа: 1) модернистские формы современного искусства, доступные лишь отно-

сительно узкой группе рафинированнх  ценителей; 2) культура классов. Находя-

щихся на высших ступенях социальной структуры, экономическое положение 

которых делает возможным приобретение высококачественного духовного то-

вара.

    Традиции теории элитарной  культуры заложили немецкие романтики,  А. 

Шопенгауэр, Ф. Ницше, О. Шпенглер, Н. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет, Т. Одор-

но и др.

    Социальные корни концепций  элитарной культуры лежат в  структуре классо-

вого общества. С антагонистической формой разделения труда связано проти-

вопоставление двух сторон человеческой деятельности - материального и ду-

ховного производства. Создателем духовной продукции является элита, потре-

бителем - массы. При этом только тонкий слой духовной элиты способен к

творческой активности в сфере  культуры (военная элита, техническая  элита,

элитарное искусство, элитарной кино:).

 

2. Маргинальная культура ( от лат.  находящийся на краю, пограничный) - это 

пограничная культура, находящаяся как бы между двумя и не относящаяся ни к

одной из них.

     В конце Х1Х века  формируется китч как форма  маргинальной культуры, по-

граничной между культурой города и деревни.

    В 70-80-ые гг. ХХ века  происходит процесс сближения  элитарной и массовой 

культуры. Массовая культура поглощает  субкультуры и добирается до элитар-

ной. Это происходит потому, что: 1) правящий класс заинтересован в  манипу-

лировании сознанием миллионов  людей; 2) массовая культура приносит огром-

ные прибыли. Массовая культура маскируется под элитарную, черпая из нее те-

мы, но сохраняя свои функции. Формами  имитации масскульта   под элитарную 

становятся кемп-культура, стиль  ретро, этизация, эстетизация, сантификация и 

т.д.

     Одной из форм маргинальной  культуры становится возникший в 80-ые гг.

Информация о работе Краткий конспект лекций по культурологии