Культура Киевской Руси IX - XII

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:54, контрольная работа

Описание работы

Древняя Русь... Эти два простых слова вызывают в памяти белокаменные соборы, тяжелые, мерцающие темным золотом иконы, суровые и просветленные лики фресок на стенах храмов, киноварные инициалы старого пергамента церковных книг. Тысячелетний фольклор сохранил нам былинные сказы о подвигах Ильи Муромца, Микулы Селяниновича, о многих богатырях, легендарных и реальных защитниках земли Русской.
В Х веке Русь принимает новую религию – христианство, которая на долгие века станет мировоззрением общества, охватит все сферы его жизни. По решению ЮНЕСКО тысячелетие крещения Руси отмеченное в 1998 году как юбилейная дата мировой культуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..………… 2
1. Восточные славяне. Языческая культура Киевской Руси……….…. 3
2. Значение христианства в развитии русской культуры………..……. 8
Заключение…………………………………..………………………… 12
Список использованной литературы………………………….…….. 13

Файлы: 1 файл

kulturologia_21_variant2.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)



Федеральное государственное  образовательное

бюджетное учреждение высшего  профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

по дисциплине: Культурология

на тему: «Культура  Киевской Руси IX - XII» (тема № 21)

                                                     

                                                    

                                                     Выполнил:

Студент  ________________________________

Курс ___________________________________

                                                    Группа №   ______________________________

                                               Зачетная книжка № _____________________

 Преподаватель:

                                                     ________________________________________

 

 

Калуга 2013

Содержание

Введение……………………………………………………..…………  2

  1. Восточные славяне. Языческая культура Киевской Руси……….…. 3
  2. Значение христианства в развитии русской культуры………..……. 8

Заключение…………………………………..………………………… 12

Список использованной литературы………………………….…….. 13

 

Введение

Древняя Русь... Эти два простых слова вызывают в памяти белокаменные соборы, тяжелые, мерцающие темным золотом иконы, суровые и просветленные лики фресок на стенах храмов, киноварные инициалы старого пергамента церковных книг. Тысячелетний фольклор сохранил нам былинные сказы о подвигах Ильи Муромца, Микулы Селяниновича, о многих богатырях, легендарных и реальных защитниках земли Русской.

В Х веке Русь принимает  новую религию – христианство, которая на долгие века станет мировоззрением общества, охватит все сферы его жизни. По решению ЮНЕСКО тысячелетие крещения Руси отмеченное в 1998 году как юбилейная дата мировой культуры.

С ведением христианства укрепляются международные связи Киевской Руси, она равноправным партнером входит в число государств христианской Европы, начинает широко черпать из общего для всей Европы источника культуры: византийского христианизированного наследия Древней Эллады и цивилизаций Востока. 

В настоящее время тема христианизации представляет большой интерес ввиду того, что сейчас, проходит эпоха "Второго Крещения Руси" и, чтобы понять сущность происходящего, надо заглянуть в далекое прошлое. Изучая его, можно найти ответ на вопрос о том, что в настоящее время происходит с русской церковью. 
Быть может, проведение параллели между Древней Русью, с ее язычеством и крещением, и Россией ХХ века, с ее идолопоклонничеством и "вторичным крещением", будет выглядеть неубедительно, но, на мой взгляд, именно в данный момент мы становимся свидетелями того, как история, пройдя определенный этап, переходит на очередной виток своего развития по спирали.

    1. Восточные славяне. Языческая культура Киевской Руси

В настоящее  время наука не даёт точного ответа, когда и где возник славянский народ, как и любой другой этнос. Этногенез славянских племён изучается на стыке археологии и лингвистики с привлечением этноистории соседних народов. В академической науке существуют несколько направлений и научных школ, разрабатывающих свои версии выделения славян из индоевропейской общности племён.

Славяне – группа родственных народов в Восточной Европе и Азии, общей численностью более 300 млн. чел. Славяне подразделяются на три ветви: восточную (русские, украинцы, белорусы), западную (поляки, чехи, словаки, лужичане), южную (болгары, македонцы, словенцы, сербы, хорваты, черногорцы).

Восточнославянские народы – русские, украинцы, белорусы. Предки этих народов (восточнославянские племена) в древности занимали обширные пространства от Карпат и Причерноморья до верховьев Волги и Ладожского озера. В IX – XII вв. они образовали единую древнерусскую народность, существовавшую в пределах Киевской Руси. К XIV – XV в. древнерусская народность распалась, дав начало трем новым народностям: русским, украинцам и белорусам. Восточнославянские языки – русский, украинский, белорусский.

Разные ученые не сходятся не только в определении места  славянской прародины, но и во времени выделения славян из индоевропейской группы. Существует целый ряд гипотез, согласно которым о славянах и их прародине с уверенностью можно говорить, начиная с конца III тысячелетия до н.э. (О.Н. Трубачев), с конца II тысячелетия до н.э. (польские ученые Т. Лер-Сплавинский, К. Яжджевский, Ю. Костшевский и др.), с середины II тысячелетия до н.э. (польский ученый Ф. Славский), с IV в. до н.э.                     (М. Фасмер, Л. Нидерле, С.Б. Бернштейн). Гипотезы происхождения славян: дунайская, карпатская, висло-одерская, висло-днепровская, неодунайская.

К проблеме этногенеза славян неоднократно обращался Б.А. Рыбаков. Его концепция также связана с висло-днепровской гипотезой и основана на единстве территорий обитания славянского этноса на протяжении двух тысячелетий: от Одера на западе до левобережья Днепра на востоке. Историю славян Б.А. Рыбаков начинает с эпохи бронзы – с XV в. до н.э., и выделяет пять ее этапов.

Первый этап он связывает с тшинецкой культурой (XV-XIII вв. до н.э.). Область ее распространения, по его мнению, была "первичным местом объединения и формирования впервые отпочковавшихся праславян ... эта область может быть обозначена несколько туманным словом прародина"*. Тшинецкая культура простиралась от Одера до левобережья Днепра.

Второй этап - лужицко-скифский - охватывает XII-III вв. до н.э. Славяне в это время представлены несколькими культурами: лужицкой, белогрудовской, чернолесской и скифскими лесостепными. Племена лесостепных скифских культур, занимавшиеся земледелием, были славянами, объединенными в союз под именем сколотов.

        Падение лужицкой и скифских культур привело к восстановлению славянского единства - наступил третий этап истории праславян, продолжавшийся со II в. до н.э. по II в. н.э., и представленный двумя близкими между собой культурами: пшеворской и зарубинецкой. Их территории простирались от Одера до левобережья Днепра.

Четвертый этап он датирует II-IV вв. н.э. и называет  его пшеворско-черняховским. Этот этап характеризуется усилением влияния Римской империи на славянские племена.      

Пятый этап - пражско-корчакский, датируется VI-VII вв., когда после падения Римской империи славянское единство было восстановлено. Совпадение ареалов всех перечисленных культур, в том числе и достоверно славянской - пражско-корчакской, - является, по мнению Б.А. Рыбакова, доказательством славянской принадлежности всех этих культур.

«Язычество» - термин литературного происхождения, произошёл он от церковнославянского слова «языци», т.е. «народы», «этносы». Так русские книжники эпохи Киевской Руси – христиане по вере –  «отгораживались» от народов, ещё не крещённых. Тем не менее, термин оказался очень удачным, так как он хорошо отражает сущность верований: язычество – верование этническое, или народное, в противоположность надэтническим, или мировым, религиям.

В современной науке  под язычеством понимается комплекс религиозных обрядов, верований, представлений, предшествовавший возникновению мировых  религий (христианства, магометанства, буддизма) и послуживший их основой. В язычестве изучаются мифы, связанные с представлением наших предков о строении мира; магические обряды и заклинания (заговоры); пантеон богов и демонов в разные периоды существования язычества; изучается вещественный мир, связанный с мифологией.

Славянское язычество  берет свое начало в глубокой древности и основывается на первобытных воззрениях, верованиях, обрядах, общих для всего человечества. На основе подобных воззрений развились все позднейшие мировые религии. Славянское язычество менялось вместе с жизненным укладом славян, их занятиями. Менялось все, менялись и их представления о происхождении мира и человека. На протяжении своего существования эволюционировало и язычество – поклонение силам природы.

В настоящее время  мы имеем достаточно большой комплекс исследований язычества славян, который строится  на основе средневековых хроник, анналов (мифология балтийских славян; польских и чешских племен), поучений против язычества и летописей (отрывочные сведения о мифологии восточных славян). Наиболее обширный материал по славянскому язычеству дают фольклорные, этнографические и языковые данные, полученные в XIX – XX веках. Они позволяют судить о мифологических персонажах, предметах, их сопровождающих, выявлять отдельные мифологические мотивы. Данные археологии, полученные при исследовании языческих святилищ и культовых предметов, подтверждают их праславянскую принадлежность.

Древним славянам было свойственно космоцентрическое мировоззрение, которое по своему отношению к природе значительно отличается  от современного. Человек знал, что его жизнь зависит от природы, поэтому и обожествлял ее. Он обожествлял все природные стихии (огонь, воду, землю, воздух), считая их одушевленными (анимизм) и разумными (фетишизм). Поклонение природе, ее силам находит выражение в славянской магии. Люди верили, что при помощи определенных заклинаний, «заповедных» слов и действий можно владеть светлыми и темными существами, господствовавшими над ними. Считая все окружающее живым, человек, например, в своей тени видел нечто живое, как бы часть самого себя; точно так же он смотрел на свое изображение и даже на имя. По мнению язычников, такие явления, как дождь, град, молния, гром, ураганы, землетрясения, происходят не сами по себе, а ниспосланы тем или иным божеством, управляющим этими стихиями. Поэтому и просят славяне заступничества у солнца, луны (месяца), звезд, духов лесов, морей, рек и т.п., ищут у них поддержки, просят сил для совершения какого-либо действия, стремятся узнать у них свою судьбу.

Магические действия славян делятся на две группы: заговоры и гадания. Заговоры (присушки, отсухи, шептания, заклинания, наговоры, обереги, слова и т.д.) направлены на исполнение воли кудесника – доброй или злой. Гадания помогают с помощью потусторонних сил получить сведения о будущем. Гадающие очень часто прибегают еще к одному магическому средству – обращаются к силе растений: трав и деревьев. Гадания основывались на наблюдении за поведением животных и птиц: кукушка до Егорья – к неурожаю и падежу скота; свинья чешется – к теплу, а визжит (ревет) – к ненастью; если куры не прячутся от дождя, то он будет продолжителен. Для распознавания будущего обращались и к нечистой силе, умершим, поэтому такое гадание традиционно считалось опасным, а с точки зрения христианской церкви, - грешным. Большая часть таких гаданий проходила в дни, когда души умерших свободно бродят по земле, а нечистая сила активизируется. Обычно это Святки, Троица, Пасха, Иван Купала и Юрьев день.

Язычество находит выражение  в вещественном мире. Человек чувствовал себя бессильным перед природой и ее стихиями; пытаясь понять их суть, раскрыть механизм влияния на него природы, обезопасить себя от неуправляемой стихии, он составлял целый комплекс взаимодействия с этими силами. Славяне-язычники общались с миром на языке оберегов – предметов, которые люди носили с собой и защищали ими свое жилище. 
 
Наиболее древними обережными символами были узоры, связанные с тремя стихиями, которым поклонялись славяне: символы земли, воды, огня. Их призывали славяне к себе в охранители. Символы земли – засеянное поле (ромб, разделенный на четыре части с точками внутри каждой), знак плодородия (свастика). Символ воды – хляби небесные (волнистые линии). Символ огня - косой крест (огонь земной), громовный знак (шести- или восьмилучевая звезда). Кроме этих, основных знаков, языческая символика включает изображение солнца, радуги, фигур богини на вершине строения, подковы и многие другие.

Наконец, языческо-христианский синкретизм русского православия обнаруживается в том, что наиболее живучие славянские дохристианские праздники и ритуалы были включены в состав православной обрядности, а языческие символы переплелись с христианской символикой. Например, древние славянские новогодние святки с ряженьем, колядкам и прочей языческой атрибутикой вошли в христианский рождественско-новогодний праздничный цикл, ни их языческое содержание сохранилось.

Неизменность языческой  символики на протяжении многих столетий говорит о том, что славяне  даже после принятия христианства долго  сохраняли многие черты исконной религии, которые касались обыденной жизни человека.

          Постепенно мифы и значения символов стали забываться, однако осколки язычества дошли до наших дней в народных поверьях, обычаях и традициях.

Советская историческая наука датирует время образования  Древнерусского государства IX веком. «К началу IX в., - пишет Б.А. Рыбаков, - в центре восточнославянских племен сложилось государство Русь, объединившее почти половину племен вокруг Киева и ведшее борьбу с кочевниками, с Византией и с варягами». Древнерусское государство возникло более чем за столетие до крещения киевлян и стало исторической реальностью задолго до религиозной акции киевского князя Владимира Святославича.

Образование государства  – не начало, а определенный итог общественного развития, переход в новое качество, которому предшествовал длительный процесс постепенного накапливания количественных изменений в общественной жизни Древней Руси. Действительно, предпосылки образования государственности у восточных славян стали закладываться еще в VI веке, когда появился институт племенных вождей.

Материальной предпосылкой такого объединения было дальнейшее развитие производительных сил, породившее новые общественные отношения. Переход от подсечной системы земледелия к пашенной сделал обработку земли посильной для отдельных крестьянских семей. Хозяйственно самостоятельные семьи выделялись из родовых коллективов, что означало замену коллективной собственности семейной и личной. Для совместной защиты своих хозяйственных интересов территориально близкие семьи объединялись в соседские общины, создавалась ячейка феодального общества – боярский двор, усадьба, совокупность которых составляла вотчину. Хозяйственное развитие вело к усилению разделения труда и расширению межобщинного обмена, что укрепляло связи и внутри общин и между ними. Возникали более крупные объединения – племена.

Следующим шагом на пути создания предпосылок древнерусской государственности  были объединения союзов племен. Эти  «сверхсоюзы» создавались как для  защиты от внешней опасности, так  и для ведения наступательных военных действий. Князь, возглавлявший «союз союзов», опирался на постоянное воинское соединение – княжескую дружину, состоявшую из воинов-профессионалов. Первыми киевскими князьями летопись называет Аскольда и Дира, при которых была ликвидирована зависимость Киевской Руси от Хазарского каганата и совершались походы на Византию. Первым князем, завершившим процесс объединения северных славянских племен и подчинения их Новгороду, стал Рюрик, которого пригласили на княжение (вместе с братьями Синеусом и Трувором) ильменские славяне.

Информация о работе Культура Киевской Руси IX - XII