Курс лекций по "Этнологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:34, курс лекций

Описание работы

Этнология-наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. etnos - народ и logos - слово, наука.
Объектом являются этносы. Этнология изучает все народы вне зависимости от их численности, территории, уровня развития и культуры. Также изучает уже исчезнувшие народы.

Файлы: 1 файл

этнология.docx

— 187.33 Кб (Скачать файл)

В структуре сельского  хозяйства преобладает земледелие (кроме Монголии, где развито кочевое  скотоводство). Основу зернового хозяйства  составляют рис и пшеница. Рис - основная продовольственная культура в регионе.

Культивируют также кукурузу, гаолян (сорго), чумизу, их урожай используют в продовольственных, пищевых целях.

В регионе выращивают также  табак, коноплю, хмель, лен. Традиционной областью (особенно в Китае) является выращивание врачебных растений. В Японии культивируют много разнообразных  цветов, которые являются обязательным атрибутом религиозных ритуалов и элементом украшений на праздниках и в домах японцев. 
В Китае и Монголии для транспортных нужд разводят мулов, буйволив, ишаков, в Монголии - двугорбых верблюдов (бактрианов) и яков. 
Среди старых областей животноводства - пчеловодство и шелководство. Китай является одним из крупнейших экспортеров меда, занимая 2- ое место в мире. Ежегодный его экспорт составляет 1/3 мирового. История развития шелководства в Китае насчитывает четыре тысячелетия. Разводят преимущественно тутового, а на северо-востоке - дубового шелкопряда. 
Меховое звероводство представлено разведениям нутрий, норок и других видов животных в Китае и КНДР. 
Рыболовство и рыбоводство. Традиционные области хозяйства для Японии, Кореи, Тайваня. Рыбу вылавливают в прибрежных морских водах и в реках и озерах.

 

 

35. Этнический состав населения  Юго-Восточной Азии: этноязыковой  состав и хозяйственно-культурные  типы.

 

Этнический состав населения  Юго-Восточной Азии отличается большой  сложностью и пестротой. Крупнейшим народом материковой части региона  являются вьетнамцы - вьеты (свыше 40 млн. человек). По языку и культуре к ним близки мыонги, расселенные в разных районах Социалистической Республики Вьетнам. К западу от вьетов на полуострове Индокитай живет большая группа народов, говорящих на тайских языках. К ним относятся кхон-таи, или сиамцы Таиланда (21 млн. человек), лао восточных и северных районов той же страны и соседнего Лаоса, так называемые горные тай СРВ и, наконец, шаны Бирмы. К вьетам и тай по расовым признакам, многим особенностям хозяйства и культуры близки народы группы мяо-яо (мео-зао); они живут разбросанно на севере Вьетнама, Лаоса и Таиланда. Но общая численность мяо и яо в Индокитае невелика и не достигает 1 млн. человек. Языки вьетов и мяо- яо лингвисты сближают с мон-кхмер- скими языками. В настоящее время на мон-кхмерских языках говорят собственно кхмеры, составляющие основное население Кампучии и живущие также в прилегающих районах соседних государств, горные кхмеры Вьетнама, Кампучии, Лаоса и Таиланда и моны (талаин), сосредоточенные на юге Бирмы и частично в Таиланде.

Близки к перечисленным  народам по языку палаун и ва, обитающие на крайнем севере Бирмы, а также сенои и семанги Малакки. Мон-кхмерские языки, а также языки палаун-ва, малаккские и мяо-яо родственны языкам народов мунда на востоке Индостана. Все эти языки иногда объединяют в австроазиатскую семью.

Большую языковую группу населения  материковой части Юго-Восточной  Азии образуют тибето-бирманцы, входящие в состав китайско-тибетской семьи. Крупнейший народ этой группы - бирманцы. По численности (их 23 млн. человек) они занимают второе место на Индокитайском полуострове. К бирманцам по языку близки карены, кая, качины (цзинпо) и чины. Все эти народы расселены главным образом в Бирме. Кроме того, к тибето- бирманской языковой группе относится несколько небольших народов, разбросанных в северных районах Бирмы, Таиланда и Вьетнама (хани, или акха, лису, лаху, ицзу и др.).

В регионе представлены такие  языковые семьи: китайско-тибетская (китайцы  в Малайзии и Сингапуре, бирманцы, карены в Мьянме и Таиланде); тайская (сиамцы, лао); австро-азиатская (вьетнамцы, кхмеры в Камбодже); австро-незийская (индонезийцы, филиппинцы, малайцы); папуасские народности (в восточной части  Малайского архипелага и на западе о. Новая Гвинея).

Сельское хозяйство региона  недостаточно обеспечено земельными ресурсами  из-за высокой плотности населения. В нем преобладает земледелие над животноводством, большими являются расходы ручной работы на единицу  земельной площади и низкая товарность хозяйств. Техника и технология большей  частью очень примитивные. 
Растениеводство. Субтропическое и тропическое земледелие составляет основу хозяйства всех стран. Юго-Восточная Азия - наибольший в мире регион по выращиванию риса - главной сельскохозяйственной культуры. Урожаи его собирают по 2-3 раза в год, общий объем составляет 126,5 млн т (1/4 мирового производства). В Индонезии, Таиланде, Мьянме, Вьетнаме рисовые поля занимают 4/5 посевной площади придолинных и дельтовых земель рек Иравады и Менема. 
Главными сельскохозяйственными культурами в регионе также являются: 
— кокосовая пальма - дает орехи и копер (кокосовая сердцевина, из которой получают масло). На регион приходится 70 % их мирового производства, на Малайзию - до 49 %; 
— гевея - до 90 % мирового производства натурального каучука приходится на страны региона (Малайзия - 20 % мирового производства, Индонезия, Вьетнам); 
— сахарный тростник (особенно Филиппины и Таиланд); 
— чай (Индонезия, Вьетнам); 
— пряности (повсеместно); 
— орхидеи (Сингапур - мировой лидер по их выращиванию); 
— хлопок, табак (в сухой сезон выращивают страны, расположенные на севере региона); 
— кофе (Лаос); 
— опиумный мак

Животноводство. Развито  очень слабо из-за дефицита пастбищ, распространения тропических болезней животных. Скот используется преимущественно  как тягловая сила. 

36. Этнический состав Центральной  Азии: этноязыковой состав и хозяйственно-культурные  типы.

Этнический состав. В странах  региона проживают представители  таких этнических семей: 
• алтайская семья: 
   — тюркская группа (казахи, киргизы, туркмены, узбеки, каракалпаки, тувинцы, хакасы, якуты); 
— монгольская группа (буряти, калмыки); 
   — тунгусо-маньчжурская группа (эвенки, евени, дальневосточные народностям России); 
• индоевропейская семья: 
   — славянская группа (россияне, украинцы, белорусы - иммигранты в Центральной и Северной Азии); 
—иранская группа (таджики); 
   — германская группа (немцы Средней Азии и Казахстана); 
• уральская семья: 
— финно-венгерская группа (ханти, манси); 
— самодийская группа (ненцы).

 

Растениеводство характерно для оазисных районов (главная культура — хлопок), а пастбищное овцеводство  развито в пустынных и горных районах.

В оазисах все подчинено  выращиванию хлопчатника. Почти  все поля заняты им, но в Узбекистане  и Туркмении, где его площади  самые большие, в последнее время  идет их сокращение в связи с тем, что необходимо увеличить производство зерновых для получения хлеба. Также  в оазисах развито молочное скотоводство, использующее в качестве корма люцерну (бобовая культура), улучшающую почву  для хлопчатника. В ряде районов  используют листву шелковичных деревьев, для выращивания тутового (шелковичного) шелкопряда.

В пустынных районах преобладающее  значение имеет каракулеводство, в  ряде мест разводят верблюдов и лошадей.

Во всех республиках выращивают виноград и плодовые деревья.

37. Кочевничество  (номадизм). Особенности хозяйства  и культуры номадов.

Кочевничество  
номадизм (от греч. nomas, родительный падеж nomados — кочующий), особая форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни. Термин «К.» в основном применяется к образу жизни скотоводов аридной (засушливой) зоны, но иногда употребляется и по отношению к более архаическим хозяйственно-культурным типам бродячих охотников и собирателей. К. возникло в ходе общественного разделения труда, при выделении скотоводства в самостоятельный вид хозяйства. Значительную часть проблем, связанных с К., ещё не разработана и среди учёных существует много различных точек зрения. К. зародилось в конце 2-го — начале 1-го тысячелетия до н. э. в среде горно-степных племён Евразии. С ростом производительных сил и заселением новых областей часть племён переходила в степях, полупустынях и пустынях от оседлого и полуоседлого пастушеского скотоводства к подвижному скотоводству. В течение 1-го тысячелетия до н. э. и в первые века н. э. К. получило большое распространение в Центральной, Средений, Западной Азии, Причерноморье, несколько позднее в Северной Африке. Переход к К. способствовал росту поголовья скота, освоению ранее незаселённых областей аридной зоны, развитию связей между племенами. Наиболее приспособленными для К. животными оказались овцы, лошади, верблюды и козы. В арктической зоне в сравнительно позднее время под влиянием южных скотоводческих племён сложилось кочевое оленеводство. Скотоводство, составлявшее основное занятие кочевников и полукочевников, сочеталось, как правило, с др. видами занятий: земледелием, торговлей, охотой. Нередко часть того или иного племени кочевала, а часть была оседлой. В различных природных условиях сложились разные формы кочевания: «меридиональное» (стада перегонялись летом на С., зимой — на Ю.), «пустынное» (кочевание велось от колодца к колодцу или вокруг колодца), «вертикальное» (кочевание с зимних пастбищ, расположенных в долинах, на летние высокогорные) и др. Для К. характерны специфические явления материальной и духовной культуры и устойчивое сохранение пережитков племенной структуры. В кочевые группы для выпаса скота и перекочёвок объединялись обычно племенные подразделения; существовали племена и союзы племён. Идеологически такая форма организации осмысливалась в виде общности происхождения, обычно легендарной, т. к. действительное кровное родство имело место только в мелких кочевых группах.  
О формах собственности и общественных отношений у кочевников-скотоводов в эпохи рабовладения и феодализма в литературе нет единого мнения (см. Феодализм). С глубокой древности у них была развита частная собственность на скот и специфическая, вытекающая из условий кочевого скотоводства, общинная форма собственности на пастбища и источники воды. Но уже средневековые документы свидетельствуют, что вожди и зажиточные скотоводы, используя свою власть и экономическое положение, захватывали лучшие участки пастбищ в личное пользование. Нередко эксплуатация скрывалась под разными формами соседской помощи. Длительное время сохранялись патриархальные формы рабства, продажа рабов, захваченных во время военных набегов. Сущность и характер общественного разделения труда обусловливали во все исторические периоды необходимость экономических, политических и культурных связей между кочевниками-скотоводами и оседлыми земледельцами. Мирные отношения иногда прерывались враждебными столкновениями. В истории нередко образование кочевниками крупных временных объединений («кочевых империй»), иногда превращавшихся в мощные феодальные государства на территориях с оседлым земледельческим населением (государственные образования в монгольское и послемонгольское время в Средней Азии, Иране и др.). Однако в феодальную эпоху в условиях К. производство развивалось очень медленно, что задерживало и развитие социальных отношений. С конца 19 в. начался кризис кочевого скотоводства, вызванный развитием капиталистического животноводства и распространением механического транспорта, вследствие чего часть кочевников перешла на оседлость.  
В начале 20 в. в царской России К. преобладало у казахов, киргизов, части туркмен, бурят, балкарцев, карачаевцев, ногайцев, алтайцев и др. В ряде стран Центральной и Западной Азии и Северной Африки ещё сохранились большие группы кочевников (среди монголов, арабов, курдов, белуджей и др.). Широкий и планомерный перевод кочевников на оседлость при разнообразной государственной помощи имел место в СССР и происходит в МНР.

 

38. Этнический состав населения  Сибири.

В настоящее время подавляющее  большинство населения Сибири составляют русские. По переписи 1897 г. русских в  Сибири было около 4.7 млн чел. (более 80% всего ее населения). В 1926 г. эта цифра возросла до 9 млн чел., а за время, истекшее после переписи 1926 г., количество русского населения в Сибири возросло еще больше. Русские стали заселять Сибирь с конца XVI в., и уже к концу XVII в. численность русских в Сибири превышала численность ее разноплеменного местного населения.

Поток русских переселенцев в Сибирь вначале был небольшим  и направлялся в малонаселенные тундровую и таежную зоны в  основном за пушниной. 
В XVIII и особенно в XIX в. произошел «сдвиг на юг», началось сельскохозяйственное освоение земель юга Сибири, и поток переселенцев усилился. Но коренной перелом в заселении Сибири произошел на рубеже XIX и XX вв., в 1890—1900 гг. была построена Транссибирская магистраль, и поток переселенцев достиг нескольких сот тысяч человек в год. 
В результате русские стали преобладающим по численности народом Сибири (около 90%). Русские составляют меньшинство только в двух субъектах Федерации: в Тыве (где более 2/3 населения — тувинцы) и в Агинском Бурятском автономном округе Читинской области (где более 55% — буряты). Образ жизни коренных народов Сибири, конечно, претерпел большие изменения с момента начала ее массового заселения. Более '/, тувинцев и бурятов, эвенков, алтайцев в настоящее время проживают в городах и ведут уже другой, нетрадиционный образ жизни. Л какими были некоторые из народов Сибири 100 лет назад, можно узнать из этнографического описания того времени. 
 
Тунгусы (эвенки) представляют довольно многочисленные народы монголо-маньчжурского племени и занимают обширное пространство Сибири. Это народ живой, расторопный, веселый; тунгус даже в несчастье не унывает и стойко переносит все невзгоды. По образу жизни тунгус — кочевник: жить не только постоянно, но даже долго на одном месте он не может. Тунгусы, кочующие на Крайнем Севере, занимаются оленеводством, кочующие у берегов — рыболовством. кочующие в лесах — звероловством и ловлей птиц, кочующие в долинах Забайкалья и по Амуру пасут большие стада лошадей и рогатого скота; весьма немногие тунгусы взялись за хлебопашество и стали оседлыми. 
 
Буряты по своей численности (до 250 000) занимают важное место среди народов Сибири. Наружность их вполне напоминает монголов. Живут буряты селениями в восьмиугольных избах, но многие любят проживать в войлочных кибитках; внутренность жилья они украшают оружием и дорогой одеждой. По характеру буряты очень добродушны, умны и трудолюбивы; они до сих пор сохранили патриархальный быт кочевых племен. Главное занятие — разведение лошадей и рогатого скота; кроме того, они занимаются охотой, рыболовством, а некоторые сделались вполне оседлыми и успешно занимаются хлебопашеством. Буряты отличаются замечательной зоркостью и меткостью в стрельбе: из них составляются в Сибири конные отряды пограничной службы

 

 

 

 

39. Традиционные верования народов  Сибири. Специфика шаманизма сибирских  народов. Христианизация аборигенов  Сибири

На территории Сибири и  Дальнего Востока сохранились древнейшие наскальные рисунки и предметы, обнаруженные археологами, изображающие животных, сцены  ритуальной охоты, фигуры колдунов, одетых в шкуры животных и совершающих  магические пляски с целью умножения  плодовитости животных и людей. В  основе религиозных представлений  народов Сибири лежит вера в духов природы 

Шаманство у народов Сибири

 

Шаманство в системе традиционных верований народов Сибири играло важную, централизующую роль в обществе. Шаманство основывалось на вере в  душу и духов, и сохранило целостное  мифологическое мировосприятие, отождествляющее  человека и природу, часть и целое, живое и мертвое.  
 
Шаманство как форма традиционного мировоззрения и культа было известно народам Сибири в различных формах. У чукчей, коряков, эскимосов была распространена семейная форма шаманства, когда каждая семья имела один или несколько бубнов и все члены семьи использовали шаманские приемы в общении с духами-предками (били в бубен, плясали, пели). Профессиональных шаманов у них было мало, и они считались слабыми, предпочитали приглашать более сильных шаманов эвенков. Развитое профессиональное шаманство, поглотившее промысловый, родовой и погребальный культ являлось доминирующим элементов в религиозных верованиях большинства народов Сибири - нганасан, кетов, ненцев, селькупов, эвенков, нанайцев, удэгейцев. Некоторые исследователи этот тип шаманства иногда называют родовым.  
 
Христианизация народов Сибири, начавшись на западе региона в XVII веке, активизировалась позже. В центральной Сибири якуты, эвенки, ненцы были подвергнуты христианизации в XVIII - середине XIX века, а народы Южной Сибири и Дальнего Востока - только во второй половине XIX века. У ряда коренных народов Сибири христианство привилось в значительной степени (эвены, камчадалы, якуты), а среди чукчей, коряков, эскимосов, удэгейцев, орочей оно практически не имело силы. Христианское влияние отразилось в мировидении и культовой практике. В мифологию эвенков, юкагиров, алтайцев включены имена Христа и Сатаны как двух творцов мира, в сюжеты мифа вплетены мотивы о вавилонской башне, сюжеты о рае и аде, отдельные фрагменты о потопе и творении мира, земли, человека.  
 
Основная масса народов Сибири после христианского крещения продолжала практиковать шаманство, и, по сути, являлось двоеверцами. Внешнее использование христианских атрибутов трактовалось по-своему. Крещеные эвенки, якуты, эвенки, манси, ханты носили поверх одежды христианские кресты и воспринимали их как обереги. Христианские иконы и их подобие в виде металлических маскеток с изображением Христа, Святого Николая, Архангела Михаила вошли в обиход народов Сибири, но восприятие их было близким к шаманскому, как духов-покровителей вселенной.  
 
В настоящее время шаманство в Сибири переживает процесс известного возрождения в тех регионах, где в прошлом имелось влияние белой религии и буддизма (Тува, Алтай, Хакассия, Якутия, Бурятия). Современное шаманство функционирует в сфере традиционного целительства и предсказаний, но утратило то общественное значение, которое имело в прошлом. Сибирское шаманство сегодня воспринимается как символ традиционной культуры, один из элементов традиционных верований.

Информация о работе Курс лекций по "Этнологии"