Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:34, курс лекций
Этнология-наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. etnos - народ и logos - слово, наука.
Объектом являются этносы. Этнология изучает все народы вне зависимости от их численности, территории, уровня развития и культуры. Также изучает уже исчезнувшие народы.
В структуре сельского
хозяйства преобладает
Культивируют также кукурузу, гаолян (сорго), чумизу, их урожай используют в продовольственных, пищевых целях.
В регионе выращивают также
табак, коноплю, хмель, лен. Традиционной
областью (особенно в Китае) является
выращивание врачебных
В Китае и Монголии для транспортных нужд
разводят мулов, буйволив, ишаков, в Монголии
- двугорбых верблюдов (бактрианов) и яков.
Среди старых областей животноводства
- пчеловодство и шелководство. Китай является
одним из крупнейших экспортеров меда,
занимая 2- ое место в мире. Ежегодный его
экспорт составляет 1/3 мирового. История
развития шелководства в Китае насчитывает
четыре тысячелетия. Разводят преимущественно
тутового, а на северо-востоке - дубового
шелкопряда.
Меховое звероводство представлено разведениям
нутрий, норок и других видов животных
в Китае и КНДР.
Рыболовство и рыбоводство. Традиционные
области хозяйства для Японии, Кореи, Тайваня.
Рыбу вылавливают в прибрежных морских
водах и в реках и озерах.
35.
Этнический состав населения
Юго-Восточной Азии: этноязыковой
состав и хозяйственно-
Этнический состав населения
Юго-Восточной Азии отличается большой
сложностью и пестротой. Крупнейшим
народом материковой части
Близки к перечисленным народам по языку палаун и ва, обитающие на крайнем севере Бирмы, а также сенои и семанги Малакки. Мон-кхмерские языки, а также языки палаун-ва, малаккские и мяо-яо родственны языкам народов мунда на востоке Индостана. Все эти языки иногда объединяют в австроазиатскую семью.
Большую языковую группу населения
материковой части Юго-
В регионе представлены такие языковые семьи: китайско-тибетская (китайцы в Малайзии и Сингапуре, бирманцы, карены в Мьянме и Таиланде); тайская (сиамцы, лао); австро-азиатская (вьетнамцы, кхмеры в Камбодже); австро-незийская (индонезийцы, филиппинцы, малайцы); папуасские народности (в восточной части Малайского архипелага и на западе о. Новая Гвинея).
Сельское хозяйство региона
недостаточно обеспечено земельными ресурсами
из-за высокой плотности населения.
В нем преобладает земледелие
над животноводством, большими являются
расходы ручной работы на единицу
земельной площади и низкая товарность
хозяйств. Техника и технология большей
частью очень примитивные.
Растениеводство. Субтропическое и тропическое
земледелие составляет основу хозяйства
всех стран. Юго-Восточная Азия - наибольший в мире регион по
выращиванию риса - главной сельскохозяйственной
культуры. Урожаи его собирают по 2-3 раза
в год, общий объем составляет 126,5 млн т
(1/4 мирового производства). В Индонезии,
Таиланде, Мьянме, Вьетнаме рисовые поля
занимают 4/5 посевной площади придолинных
и дельтовых земель рек Иравады и Менема.
Главными сельскохозяйственными культурами
в регионе также являются:
— кокосовая пальма - дает орехи и копер
(кокосовая сердцевина, из которой получают
масло). На регион приходится 70 % их мирового
производства, на Малайзию - до 49 %;
— гевея - до 90 % мирового производства
натурального каучука приходится на страны
региона (Малайзия - 20 % мирового производства,
Индонезия, Вьетнам);
— сахарный тростник (особенно Филиппины
и Таиланд);
— чай (Индонезия, Вьетнам);
— пряности (повсеместно);
— орхидеи (Сингапур - мировой лидер по
их выращиванию);
— хлопок, табак (в сухой сезон выращивают
страны, расположенные на севере региона);
— кофе (Лаос);
— опиумный мак
Животноводство. Развито
очень слабо из-за дефицита пастбищ,
распространения тропических
36.
Этнический состав Центральной
Азии: этноязыковой состав и
Этнический состав. В странах
региона проживают
• алтайская семья:
— тюркская группа (казахи, киргизы, туркмены,
узбеки, каракалпаки, тувинцы, хакасы,
якуты);
— монгольская группа (буряти, калмыки);
— тунгусо-маньчжурская группа (эвенки,
евени, дальневосточные народностям России);
• индоевропейская семья:
— славянская группа (россияне, украинцы,
белорусы - иммигранты в Центральной и
Северной Азии);
—иранская группа (таджики);
— германская группа (немцы Средней Азии и Казахстана);
• уральская семья:
— финно-венгерская группа (ханти, манси);
— самодийская группа (ненцы).
Растениеводство характерно для оазисных районов (главная культура — хлопок), а пастбищное овцеводство развито в пустынных и горных районах.
В оазисах все подчинено выращиванию хлопчатника. Почти все поля заняты им, но в Узбекистане и Туркмении, где его площади самые большие, в последнее время идет их сокращение в связи с тем, что необходимо увеличить производство зерновых для получения хлеба. Также в оазисах развито молочное скотоводство, использующее в качестве корма люцерну (бобовая культура), улучшающую почву для хлопчатника. В ряде районов используют листву шелковичных деревьев, для выращивания тутового (шелковичного) шелкопряда.
В пустынных районах
Во всех республиках выращивают виноград и плодовые деревья.
37. Кочевничество (номадизм). Особенности хозяйства и культуры номадов.
Кочевничество
номадизм (от греч. nomas, родительный падеж
nomados — кочующий), особая форма хозяйственной
деятельности и связанного с ней образа
жизни. Термин «К.» в основном применяется
к образу жизни скотоводов аридной (засушливой)
зоны, но иногда употребляется и по отношению
к более архаическим хозяйственно-культурным
типам бродячих охотников и собирателей.
К. возникло в ходе общественного разделения
труда, при выделении скотоводства в самостоятельный
вид хозяйства. Значительную часть проблем,
связанных с К., ещё не разработана и среди
учёных существует много различных точек
зрения. К. зародилось в конце 2-го — начале
1-го тысячелетия до н. э. в среде горно-степных
племён Евразии. С ростом производительных
сил и заселением новых областей часть
племён переходила в степях, полупустынях
и пустынях от оседлого и полуоседлого
пастушеского скотоводства к подвижному
скотоводству. В течение 1-го тысячелетия
до н. э. и в первые века н. э. К. получило
большое распространение в Центральной,
Средений, Западной Азии, Причерноморье,
несколько позднее в Северной Африке.
Переход к К. способствовал росту поголовья
скота, освоению ранее незаселённых областей
аридной зоны, развитию связей между племенами.
Наиболее приспособленными для К. животными
оказались овцы, лошади, верблюды и козы.
В арктической зоне в сравнительно позднее
время под влиянием южных скотоводческих
племён сложилось кочевое оленеводство.
Скотоводство, составлявшее основное
занятие кочевников и полукочевников,
сочеталось, как правило, с др. видами занятий:
земледелием, торговлей, охотой. Нередко
часть того или иного племени кочевала,
а часть была оседлой. В различных природных
условиях сложились разные формы кочевания:
«меридиональное» (стада перегонялись
летом на С., зимой — на Ю.), «пустынное»
(кочевание велось от колодца к колодцу
или вокруг колодца), «вертикальное» (кочевание
с зимних пастбищ, расположенных в долинах,
на летние высокогорные) и др. Для К. характерны
специфические явления материальной и
духовной культуры и устойчивое сохранение
пережитков племенной структуры. В кочевые
группы для выпаса скота и перекочёвок
объединялись обычно племенные подразделения;
существовали племена и союзы племён.
Идеологически такая форма организации
осмысливалась в виде общности происхождения,
обычно легендарной, т. к. действительное
кровное родство имело место только в
мелких кочевых группах.
О формах собственности и общественных
отношений у кочевников-скотоводов в эпохи
рабовладения и феодализма в литературе
нет единого мнения (см. Феодализм). С глубокой
древности у них была развита частная
собственность на скот и специфическая,
вытекающая из условий кочевого скотоводства,
общинная форма собственности на пастбища
и источники воды. Но уже средневековые
документы свидетельствуют, что вожди
и зажиточные скотоводы, используя свою
власть и экономическое положение, захватывали
лучшие участки пастбищ в личное пользование.
Нередко эксплуатация скрывалась под
разными формами соседской помощи. Длительное
время сохранялись патриархальные формы
рабства, продажа рабов, захваченных во
время военных набегов. Сущность и характер
общественного разделения труда обусловливали
во все исторические периоды необходимость
экономических, политических и культурных
связей между кочевниками-скотоводами
и оседлыми земледельцами. Мирные отношения
иногда прерывались враждебными столкновениями.
В истории нередко образование кочевниками
крупных временных объединений («кочевых
империй»), иногда превращавшихся в мощные
феодальные государства на территориях
с оседлым земледельческим населением
(государственные образования в монгольское
и послемонгольское время в Средней Азии,
Иране и др.). Однако в феодальную эпоху
в условиях К. производство развивалось
очень медленно, что задерживало и развитие
социальных отношений. С конца 19 в. начался
кризис кочевого скотоводства, вызванный
развитием капиталистического животноводства
и распространением механического транспорта,
вследствие чего часть кочевников перешла
на оседлость.
В начале 20 в. в царской России К. преобладало
у казахов, киргизов, части туркмен, бурят,
балкарцев, карачаевцев, ногайцев, алтайцев
и др. В ряде стран Центральной и Западной
Азии и Северной Африки ещё сохранились
большие группы кочевников (среди монголов,
арабов, курдов, белуджей и др.). Широкий
и планомерный перевод кочевников на оседлость
при разнообразной государственной помощи
имел место в СССР и происходит в МНР.
38. Этнический состав населения Сибири.
В настоящее время подавляющее большинство населения Сибири составляют русские. По переписи 1897 г. русских в Сибири было около 4.7 млн чел. (более 80% всего ее населения). В 1926 г. эта цифра возросла до 9 млн чел., а за время, истекшее после переписи 1926 г., количество русского населения в Сибири возросло еще больше. Русские стали заселять Сибирь с конца XVI в., и уже к концу XVII в. численность русских в Сибири превышала численность ее разноплеменного местного населения.
Поток русских переселенцев
в Сибирь вначале был небольшим
и направлялся в малонаселенные
тундровую и таежную зоны в
основном за пушниной.
В XVIII и особенно в XIX в. произошел «сдвиг
на юг», началось сельскохозяйственное
освоение земель юга Сибири, и поток переселенцев
усилился. Но коренной перелом в заселении
Сибири произошел на рубеже XIX и XX вв., в
1890—1900 гг. была построена Транссибирская
магистраль, и поток переселенцев достиг
нескольких сот тысяч человек в год.
В результате русские стали преобладающим
по численности народом Сибири (около
90%). Русские составляют меньшинство только
в двух субъектах Федерации: в Тыве (где
более 2/3 населения — тувинцы) и в Агинском
Бурятском автономном округе Читинской
области (где более 55% — буряты). Образ
жизни коренных народов Сибири, конечно,
претерпел большие изменения с момента
начала ее массового заселения. Более
'/, тувинцев и бурятов, эвенков, алтайцев
в настоящее время проживают в городах
и ведут уже другой, нетрадиционный образ
жизни. Л какими были некоторые из народов
Сибири 100 лет назад, можно узнать из этнографического
описания того времени.
Тунгусы (эвенки) представляют довольно
многочисленные народы монголо-маньчжурского
племени и занимают обширное пространство
Сибири. Это народ живой, расторопный,
веселый; тунгус даже в несчастье не унывает
и стойко переносит все невзгоды. По образу
жизни тунгус — кочевник: жить не только
постоянно, но даже долго на одном месте
он не может. Тунгусы, кочующие на Крайнем
Севере, занимаются оленеводством, кочующие
у берегов — рыболовством. кочующие в
лесах — звероловством и ловлей птиц,
кочующие в долинах Забайкалья и по Амуру
пасут большие стада лошадей и рогатого
скота; весьма немногие тунгусы взялись
за хлебопашество и стали оседлыми.
Буряты по своей численности (до 250 000) занимают
важное место среди народов Сибири. Наружность
их вполне напоминает монголов. Живут
буряты селениями в восьмиугольных избах,
но многие любят проживать в войлочных
кибитках; внутренность жилья они украшают
оружием и дорогой одеждой. По характеру
буряты очень добродушны, умны и трудолюбивы;
они до сих пор сохранили патриархальный
быт кочевых племен. Главное занятие —
разведение лошадей и рогатого скота;
кроме того, они занимаются охотой, рыболовством,
а некоторые сделались вполне оседлыми
и успешно занимаются хлебопашеством.
Буряты отличаются замечательной зоркостью
и меткостью в стрельбе: из них составляются
в Сибири конные отряды пограничной службы
39.
Традиционные верования
На территории Сибири и
Дальнего Востока сохранились древнейшие
наскальные рисунки и предметы, обнаруженные
археологами, изображающие животных, сцены
ритуальной охоты, фигуры колдунов, одетых
в шкуры животных и совершающих
магические пляски с целью умножения
плодовитости животных и людей. В
основе религиозных представлений
народов Сибири лежит вера в духов
природы
Шаманство у народов Сибири
Шаманство в системе традиционных
верований народов Сибири играло
важную, централизующую роль в обществе.
Шаманство основывалось на вере в
душу и духов, и сохранило целостное
мифологическое мировосприятие, отождествляющее
человека и природу, часть и целое,
живое и мертвое.
Шаманство как форма традиционного мировоззрения
и культа было известно народам Сибири
в различных формах. У чукчей, коряков,
эскимосов была распространена семейная
форма шаманства, когда каждая семья имела
один или несколько бубнов и все члены
семьи использовали шаманские приемы
в общении с духами-предками (били в бубен,
плясали, пели). Профессиональных шаманов
у них было мало, и они считались слабыми,
предпочитали приглашать более сильных
шаманов эвенков. Развитое профессиональное
шаманство, поглотившее промысловый, родовой
и погребальный культ являлось доминирующим
элементов в религиозных верованиях большинства
народов Сибири - нганасан, кетов, ненцев,
селькупов, эвенков, нанайцев, удэгейцев.
Некоторые исследователи этот тип шаманства
иногда называют родовым.
Христианизация народов Сибири, начавшись
на западе региона в XVII веке, активизировалась
позже. В центральной Сибири якуты, эвенки,
ненцы были подвергнуты христианизации
в XVIII - середине XIX века, а народы Южной
Сибири и Дальнего Востока - только во
второй половине XIX века. У ряда коренных
народов Сибири христианство привилось
в значительной степени (эвены, камчадалы,
якуты), а среди чукчей, коряков, эскимосов,
удэгейцев, орочей оно практически не
имело силы. Христианское влияние отразилось
в мировидении и культовой практике. В
мифологию эвенков, юкагиров, алтайцев
включены имена Христа и Сатаны как двух
творцов мира, в сюжеты мифа вплетены мотивы
о вавилонской башне, сюжеты о рае и аде,
отдельные фрагменты о потопе и творении
мира, земли, человека.
Основная масса народов Сибири после христианского
крещения продолжала практиковать шаманство,
и, по сути, являлось двоеверцами. Внешнее
использование христианских атрибутов
трактовалось по-своему. Крещеные эвенки,
якуты, эвенки, манси, ханты носили поверх
одежды христианские кресты и воспринимали
их как обереги. Христианские иконы и их
подобие в виде металлических маскеток
с изображением Христа, Святого Николая,
Архангела Михаила вошли в обиход народов
Сибири, но восприятие их было близким
к шаманскому, как духов-покровителей
вселенной.
В настоящее время шаманство в Сибири
переживает процесс известного возрождения
в тех регионах, где в прошлом имелось
влияние белой религии и буддизма (Тува,
Алтай, Хакассия, Якутия, Бурятия). Современное
шаманство функционирует в сфере традиционного
целительства и предсказаний, но утратило
то общественное значение, которое имело
в прошлом. Сибирское шаманство сегодня
воспринимается как символ традиционной
культуры, один из элементов традиционных
верований.