Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:34, курс лекций
Этнология-наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. etnos - народ и logos - слово, наука.
Объектом являются этносы. Этнология изучает все народы вне зависимости от их численности, территории, уровня развития и культуры. Также изучает уже исчезнувшие народы.
43.
Народы Алтая: основные
На Алтае есть народ, который больше где-либо на другой территории не представлен – это алтайцы, титульный этнос Республики Алтай. В отечественной науке принято считать, что алтайцы состоят из северных и южных этнических групп. Северные алтайцы – тубалары, челканцы, кумандинцы обрусели, а в последнем десятилетии как вымирающие приобрели статус "малочисленных коренных народов". Сегодня под понятием "алтайцы" подразумеваются южные группы алтай-кижи и теленгитов, а также та часть северных алтайцев, говорящих на родном языке (диалекте).
Русские составляют этническое большинство республики (65 %) и осознают себя неотъемлемой частью русских как государствообразующего этноса. Они представляют собой локальную этнокультурную общность, сформированную из потомков староверов, осевших здесь три века назад, ссыльных и переселенцев в разное время прибывших из центральных губерний России, Сибири и степного Алтая. Некоторые из местных русских помнят о том, что среди их предков были алтайцы (кумандинцы, челканцы и др.): дед-алтаец или бабушка-алтайка – иногда это прослеживается в их внешнем облике, по их фамилии, оставшейся от обрусевших крещеных алтайцев, к примеру, Чевалковы, Кардамановы, Кумандины, Оргоковы, Табакаевы, Яжанкины и пр.
Тип хозяйствования остается
важным составляющим этнического образа.
Говоря об истории возникновения
поселений (XIX в.), местные русские
обращают внимание на то, что "села создавали
русские переселенцы, тогда алтайцы
жили по логам, а казахов вообще еще
не было". Русские завезли огородничество
и земледелие в широких масштабах,
для чего были необходимы пашни. В
результате проведения реформ по сокращению
скота и освобождению земель из-под
пастбищ обнищавшие скотоводы-алтайцы
были вынуждены осесть в селах
переселенцев, и с тех пор началось
их интегрирование в российское общество.
Государственная политика в освоении
новых земель, а затем в "строительстве
нового общества" и формировании
промышленности страны базировалась в
основном на переселенцах-русских. В
советский период большинство их
были квалифицированными специалистами
(инженерами, врачами, учителями, бухгалтерами
и пр.) и находились в привилегированном
положении по сравнению с коренным
населением. После распада СССР изменилась
социально-экономическая
Этнический образ формируется посредством внешних признаков, наблюдаемых в облике и одежде представителей народа-соседа. При сопоставлении "своего" облика с "чужим" выявляются этнокультурные несоответствия их носителей. К примеру, у алтайцев считается, что носить одежду с воротом означает показать свой статус: социальный или семейный. За такой характерный обычай русские прозвали алтайцев "шуба", "шуба идет" . В восприятии алтайцев хозяйство рядом живущих русских имеет своеобразие, проявляемое в разведении свиней: "любимая животина ? свинья, а предпочитаемое мясо – свинина". Другое отличие связано с огородничеством: "капуста и картошка это русская еда". О том, у кого отец русский, а мать алтайка, кто не наследует алтайского рода, потому что отец не имеет сёока, о нем/о ней в среде алтайцев принято говорить, что его/ее род-сёок "картошко" (или "капуста", "моркоп"). Словом, в обыденном сознании алтайцев названия овощей стали ассоциироваться с этническим признаком русских
44.
Хозяйственно-культурные типы
Туркмены занимают юго-западную часть Средней Азии. Районы наиболее плотного расселения туркмен - оазисы долины Амударьи и орошаемые предгорья Копетдага, в особенности бассейны рек Мургаба, Теджена и Атрека. Между этими районами лежит величайшая пустыня Средней Азии - Каракумы, малонаселенная, но в жизни туркменского народа издревле игравшая значительную роль.
До национального размежевания
на территории Средней Азии, проведенного
в 1924 г., туркмены не были политически
едины. Полукочевые и кочевые
племена туркмен находились в
сложных, нередко враждебных, отношениях
друг с другом и с соседними
государствами - Хивинским и Бухарским
ханствами. Среди туркменских племен
(их традиционное число - 24) были крупные
образования, имевшие многоступенчатую
внутреннюю структуру, которые насчитывали
в своем составе сотни и
десятки тысяч человек (теке, эрсари,
йомуты, салыры, сарыки, гоклены, човдуры),
и небольшие объединения, численность
которых не превышала нескольких
сотен. Племена управлялись
• Исторические предания связывают происхождение туркмен с тюрками-огузами, племенной союз которых существовал в VIII-Х вв. в низовьях Сырдарьи и впоследствии передвинулся в сторону Каспия. Однако, несомненно, что в прикаспийских областях огузские племена включили в свой состав местные этнические группы - потомков древнего ираноязычного оседлого и кочевого населения. В XIV-XV вв. завершился процесс образования основных туркменских племен и их общего языка. Этот период явился важнейшим этапом формирования туркменской народности. Однако консолидация туркмен затянулась на несколько столетий.
Первые связи туркменских племен с народами Российского государства были установлены в XVI в. В середине XIX в. ряд туркменских родоплеменных объединений добровольно принял российское подданство. Окончательное закрепление туркмен в составе России произошло в 80-х годах XIX в. С этого времени начинается проникновение в Туркмению русского торгового и промышленного капитала. Стремясь утвердиться на территории Закаспия и превратить его в колонию русского империализма, царская администрация осуществила в Туркмении ряд мер, которые объективно способствовали единению туркменского народа и ускорению его социально-экономического развития. Были прекращены междоусобные войны и набеги племенной аристократии на земли соседних народов ("аламаны"), отменены рабство и работорговля, запрещена кровная месть. В свою очередь, возросший спрос на хлопок, шерсть, кожу, каракуль и другие продукты туркменского хозяйства резко стимулировал захват родовой знатью, баями и духовенством обширных земель и пастбищ и ускорил разложение традиционных внутриобщинных отношений.
Хозяйство туркмен было основано на сочетании орошаемого земледелия, принципиально не отличавшегося от земледелия соседних групп узбеков и каракалпаков, и степного кочевого и отгонного скотоводства, специализировавшегося на разведении овец, верблюдов и лошадей. Обычно одна часть племени (рода, семьи) вела кочевой образ жизни и занималась скотоводством ("чарвадары"), а другая жила оседло и вела земледельческое хозяйство ("чомуры"). Между ними существовали самые тесные отношения и взаимная помощь во время сезонных работ (уборка урожая, стрижка овец и т.п.).
Как и у других народов
Средней Азии, основной общественной
единицей у туркмен была территориальная,
аульная община ("оба"), которая
являлась собственником воды и орошаемых
земель, организатором коллективных
работ и административно-
Вместе с тем в самой
общине продолжало существовать сословное
деление, основанное на архаическом
представлении о "чистоте крови".
Полноправными членами общины считались
только "чистокровные" родичи - "иг".
Потомки рабов, дети от смешанных
браков свободных с рабынями и
приставшие к роду члены других племен
и родов рассматривались как
зависимое население. Управлялась
община аульными сходами аксакалов
("яшулы"). Это были главы отдельных
семей. Они же осуществляли суд, в
основе которого лежало обычное право
- адат. Община периодически проводила
перераспределение воды и земли
между семьями полноправных общинников,
исходя при этом из установленного
обычаем правила - один пай на одного
женатого мужчину. Аульным старшинам
полагались дополнительные паи. Холостякам,
женщинам и детям наделов не полагалось.
Расположенные в степях и пустыне
пастбищные угодья считались собственностью
племени (рода), однако водопои - колодцы
и водосборные ямы - находились во
владении отдельных богатых и
влиятельных семей, обладавших средствами
для их сооружения и расчистки. Владельцы
воды на деле оказывались и фактическими
владельцами пастбищ. В их руках
сосредоточивались крупные
Сочетание двух укладов - земледельческого
и скотоводческого отразилось на
характере туркменских жилищ
и поселений. В скотоводческих районах
господствующим типом жилища была войлочно-решетчатая
юрта с округлым куполом, ее стены
поверх войлочной кошмы снаружи
обычно обтягивались чиевыми (камышовыми)
циновками. Юрта была распространена и
в зоне оазисов, но там она чаще
являлась сезонным жилищем и обычно
входила в комплекс стационарных
построек, которые возводились из
сырцовых кирпичей, пахсы или из
камыша и самана. Это были прямоугольные
постройки, перекрытые плоской крышей,
нередко с айваном. В Восточной
Туркмении они вместе с юртой
составляли комплекс - дом-усадьбу ("ховли"),
который располагался за высокой
глинобитной оградой, с башенками
по углам и у входа. Такие усадьбы
обычно были разбросаны по окраинам полей
наподобие хуторов. В южных районах,
напротив, преобладали скученные
поселения - нередко защищенные мощными
стенами - "кала". В поселениях-крепостях
в случае нападения на них могло
скрываться целое племя или большой
род. После присоединения к России
и прекращения междоусобных войн
в южных районах также стали
строить небольшие семейные усадьбы,
где глинобитные помещения
В костюме туркмен, как и в жилище, много черт, близких другим народам Средней Азии. Мужской костюм состоял из свободной рубахи и штанов на вздержке с широким шагом, которые шились из хлопчатобумажной ткани. Поверх них носили халат, имевший длинные, собиравшиеся в складки рукава и шалеобразный воротник. Праздничный халат делали из полосатой ткани (шелка), чаще красной, в узкую белую и черную полоску. Края халата обшивали цветной тесьмой, сам халат шили на подкладке и простегивали сверху донизу. В холодное время и на торжества надевали два-три халата. Зимней одеждой была длинная шуба из овчины, мехом внутрь, по покрою подобная халату. Головным убором служила большая шапка из черного, коричневого или белого барашка - "тельпек", которая надевалась на тюбетейку, и имела множество вариантов. На ногах носили низкие туфли с загибающимся кверху носком, сыромятные поршни или сандалии, которые надевали на шерстяной чулок. У знатных туркмен были распространены сапоги из белой тонкой кожи на каблуке. Носили также мягкие сапоги с кожаными галошами - "ковуш".
В женской одежде племенные
и локальные отличия
До 1930-х годов господствующей
формой семьи у туркмен была большая
неразделенная семья. Символом такой
семьи являлся общий котел, в
котором готовили пищу на всех ее членов.
Между малыми семьями, входившими в
состав большой, нередко существовало
разделение труда: старшие семьи (отца,
старших братьев) пасли скот, младшие
- занимались земледелием. В самой
семье соблюдалась обычная
Как и другие народы Средней
Азии, туркмены исповедовали ислам, но
его носителями были главным образом
члены дервишских орденов - ишаны, а
не служители ортодоксального
Патриархальный уклад
консервировал древние