Курс лекций по "Этнологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:34, курс лекций

Описание работы

Этнология-наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. etnos - народ и logos - слово, наука.
Объектом являются этносы. Этнология изучает все народы вне зависимости от их численности, территории, уровня развития и культуры. Также изучает уже исчезнувшие народы.

Файлы: 1 файл

этнология.docx

— 187.33 Кб (Скачать файл)

Европейцы застали в Австралии  и Океании различные племена, стоявшие на разных ступенях развития. Большинство из них принадлежало к австрало-негроидной большой расе. Австралийцы жили охотой и собирательством. Орудия и оружие они изготовляли  из дерева и камня. Ножа и наконечники  копий и дротиков обрабатывали ретушью, топоры шлифовали. На охоте (на кенгуру, эму и более мелких животных и  птиц) пользовались метательным оружием - копьем, дротиком с копьеметалкой, палицей. Остроумным изобретением австралийцев является бумеранг — деревянная плоская  серповидная палица, при полете описывающая  сложную кривую и поражающая дичь с неожиданной стороны. Лишь племена  полуострова Йорк имели на вооружении лук и стрелы, очевидно заимствованные у соседей с севера — меланезийцев.

Австралийское племя передвигалось  по определенной местности, питаясь, в  зависимости от сезона, дичью или  плодами, зернами, клубнями диких растений. Мужчины охотились, женщины собирали коренья, дикие злаки и плоды, а также мелких пресмыкающихся и насекомых, пользуясь сучковатой палкой-копалкой и корытцем из бересты; они плели корзины, сети и сумки из растительных волокон. Клубни и зерна растирали на больших плоских камнях.

Присваивающее хозяйство австралийцев обеспечивало их лишь минимальными средствами к существованию; их общественный строй  развивался поэтому чрезвычайно медленно. К началу европейской колонизации в Австралии жило до 500 племен. Земля, охотничьи и рыболовные угодья, заросли диких растений находились в общей собствености племени. Границы племенных территорий были четко установлены, нарушение их вызывало войну.

Собственность на определенные более  мелкие участки кормовой территории принадлежала небольшим общинам, которые  и были основными производственными  коллективами. Члены общины охотились  и собирали плоды сообща, добыча делилась между ними в строго установленном  порядке. Общину возглавляли старейшины, за ними шли взрослые мужчины —  полноправные охотники и воины; женщины  и подростки составляли особую категорию.

У австралийцев существовали ранние формы родовой организации: у  одних племен счет родства велся  по материнской, у других — по отцовской  линии. Роды были экзогамными и входили во фратрии — экзогамные половины племени. Экзогамия и вытекающий из нее строго установленный порядок брачных связей играли огромаую роль во внутренней жизни племени, определяя взаимоотношения между группами и поколениями.

Никаких общеплеменных институтов и, тем более, союзов племен у австралийцев не существовало. Войны между племенами  возникали в случае нарушения  границ или причинения какого-либо другого ущерба, поводом к войне  являлось также обвинение в злокозненном колдовстве. Обычно перед началом  войны старейшины вели переговоры, в результате которых число бойцов ограничивалось, иногда — одним-двумя  с каждой стороны. Гораздо большее  значение имели мирные отношения  между племенами: они обменивались продуктами охоты, собирательства, изделиями  своего труда и т. п., знакомили  друг друга со своими песнями и  плясками.  
ОКЕАНИЯ 
В отличие от Австралии Океания имеет археологические памятники и даже памятники письменности, но первые еще мало исследованы, а вторые только расшифровываются. Поэтому изучение ее истории опирается главным образом на данные антропологии, этнографии, лингвистики и фольклора. Жители Меланезии — темнокожие, курчавоволосые негроиды, что и послужило для европейцев основанием дать этой области такое название (от греческого «мелас» — черный и «несос» — остров).

Меланезийцы составляют океанийскую  ветвь австрало-негроидной или экваториальной большой расы, которая образовалась на стыке между Юго-Восточной  Азией и Океанией. Областью ее формирования были, вероятно, восточные острова  Индонезии и Новая Гвинея. Отсюда океанийские негроиды расселились  по другим островам Меланезии и благодаря  восточноавстралийскому течению добрались  до Тасмании и Южного острова Новой  Зеландии. Остатки языков древнейших обитателей Меланезии сохранились  в диалектах папуасов — жителей  южного побережья Новой Гвинеи и  прилежащих архипелагов. Дальнейшее проникновение  в Меланезию индонезийцев (малайцев) привело к образованию меланезийских  языков, близких к малайскому настолько, что их включают в одну лингвистическую семью — малайско-полинезийскую, или австронезийскую.

К началу европейской колонизации  у меланезийцев господствовал первобытно-общинный строй; однако начался уже распад родоплеменных отношений. Примитивнее всего был общественный строй жителей Новой Гвинеи и северо-запада Меланезии; наиболее развитыми были общественные отношения на островах Новой Каледонии и Фиджи, где уже складывались союзы племен и зарождалось деление на классы.

Основной общественной единицей была повсюду родовая община, чаще всего  совпадавшая с деревней. В северо-западной Меланезии преобладал род с материнским  правом; на южных островах начался  переход к отцовскому роду. Общинная собственность являлась господствующей, но наряду с ней существовала и  личная собственность. Земля принадлежала общине; в общинной собственности  находились и большие лодки, служившие  для коллективной рыбной ловли, но плодовые деревья считались личной собственностью посадивших их. В личной собственности  находилось и все движимое имущество; его наследовали по материнской  линии (от дяди к племяннику — сыну сестры); в южной Меланезии —  от отца к сыну.  
Полинизийцы: Хотя в Полинезии не было ни лука и стрел, ни глиняных горшков, но зато там уже существовало общественное разделение труда, выделились группы ремесленников, воинов и жречества; появилась частная собственность. Возникли касты и рабовладение, на некоторых архипелагах классовая дифференциация привела к образованию зачаточных форм государства. Сложную религиозную систему полинезийцев можно поставить в ряд с древнеегипетской или древнеиндийской, а их знания окружающей природы, морских течений и ветров, звездного неба стояли на грани научных. Наконец, в одной из частей Полинезии, на острове Пасхи, были найдены дощечки, покрытые знаками письменности.

Европейские путешественники XVI—XVII вв. описывали Полинезию как страну, где пользовались дарами природы  без затраты труда. Между тем, ее мелкие острова были от природы  почти лишены съедобных растений, их фауна ограничивалась немногочисленными  видами птиц, рептилиями и насекомыми. Полезные растения, птица и домашние животные (собака, свинья, куры) были завезены сюда за несколько веков до появления европейских путешественников.

По физическому облику полинезийцы  резко отличаются от меланезийцев. Они высокорослы, имеют смуглую  кожу с желтоватым оттенком, волнистые  волосы; их выделяют в полинезийскую  малую расу, промежуточную между  австрало-негроидной и монголоидной.

По языку полинезийцы составляют одну группу. Несмотря на отдаленные расстояния, разделяющие архипелаги, диалекты их населения различаются лишь небольшими фонетическими особенностями. Вся  полинезийская группа языков родственна языкам народов Индонезии.

Существуют две основные теории происхождения полинезийцев: одна выводит  их из Азии, другая — из Америки. В  культуре народов Океании и Южной  Америки действительно существует много общих элементов. Наиболее яркий пример представляет широкое  распространение по всей Полинезии  батата, корнеплода несомненно южноамериканского происхождения. Его название в полинезийских языках — кумара — звучит так же, как и в языке кечуа — индейцев Эквадора и Перу (кумар, кумара). Наличие общих элементов культуры неопровержимо свидетельствует о связях между полинезийцами и индейцами. Возможно, полинезийцы - искусные мореплаватели — достигали берегов Южной Америки и привезли оттуда на родину батат.

Доказательств американского происхождения  полинезийцев нет. В то же время лингвистические  данные, а также предания полинезийцев ведут их происхождение из Азии. Те-Ранги-Хироа считает, что предки полинезийцев происходили из Азии. Однако он полагает, что устная традиция не могла сохранить память об этом событии на протяжении более двух тысяч лет. Достоверную историю  полинезийцев Те-Ранги-Хироа начинает со времени их переселения в Индонезию, на островах которой они стали  народом мореходов. Близкие связи  полинезийских языков с малайским говорят о длительном пребывании протополинезийцев в Индонезии.

24. Папуасы Новой Гвинеи.

 
Папуа́сы — древнейшее население острова Новая Гвинея и некоторых районов Индонезии. Основное население государства Папуа-Новая Гвинея. По антропологическому типу близки к меланезийцам, но отличаются от них по языку. Не все папуасские языки родственны между собой. Общенациональным языком папуасов в ПНГ является креольский язык ток-писин на английской основе. Большинство придерживается национальных верований, но сейчас распространено и христианство; во всех деревнях есть церкви. Основная зона расселения папуасов — остров Новая Гвинея, восточная часть которого — самостоятельное государство Папуа — Новая Гвинея (включает архипелаг Бисмарка и о. Бугенвиль), а западная входит в состав Индонезии (Ириан-Джая-Западный Ириан), где много десятилетий сильно движение за отделение. Частично живут на островах Алор, Тимор, Хальмахера (например, народ галела) и в Меланезии.

По разным данным народов и языков насчитывается от 300 до 800 по мнению разных специалистов, поскольку установление разницы между отдельным языком и диалектом представляет значительную проблему. Большинство учёных признают, что австралоидные народы заселяли в древности более обширный ареал и были постепенно вытеснены монголоидами. Считается, что Новая Гвинея заселена 20—25 тыс. лет назад. 5 тыс. лет назад в этот регион проникли меланезийские племена. По расовому типу эти две группы народов близки, но по языку и культуре — нет. Основное занятие — ручное земледелие тропического пояса. Второстепенные — охота и собирательство. Важную роль играет свиноводство. Главные культуры — кокос, банан, таро, ямс.

В настоящее время, в силу европейского влияния, папуасы заняты в горной промышленности, работают шофёрами, продавцами, клерками. Формируется слой предпринимателей, фермеров. 50 % населения заняты в натуральном хозяйстве.

Деревни папуасов — по 100—150 чел., бывают компактными и разбросанными. Иногда это — один длинный дом до 200 м. Семья имеет 5-6 участков земли в разных стадиях созревания. Каждый день пропалывается один участок, а на другом собирается урожай. Урожай держат на корню, забирая продуктов на 1 день. Труд совместный.

В каждой деревне важным местом является буамбрамра — общественный дом. Распространены фольклор, песни, танцы, мифы. Песни и танцы очень просты. Пение называется мун, мелодия варьирует очень слабо. Самый крупный праздник у папуасов — синг-синг.

Традиционные верования папуасов близки австралийским и меланезийским. У маринд-аним бытует культ, близкий австралийскому, это тотемизм. Дема — тотемический предок. Мифы в основном рассказывают о подвигах полуживотных-полулюдей. У них распространён тайный культ Майо, связанный с инициациями. У других папуасов культы уже отличаются, в основном это — вера в различную магию, вредоносную, лечебную, хозяйственную. Термин «оним» означает колдовство и яд, и всякое лечебное снадобье. Оним считается причиной всех болезней, бед и смерти. и его боятся. Часто виновниками бед считают соседнее племя.

Важное значение имеет культ предков и черепов. Папуасы изготовляют корвары — изображения предков (стилизованные человеческие фигуры), в районе залива Астролябии, где бывал Миклухо-Маклай, на языке бонгу они называются телумы.

У папуасов хорошо развита резьба по дереву, они делают очень сложные  орнаменты, которыми украшают оружие и  прочие предметы.

25. Происхождение коренного  население Америки.

 
Пути появления на исторической арене тех или иных народов  интересны для любого человека. Для  понимания того, каким образом  возникло коренное население какой-либо области Земли, используются антропологические, археологические и лингвистические  данные. Однако, основанные на разных методах выводы далеко не всегда дают один и тот же результат, пример тому – американские аборигены. На континенте не найдено остатков высших человекообразных обезьян и предковых форм человека. Сухопутная связь между Северной и Южной Америкой появилась сравнительно недавно в результате процессов горообразования, поэтому флора и фауна этих массивов имеет существенные различия. В настоящее время общепринята азиатская теория происхождения американских индейцев, согласно которой заселение происходило из северо-восточной Азии несколькими миграционными волнами через Берингов мост1, соединявший Азию и Африку. Еще в 1970-х гг. считали, что человек на территории Америки появился в самом конце верхнего палеолита, т. е. 10 тыс. лет до н. э. Л. Лики предполагал, что первые переселенцы из Азии появились на территории Америки не менее 50 тыс. лет назад, а возможно и раньше. Археологические находки 70-80-х гг. XX в. свидетельствуют, что заселение Америки происходило около 50 тыс. лет назад. Плейстоценовый период в США, Канаде и Мексике характеризовался четырьмя похолоданиями. Каждый климатический перелом приводил к заметным изменениям в культуре палеолитического населения. На территории Северной Америки выделяют пять культур различной хронологической давности. Культура до наконечников зафиксирована в США, Канаде и Мексике. На стоянках были найдены остатки фауны и флоры вместе с орудиями труда (часто чопперы азиатского типа, отбойники и т. п.). Культура получила название по отсутствию наконечников копий и дротиков. Датировка стоянок этой культуры показала глубокую их древность. Возраст стоянки Американ Фолз (штат Айдахо) достигает 43 тыс. лет, стоянки Луисвилл (штат Техас) — более 38 тыс. лет. Достоверную реконструкцию физического типа поселенцев провести невозможно из-за фрагментарности палеоантро-пологических данных. Но уверенность в том, что это были монголоиды, дают памятники изобразительного искусства и, в частности, скульптурные изображения голов с монголоидными чертами. По предположениям специалистов, эти изображения изготовили палеолитические охотники культуры до наконечников.

Для культуры сандия характерно применение наконечников и скребковых орудий. Наконечники изготовлялись из кости  и кремня. Наконечники типа сандия встречаются от Калифорнии и Оризоны на западе до Алабамы на востоке, от Техаса на юге до центральных райнов Канады на севере. Носителями этой культуры Аляска не была заселена. Пещера Сандия (штат Нью-Мексико), а также стоянки Люси в Одэлл-Лэйк наиболее богаты орудиями и другими находками. Датируется культура сандия 30—20-м тыс. до н. э.

26. Индейцы северо-западного  побережья Америки.

 
Северо-западное побережье Северной Америки от залива Якутата на севере до р. Колумбии на юге населяли, а  частью населяют и теперь, индейские  племена, основой существования  которых было рыболовство и охота. Побережьё~отличается мягким климатом; прибреж-. ные воды никогда не замерзают. Наблюдается избыток влаги, благодаря которой склоны гор и долины покрыты густыми лесами, некогда изобиловавшими всевозможной дичью. Берега изрезаны фиордами и реками, богатыми различными породами рыбы, особенно лососевыми, массами поднимавшимися в реки в сезон метания икры. Юг Британской Колумбии, бассейн р. Фрейзера, а также север штата Вашингтон, к югу от макахов был заселен племенами береговых селишей. Самая северная ветвь их, бела-кула, у одноименной реки и у бухт Дин и Бюрке, была отрезана от остальных прибрежных селишей и вклинивалась между индейцами квакиютль и атапаскскими племенами чилкотин и такулли, или носильщиков. Кроме того, небольшая часть селишей жила на юге и востоке о-ва Ванкувера.

Крайняя южная группа, чинук, жившая у устья р. Колумбии и широко известная  в свое время благодаря своим  оживленным торговым сношениям с  другими северо-западными индейцами, ныне почти совершенно исчезла. Язык ее, относимый к группе языков пенути, получил большое распространение. Он сделался межплеменным торговым языком, средством общения всех индейских  племен, начиная от южной Аляски до северной Калифорнии. Различия, как  лингвистические, так и антропологические, позволяют предполагать, что северо-за- падные индейцы пришли некогда из разных мест и появлению их на побережье предшествовал ряд переселений. Ранняя история северо-западного побережья связана с проблемой заселения американского континента; предполагают, что здесь проходил один из главных путей расселения по материку древних племен, пришедших из Азии.

Чрезвычайно важное значение в изучении этногенеза этого района имеет предположение Э. Сэпира, высказанное им в 1915 году, о генетическом родстве языков хайда и тлинкитов с атапаскскими языками (объединенных им в группу на-дене), языков вакашей и селишей — с алгонкинскими и цимшиан с языками пенути. Сближения Сэпира определили дальнейший путь изучения^этой проблемы, хотя практических исследований сделано пока что очень немного. Но на основании замечаний Сэпира высказывается предположение, что тлинкиты и хайда — пришельцы первой волны племен группы на-дене; более поздней и последней была волна атапасков этой же группы. Продвижение атапасков на юг оттеснило алгонкинские племена на восток, племена вакашей — на юг, на территорию селишей, и вызвало целый ряд'перемещений племен селишей, на которые указывают приводимые М. Свадешом лингвистические сопоставления отдельных диалектов селишей1.

Информация о работе Курс лекций по "Этнологии"