Курс лекций по "Этнологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:34, курс лекций

Описание работы

Этнология-наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. etnos - народ и logos - слово, наука.
Объектом являются этносы. Этнология изучает все народы вне зависимости от их численности, территории, уровня развития и культуры. Также изучает уже исчезнувшие народы.

Файлы: 1 файл

этнология.docx

— 187.33 Кб (Скачать файл)

В соответствии с религиозными воззрениями  инков Солнце занимало главенствующее положение среди богов и управляло  всем неземным миром.

Официальной религиозной системой инков являлась «гелиоцентрическая»  система. В ее основе находится подчинение Солнцу - Инти. Инти обычно изображали в виде золотого диска, от которого во все стороны отходили лучи. На самом же диске изображен лик  мужчины. Диск делали из чистого золота-то есть металла, принадлежавшего Солнцу.

Супругой Инти и вместе с тем  матерью инков - в соответствии с  верованиями индейцев - была богиня Луны Килья.

Третьим «жителем небосвода», также  почитаемым в империи инков, был  бог Ильяпа - одновременно гром и  молния.

Храмы владели громадными богатствами, большим числом служителей и мастеров, архитекторов, ювелиров и скульпторов. Основное содержание культа инков состояло в жертвенном ритуале. Жертвоприношения осуществлялись главным образом  животными и только в чрезвычайных случаях - людьми. Чрезвычайным случаем  могли быть празднества в момент вступления на престол нового верховного инки, во время землетрясения, засухи, войны. В жертву приносили военнопленных  или детей, которые были взяты  в виде дани с покоренных племен.

Наряду с официальной религией поклонения Солнцу существовали и более  древние религиозные воззрения. Их сущность сводилась к обожествлению  не великих, могущественных богов, а  священных мест и предметов, так  называемых уак. Инки имели представление о солнечном и о лунном годе. Для наблюдения за солнцем, а также для точного определения времени равноденствия и солнцестояния астрономы империи инков во многих местах Перу соорудили специальные «обсерватории». Наиболее крупный пункт наблюдения за солнцем находился в Куско. За положением солнца наблюдали со специально выстроенных четырех башен на востоке и на западе от Куско. Это было необходимо для определения сроков сельскохозяйственного цикла.

Астрономия являлась одним из двух важнейших научных представлений  в империи инков. Наука должна была служить интересам государства. Деятельность ученых-астрономов, которые  благодаря своим наблюдениям  могли установить наиболее подходящие сроки начала или просто выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ, приносила немалую пользу как государству, так и всем его гражданам.

Календарь инков был прежде всего ориентирован на солнце. Год считался состоящим из 365 дней, делился на двенадцать 30-дневных месяцев, после которых в календаре еще следовало пять (а в високосный год - шесть) заключительных дней, которые назывались «дни без работы».

Существовали школы для мальчиков. Туда принимали мальчиков из среды  знатных инков, а также знати  покоренных племен. Таким образом, задачей  учебных учреждений было подготовить  очередное поколение элиты империи. В школе обучались в течение  четырех лет. Каждый год давал  определенные знания: в первый год  изучали язык кечуа, во второй - религиозный  комплекс и календарь, а третий-четвертый  годы уходили на изучение так называемых кипу, знаков, служивших «узелковым письмом».

29. Народы Северной  Африки (этнический состав и культура).

охватывает территорию, общая площадь которой приблизительно равна 10 млн км², на большей части которой расположена пустыня Сахара. Здесь находятся крупнейшие по территории государства Африки:

  • Алжир
  • Египет
  • Западная Сахара
  • Ливия
  • Мавритания
  • Марокко
  • Судан
  • Тунис
  • Южный Судан

Древнее население Северной Африки — берберские народы (шильх, тамазигт, рифы в Марокко, кабилы и шавийя в Алжире) — сохранились лишь в горных и отчасти пустынных районах Сахары. Особое место среди них занимают туареги (самоназвание имошаг), которые кочуют по пустынным нагорьям Axaггapa и Тассилин-Аджера в Алжире, занимают нагорье Аир и прилегающие области Центральной Сахары в Нигере; их много в Мали. К Югу от Сахары обитают народы, говорящие на чадских языках (или языках хауса): хауса, бура, вандала и другие. Подавляющее большинство хауса расселено в Северной Нигерии. Они живу также в сопредельных районах Нигера. Родственные хауса народы — бура, вандала, баде, маса, котоко и другие, расселены на возвышенностях на Востоке Нигерии.

Наиболее обширную территорию в  Африке занимают народы, говорящие на конго-кордофанских языках. Среди народов, говорящих на нигеро-конголезских языках выделяются своей многочисленностью этносы, говорящие на бенуэ-конголезских языках. К ним принадлежат и народы банту, составляющие подавляющее большинство населения во многих странах Центральной, Восточной и Южной Африки. 43 народа банту насчитывают свыше 1 млн. человек каждый. Самые крупный из них — руанда (в Руанде, Заире, Уганде и некоторых соседних странах), макуа (в Малави, Танзании и других странах), рунди и ха (в Бурунди, Заире, Танзании и Уганде), конго (в Заире, Анголе, Конго), магави (в Малави, Замбии, Мозамбике), зулу (а ЮАР), шоча (в Зимбабве, Мозамбике. Ботсване), коса (ЮАР), луба (в Заире и соседских странах) Среди других крупных народов банту — кикуйю, тсонга, ньямвези, ганда, монго, лухья, овибунду, педи, бемба, суто, тована.

30. Туареги-кочевники Северной  Африки. Особенности хозяйства и  социальной организации. 
Туареги, имошаг (imuhagh самоназвание), Touaregs (фр.), Tuaregs (англ.), Tuareg (нем.) — народ, говорящий на туарегском языке тамашек берберской группы афразийской (семито-хамитской) языковой семьи. Туарегский язык делятся на 2 подгруппы диалектов: северную и южную. Геометрическая письменность тифинаг — на основе древнеберберского письма, также используется арабская графика. Туареги делятся на 5 основных племенных объединений (теджехе): кель-ахаггар (Kel Ahaggar, ихаггартен) и кель-аджер (Kel Ajjer фр.) — в Южном Алжире; кель-аир или асба (Kel Aïr фр.), кель-грес (Kel Gress), юллемиден (Ioullemiden) — в Западном Судане и Сахеле (Мали, Нигер)1. Традиционные занятие туарегов — кочевое скотоводство, караванный извоз, на юге — полукочевое хозяйство. По религии туареги — мусульмане-сунниты малекитского толка. По антропологическому типу — европеоиды индо-средиземноморской расы, на юге — отчасти смешаны с негроидами. Согласно собственной легенде, исконным расселением туарегов был остров в Атлантическом океане, и после его исчезновения уцелели только торговцы, находившиеся в тот момент в портовых городах Северной Африки.

Есть легенда о происхождении  народа туарегов. Согласно ей, к ним  из Марокко пришла «мать-прародительница» Тин-Хинан на белом верблюде со своей служанкой Такамат. Неизвестно как они добрались до Ахаггара, здесь Тин-Хинан стала царицей. Многочисленные поклонники приезжали к ней для совокупления, потом она их убивала. Царица и служанка рожали детей, положив начало роду туарегов. От Тин-Хинан произошло благородное племя, а от служанки — племя вассалов. В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины. Как сообщает указанный ниже источник, многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан. По религии туареги — мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских традиций, как например, матрилинейную родовую организацию, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак. Несмотря на то, что туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни.

Женщины пользуются уважением в  туарегском обществе. Девочки с раннего  возраста учатся читать и писать, а  мужчине позволительно быть неграмотным. Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз. Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок — «тагельмуст» (шаш-араб.) или лисам, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только за едой позволительно спускать лисам до подбородка. В былые времена увидевшего лицо туарега ждала незавидная участь быть убитым им. В случае, если таковое сделать не удавалось, то туарег обязан был покончить жизнь самоубийством. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой. А женщины туарегов лица не закрывают. Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на племенные или «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь.

Крупнейшие группы племен — Юллемиден, Ифорас, Кель Ахаггар и Кель Адджер (юг Алжира), Кель Адрар (север Мали), Кель Аир (север Нигера), Кель Герес (Грес) (равнинные области), Аллеммеден Кель Деннек на востоке, Аллеммеден Кель Ататам на западе.

Глава — вождь. Власть вождя не безгранична, большинство решений принимается собранием предводителей «барабанных» групп, а мать аменокаля может наложить запрет на выполнение любого решения.

  • Вождь — аменокаль
    • Мать аменокаля
      • Собрания предводителей «барабанных» групп
        • Предводитель «барабанной» группы
          • Племенная или «барабанная» группа

Традиционное туарегское социальное деление ещё включает в себя деление  на касты. Касты:

  • Благородные или знать — владеют стадами верблюдов.
    • Блюстители веры или духовные наставники — инеслемены.
      • вассалы — имгады, занимающиеся разведением коз.
        • рабы — икланы.
          • кузнецы — инедены.

Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высоки ростом, худощавы. Туареги совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство. Представители касты рабов являются «рабами» по происхождению, они давно отправлены на свободу. А кузнецы жили рядом с туарегами по своей воле. Традиции запрещают туарегам из высших каст заниматься каким-либо ремеслом, а женщины туарегов освоили выделку кож.

Иерархическая организация туарегов имеет непосредственное отношение  к их методам приспособления к  пустынной среде. Они удачно воспользовались  необходимостью постоянного передвижения и скомбинировали четыре вида занятий  кочевников: разведение верблюдов, овец и коз, торговлю солью, охрану транссахарских караванов и набеги на эти караваны. Ахаггарская конфедерация состояла из трех племен, и каждое возглавлял вождь наиболее знатного клана племени, а конфедерация в целом находилась под номинальным руководством самого старшего из трех племен — Кель-Рела.

Но чаще всего из-за далеких расстояний между колодцами и недостатка пастбищ каждому племени приходилось  делиться на мелкие кочевые группы, причем каждая группа вела почти независимое  существование, оберегала колодцы  от случайных или умышленных повреждений, защищала караваны, проходившие по её территории, и совершала набеги на караваны, отказывавшиеся от её защиты. Общество было матрилинейным, женщины  пользовались влиянием и свободой и  не закрывали лица, как подлинные  берберки. Их мужья, особенно среди  аристократии, делали все, чтобы женам  жилось хорошо, и у женщин было время  на развлечения, поэзию и музыку. Слуги  выполняли все домашние работы, а  всю необходимую сельскохозяйственную продукцию туареги получали от оазисных земледельцев, находившихся под их покровительством.

Хотя набеги на караваны и их охрана ныне потеряли свое былое значение, туареги все ещё живут изолированно, занимаются скотоводством и торгуют солью. Происходят циклические передвижения, во время которых они снабжают земледельческие народы Западного Судана солью, добываемой зависимыми от них людьми. Соль составляет чрезвычайно важную часть рациона, и на неё всегда большой спрос. В обмен за неё туареги получают продукты, служащие дополнением к их основной пище — финикам и молочным продуктам. Во время циклических передвижений и торговли солью туареги переходят от одного оазиса к другому, хотя между ними иногда расстояние в пять дней пути. У каждого оазиса они тоже торгуют или пополняют запасы своего каравана продуктами, которыми их снабжают сервы — земледельцы-харатины, — это главным образом сорго.

Такая двойная экономика тесно  связана с экономикой соседних народов, обитающих на краю пустыни. Различные  экологические факторы вынуждают  туарегов придерживаться твердых сроков в этой торговле. Соль добывают в  апреле и мае, а затем в июле везут караваном через Тамесну — местность, богатую пастбищами, где верблюды могут отдохнуть и где их можно сменить на новых. На следующем этапе караваны прибывают в торговые центры у северной границы Нигерии, где торговый сезон начинается в октябре. Помимо соли, туареги продают и привезенные с севера финики, а также ослов и верблюдов. В январе они пускаются в обратный путь, опять останавливаются в Тамесне и к марту прибывают на свою северную родину.

31.Коренное населения Южной Африки. Бушмены и готтентоты.

Бушмены

Ко времени появления  в Южной Африке первых европейских  поселенцев вся западная часть нынешней Капской провинции ЮАС была занята готтентотскими племенами, к востоку  от которых жили племена бушменов. И те и другие по своему антропологическому типу составляют одну расу, называемую койсанской. Бушмены были охотниками и вели весьма примитивную жизнь. Они не имели постоянных хижин; укрываясь  на ночь в кустарниках, устраивали временные  шалаши из веток. Поэтому первые голландские  поселенцы и прозвали их бушменами («людьми кустарников»). Сами бушмены  называют себя только по принадлежности к племени, без общего самоназвания.

Материальная культура бушменов отличалась исключительной бедностыо. Основным охотничьим оружием их были небольшой лук и стрелы с каменными наконечниками. С появлением европейцев бушмены стали изготовлять наконечники, стрел из бутылочного стекла, которое они оббивали так же, как и камень. Они пользовались иногда и железными наконечниками, которые выменивали у своих соседей — готтентотов и племен банту. Все вооружение бушменского охотника состояло из лука и стрел, небольшого кожаного мешка для убитой дичи и крепкой палки. Единственной одеждой служила кожаная набедренная повязка. Бушмены не имели почти никакой домашней утвари. Воду, столь необходимую в сухих степях Южной Африки, они держали в сосудах из страусовых яиц. Из скорлупы этих яиц делали своеобразные бусы, которые очень высоко ценились среди них. Бушмены умели плести из растительных волокон небольшие мешочки, корзиночки и т. п.

Информация о работе Курс лекций по "Этнологии"