Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:34, курс лекций
Этнология-наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. etnos - народ и logos - слово, наука.
Объектом являются этносы. Этнология изучает все народы вне зависимости от их численности, территории, уровня развития и культуры. Также изучает уже исчезнувшие народы.
С другой стороны, в каких бы природно-географических условиях первобытные общества ни обитали. В основе его находится производственный коллектив-община. Этот второй блок можно назвать системой или структурой социальной адаптации. Бесконечные, неповторимые сочетания элементов социальной организации и культуры наложены на единую структуру социальной адаптации. На этой системе основано и традиционное общество аборигенов Австралии.
Существенное значение в
жизнедеятельности аборигенов имеет
распределение, обмен продуктами охоты,
рыболовства и собирательства внутри
общины и между близкими родственниками
из групп, связанных родственными отношениями.
Из поколения в поколение
Даже самое раннее детство у аборигенов проходит совершенно иначе, чем в нашем обществе, — он все свое время проводит среди соплеменников. До определенного возраста обучение детей осуществляется совершенно непринужденно, ребенок узнает окружающий мир, людей, общепринятые стандарты поведения, участвуя в жизни общины. Это обучение — скорее часть его настоящей жизни, чем подготовка к будущей, это активный практический процесс ; никто не читает ему нравоучений; он наблюдает за другими людьми и подражает им, а они направляют его поведение в нужное русло в ход е личных взаимоотношений.
Только в период инициации осуществляется более или менее формализованное обучение молодежи, имеющее характер института. Ядро инициаций — организованное, обладающее своими собственными устоявшимися методами воспитание мальчиков или юношей. Длительные, сложные, связанные с сильными потрясениями обряды формируют в молодом человеке те психические и волевые качества, которые считаются необходимыми для взрослого мужчины.
Девочки, как правило, нс подвергаются таким сложным испытаниям и не проходят специально организованного обучения. (ХАХАХАХАХА) Инициации девушек — это обряды, которые просто знаменуют наступление половой зрелости.
Таким образом, инициация
как бы является рубежом, отделяющим
детство от зрелости. Однако только
когда юноша или девушка
21. Духовная культура
аборигенов Австралии:
Традиционная духовная культура аборигенов, оставаясь культурой первобытного общества, приобрела по мере своего развития необычайно сложный, изощренный характер. Аборигены Австралии – поистине интеллектуалы каменного века. Широко распространенное представление о дикости, примитивности первобытного человека и первобытной культуры далеко от действительности; одна из главных целей недавно опубликованной моей книги "Круг и крест" - опровержение подобных взглядов. Такими я видел австралийских аборигенов прежде, когда изучал их историю, их культуру по литературным источникам, такими вижу их и теперь. Скажу больше: теперь, когда я живу в Австралии, это мое представление еще более окрепло. Я вижу людей, жизнь которых, конечно, очень изменилась по сравнению с тем, какой она была в традиционных условиях, но которые при этом стремятся сохранить то главное, на чем строилась их жизнь в прошлом – религию, этические нормы, духовные связи с землей предков. Духовные основы жизни, выработанные бесчисленными поколениями, никогда не исчезали из сознания аборигенов. В новых, изменившихся условиях именно традиционная духовная культура помогает им сберечь свое этническое самосознание, сохранить себя как народ. Это значение традиционной духовности аборигенов было ясно мне и раньше, и оно подтверждается всей окружающей меня теперь жизнью.Верования и основные представления аборигенов передаются из поколения в поколение почти исключительно в устной форме. Когда в этой передаче происходят какие-либо изменения, то предполагается, что они не затрагивают основного содержания верований и обрядов группы, а касаются лишь второстепенных моментов и деталей. Поступая определенным, предписанным образом, в соответствии с правилами, установленными действовавшими в тот период мифическими существами, люди могут поддерживать контакты с этими существами, использовать то «могущество», которое эти существа «излучают» до сих пор, в каждой группе аборигенов имеются различные предметы (чуринги и др.), которые обладают в представлениях аборигенов сверхъестественными свойствами. Именно эти предметы придают их обрядовой деятельности особую эффективность и служат как бы фокусом при запоминании и передаче соответствующих религиозных представлений. В разных австралийских племенах используются для обозначения «периода созидания» различные названия -- Период созидания, Времена предков, Сновидение, Времена сновидений, Вечный период сновидений и т.д. Под Вечным периодом сновидений подразумевается, что мифические предки, положившие начало всему, существуют в настоящем, но в нематериальной форме, в форме духов; они и все с ними связанное будут существовать и в будущем. Термин «вечный» имеет именно это значение. Понятие «сновидение» не связано с обычными снами, однако как для спящего реально все происходящее во сне, так и для верующего реальны все действия мифических созидателей Времени сновидений. Далее, термин «вечный» означает «существующий вне времени» (не имеющий времени); представление о «вечности», о мире, существующем вне времени, характерно для религиозных верований. Эра мифологии рассматривается как период, в котором закладывались образцы человеческого поведения на все последующие времена, учреждались законы для людей. Это -- прошлое, священное прошлое, которое не ушло навсегда. Жившие на земле в тот период существа --созидатели -- совершали определенные действия и уже никогда не повторят их в будущем, однако их влияние все еще ощущается, и последствия его могут быть использованы людьми, повторяющими их действия. Эти представления суммируются в выражении «Вечный период сновидений», подчеркивающем веру в то, что мифологическое прошлое живет в настоящем и будет жить в будущем. Австралийские аборигены в общем верят в реинкарнацию, в цепи наследственных воплощений душ из одного тела в другое. Они -- анимисты, поэтому вся природа, весь мир в их воображении наполнены различного рода добрыми и злыми духами. Даже убитые боги (дема) могут вселяться в культивируемые растения. Существенной частью верований и связанных с ними обрядами австралийских аборигенов является магия, оказывающая влияние на их взаимоотношения. Вера в колдовство и другие формы магии продолжает существовать несмотря на обширные контакты с чужеземцами, в то время как другие черты традиционной жизни аборигенов почти исчезли. Аборигены Австралии – это коренный жители этих земель, и жили они здесь задолго до появления европейцев. В настоящий момент около 450 000 жителей Австралии считают себя аборигенами. Культура австралийских аборигенов представляет собой особую, весьма богатую культуру со своей мифологией, верованиями, ритуалами, языком и образом жизни. Предполагается, что около 500 племен и кланов аборигенов населяли землю Австралии, и разговаривали на сотнях различных языков (не считая диалектов). Большинство из них в настоящее время исчезли. По оценкам экспертов, на сегодняшний день культура австралийских аборигенов является одной из старейших сохранившихся культур, и уходит своими корнями назад примерно на 40-60 тысяч лет. Наибольшее количество аборигенов в настоящее время проживает в провинциях Новый Южный Уэльс и Квинсленд. В культуре аборигенов Австралии огромное значение играют обряды и ритуалы. Эти церемониальные действа являются важным аспектом жизни туземцев. К примеру, при встрече важных гостей племя совершало танец «Corroboree». Данный обряд также происходил когда встречались уважаемые члены племени на собрание. Существует много видов танца «corroboree», в зависимости от клана или племени. Крестьяне аборигенов в свое время практиковали сжигания конкретных растений и деревьев, тем самым вызывая изменение окружающей среде, что в дальнейшем должно было им помогать в охоте и различных играх. Сельское хозяйство и игры были основными занятиями аборигенов. Церемонии и ритуалы аборигенов основаны на принципе параллельного существования в прошлом, настоящем и будущем мирах. Для аборигенов очень дороги, и играют очень важную роль в их жизни религиозные и духовные ритуалы, наиболее широко известны «Тжурунга» и «Чуринга». Ритуалы и церемонии обычно проводятся с помощью различных инструментов (камни, дерево, кости), песнопений или криков, заговоров, а также музыкального сопровождения.
22. Общая характеристика народов Океании.
Кто были исследователи Океании? Это
были или европейские моряки, шедшие
на открытие новых земель с целью
присоединить их к владениям своих
государств; или колониальные торговцы,
пираты, правительственные чиновники
и агенты; или миссионеры, пролагавшие
пути для захвата новых земель;
или, наконец, профессиональные ученые.
Последние могли ставить перед
собой чисто научные цели, но объективно
деятельность большинства из них
служила той же задаче: закрепить
господство колонизаторов на островах
Тихого океана, — и сами они во
многих случаях прекрасно отдавали
себе в этом отчет.
Океа́ния — часть
света; географический, часто геополитический
регион мира, состоящий преимущественно
из сотен небольших островов и атоллов в центральной и западной частях Тихого
океана. Коренными жителями Океании
являются полинезийцы, микронезийцы, меланезийцы и папуасы. Полинезийцы, проживающие в странах Полинезии,
имеют смешанный расовый тип: в их внешности
просматриваются черты европеоидной и монголоидной
рас, и в меньшей степени — австралоидной. Наиболее крупные народы Полинезии — гавайцы, самоанцы, таитяне, тонганцы, маори, маркизцы, рапануйцы и другие. Родные языки относятся
к полинезийской
подгруппе австронезийской
семьи языков: гавайский, самоанский, таитянский, тонганский, маори, маркизский, рапануйский и другие. Характерные черты
полинезийских языков — малое количество
звуков, особенно согласных, изобилие
гласных.
Микронезийцы проживают в странах Микронезии. Наиболее
крупные народы — каролинцы, кирибати, маршалльцы, науру, чаморро и другие. Родные языки относятся к микронезийской группе австронезийской
семьи языков: кирибати, каролинский, кусаие, маршалльский, науруанский и другие. Языки палау и чаморро относятся к западно-малайско-
Меланезийцы проживают в странах Меланезии. Расовый тип — австралоидный, с небольшим монголоидным элементом, близки к папуасам Новой Гвинеи. Меланезийцы говорят на меланезийских языках, однако их языки в отличие от микронезийских и полинезийских не образуют отдельной генетической группировки, а языковая дробность очень велика, так что люди из соседних деревень могут друг друга не понимать.
Папуасы населяют остров Новая Гвинея и некоторые районы Индонезии. По антропологическому типу они близки к меланезийцам, но отличаются от них по языку. Не все папуасские языки родственны между собой. Общенациональным языком папуасов в Папуа — Новой Гвинее является креольский язык ток-писин на английской основе. По разным данным народов и языков папуасов насчитывается от 300 до 800. При этом существуют трудности в установлении разницы между отдельным языком и диалектом.
Многие языки Океании
Положение коренного населения в странах Океании различно. Искусство Океании выработало самобытный стиль, который придаёт уникальность местной культуре.
В изобразительном искусстве поли
У микронезийцев из видов искусства популярны пение и танцы. Каждое племя имеет свои мифы. В быту островитян главное место занимали суда — лодки. Были лодки разных типов: дибенил — парусная, валаб — большая весельная лодка. На островах Яп встречаются мегалиты. Особый интерес вызывает Нан-Мадол, известная как «микронезийская Венеция». Это целый город на воде, в лагуне на острове Понапе. На искусственных островках выстроены каменные сооружения.
У меланезийцев особого расцвета достигла резьба по дереву. В отличие от полинезийцев, меланезийцы не были так привязаны к морю, они были скорее жителями суши. Основной музыкальный инструмент — барабан, или тамтам. У папуасов распространены фольклор, песни, танцы, мифы. Песни и танцы очень просты. Пение называется мун, мелодия варьирует очень слабо. Важное значение имеет культ предков и черепов. Папуасы изготовляют корвары — изображения предков. Хорошо развита резьба по дереву. Уже первые европейские мореплаватели, открывшие острова Тихого океана, заинтересовались вопросом о происхождении их обитателей. Это вполне естественно. Найдя на этих мелких островах, затерянных в необъятных просторах океана, довольно густое население, с совершенно своеобразным культурным обликом, европейцы не могли не задать себе вопрос — откуда оно появилось.
И вот, уже в ранних известиях о жителях Океании мы находим, наряду с их описаниями, также и разные догадки авторов по вопросу о происхождении островитян. Догадки эти, сначала мало обоснованные, порой даже наивные, в дальнейшем вырастают в целые теории происхождения народов Океании. Этих теорий было выдвинуто, в старой и новой литературе, довольно много. Они нередко были противоречивы и опровергали одна другую.
Но постепенно, с общим ростом науки, с накоплением фактических знаний, взгляды исследователей приобретали более солидный и убедительный характер.
В настоящее время наука
В современной буржуазной науке об этногенезе наиболее распространены диффузионистские концепции. В свете их решается буржуазными учеными и проблема происхождения народов Океании. Мало того: именно на этом материале впервые — в начале XX в.— и была развита одна из наиболее известных теорий этого типа, в то же время наиболее реакционная, вульгарно упрощенная «теория» культурных кругов главы так называемой культурно-исторической школы Фрица Гребнера. О ней сказано в главе о происхождении коренного населения Австралии и Тасмании. Формалистические и по существу антиисторические (несмотря на название) воззрения деятелей этой школы в значительной степени способствовали запутыванию вопроса о происхождении народов Океании, подменяя абстрактными схемами объективное изучение действительности.
23. Происхождение
народов Австралии и Океании.
Последовательность заселения
Континент Австралии был открыт
и обследован европейцами позже многих
других земель южного полушария. Он получил
свое название вследствие ошибочного
мнения географов второй половины XVI в.,
будто Новая Гвинея и открытая Магелланом
Огненная Земля являются северными выступами
одного громадного материка — «неведомой
Южной Земли» («Terra australis incognita»).
Острова и архипелаги Океании стали известны европейцам в результате ряда открытий и сделанных мореплавателями описаний в течение XVI—XVIII столетий. Океания подразделяется на три географические области, различающиеся вместе с тем в этническом и культурном отношении. Меланезия («Острова Черных») обнимает западные крупные острова материкового происхождения, наиболее значительный некоторых — Новая Гвинея (Ириан). Самый южный архипелаг этой группы — Новая Зеландия — по составу населения относится, однако, ко второй области - Полинезии. Как явствует из самого названия (Полинезия — «Многочисленные острова»), эта область состоит из множества архипелагов и островов, раскинутых на громадных пространствах Тихого океана в форме треугольника. Северную его вершину составляют Гавайские о-ва, восточную — остров Пасхи, южную — Новая Зеландия. Наконец, третью область, расположенную к северу от Меланезии, образуют архипелаги Микронезии («Мелкие острова») — Марианские, Каролинские, Маршалловы и о-ва Гилберта.