Курс лекций по "Этнологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:34, курс лекций

Описание работы

Этнология-наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. etnos - народ и logos - слово, наука.
Объектом являются этносы. Этнология изучает все народы вне зависимости от их численности, территории, уровня развития и культуры. Также изучает уже исчезнувшие народы.

Файлы: 1 файл

этнология.docx

— 187.33 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, в каких  бы природно-географических условиях первобытные общества ни обитали. В  основе его находится производственный коллектив-община. Этот второй блок можно  назвать системой или структурой социальной адаптации. Бесконечные, неповторимые сочетания элементов социальной организации и культуры наложены на единую структуру социальной адаптации. На этой системе основано и традиционное общество аборигенов Австралии.

Существенное значение в  жизнедеятельности аборигенов имеет  распределение, обмен продуктами охоты, рыболовства и собирательства внутри общины и между близкими родственниками из групп, связанных родственными отношениями. Из поколения в поколение распределение  здесь осуществляется согласно закрепленным традицией обычаям и строгим  нормам. Охотничья добыча распределяется среди различных категорий родственников. При этом родственники, принадлежащие  к другой общине, связанной с охотником  отношениями свойства (такие, как  тести и зятья), имеют преимущество.

Даже самое раннее детство  у аборигенов проходит совершенно иначе, чем в нашем обществе, — он все свое время проводит среди  соплеменников. До определенного возраста обучение детей осуществляется совершенно непринужденно, ребенок узнает окружающий мир, людей, общепринятые стандарты  поведения, участвуя в жизни общины. Это обучение — скорее часть его  настоящей жизни, чем подготовка к будущей, это активный практический процесс ; никто не читает ему нравоучений; он наблюдает за другими людьми и подражает им, а они направляют его поведение в нужное русло в ход е личных взаимоотношений.

Только в период инициации осуществляется более или менее формализованное обучение молодежи, имеющее характер института. Ядро инициаций — организованное, обладающее своими собственными устоявшимися методами воспитание мальчиков или юношей. Длительные, сложные, связанные с сильными потрясениями обряды формируют в молодом человеке те психические и волевые качества, которые считаются необходимыми для взрослого мужчины.

Девочки, как правило, нс подвергаются таким сложным испытаниям и не проходят специально организованного  обучения. (ХАХАХАХАХА) Инициации девушек  — это обряды, которые просто знаменуют наступление половой  зрелости.

Таким образом, инициация  как бы является рубежом, отделяющим детство от зрелости. Однако только когда юноша или девушка вступают в брак, остальные члены племени  признают их по-настоящему взрослыми, достигшими половой зрелости

21. Духовная культура  аборигенов Австралии: тотемистическое  мировоззрение, обряды, верования  и т.д.

Традиционная духовная культура аборигенов, оставаясь культурой  первобытного общества, приобрела по мере своего развития необычайно сложный, изощренный характер. Аборигены Австралии  – поистине интеллектуалы каменного  века. Широко распространенное представление  о дикости, примитивности первобытного человека и первобытной культуры далеко от действительности; одна из главных  целей недавно опубликованной моей книги "Круг и крест" - опровержение подобных взглядов. Такими я видел  австралийских аборигенов прежде, когда  изучал их историю, их культуру по литературным источникам, такими вижу их и теперь. Скажу больше: теперь, когда я  живу в Австралии, это мое представление  еще более окрепло. Я вижу людей, жизнь которых, конечно, очень изменилась по сравнению с тем, какой она  была в традиционных условиях, но которые  при этом стремятся сохранить  то главное, на чем строилась их жизнь  в прошлом – религию, этические  нормы, духовные связи с землей предков. Духовные основы жизни, выработанные бесчисленными  поколениями, никогда не исчезали из сознания аборигенов. В новых, изменившихся условиях именно традиционная духовная культура помогает им сберечь свое этническое самосознание, сохранить  себя как народ. Это значение традиционной духовности аборигенов было ясно мне  и раньше, и оно подтверждается всей окружающей меня теперь жизнью.Верования и основные представления аборигенов передаются из поколения в поколение почти исключительно в устной форме. Когда в этой передаче происходят какие-либо изменения, то предполагается, что они не затрагивают основного содержания верований и обрядов группы, а касаются лишь второстепенных моментов и деталей. Поступая определенным, предписанным образом, в соответствии с правилами, установленными действовавшими в тот период мифическими существами, люди могут поддерживать контакты с этими существами, использовать то «могущество», которое эти существа «излучают» до сих пор, в каждой группе аборигенов имеются различные предметы (чуринги и др.), которые обладают в представлениях аборигенов сверхъестественными свойствами. Именно эти предметы придают их обрядовой деятельности особую эффективность и служат как бы фокусом при запоминании и передаче соответствующих религиозных представлений. В разных австралийских племенах используются для обозначения «периода созидания» различные названия -- Период созидания, Времена предков, Сновидение, Времена сновидений, Вечный период сновидений и т.д. Под Вечным периодом сновидений подразумевается, что мифические предки, положившие начало всему, существуют в настоящем, но в нематериальной форме, в форме духов; они и все с ними связанное будут существовать и в будущем. Термин «вечный» имеет именно это значение. Понятие «сновидение» не связано с обычными снами, однако как для спящего реально все происходящее во сне, так и для верующего реальны все действия мифических созидателей Времени сновидений. Далее, термин «вечный» означает «существующий вне времени» (не имеющий времени); представление о «вечности», о мире, существующем вне времени, характерно для религиозных верований. Эра мифологии рассматривается как период, в котором закладывались образцы человеческого поведения на все последующие времена, учреждались законы для людей. Это -- прошлое, священное прошлое, которое не ушло навсегда. Жившие на земле в тот период существа --созидатели -- совершали определенные действия и уже никогда не повторят их в будущем, однако их влияние все еще ощущается, и последствия его могут быть использованы людьми, повторяющими их действия. Эти представления суммируются в выражении «Вечный период сновидений», подчеркивающем веру в то, что мифологическое прошлое живет в настоящем и будет жить в будущем. Австралийские аборигены в общем верят в реинкарнацию, в цепи наследственных воплощений душ из одного тела в другое. Они -- анимисты, поэтому вся природа, весь мир в их воображении наполнены различного рода добрыми и злыми духами. Даже убитые боги (дема) могут вселяться в культивируемые растения. Существенной частью верований и связанных с ними обрядами австралийских аборигенов является магия, оказывающая влияние на их взаимоотношения. Вера в колдовство и другие формы магии продолжает существовать несмотря на обширные контакты с чужеземцами, в то время как другие черты традиционной жизни аборигенов почти исчезли. Аборигены Австралии – это коренный жители этих земель, и жили они здесь задолго до появления европейцев. В настоящий момент около 450 000 жителей Австралии считают себя аборигенами. Культура австралийских аборигенов представляет собой особую, весьма богатую культуру со своей мифологией, верованиями, ритуалами, языком и образом жизни. Предполагается, что около 500 племен и кланов аборигенов населяли землю Австралии, и разговаривали на сотнях различных языков (не считая диалектов). Большинство из них в настоящее время исчезли. По оценкам экспертов, на сегодняшний день культура австралийских аборигенов является одной из старейших сохранившихся культур, и уходит своими корнями назад примерно на 40-60 тысяч лет. Наибольшее количество аборигенов в настоящее время проживает в провинциях Новый Южный Уэльс и Квинсленд. В культуре аборигенов Австралии огромное значение играют обряды и ритуалы. Эти церемониальные действа являются важным аспектом жизни туземцев. К примеру, при встрече важных гостей племя совершало танец «Corroboree». Данный обряд также происходил когда встречались уважаемые члены племени на собрание. Существует много видов танца «corroboree», в зависимости от клана или племени. Крестьяне аборигенов в свое время практиковали сжигания конкретных растений и деревьев, тем самым вызывая изменение окружающей среде, что в дальнейшем должно было им помогать в охоте и различных играх. Сельское хозяйство и игры были основными занятиями аборигенов. Церемонии и ритуалы аборигенов основаны на принципе параллельного существования в прошлом, настоящем и будущем мирах. Для аборигенов очень дороги, и играют очень важную роль в их жизни религиозные и духовные ритуалы, наиболее широко известны «Тжурунга» и «Чуринга». Ритуалы и церемонии обычно проводятся с помощью различных инструментов (камни, дерево, кости), песнопений или криков, заговоров, а также музыкального сопровождения.

 

22. Общая характеристика  народов Океании.

 
Кто были исследователи Океании? Это  были или европейские моряки, шедшие на открытие новых земель с целью  присоединить их к владениям своих  государств; или колониальные торговцы, пираты, правительственные чиновники  и агенты; или миссионеры, пролагавшие  пути для захвата новых земель; или, наконец, профессиональные ученые. Последние могли ставить перед  собой чисто научные цели, но объективно деятельность большинства из них  служила той же задаче: закрепить  господство колонизаторов на островах Тихого океана, — и сами они во многих случаях прекрасно отдавали себе в этом отчет. 
Океа́ния — часть света; географический, часто геополитический регион мира, состоящий преимущественно из сотен небольших островов и атоллов в центральной и западной частях Тихого океана. Коренными жителями Океании являются полинезийцы, микронезийцы, меланезийцы и папуасы. Полинезийцы, проживающие в странах Полинезии, имеют смешанный расовый тип: в их внешности просматриваются черты европеоидной и монголоидной рас, и в меньшей степени — австралоидной. Наиболее крупные народы Полинезии — гавайцы, самоанцы, таитяне, тонганцы, маори, маркизцы, рапануйцы и другие. Родные языки относятся к полинезийской подгруппе австронезийской семьи языков: гавайский, самоанский, таитянский, тонганский, маори, маркизский, рапануйский и другие. Характерные черты полинезийских языков — малое количество звуков, особенно согласных, изобилие гласных.

Микронезийцы проживают в странах Микронезии. Наиболее крупные народы — каролинцы, кирибати, маршалльцы, науру, чаморро и другие. Родные языки относятся к микронезийской группе австронезийской семьи языков: кирибати, каролинский, кусаие, маршалльский, науруанский и другие. Языки палау и чаморро относятся к западно-малайско-полинезийским, а япский образует отдельную ветвь в составе океанийских языков, куда относятся и микронезийские языки.

Меланезийцы проживают в странах Меланезии. Расовый тип — австралоидный, с небольшим монголоидным элементом, близки к папуасам Новой Гвинеи. Меланезийцы говорят на меланезийских языках, однако их языки в отличие от микронезийских и полинезийских не образуют отдельной генетической группировки, а языковая дробность очень велика, так что люди из соседних деревень могут друг друга не понимать.

Папуасы населяют остров Новая Гвинея и некоторые районы Индонезии. По антропологическому типу они близки к меланезийцам, но отличаются от них по языку. Не все папуасские языки родственны между собой. Общенациональным языком папуасов в Папуа — Новой Гвинее является креольский язык ток-писин на английской основе. По разным данным народов и языков папуасов насчитывается от 300 до 800. При этом существуют трудности в установлении разницы между отдельным языком и диалектом.

Многие языки Океании находятся  на грани исчезновения. В повседневной жизни их всё больше вытесняет английский и французский языки.

Положение коренного населения  в странах Океании различно. Искусство  Океании выработало самобытный стиль, который придаёт уникальность местной  культуре.

В изобразительном искусстве полинезийцев главное место принадлежит резьбе по дереву и скульптуре. У маори резьба достигла высокого уровня, они украшали лодки, детали домов, вырезали статуи богов и предков, такая статуя стоит в каждой деревне. Основной мотив орнамента — спираль. Каменные статуи моаи создавали на острове Пасхи и на Маркизских островах. Из ремёсел наиболее важным было строительство лодок, так как они позволяли заниматься рыболовством и путешествовать на дальние расстояния (в связи с этим у полинезийцев развивалась астрономия). Среди полинезийцев широкое распространение получила татуировка. В качестве одежды служила тапа, которая изготавливалась из коры деревьев семейства тутовых. В Полинезии были развиты мифы, легенды, сказки, пение и танцы. Письменность, вероятно, была только на острове Пасхи (ронго-ронго), на других островах фольклор передавался устно.

У микронезийцев из видов искусства популярны пение и танцы. Каждое племя имеет свои мифы. В быту островитян главное место занимали суда — лодки. Были лодки разных типов: дибенил — парусная, валаб — большая весельная лодка. На островах Яп встречаются мегалиты. Особый интерес вызывает Нан-Мадол, известная как «микронезийская Венеция». Это целый город на воде, в лагуне на острове Понапе. На искусственных островках выстроены каменные сооружения.

У меланезийцев особого расцвета достигла резьба по дереву. В отличие от полинезийцев, меланезийцы не были так привязаны к морю, они были скорее жителями суши. Основной музыкальный инструмент — барабан, или тамтам. У папуасов распространены фольклор, песни, танцы, мифы. Песни и танцы очень просты. Пение называется мун, мелодия варьирует очень слабо. Важное значение имеет культ предков и черепов. Папуасы изготовляют корвары — изображения предков. Хорошо развита резьба по дереву. Уже первые европейские мореплаватели, открывшие острова Тихого океана, заинтересовались вопросом о происхождении их обитателей. Это вполне естественно. Найдя на этих мелких островах, затерянных в необъятных просторах океана, довольно густое население, с совершенно своеобразным культурным обликом, европейцы не могли не задать себе вопрос — откуда оно появилось.

И вот, уже в ранних известиях  о жителях Океании мы находим, наряду с их описаниями, также и  разные догадки авторов по вопросу  о происхождении островитян. Догадки  эти, сначала мало обоснованные, порой  даже наивные, в дальнейшем вырастают  в целые теории происхождения  народов Океании. Этих теорий было выдвинуто, в старой и новой литературе, довольно много. Они нередко были противоречивы  и опровергали одна другую.

Но постепенно, с общим ростом науки, с накоплением фактических  знаний, взгляды исследователей приобретали  более солидный и убедительный характер.

В настоящее время наука располагает  по вопросу о происхождении океанийцев, вместо первых беспочвенных и более  или менее фантастических гипотез, прочно обоснованными данными, позволяющими перенести вопрос на твердую почву  строгого научного исследования. Однако и сейчас вопрос далеко еще не во всех деталях разрешен и многое до сих пор остается неясным.

В современной буржуазной науке  об этногенезе наиболее распространены диффузионистские концепции. В свете  их решается буржуазными учеными  и проблема происхождения народов  Океании. Мало того: именно на этом материале  впервые — в начале XX в.— и  была развита одна из наиболее известных  теорий этого типа, в то же время  наиболее реакционная, вульгарно упрощенная «теория» культурных кругов главы так называемой культурно-исторической школы Фрица Гребнера. О ней сказано в главе о происхождении коренного населения Австралии и Тасмании. Формалистические и по существу антиисторические (несмотря на название) воззрения деятелей этой школы в значительной степени способствовали запутыванию вопроса о происхождении народов Океании, подменяя абстрактными схемами объективное изучение действительности.

23. Происхождение  народов Австралии и Океании.  Последовательность заселения региона. 
Континент Австралии был открыт и обследован европейцами позже многих других земель южного полушария. Он получил свое название вследствие ошибочного мнения географов второй половины XVI в., будто Новая Гвинея и открытая Магелланом Огненная Земля являются северными выступами одного громадного материка — «неведомой Южной Земли» («Terra australis incognita»).

Острова и архипелаги Океании стали  известны европейцам в результате ряда открытий и сделанных мореплавателями  описаний в течение XVI—XVIII столетий. Океания подразделяется на три географические области, различающиеся вместе с  тем в этническом и культурном отношении. Меланезия («Острова Черных») обнимает западные крупные острова  материкового происхождения, наиболее значительный некоторых — Новая Гвинея (Ириан). Самый южный архипелаг этой группы — Новая Зеландия — по составу населения относится, однако, ко второй области - Полинезии. Как явствует из самого названия (Полинезия — «Многочисленные острова»), эта область состоит из множества архипелагов и островов, раскинутых на громадных пространствах Тихого океана в форме треугольника. Северную его вершину составляют Гавайские о-ва, восточную — остров Пасхи, южную — Новая Зеландия. Наконец, третью область, расположенную к северу от Меланезии, образуют архипелаги Микронезии («Мелкие острова») — Марианские, Каролинские, Маршалловы и о-ва Гилберта.

Информация о работе Курс лекций по "Этнологии"