Курс лекций по "Этнологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:34, курс лекций

Описание работы

Этнология-наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. etnos - народ и logos - слово, наука.
Объектом являются этносы. Этнология изучает все народы вне зависимости от их численности, территории, уровня развития и культуры. Также изучает уже исчезнувшие народы.

Файлы: 1 файл

этнология.docx

— 187.33 Кб (Скачать файл)

Материалы археологических раскопок последних десятилетий, проводившихся  на юге Британской Колумбии и в  Орегоне, свидетельствуют о большой  древности человека в этих районах. На основании археологических находок  в наиболее древнем культурном слое Фредерика де Лагуна, Мэриам Смит, Ф. Дрюккер и другие выдвинули гипотезу, что культура северо-западного побережья  возникла на древней субарктической основе рыболовства и морской  охоты побережья Берингова моря и юго- западной Аляски, основе, которая  дала происхождение различным эскимосским  и алеутским культурам2. Некоторые находки в более позднем слое позволяют также ставить вопрос о близости культуры древних насельников побережья с материковыми культурами речных рыболовов и охотников атапасков и алгоикинов. Археологические находки указывают также на то, что низовье р. Колумбии имело некогда большое население, культура которого достигла наивысшего расцвета к концу XVII в. На ко времени прихода сюда белых она была уже в стадии упадка, причины которого до сих пор остаются загадкой. Северо-западные индеицы—почти единственная группа племен Америки к северу от Мексики, которая достигла высокого уровня развития самобытной культуры на базе рыболовно-охотничьего хозяйства. По уровню развития их можно сравнить лишь с потомками знаменитых строителей насыпей — земледельческо-охотничьими племенами юго-востока США. Своеобразие развития индейцев Северо-Запада заключается в том, что, наряду с сохранением родовой организации, здесь ярко проявлялись черты разложения первобытно-общинных отношений d формирования зачатков классового общества; в условиях продуктивного рыболовного хозяйства, охоты и каменной техники здесь возникло наследственное патриархальное рабство. Эти основные черты общественных отношений проявлялись во всех сторонах жизни индейцев этого района, они были характерны для всех обитающих здесь индейских племен и позволяют рассматривать их куль- туру как единое целое.

В основе общественной организации  северо-западных индейцев лежал родовой  строй. На архаических отношениях родства  еще базировались производственные отношения, однако наряду с ними уже  существовали рабство, развитая торговля и имущественная дифференциация. К приходу европейцев северо-западные индейцы находились на разных стадиях  разложения родовой организации. У .северной группы (тлинкитов, хайда и цимшиан) сохранялся материнский счет родства и наследование имущества, тотемов, имен и т. д. шло по женской линии. Однако браки были уже преимущественно патрилокальными, в связи с чем большое значение имел обычай авункулата. Институты этой группы племен свидетельствуют о том, что здесь некогда существовал классический материнский род. Согласно родовым порядкам, идущим от древности, глава домашней общины выступал в качестве организатора ее экономической деятельности в области как производства, так и распределения продуктов. Он ведал эксплуатацией естественных ресурсов—рыболовных и охотничьих угодий и т. д., принадлежавших общине. Фактически же глава общины считался уже единоличным собственником общинно-родовой собственности. Его власть была наследственной. Лучшие угодья он закреплял за собой и передавал права на пользование ими своему наследнику. Жившие в доме сородичи находились в экономической зависимости от главы. Он предоставлял им право пользоваться угодьями, устанавливая при этом свое право на первый сбор, первинки. На эти первинки он устраивал угощения и объяснял, что раздаваемая пища получена им от такого-то за пользование его собственностью. Глава общины был собственником рабов, работавших на него наряду с бедными сородичами. Вождю же шла вира за смерть сородича, ему же принадлежало право использования вновь открытой или захваченной территории. Происходил процесс экономического обособления семьи главы домашней общины, узурпация им общинно-родовых угодий, которые начинали отождествляться с его собственностью; появились зачатки эксплуатации наряду с рабами и своих сородичей. Имущественное расслоение внутри домашней общины сказывалось и в размещении ее обитателей. У нутка, например, глава общины занимал самую почетную часть дома — один из углов задней части дома; семьи, более близкие к главе, занимали остальные три почетных угла, а рядовые общинники жили между углами.

27. Индейцы прерий.

 
В прериях жили многочисленные индейские  племена. Наиболее типичными их представителями  были дакота, команчи, арапахи и чейены. Эти племена оказали особенно упорное сопротивление европейским  колонизаторам.

Несмотря на принадлежность к разным языковым семьям, индейцев прерии объединяли общие черты хозяйственной деятельности и культуры. Основным источником их существования была охота на бизона. Бизон давал мясо и жир для  питания, мех и кожу для одежды и обуви, а также для покрытия шалашей. Индейцы прерий охотились пешими*, с собаками, применяя лук и стрелы. Охота была коллективной. Индивидуальная охота запрещалась. Нарушившего запрет жестоко наказывали.

* (только во второй половине XVIII в. индейцы приручили лошадь. Завезённые некогда первыми колонистами из Европы, эти животные, частично одичавшие, образовали стада так называемых мустангов. Индейцы ловили и объезжали их.)

Индейцы прерий не знали металла, они  употребляли каменные топоры и молоты, кремнёвые ножи, скребки и наконечники  стрел. Боевым оружием были лук, копья  и палицы с каменным навершием. Пользовались круглыми и овальными щитами из кожи бизона.

Жилищем большинства племён прерий служила коническая палатка из бизоньих шкур. В лагере, представлявшем собой  временное поселение, палатки расставлялись  по кругу — так удобнее было отражать внезапные нападения врагов. В центре воздвигалась палатка племенного совета.

Индейцы прерий жили племенами, делившимися на роды. У части племён ко времени прихода европейцев существовала ещё матриархальная организация. У  других уже совершился переход к  отцовскому роду. В межплеменных столкновениях  индейцы прерий совершали неожиданные  молниеносные нападения, причем не с  целью убить врага, а для того, чтобы снять скальп, а позднее  — похитить его лошадь и тем  самым доказать свою храбрость. Основным орудием охоты и оружием индейцев прерий оставался лук, которому они  отдавали предпочтение даже перед огнестрельным  оружием. В бою прерийные индейцы  защищали себя щитами из оленьей или  бизоньей кожи.

Наименьшей общественной ячейкой у этих индейцев, как и  всюду, был род. Индеец принадлежал  либо к роду своей матери (например, у вороньих индейцев), либо к роду отца. Несколько родов составляли племя, во главе которого стоял «совет вождей», представлявший собой не столько  исполнительную власть, сколько репрезентативный орган. Взрослые мужчины объединялись в особые «мужские» общества. Одно из них — чаще всего оно называлось «Собаки» — выполняло обязанности  некой «племенной службы порядка».

Если вожди, как правило, не обладали сколько-нибудь значительной властью, то колдуны, шаманы пользовались большим уважением. Главной их обязанностью было общение с духами, которое  позволяло им врачевать больных, руководить религиозными обрядами, предрекать будущее, отвращать непогоду и т. д. Основными их «рабочими инструментами» были, как обычно, шаманский бубен  и трещотка. Колдун готовится к  своей «профессии» еще до того, как появляется на свет. Так, например, дакоты верят, что до рождения колдун живет на небесах среди громов, от коих и приобретает свои знания. Гром дает избраннику духов указание, когда, в какое время он должен стать шаманом.

На основании сна или  видения колдуна определялось также, какие субстанции должны войти в  «колдовскую связку» — «священный узел». «Колдовская связка», сопровождавшая прерийного индейца буквально всю  жизнь, состояла из птичьей шкурки, цветных камешков, листьев табака и многих других, подчас весьма необычных  предметов, за которыми шаман признал  волшебные свойства. Эти амулеты, спрятанные в кожаный мешочек, прерийный  индеец постоянно носил при себе. Индейцы верили, что шаман является носителем той всеобъемлющей  сверхъестественной магической силы, которая на языке хидатса называлась ксупа, у дакотов — ваконда. у  племен алгонкинской языковой группы — манито ЕЛИ манидо. Из манито некоторые  авторы «романов об индейцах» сделали  верховного бога прерийных индейцев или какого-то «Великого духа». Никакого верховного бога индейцы, конечно, не знали  и не призывали себе на помощь. Сообщения  о нем в трудах первых европейцев, посетивших прерии, ошибочны и отражают монотеистические представления христианства. Прерийные индейцы почитали мать-землю, могучий гром и особенно солнце. Солнцу было посвящено и самое  большое религиозное торжество  прерийных индейцев — «танец солнца», для исполнения которого каждое лето собиралось все племя.

Упомянутая выше магическая сила (например, манито), по представлениям прерийных индейцев, могла находиться, в птице, рыбе, дереве, траве, цветке или былинке. Общение с этой таинственной силой могло осуществиться либо в полном уединении, либо во сне. Для  такого общения нужно было очиститься телесно — индеец для этого  долго купался и целую неделю постился — и духовно, что и  достигалось полной отрешенностью  от людей. Видения посещали прерийных  индейцев чаще всего в пору полового созревания. В жизни пндейца сны  играли исключительную роль. Женщины, увидев во сне орнаменты, украшали ими  типн п нарядные пояса. Юношам, будущим воинам прерий (например, у омаха), «божественный сон» часто предвещал изменение всей прежней жизни.

Так ЖИЛИ прерийные индейцы  — между сном и явью. Однако прожили  они так недолго. Собственно прерийная  культура рождается — повторяем  — только тогда, когда индейцы, жившие до тех пор лишь на окраинах бесконечных  зеленых травянистых равнин, обретают лошадь, т. е. в начале восемнадцатого столетия. А уже к концу следующего века эта самая молодая из культур  североамериканских индейцев умирает. Ее вытесняет совершенно новая культура — культура «белого человека». Но об этих горчайших годах истории прерийных индейцев мы расскажем позднее. ..

28. Хозяйство, культура  и общественный строй инков  в доколониальную эпоху. 
Инки господствовали на территории, называемой ныне Перу, в течение длительного времени. В период, когда территория империи достигла наибольших размеров, она включала в себя часть Южной Америки и простиралась почти на миллион квадратных километров. Помимо нынешнего Перу, в империю входили большая часть нынешних Колумбии и Эквадора почти вся Боливия, северные районы республики Чили и северо-западная часть Аргентины.

Термин инки, а вернее инка, имеет разнообразие значения. Во-первых, это название всего господствующего слоя в государстве Перу. Во-вторых, это титул правителя. В-третьих, название народа в целом. Первоначально наименование инка носило одно из племен, обитавших в долине Куско до образования государства. Многие факты говорят о том, что это племя принадлежало к языковой группе кечуа, так как инки периода расцвета государства говорили на этом языке. О близком родстве инков с племенами кечуа говорит то, что представители этих племен получили привилегированное положение по сравнению с другими племенами и назывались «инками по привилегии». «Инки по привилегии» не платили дани, и их не обращали в рабство.

Известны 12 правителей, стоявших во главе  государства. Первой королевской четой, являвшейся в то же время братом и сестрой, были первый Инка, Манго  Капак и жена его Мама Окльо. Исторические предания повествуют о войнах инка с соседним, племенами. Первое десятилетие XIII века - начало усиления племени инков и, возможно, - время образования союза племен во главе с инка. Достоверная история инков начинается с деятельности девятого правителя - Пачакути (1438-1463). С этого времени начинается возвышение инков. Государство быстро крепнет. В последующие годы инки завоевывают и подчиняют племена всей области Анд от Южной Колумбии до Среднего Чили. Население государства составляет 6 млн. человек. Инки достигли больших успехов во многих отраслях хозяйствования и прежде всего в металлургии. Наибольшее практическое значение имела добыча меди и олова. Разрабатывались серебряные месторождения. В языке кечуа имеется слово для наименования железа, но скорее всего, это не был сплав, а значение слову дало метеоритное железо, или гематит. Свидетельств о добыче железа и плавки железной руды не имеется.

Из добытых металлов создавались  орудия труда, а также украшения. Из бронзы отливались топоры, серпы, ножи, ломы, наконечники для военных  палиц и многие другие предметы, необходимые в хозяйстве. Украшения  и культовые предметы изготовлялись  из золота и серебра.

Высокое развитие получило ткачество. Индейцам Перу были уже известны ткацкие  станки, причем это были станки трех видов. Сотканные на них ткани  индейцы иногда окрашивали, используя  для этой цели семена дерева авокадо (синий цвет) или же различные  металлы, в частности медь и олово. Ткани, изготовленные в далекие  века цивилизации инков, сохранились и сегодня и отличаются богатством и тонкостью отделки. Сырьем служили хлопок и шерсть. Изготовлялись также ворсистые ткани для одежды и ковры. Для Инки, а также членов королевского клана делали особые ткани - из цветных птичьих перьев.

Значительное развитие в государстве  инков получило земледелие, хотя местность, на которой расположились племена  инков, не особенно располагала к  развитию сельского хозяйства. Это  связано с тем, что по крутым склонам  Анд в дождливый сезон стекают  потоки воды, смывая почвенный слой, а в сухое время на них не остается влаги. В таких условиях инки должны были оросить землю, чтобы  сохранить влагу на полях. Для  этого создавались особые сооружения, которые регулярно обновлялись. Поля располагались ступенчатыми террасами, нижний край которых укреплялся каменной кладкой, задерживавшей почву. У  края террасы устраивалась дамба, чтобы  отводить воду от горных рек к полям. Каналы выкладывались каменными  плитами. Государством выделялись специальные  должностные лица, в обязанность  которых входил надзор за исправностью сооружений. Большинство орудий производства, ткани, гончарные изделия изготовлялись  в общине, но наблюдалось также  отделение ремесла от земледелия и скотоводства. Инки выбирали лучших мастеров и переселяли их в Куско, где они жили в особом квартале и работали на верховного Инку, получая от двора пропитание. Эти мастера, оторванные от общины, фактически оказывались порабощенными. Подобным образом отбирали девочек, которые должны были 4 года учиться прядению, ткачеству и другим рукоделиям. Труд мастеров и прядильщиц являлся зачаточной формой ремесла.

Золото не являлось средством платежа. У инков денег не было. Перуанские индейцы просто обменивали свои товары. Не существовало системы мер, за исключением  самой примитивной - горсти. Имелись  весы с коромыслом, к концам которого подвешивались мешочки с взвешиваемым грузом. Обмен и торговля были мало развиты. Внутри селений базаров не существовало. Обмен был случайным. После сбора урожая в определенных местах встречались жители нагорья и прибрежных районов. С нагорья привозили шерсть, мясо, меха, кожи, серебро, золото. С побережья везли зерно, овощи и плоды, хлопок. Роль всеобщего эквивалента играли соль, перец, меха, шерсть, руда и металлические изделия.

Информация о работе Курс лекций по "Этнологии"