Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:34, курс лекций
Этнология-наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. etnos - народ и logos - слово, наука.
Объектом являются этносы. Этнология изучает все народы вне зависимости от их численности, территории, уровня развития и культуры. Также изучает уже исчезнувшие народы.
Материалы археологических раскопок
последних десятилетий, проводившихся
на юге Британской Колумбии и в
Орегоне, свидетельствуют о большой
древности человека в этих районах.
На основании археологических
В основе общественной организации
северо-западных индейцев лежал родовой
строй. На архаических отношениях родства
еще базировались производственные
отношения, однако наряду с ними уже
существовали рабство, развитая торговля
и имущественная
27. Индейцы прерий.
В прериях жили многочисленные индейские
племена. Наиболее типичными их представителями
были дакота, команчи, арапахи и чейены.
Эти племена оказали особенно
упорное сопротивление
Несмотря на принадлежность к разным
языковым семьям, индейцев прерии объединяли
общие черты хозяйственной
* (только во второй половине XVIII в. индейцы приручили лошадь. Завезённые некогда первыми колонистами из Европы, эти животные, частично одичавшие, образовали стада так называемых мустангов. Индейцы ловили и объезжали их.)
Индейцы прерий не знали металла, они употребляли каменные топоры и молоты, кремнёвые ножи, скребки и наконечники стрел. Боевым оружием были лук, копья и палицы с каменным навершием. Пользовались круглыми и овальными щитами из кожи бизона.
Жилищем большинства племён прерий служила коническая палатка из бизоньих шкур. В лагере, представлявшем собой временное поселение, палатки расставлялись по кругу — так удобнее было отражать внезапные нападения врагов. В центре воздвигалась палатка племенного совета.
Индейцы прерий жили племенами,
делившимися на роды. У части племён
ко времени прихода европейцев существовала
ещё матриархальная организация. У
других уже совершился переход к
отцовскому роду. В межплеменных столкновениях
индейцы прерий совершали неожиданные
молниеносные нападения, причем не с
целью убить врага, а для того,
чтобы снять скальп, а позднее
— похитить его лошадь и тем
самым доказать свою храбрость. Основным
орудием охоты и оружием
Наименьшей общественной ячейкой у этих индейцев, как и всюду, был род. Индеец принадлежал либо к роду своей матери (например, у вороньих индейцев), либо к роду отца. Несколько родов составляли племя, во главе которого стоял «совет вождей», представлявший собой не столько исполнительную власть, сколько репрезентативный орган. Взрослые мужчины объединялись в особые «мужские» общества. Одно из них — чаще всего оно называлось «Собаки» — выполняло обязанности некой «племенной службы порядка».
Если вожди, как правило, не обладали сколько-нибудь значительной властью, то колдуны, шаманы пользовались большим уважением. Главной их обязанностью было общение с духами, которое позволяло им врачевать больных, руководить религиозными обрядами, предрекать будущее, отвращать непогоду и т. д. Основными их «рабочими инструментами» были, как обычно, шаманский бубен и трещотка. Колдун готовится к своей «профессии» еще до того, как появляется на свет. Так, например, дакоты верят, что до рождения колдун живет на небесах среди громов, от коих и приобретает свои знания. Гром дает избраннику духов указание, когда, в какое время он должен стать шаманом.
На основании сна или
видения колдуна определялось также,
какие субстанции должны войти в
«колдовскую связку» — «
Упомянутая выше магическая сила (например, манито), по представлениям прерийных индейцев, могла находиться, в птице, рыбе, дереве, траве, цветке или былинке. Общение с этой таинственной силой могло осуществиться либо в полном уединении, либо во сне. Для такого общения нужно было очиститься телесно — индеец для этого долго купался и целую неделю постился — и духовно, что и достигалось полной отрешенностью от людей. Видения посещали прерийных индейцев чаще всего в пору полового созревания. В жизни пндейца сны играли исключительную роль. Женщины, увидев во сне орнаменты, украшали ими типн п нарядные пояса. Юношам, будущим воинам прерий (например, у омаха), «божественный сон» часто предвещал изменение всей прежней жизни.
Так ЖИЛИ прерийные индейцы — между сном и явью. Однако прожили они так недолго. Собственно прерийная культура рождается — повторяем — только тогда, когда индейцы, жившие до тех пор лишь на окраинах бесконечных зеленых травянистых равнин, обретают лошадь, т. е. в начале восемнадцатого столетия. А уже к концу следующего века эта самая молодая из культур североамериканских индейцев умирает. Ее вытесняет совершенно новая культура — культура «белого человека». Но об этих горчайших годах истории прерийных индейцев мы расскажем позднее. ..
28. Хозяйство, культура
и общественный строй инков
в доколониальную эпоху.
Инки господствовали на территории, называемой
ныне Перу, в течение длительного времени.
В период, когда территория империи достигла
наибольших размеров, она включала в себя
часть Южной Америки и простиралась почти
на миллион квадратных километров. Помимо
нынешнего Перу, в империю входили большая
часть нынешних Колумбии и Эквадора почти
вся Боливия, северные районы республики
Чили и северо-западная часть Аргентины.
Термин инки, а вернее инка, имеет разнообразие значения. Во-первых, это название всего господствующего слоя в государстве Перу. Во-вторых, это титул правителя. В-третьих, название народа в целом. Первоначально наименование инка носило одно из племен, обитавших в долине Куско до образования государства. Многие факты говорят о том, что это племя принадлежало к языковой группе кечуа, так как инки периода расцвета государства говорили на этом языке. О близком родстве инков с племенами кечуа говорит то, что представители этих племен получили привилегированное положение по сравнению с другими племенами и назывались «инками по привилегии». «Инки по привилегии» не платили дани, и их не обращали в рабство.
Известны 12 правителей, стоявших во главе государства. Первой королевской четой, являвшейся в то же время братом и сестрой, были первый Инка, Манго Капак и жена его Мама Окльо. Исторические предания повествуют о войнах инка с соседним, племенами. Первое десятилетие XIII века - начало усиления племени инков и, возможно, - время образования союза племен во главе с инка. Достоверная история инков начинается с деятельности девятого правителя - Пачакути (1438-1463). С этого времени начинается возвышение инков. Государство быстро крепнет. В последующие годы инки завоевывают и подчиняют племена всей области Анд от Южной Колумбии до Среднего Чили. Население государства составляет 6 млн. человек. Инки достигли больших успехов во многих отраслях хозяйствования и прежде всего в металлургии. Наибольшее практическое значение имела добыча меди и олова. Разрабатывались серебряные месторождения. В языке кечуа имеется слово для наименования железа, но скорее всего, это не был сплав, а значение слову дало метеоритное железо, или гематит. Свидетельств о добыче железа и плавки железной руды не имеется.
Из добытых металлов создавались орудия труда, а также украшения. Из бронзы отливались топоры, серпы, ножи, ломы, наконечники для военных палиц и многие другие предметы, необходимые в хозяйстве. Украшения и культовые предметы изготовлялись из золота и серебра.
Высокое развитие получило ткачество. Индейцам Перу были уже известны ткацкие станки, причем это были станки трех видов. Сотканные на них ткани индейцы иногда окрашивали, используя для этой цели семена дерева авокадо (синий цвет) или же различные металлы, в частности медь и олово. Ткани, изготовленные в далекие века цивилизации инков, сохранились и сегодня и отличаются богатством и тонкостью отделки. Сырьем служили хлопок и шерсть. Изготовлялись также ворсистые ткани для одежды и ковры. Для Инки, а также членов королевского клана делали особые ткани - из цветных птичьих перьев.
Значительное развитие в государстве
инков получило земледелие, хотя местность,
на которой расположились племена
инков, не особенно располагала к
развитию сельского хозяйства. Это
связано с тем, что по крутым склонам
Анд в дождливый сезон стекают
потоки воды, смывая почвенный слой,
а в сухое время на них не
остается влаги. В таких условиях
инки должны были оросить землю, чтобы
сохранить влагу на полях. Для
этого создавались особые сооружения,
которые регулярно обновлялись.
Поля располагались ступенчатыми террасами,
нижний край которых укреплялся каменной
кладкой, задерживавшей почву. У
края террасы устраивалась дамба, чтобы
отводить воду от горных рек к полям.
Каналы выкладывались каменными
плитами. Государством выделялись специальные
должностные лица, в обязанность
которых входил надзор за исправностью
сооружений. Большинство орудий производства,
ткани, гончарные изделия
Золото не являлось средством платежа.
У инков денег не было. Перуанские
индейцы просто обменивали свои товары.
Не существовало системы мер, за исключением
самой примитивной - горсти. Имелись
весы с коромыслом, к концам которого
подвешивались мешочки с