Лекции по "Социально-культурная деятельность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:42, курс лекций

Описание работы

Лекция №1. Роль и место социально-культурной деятельности в историко-культурном процессе
История социально-культурной деятельности является органичной частью историко-культурного процесса. Её изучение, осмысление и анализ позволяют не только воссоздать реальную картину свободного времяпрепровождения в различные эпохи, приобщиться к духовно-нравственным, педагогическим и эстетическим традициям, но и исследовать особенности менталитета, поведения людей, специфику национального костюма и национальной кухни и др., что составляет часть отечественной истории в целом.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.doc

— 1.19 Мб (Скачать файл)

Термин   «культурное   строительство»   появился   в   первых   директивных документах партии и государства и означал планомерное воздействие на всю духовную     жизнь     общества     со     стороны     партийных, государственных   структур   и   общественных   организаций.  

Определяющая роль в этой триаде отводилась коммунистической партии. Ее программные цели,   принципиальные   установки   по   вопросам   культуры   возводились   в степень   государственной   политики. 

Именно  на  партию  возлагалась  задача «руководить     всей     политической     и     культурной     работой     органов государственной   власти» .  

Идеологическая   направленность   культурного строительства   была   определена   еще   на  VIII  съезде   РКП(б).  

В   Программе съезда   было   заявлено,   что   в   области   культуры   партия   будет   твердо добиваться «самой широкой пропаганды коммунистических идей». За семь послевоенных   лет   состоялось   шесть   всесоюзных   съездов,   столько   же конференций, несколько десятков пленумов ЦК, десятки республиканских и сотни губернских и областных съездов и конференций.

Не было ни одного из них,   где   бы   не   рассматривались   вопросы   культурно-просветительской  работы, не   признавалось   бы   идеологическое  начало   в культурном строительстве.

Культпоходы  20-30-х годов. Целью культпохода была ликвидация неграмотности и связанное с ней бескультурье в быту. Культпоход в деревню начался по инициативе молодежи, комсомольцев в 1928 г. В дальнейшем в задачи культпохода входила помощь культурно-досуговым учреждениям в создании материальной базы (закупка книг, музыкальных инструментов).

Нередко эта серьезная работа проводилась компанейски, стихийно, беспланово.

Результаты культпоходов. Значительно повысился общий культурный уровень населения, было открыто большое количество учреждений культуры, чайных вместо грязных пивных лавок, столовых и общежитий.

В течение 1928-1932 гг. разными типами школ ликбеза было охвачено свыше 30 млн. человек. РСФСР, УССР и некоторые другие к концу 30-х гг, в основном завершили ликвидацию неграмотности среди населения в возрасте от 9 до 49 лет; несколько отставали в этом отношении отдельные национальные республики, особенно среднеазиатские.

Определенную роль в развитии культурно-досуговой сферы сыграла организация съездов по внешкольному образованию,  конференции и специальные совещания.1 Всероссийский съезд Пролеткульта (1920 г.), совещание заведующих отделов внешкольного образования (1920 г.) официально закрепили политизацию культуры и культурно-досуговой сферы.

 Исходя из их решений  основными направлениями работы клубов, библиотек, изб-читален были:

политическое просвещение,

антирелигиозная, производственная и агротехническая пропаганда,

пропаганда здорового быта,

 работа среди женщин,

 организация отдыха  и развлечений и развитие художественной самодеятельности.

  Результаты работы учреждений культуры оценивались в основном по результатам экономической и политической жизни. Важная сфера их работы - организация их досуга и творчества - отодвигалась на задний план.

Сеть учреждений культурно-досуговой сферы была безусловно недостаточной в связи с экономическими трудностями.

На основе декрета «О централизации библиотечного дела в РСФСР» (1920 г.) предусматривалось объединение всех библиотек страны, находящихся в различных ведомствах, в единую библиотечную сеть РСФСР. К концу 1920 г. в стране имелось около 15 тыс. стационарных библиотек и более 13 тыс. библиотек при избах-читальнях: в них насчитывалось более 15 млн. экземпляров книг.

В 20-е гг. это были рабочие клубы, комсомольские клубы, красноармейские клубы. Развитию теории клуба значительное внимание уделяла Н.К. Крупская, бессменный руководитель государственных органов в сфере культуры (1918-1930 гг.). С 1918-1919 гг. развивается сеть изб-читален в деревне.В национальных районах открылись «красные чайханы», «красные юрты», «красные яранги» и др.

К концу 1917 г. в РСФСР имелось более 16 тыс. культпросвет учреждений  различного типа, в 1919 г. их стало более 90 тыс., а в 1920 г. - около 95 тыс.

Основным методом работы клубок, библиотек, изб-читален в 20-е гг. была политическая агитация, а в 30-е годы - пропаганда, более углубленная работа с населением, как правило, кружковая.

Создавались кружки:

  • политические, естественнонаучные, антирелигиозные, санитарные, домоводства, охраны материнства и др.

Клубные учреждения формировали у людей интерес к политической жизни страны через такие формы работы, как

  • коллективные чтения,
  • устные газеты,
  • политгазеты, политбои, политигры, политрулетки, политаукционы и др.

Пролеткульт - это культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая накануне Октябрьской революции и прекратившая свое существование в 1932 году.  Теоретики Пролеткульта А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создаваема только  представителями рабочего класса.

В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное наследие, за исключением тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением.

В 1919 г. Пролеткульт имел 88 губернских и уездных организаций и издавал в центре и на местах 15 журналов, в том числе «Пролетарскую культуру», «Гори» и другие. Эта культурно-просветительная организация создавала рабочие клубы, театры, различные художественные студии; было сделано немало для приобщения народа к искусству. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике даже руководством большевистской партии (письмо В. И. Ленина в ЦК РКП (б) «О пролетарской культуре» 1920 года).

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) Влиятельной творческой группой был РАПП. Организационно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 года. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, Ф. И. Панферов и ряд других. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теориями Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 году РАПП был распущен.

Создание советского режиссерского театра. самые решительные перемены в первое революционное десятилетие произошли с русским театром. В советском режиссерском театре  именно режиссеру не только необходимо было иметь изобретательную фантазию постановщика, но и творческую волю, способную сплотить театральный коллектив, а также очень высокую гражданскую и художническую активность. Всеми этими качествами обладал Е. Б. Вахтангов — создатель одноименного театра, одного из самых известных театров мира. За свою недолгую жизнь он поставил несколько спектаклей, но каждый из них (будь то «Принцесса Турандот» К. Гольдони или чеховская «Свадьба») стал образцом сценической трагедии, сценического гротеска и того, что мы сегодня называем праздничной театральностью.

Ученик К. Станиславского, младший современник В. Мейерхольда, близкий друг великого русского актера М. Чехова, Е. Вахтангов воспитал целую плеяду талантливейших советских режиссеров и актеров, среди которых особо выделялись Ю. Завадский и Р. Симонов.

Первый театр рабочей молодежи возник в Ленинграде в 1925 г., в 1930 г. их количество достигло 70. Прочное место в репертуаре театров занимают пьесы русской классической литературы, популярны инсценировки.

Художественная самодеятельность. В 20-е гг. никакая статистика не могла учесть количества кружков и художественных студий. Преобладали театральные коллективы, однако развивались и другие жанры творческой деятельности.

Кружки были многочисленными, имели от 50 до 100 участников, которые сами шили, готовили реквизит, рисовали декорации будучи одновременно «артистами». Большинство самодеятельных коллективов не имело никаких денежных средств. В репертуаре театральных кружков были классические пьесы, но предпочтение отдавалось героическим. Популярностью пользовались пьесы Гоголя, Островского, Чехова, Горького.

Большое место в репертуаре художественной самодеятельности занимали инсценировки, которые посвящались различным политическим и революционным событиям. Начали создаваться первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходит также количественный рост художественной самодеятельности. В 1930 г. в самодеятельных коллективах было 600 тыс. участников, а в 1936 г. их число достигло 3 млн.  В 20-е гг. возникают такие виды инсценировок, как «живая газета» и «политсуд».

«Живые газеты» возникали в условиях острого недостатка печатных газет и были рассчитаны в основном на малограмотную аудиторию. В дальнейшем происходит усложнение этой формы, в ней используется метод театрализации, клоунады. В 30-е гг. увеличился выпуск музыкальных инструментов, а также специальной литературы: партитур, переложений для художественной самодеятельности. «Живая газета» уступила место «ТВАМам» (театры рабочей молодежи) и агитбригадам. В 30-40 гг. расширяются жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми и музыкальными коллективами возникают изостудии и танцевальные коллективы.

Подготовка кадров для культурно-досуговых учреждений. Начиная с 1919 г. при совпартшколах были открыты политпросветотделения, в центре и на местах функционировали краткосрочные курсы для избачей и библиотекарей.

В 1919 г. открыты Академии коммунистического воспитания в Москве и Петербурге. Еще в годы гражданской войны были созданы институты народного просвещения с факультетами внешкольного просвещения (около 40 таких институтов).  В 20-е гг. при 20 педагогических техникумах открылись политпросветотделения. В 30-е гг. была создана сеть высших учебных заведений, готовящих работников культурно-досуговых учреждений. Учебные планы, программы большинства учебных курсов посвящены подготовке идеологических кадров, проводников политики партии в воспитательной работе. Такова была направленность подготовки специалистов  для учреждений культуры и в последующие годы, плоть до 80- х гг.

Высшая школа, традиционный источник и оплот русской интеллигенции, подверглась атаке большевиков. В 1918 году был принят декрет, отменивший любые вступительные экзамены и дающий право любому гражданину старше 16 лет беспрепятственно поступать в любой вуз. Наркомпрос открыл много новых вузов. Рабочая молодежь поступала  в университеты, но была не в состоянии воспринимать лекции, не готова к самостоятельному приобретению знаний. Пролетарии покинули студенческие аудитории, где снова воцарились выходцы из буржуазно-интеллигентских семей. Раздраженная профессура была настроена антисоветски, и университеты стали центрами оппозиции. Тогда в 1919 году были отменены ученые степени и звания, что дало возможность выдвигать на руководящие должности в вузах рабочих и «красных профессоров», не имеющих академической подготовки. Были пересмотрены составы кафедр и учебные программы, введены кафедры марксизма-ленинизма и т. д.

Самая же конструктивная реформа — создание рабочих факультетов, ставших кузницами рабоче-крестьянской интеллигенции. Система рабочих факультетов — рабфаки. На рабфаки принимали молодежь по командировкам предприятий, государственных и общественных организаций. Трехлетнее обучение давало знания в объеме средней школы и приравнивалось к работе на производстве, слушатели дневных рабфаков обеспечивались стипендиями.

Окончившие рабфак переводились в состав студентов вуза без вступительных экзаменов. Сеть рабочих факультетов быстро росла, в начале 1930-х годов насчитывалось около тысячи рабфаков, где обучались примерно 340 тысяч человек. Однако в конце 1930-х годов в связи с развитием средней школы рабфаки утратили свое значение и были упразднены.

Герои культурной революции. Большевистская власть требовала, чтобы профессиональной гуманитарной интеллигенцией неукоснительно применялись принципы коммунистического воспитания трудящихся (партийность, классовость, демагогичность)  -  учителями, литераторами, служителями искусства, библиотечными и клубными работниками. Однако это требование трудно было реализовать, потому что в 1920-е годы интеллектуальный слой представляли люди дореволюционной формации, зачастую неодобрительно относившиеся к идеологии большевизма и советской власти. Но были среди них и те, кто взял на себя эту работу. Надежда Константиновна Крупская (1869-1939 родилась в семье типичных интеллигентов 1960-х годов, вольномыслящих, гордых и бедных. Надежда Крупская с 14 лет подрабатывала репетиторством; окончив гимназию, работала «домашней наставницей», преподавала в профессиональной женской школе, давала частные уроки. Н. Крупская становится активным членом марксистских кружков, начинает пропагандировать марксизм среди рабочих, используя свои бесплатные уроки в вечерне-воскресной школе. В 1894 году — личное знакомство с Владимиром Ульяновым и начало нелегальной революционной деятельности. Н. К. Крупская десять лет бессменно возглавляла Главполитпросвет вплоть до его расформирования в 1930 году. Она довольно гуманистично представляла задачи политического просвещения, считая, что Главполитпросвет как подсобный орган партии должен не только заботиться о просвещении умов, о выработке в массах «правильного понимания вещей, о выработке коммунистического миросозерцания», но и бороться «за воспитание чувств, за воздействие на сердца, за воспитание в массах коммунистической психологии». Вместе с тем с именем Н. К. Крупской связана пресловутая «чистка библиотечных фондов». из фондов массовых библиотек были полностью исключены все религиозные издания и все книги, в заглавии которых встречаются слова «Бог», «Божий». Валерий Яковлевич Брюсов.  Признанный мэтр символизма, эрудит и литературовед стал одним из  руководителей Наркомпроса, ответственным за государственную политику в библиотечном деле. Во время Гражданской войны и военного коммунизма Брюсов возглавлял Московский библиотечный отдел (июль 1918-го — июнь 1919 г.), отдел научных библиотек (июнь-декабрь 1919-го), литературный отдел Наркомпроса и литературную студию.

Информация о работе Лекции по "Социально-культурная деятельность"