Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 09:08, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит человека бережному отношению ко всему созданному человеком, развивает способность не только осваивать информацию, но видеть динамику развития человеческого сознания от мифосознания к религии и научному осмыслению окружающего мира, на личностно-ориентированное образование и концепцию развивающего обучения. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ мировой художественной культуры.
Введение ____________________________________________3
Глава I.Интеграционные основы формирования культурных дисциплин
. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры ________________________________________
9
1.2. Культурологическое образование как фактор формирование социо - культурной компетентности ___________________
14
1.3. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла _
23
Глава II.
МХК в культурологическом образовании
2.1. Пути становления Мировой художественной культуры как учебного предмета _______________________________________
26
2.2. Значение предмета Мировая художественная культура в системе образования ______________________________________
32
2.3. Культурология как основа образовательного курса _______
44
2.4. Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы ____________
51
2.5 Культурологические принципы, методы построения программы МХК _________________________________________________
57
2.6. Программное обеспечение курса МХК в школе ___________
64
2.7.Планирование уроков Мировой художественной культуры __
81
Заключение ____________________________________________
125
Библиографический список _________________________________
Совершая видео - посещая Свято - Троицкую Сергиеву Лавру, вы увидели, что люди и старшего поколения, и молодежь, и дети все чаще обращаются к источнику, из которого черпали духовную силу наши предки; что ни на один день не прекращается молитва у раки с мощами Преподобного Сергия, не иссякает поток спешащих к нему с молитвой и слезами людей и не оскудевает благодатная помощь, изливающаяся здесь в человеческие души.
И сейчас, как никогда, мы должны особенно усердно прибегать к его помощи, потому что наша жизнь стала настолько страшна, что только Божие чудо сможет изменить ее к лучшему...
3. Давайте обратимся к страницам вашей коллективной
реферативно-исследовательской работы «Заступник Земли Русской» и
компьютерной презентации «Заступник Земли Русской».
(Демонстрируются слайды 1, 2, 3).
Озвучивает ученица «компьютерной
группы».
4. Работа с фрагментами очерка Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» и «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого.
«Как святой, Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен…»
Эти слова из очерка Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».
«В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты и несравнимое ни с чем благоухание России. Все — возведенное к предельной легкости, чистоте».
(Сергий олицетворяет собой Россию, ее нравственную силу, духовность.)
(Осмысление национальных основ, особенностей сознания русского человека в эпоху исторических катастроф, надежда на возрождение духовности; осознание своей связи с Родиной.
Зайцев никак не определяет жанровые параметры своего сочинения, тем самым освобождая себя от необходимости строго соблюдать каноны житийного жанра.)
(Человеком нравственной чистоты, мудрым, умным, посвятившим свою жизнь Богу и людям.)
Объясняют «богословы».
(Преподобными т.е. максимально (очень) подобными высшему идеалу, называют святых, которые своими подвигами и святостью жизни достигли высшего нравственного достоинства. Уже само это слово говорит об особом почитании монашества, о признании его высокой роли).
(Написано оно было в 1418 г., спустя 26 лет после кончины святого Сергия, его учеником премудрейшимЕпифанием, который сам более 30 лет провел в Троице-Сергиевом монастыре.
В «Житии» предстает
идеальный герой древней
Ответы учащихся («биографы и историки ХПК»);
дополнение сведений учителем
(выборочное чтение отрывков «Жития…» и очерка Б. Зайцева).
Родители Варфоломея, Кирилл и Мария, были благочестивы и праведны. Будучи знатными ростовскими боярами, они, тем не менее, вели жизнь простую, с крепким и серьезным укладом.
« …Преподобный Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария, которые были всякими добродетелями украшены…
Мария блюла себя от всякой скверны и от всякой нечистоты, постом ограждала себя, и всякой пищи скоромной избегала, и мяса, и молока, и рыбы не ела, лишь хлебом, и овощами, и водой питалась. Часто она тайно, со слезами, молилась Богу: „Господи! Спаси меня, соблюди меня, убогую рабу Твою, и младенца этого, которого ношу я в утробе моей, спаси и сохрани…»
Мать носила его «как сокровище, как драгоценный камень, как чудный бисер, как сосуд избранный».
Постепенно Мария утвердилась в стремлении посвятить сына Богу.
Преподобный родился 3 мая 1314 года. Через сорок дней родители принесли его в церковь для крещения, которое „со тщанием" совершил иерей Михаил. Погружая младенца в купель, ощутил иерей особую благодать Божию. Мальчика назвали именем Апостола Варфоломея. Слышав рассказ Кирилла и Марии о чудесном событии в храме, иерей произнес знаменательные слова о том, что младенец „будет сосудом избранным Бога, обителью и слугой Святой Троицы" («Житие Сергия Радонежского»).
Детство Радонежского подвижника ознаменовано чудесами. Так, будучи младенцем, он отказывался от молока по средам и пятницам. Взволнованная мать советовалась с другими женщинами, думая, что ребенок болен.
Однако никаких существенных признаков болезни у мальчика не наблюдалось: „Он не плакал, не стонал, не был печален. Но и лицом, и сердцем, и глазами младенец был весел, и всячески радовался, и ручками играл". Тогда все поняли, что в этом младенческом воздержании проявилось особое избранничество Варфоломея. А еще не брал он грудь кормилицы, но питался молоком только своей благочестивой матери.)
5. Рассказ учителя и
учащихся о древних миниатюрах
из лицевого «Жития
преподобного Сергия
о художнике М.В. Нестерове;
работа с репродукциями нескольких картин;
продолжение работы со слайдами презентации.
(Демонстрируются слайды 7, 8).
В Житии Сергия Радонежского, написанном Епифанием Премудрым, рассказывается о том, как мальчик Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) с трудом учился в школе и отставал от товарищей. Мальчика ругали родители, укоряли сверстники, а учитель наказывал - «томил» телесными наказаниями. В миниатюре «Сергий Радонежский в школе» отражены пять сюжетов. В левой нижней части - учитель и Варфоломей с книгой. В центре, на помосте, сидят ученики с открытыми книгами. Варфоломей стоит за ними, а двое товарищей упрекают его за плохую учебу. В правой нижней части - два ученика, сидя на полу с поджатыми ногами, пишут гусиными перьями на развернутых столбцах. За ними изображено наказание мальчика Варфоломея. Сверху, в правом углу, родители, Кирилл и Мария, бранят Варфоломея. Слева изображен молящийся Варфоломей.
Вторая миниатюра «Видению отроку Варфоломею».
Когда мальчику исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте. Его братья — старший Стефан и младший Петр — учились хорошо, а ему грамота давалась с большим трудом: он никак не мог понять объяснений учителя, весьма старавшегося втолковать отроку книжную мудрость. Рядом со своими сверстниками и братьями „неспособный" ученик казался не только несообразительным, но и нестарательным, ленивым, поэтому терпел наказания. Варфоломей проливал слезы и усердно молился: „Господи! Дай мне выучить грамоту эту, научи меня и вразуми меня". Так с самого детства Господь смирял Варфоломея, готовя его сердце к принятию благодати.
Именно об этом рассказывает картина художника Михаила Васильевича Нестерова, избравшего в искусстве путь «поэтизированного реализма».
«Видение отроку Варфоломею».
Сумел ли художник выразить черты характера, свойственные Варфоломею?
(Да, художник запечатлел в созерцательной позе мечтательного, тихого и скромного мальчика.Вместе с тем видно, что он может быть упорен в достижении высокой жизненной цели.)
Михаил Васильевич Нестеров родился семье, жившей по старинному укладу: ходили в церковь, соблюдали посты, радовались праздникам. Все переживания детства Нестерова, его представления о высшей правде, о совершенной красоте связывались с религиозным чувством, что не могло не отразиться в его художественном творчестве.
Нестеров рано стал самим собой — художником, сказавшим свое слово в искусстве. Героями своих картин художник выбирает людей особого склада, натуры чистые в своих помыслах, а «людей духовного подвига» пишет особенно любовно.
Летом 1888 г. М.В. Нестеров живет в Сергиевом посаде при Троице-Сергиевой лавре, где пишет картину «Видение отроку Варфоломею», которую сразу же приобретает для своей галереи П.М. Третьяков. Этим произведением Нестеров начал ряд картин, посвященных жизни и трудам Сергия Радонежского, выдающегося деятеля древней Руси, способствовавшего ее объединению.
Для Нестерова образ
Сергия был воплощением
Рассказ ученика-«искусствоведа».
В работе над этой картиной для Нестерова был очень важен выбор пейзажа. Найдя нужный пейзаж и уже написав фигуру мальчика и некоторые пейзажные детали картины, художник все еще искал подходящую модель для головы отрока, однако вскоре удалось и это. Ею послужила девочка лет десяти, стриженая, с большими, широко открытыми удивленными глазами. Художник начал писать этюд с этой девочки. Бледное, осунувшееся, с голубыми глазами лицо девочки моментами казалось ему прекрасным. Обращали на себя внимание и ее руки — худенькие, с нервно сжатыми пальцами. Через два-три сеанса этюд был готов. Придавая большое значение этому образу, Нестеров писал: «Я пишу «Варфоломея», его голову, самое ответственное место в картине. Удастся голова — удалась картина. Нет — не существует и картины».
Рассказ ученика- «историка ХПК».
В основу сюжета картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» легло религиозное предание. Оно уже знакомо нам по очерку Б.К. Зайцева. Давайте вспомним содержание предания. Однажды отец послал Варфоломея искать пропавших лошадей. В лесу под дубом юный отрок увидел «старца черноризца». Варфоломей приблизился к нему и в ответ на ласковые расспросы старца поведал свою печаль — неспособность овладеть грамотой. Тогда старец, протянув мальчику кусочек просфоры, повелел вкусить, заверив его, что с этого времени, по благословению Божьему, постигнет он грамоту. И действительно, вернувшись из леса домой, Варфоломей, к удивлению родных, сумел правильно прочесть и складно пропеть псалом. Таким образом, по благословению Бога получив разум к книжному учению, он стал преуспевать в нем, обретая мудрость.
Беседа по картине.
Привлекается к работе весь класс и группа «искусствоведов».
(Нет.Варфоломей как будто ждал его и застыл в трепетном восторге, широко открытые глаза его, не отрываясь, смотрят на видение).
(Хрупкая фигурка мальчика среди далеко простиравшейся местности — словно молодая березка на ветру, худенькие руки с плотно сжатыми пальцами сложены в молитве.)
(В васильковых глазах мальчика светится „душевная чистота, спокойствие и какое-то тихое ожидание, но они печальны и поражают недетской силой убежденности.)
(Да, Варфоломей не просто созерцает старца, но и говорит с ним.Это видно по его жестам, позе.)
(Варфоломей поведал монаху свою печаль: он не может овладеть грамотой.Монах дал отроку кусочек просфоры и сказал, что теперь по благословению Божьему он научится читать и будет мудрым.)
(Мы не видим его лица, почти целиком закрытого капюшоном. Наверное, художнику важно было показать не выражение лица, а общий облик старца. Он стоит, слегка наклонив голову. Вокруг головы круг как солнечное сияние. С особой тщательностью художник изобразил руки с тонкими пальцами, держащие дароносицу. Образ монаха не конкретен, как бы нереален: он — видение отроку.)
Информация о работе Мировая художественная культура в контексте культурологического образования